«Способы проверки безударных гласных в корне слова»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Лобазникова Ольга Васильевна

 

 

МБОУ Луховицкая средняя общеобразовательная школа №2

с углубленным изучением отдельных предметов

 

 

Открытый урок русского языка

по теме: «Способы проверки безударных гласных в корне слова»

 

 

 

 

Подготовила:

Учитель начальных классов  Лобазникова О.В.

 

 

 

 

 

 

28 ноября 2012 г.

РМО учителей начальных классов.

 

I. Организационный момент.

Вот звенит уже звонок

Начинается урок.

Необычный день у нас

И гостями полон класс.

Что гостям  сказать нам  надо?

(Видеть вас мы очень рады! Здравствуйте!)

А теперь за парты  сели

На меня все посмотрели.

 

II  Введение в тему, постановка цели урока.

Начнем урок с истории, которая произошла с одним учеником.

(читает ученик)

Вызвал внезапно учитель к доске.

Вот и стою у доски я в тоске.

Так неудобно стоять у доски,

Словно ботинки мне стали узки.

Все, что слегка подучил я вчера,

Все, как назло ,позабыл до утра.

Громко учитель диктует «Окно»

Мелом пишу на доске  я «Ак-но».

Слышу, как шум поднимается в классе

«Надо писать через –О-, через –О-!»

Мел я в смущеньи крошу на куски…

Эх! Опозорился я у доски!

 

-Почему опозорился ученик?

-Какое правило он не знал?(Правило проверки б.г. )

-В какой части слова стоит б.г. в слове ОКНО?

-Кто определит тему нашего урока?(б.г. в корне слова)

-Сколько способов проверки б.г. в корне слова мы знаем?(2 способа)

-Как теперь прозвучит тема нашего урока?(Способы проверки  б.г.в корне слова)

НА ПРОЕКТОРЕ: Тема урока .Способы проверки безударных гласных в корне слова.

III. Работа по теме урока.

1 Наблюдение над однокоренными словами.

 На доске: Побелело, белый, белизна, белка.

-Какие слова написаны на доске?(однокоренные, родственные)

-Все ли родственные?(Нет, слово белка не родственное)

-Какие слова называются родст., однокорен.?( имеющие общий корень и общее значение)

-Какое значение здесь? (белый цвет).

-Напишите однокор. слова, выделите в них корень.

-Как написан  в них  корень? (одинаково)

-Делаем вывод: Как  пишутся корни в однокор. словах? (одинаково)

-Какое слово проверяемое ? (побелело, белизна)

-Почему? (без ударения)

-Какое слово проверочное? (белый)

-Почему? (стоит под ударением)

-Разберем слово « побелело» по составу.

 

2  Орфографическая минутка.

-Какое время года на дворе?

-Назовите осенние месяцы.

-Сколько дней осени осталось?

-На пороге какого времени года мы стоим?

-Отгадайте загадку:

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица-

 Белокоса, белолица.

Вот махнула рукавом-

Все покрылось серебром!

 

-Что за тройка прилетела? (зимние месяцы)

-Что за царицу они привезли? ( зиму)

-Сообщаю вам, что урок у нас тоже будет  «зимний» и в качестве поощрений за очень  хорошие ответы вы будете получать « снежинки»

 

-Назовите зимние месяцы.

На доске предложение с пропущенными орфограммами.

Д . кабрь,  .нварь, ф . враль- зимние мес . цы.

-Прочитайте предложение ,спишите, вставляя пропущенные орфограммы.

Работа с предложением.

-Проверяемые или непроверяемые б.г. в словах? (непроверяемые)

-Как называются по –другому слова с непровер. б. г? ( словарные)

-Найдите в предложении слово, в котором букв больше, чем звуков.(декабрь, февраль)

-Почему?

-Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв?(зимние)

-Почему?

-Найдите слово, в котором звуков и букв одинаковое количество.(месяцы, январь)-Почему?

3  Словарная работа.

-Построим снежную горку из словарных слов. Будем лепить ее из снежков.

(Дети записывают слова в тетрадь через запятую, один работает у доски-вставляет « снежки с буквами» в слова на карточках. Карточки расположены в виде горки.)

 

 

мес . ц

м . роз­­

п . льто

 я

 о

 а

 е

 и

 я

 

 

 


 

вет . р

праздн . к

                                                                                            
 

 

4  Физкультминутка « Игра в снежки» (под музыку изобразить, как кидают снежки в цель- в снеговика на доске)

5 Работа со словарем , введение нового слова.
-Сегодня мы познакомимся с еще одним словарным словом. Откройте свои словарики на с.67.

-С каким  словом будем знакомиться? (метель)

(слово вывешивается на доске)

-Что такое метель? Дайте определение. (это сильный ветер со снегом, вьюга)

-От какого глагола произошло слово? (от глагола « мести», ветер как будто метет снег)

-Выполните задание №1.

-Запишите слово 1 раз, выделите орфограмму, поставьте ударение и разделите на слоги.

-Выполните задание №3

-Во 2 пословице вставьте пропущенные орфограммы.

.нв.рю -батюшке- м.розы, ф.вр.лю-м.тели.

-Как понимаете пословицу?

-Найдите слова с непроверяемой б.г.(январю-я, морозы-о,февралю-е, метели-е)

-А теперь найдите слова с проверяемой  б.г. и проверьте их. (январю-а,проверочное слово-январь,февралю-а, проверочное слово февраль)

 

-Вспомним правило проверки б.г. в корне слова.(Чтобы проверить б.г. в корне слова , надо изменить форму слова или подобрать однокоренное  слово, чтобы б.г. стал ударным.)

-Каким способом проверили слова в пословице?(изменением формы слова)

-Что значит изменить форму слова?(изменить окончание)

-А что изменяется, когда  подбирается однокоренное слово?(меняется основа слова и часть речи.

-Помня об этом, проверим слова.

6  Упражнение в подборе проверочных слов.

На доске задания:

а) Приглашаются 3 ученика, по одному от каждого ряда. По окончании работы каждый  называет способ проверки , результат  оценивается.

1 ряд

2 ряд

3 ряд

с . сна

х . лмы

с . неть

в . да

сн . га

бл . стеть

з . ма

л .са

х . дить

 

 

б) Одновременно индивидуальное задание . 2 ученика получают задание на карточках.

Прил.тели   к нам   м.тели,

 Зал.пили  снегом  щели.

На  .кне  ст.рик  М.ро_

Льдинкой  росписи нанес.

Взаимопроверка. Результат оценивается.

в)Одновременно индивидуальное задание. 2 ученика на обратной стороне доски составляют  пословицу  из карточек со словами.

г)Остальные уч-ся работают с сигнальными  веерами с гласными буквами. Учитель называет слово с б.г., уч-ся  проверяют его и показывают карточку с нужной буквой.

Слова: варенье, моряк, далекий, светить, звонок, зверьки, гроза, трава, гористый.

Фронтальная проверка: по одному называют проверяемую б.г.,  проверочное слово и способ проверки.

Вывод:

-Что общего у двух способов проверки б.г. в корне слова? ( их надо ставить под ударение, делать ударными).

-Вспомним четверостишье о без. гл.

Безударный гласный-стоп!

Писать его опасно!

Если есть сомненье

Ставь под ударенье!

-Помня об этом, будем работать дальше. Но сначала немного отдохнем.

  7  Физкультминутка.(показывают две ученицы)

Пускай снегами все заносит   (руки через стороны вверх)

Пускай лютуют холода(прыжки на месте, обхватив себя руками)

Зима меня не заморозит(рывки перед грудью)

Не напугает никогда( рывки руками вверх)

Зимою белые снежинки(кружатся с поднятыми руками влево)

Танцуют за моим окном(то же в право)

А дед Мороз свои картинки(имитация рисования на окне)

Рисует на стекле ночном.(аналогично)

8  Повторение  пройденного.

-Продолжаем работать дальше.

-Составьте из данных слов предложение и запишите его.

л.са, з.ма, сугробами, зав.лила.

Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их.

(л.са- лес-проверяем изменением формы слова по принципу много- один,

з.ма -зимы-аналогично по принципу один- много,зав.лила- валит- подбор однокорен. слова)

-Найдите главные члены предложения и подчеркните их.

-Какой частью речи является подлежащее?(сущ.)

-Какой частью речи является сказуемое?(глаг.)

-Какой частью речи явл. второстеп. член   сугробами?  Как узнать?(поставить в нач. форму)

-Какой частью речи явл. вт. чл.   леса?  (сущ.)

9   Лирическая пауза.

-Вы наверняка обратили внимание на поэтичность этого предложения. О зиме в нем говорится как о живом человеке, о женщине. Используется литературный прием  олицетворение. Давайте послушаем  коротенькие

отрывочки из  стихов  о зиме наших великих русских поэтов- классиков.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ  КАРТИН   О ЗИМЕ  НА ФОНЕ ТИХО ЗВУЧАЩЕЙ МУЗЫКИ.

А. Пушкин

Вот север, тучи нагоняя

Дохнул, завыл- и вот сама

Идет волшебница зима.

Ф. Тютчев

Чародейкою Зимою

Околдован,  лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

 

 

 

А .Фет

Мама! Глянь-ка из окошка-

Знать вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело

Посветлело ,побелело-

Видно, есть мороз.

 

А.Пушкин

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе.

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только  в январе

На третье в ночь.

 

И. Никитин

Здравствуй, гостья – зима!

Просим милости к нам!

Песни севера петь

По лесам и степям.

 

С. Есенин

Заколдован  невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

 

А .Плещеев

За ночь выпал снег глубокий

 И мороз как в декабре.

Уж впрягли в салазки Жучку

Ребятишки во дворе.

И. Никитин

Весело сияет месяц над селом.

Белый снег сверкает синим огоньком.

И. Суриков

Белый снег пушистый

 В воздухе кружится.

 И на землю тихо

Падает, ложится.

А. Пушкин

Зима! Крестьянин торжествуя

На дровнях обновляет путь.

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как –нибудь.

С.Есенин

Поет зима -аукает

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном  сосняка.

Кругом, с тоской глубоко

Плывут в страну далекую

Седые облака.

 

10  Работа над пройденным материалом.

а)-Прочитаем составленную детьми пословицу.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

-Как вы ее понимаете ?

-Что такое сани, дайте определение.(зимняя повозка на двух полозьях)

(Рассматривание картинки с изображением саней)

-Покажите полозья.

А давайте подумаем, откуда взялось слово полозья?

(конечно, от названия одной из неядовитых змей-полоза  Полозья саней и

в  самом деле оставляют на снегу след, похожий на змеиный)

б)Звуко-буквенный анализ.

-Сделайте звуко-буквенный анализ словам :

1вар.  Змея-(2сл,4б.,5зв: 2 гл.,3согл.)

2вар . Полозья-(3сл.,7б.,7зв: 3гл.,4согл.)

-Какой синоним есть у слова санки? (салазки)

-В каком числе всегда употребляются слова санки.салазки?( во мн. ч.)

 

-Сани у наших предков были главным  средством передвижения зимой. Как вы думаете, что означает слово санник? Так называли мастера, изготовляющего сани .Санничать- делать сани, полозья.  Был даже специальный день в декабре-Екатерина-Санница. В этот день на Руси открывался санный путь (т.е. путь. проторенный санями) и устраивались катания на санях. Много средств передвижения у нас сейчас, но на санях в сельской местности передвигаются до сих пор .И до сих пор мамы с удовольствием  везут своих деток на саночках, и деткам это очень нравится.

-Подберите  однокоренные слова к слову сани. (сани- санки ,саночки, санный, Санница, санник, санничать.

-Найдите корень в этих словах.

 А какое удовольствие  прокатиться на санках с горки!

 в)Работа с текстом  стихотворения.(читает учитель)

-Положите лист с текстом стихотворения  перед собой. Ваша задача-найти  каждому как минимум 3 слова с б.г.в корне  и подобрать проверочное слово, называя способ проверки. Не повторяться!

На горке.

Обойди хоть все дворы

Лучше не найти горы!

Осторожно! Берегись!

Детвора несется вниз

Стоя, сидя ,на коленках,

На картонках,на фанерках,

Не зевайте впереди!

Не вставайте на пути!

Ого-го!  Смотрите сами,

 Что за чудо эти сани:

Еле сели впятером

И помчались с ветерком

По прямой до поворота

Позади остался кто-то.

Налетели на сугроб,

Кто доехал-на бок хлоп!

(Дети устно объясняют написание слов с б. г.)

Слова:дворы,горы,берегись,детвора,несется,не зевайте, не вставайте, смотрите, впятером,с ветерком, по прямой, позади,налетели.         

IV  Итог урока.

Молодцы! Урок подходит к концу, подведем итоги.

-Чему учились?(проверять б.г.)

-Что повторяли? (разбор по членам предложения,  по частям речи, по составу слова, звуко-бук. анализ)

-Кроме рус. языка, материал каких уроков присутствовал на уроке?( лит. чтения, окр. мира.)

-В память о нашем открытом уроке я дарю вам репродукцию картины  Ф . Сычкова  «Катание с гор». На следующем уроке мы напишем по ней сочинение. Ваше д/з- устно подготовиться к нему. Мы будем писать его по коллективно  составленному плану.

-А теперь подберите подходящее для вас предложение и продолжите его.

 

НА ПРОЕКТОРЕ:

На уроке было интересно, потому что……

На уроке было весело, потому что….

На уроке было трудно, потому что….

На уроке было скучно, потому что…..

На уроке было необычно, потому что

-А теперь пусть выпадет много-много снега! (дети прикрепляют свои «поощрительные» снежинки на доску)

ВСЕМ СПАСИБО  !МОЛОДЦЫ!

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок  русского языка в 3 классе по теме «Способы проверки безударных гласных в  корне  слова»

Цели урока:

Обобщать и систематизировать знания учащихся о способах проверки безударных гласных в  корне  слова.

Формировать умения распознавать в слове ударные и безударные гласные.

Развивать внимание, наблюдательность, орфографическую зоркость.

Обогащать словарный запас учащихся.

Развивать связную устную речь.

Воспитывать интерес к русскому языку, поэтическому слову.

Формировать нравственные чувства, эмоции.

 

Оборудование:

Карточки со словарными словами.

Карточки для индивидуальной работы.

Раздаточный материал (стих. «На горке»)

Репродукция картины Ф. Сычкова «Катание с гор»

Картинка с изображением  снеговика.

Сигнальные  веера с гласными буквами.

Игрушечные сани с сидящей куклой в зимней одежде.

Карточки со словами пословицы «Готовь сани летом, а телегу зимой»

Картинка с изображением саней.

Поощрительные  «снежинки.»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Луховицкая средняя общеобразовательная школа №2

с углубленным изучением отдельных предметов

Открытый урок русского языка

по теме: «Способы проверки безударных гласных в корне слова»

Подготовила:

Учитель начальных классов  Лобазникова О.В.

28 ноября 2012 г.

РМО учителей начальных классов.

I. Организационный момент.

Вот звенит уже звонок

Начинается урок.

Необычный день у нас

И гостями полон класс.

Что гостям  сказать нам  надо?

(Видеть вас мы очень рады! Здравствуйте!)

А теперь за парты  сели

На меня все посмотрели.

II  Введение в тему, постановка цели урока.

Начнем урок с истории, которая произошла с одним учеником.

(читает ученик)

Вызвал внезапно учитель к доске.

Вот и стою у доски я в тоске.

Так неудобно стоять у доски,

Словно ботинки мне стали узки.

Все, что слегка подучил я вчера,

Все, как назло ,позабыл до утра.

Громко учитель диктует «Окно»

Мелом пишу на доске  я «Ак-но».

Слышу, как шум поднимается в классе

«Надо писать через –О-, через –О-!»

Мел я в смущеньи крошу на куски…

Эх! Опозорился я у доски!

-Почему опозорился ученик?

-Какое правило он не знал?(Правило проверки б.г. )

-В какой части слова стоит б.г. в слове ОКНО?

-Кто определит тему нашего урока?(б.г. в корне слова)

-Сколько способов проверки б.г. в корне слова мы знаем?(2 способа)

-Как теперь прозвучит тема нашего урока?(Способы проверки  б.г.в корне слова)

НА ПРОЕКТОРЕ: Тема урока .Способы проверки безударных гласных в корне слова.

III. Работа по теме урока.

1 Наблюдение над однокоренными словами.

 На доске: Побелело, белый, белизна, белка.

-Какие слова написаны на доске?(однокоренные, родственные)

-Все ли родственные?(Нет, слово белка не родственное)

-Какие слова называются родст., однокорен.?( имеющие общий корень и общее значение)

-Какое значение здесь? (белый цвет).

-Напишите однокор. слова, выделите в них корень.

-Как написан  в них  корень? (одинаково)

-Делаем вывод: Как  пишутся корни в однокор. словах? (одинаково)

-Какое слово проверяемое ? (побелело, белизна)

-Почему? (без ударения)

-Какое слово проверочное? (белый)

-Почему? (стоит под ударением)

-Разберем слово « побелело» по составу.

2  Орфографическая минутка.

-Какое время года на дворе?

-Назовите осенние месяцы.

-Сколько дней осени осталось?

-На пороге какого времени года мы стоим?

-Отгадайте загадку:

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица-

 Белокоса, белолица.

Вот махнула рукавом-

Все покрылось серебром!

-Что за тройка прилетела? (зимние месяцы)

-Что за царицу они привезли? ( зиму)

-Сообщаю вам, что урок у нас тоже будет  «зимний» и в качестве поощрений за очень  хорошие ответы вы будете получать « снежинки»

-Назовите зимние месяцы.

На доске предложение с пропущенными орфограммами.

Д . кабрь,  .нварь, ф . враль- зимние мес . цы.

-Прочитайте предложение ,спишите, вставляя пропущенные орфограммы.

Работа с предложением.

-Проверяемые или непроверяемые б.г. в словах? (непроверяемые)

-Как называются по –другому слова с непровер. б. г? ( словарные)

-Найдите в предложении слово, в котором букв больше, чем звуков.(декабрь, февраль)

-Почему?

-Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв?(зимние)

-Почему?

-Найдите слово, в котором звуков и букв одинаковое количество.(месяцы, январь)-Почему?

3  Словарная работа.

-Построим снежную горку из словарных слов. Будем лепить ее из снежков.

(Дети записывают слова в тетрадь через запятую, один работает у доски-вставляет « снежки с буквами» в слова на карточках. Карточки расположены в виде горки.)

мес . ц

 и

 е

м . роз

 я

 я

 о

п . льто

 а

        

вет . р

праздн . к

4  Физкультминутка « Игра в снежки» (под музыку изобразить, как кидают снежки в цель- в снеговика на доске)

5 Работа со словарем , введение нового слова.
-Сегодня мы познакомимся с еще одним словарным словом. Откройте свои словарики на с.67.

-С каким  словом будем знакомиться? (метель)

(слово вывешивается на доске)

-Что такое метель? Дайте определение. (это сильный ветер со снегом, вьюга)

-От какого глагола произошло слово? (от глагола « мести», ветер как будто метет снег)

-Выполните задание №1.

-Запишите слово 1 раз, выделите орфограмму, поставьте ударение и разделите на слоги.

-Выполните задание №3

-Во 2 пословице вставьте пропущенные орфограммы.

.нв.рю -батюшке- м.розы, ф.вр.лю-м.тели.

-Как понимаете пословицу?

-Найдите слова с непроверяемой б.г.(январю-я, морозы-о,февралю-е, метели-е)

-А теперь найдите слова с проверяемой  б.г. и проверьте их. (январю-а,проверочное слово-январь,февралю-а, проверочное слово февраль)

-Вспомним правило проверки б.г. в корне слова.(Чтобы проверить б.г. в корне слова , надо изменить форму слова или подобрать однокоренное  слово, чтобы б.г. стал ударным.)

-Каким способом проверили слова в пословице?(изменением формы слова)

-Что значит изменить форму слова?(изменить окончание)

-А что изменяется, когда  подбирается однокоренное слово?(меняется основа слова и часть речи.

-Помня об этом, проверим слова.

6  Упражнение в подборе проверочных слов.

На доске задания:

а) Приглашаются 3 ученика, по одному от каждого ряда. По окончании работы каждый  называет способ проверки , результат  оценивается.

1 ряд

2 ряд

3 ряд

с . сна

х . лмы

с . неть

в . да

сн . га

бл . стеть

з . ма

л .са

х . дить

б) Одновременно индивидуальное задание . 2 ученика получают задание на карточках.

Прил.тели   к нам   м.тели,

 Зал.пили  снегом  щели.

На  .кне  ст.рик  М.ро_

Льдинкой  росписи нанес.

Взаимопроверка. Результат оценивается.

в)Одновременно индивидуальное задание. 2 ученика на обратной стороне доски составляют  пословицу  из карточек со словами.

г)Остальные уч-ся работают с сигнальными  веерами с гласными буквами. Учитель называет слово с б.г., уч-ся  проверяют его и показывают карточку с нужной буквой.

Слова: варенье, моряк, далекий, светить, звонок, зверьки, гроза, трава, гористый.

Фронтальная проверка: по одному называют проверяемую б.г.,  проверочное слово и способ проверки.

Вывод:

-Что общего у двух способов проверки б.г. в корне слова? ( их надо ставить под ударение, делать ударными).

-Вспомним четверостишье о без. гл.

Безударный гласный-стоп!

Писать его опасно!

Если есть сомненье

Ставь под ударенье!

-Помня об этом, будем работать дальше. Но сначала немного отдохнем.

  7  Физкультминутка.(показывают две ученицы)

Пускай снегами все заносит   (руки через стороны вверх)

Пускай лютуют холода(прыжки на месте, обхватив себя руками)

Зима меня не заморозит(рывки перед грудью)

Не напугает никогда( рывки руками вверх)

Зимою белые снежинки(кружатся с поднятыми руками влево)

Танцуют за моим окном(то же в право)

А дед Мороз свои картинки(имитация рисования на окне)

Рисует на стекле ночном.(аналогично)

8  Повторение  пройденного.

-Продолжаем работать дальше.

-Составьте из данных слов предложение и запишите его.

л.са, з.ма, сугробами, зав.лила.

Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их.

(л.са- лес-проверяем изменением формы слова по принципу много- один,

з.ма -зимы-аналогично по принципу один- много,зав.лила- валит- подбор однокорен. слова)

-Найдите главные члены предложения и подчеркните их.

-Какой частью речи является подлежащее?(сущ.)

-Какой частью речи является сказуемое?(глаг.)

-Какой частью речи явл. второстеп. член   сугробами?  Как узнать?(поставить в нач. форму)

-Какой частью речи явл. вт. чл.   леса?  (сущ.)

9   Лирическая пауза.

-Вы наверняка обратили внимание на поэтичность этого предложения. О зиме в нем говорится как о живом человеке, о женщине. Используется литературный прием  олицетворение. Давайте послушаем  коротенькие

отрывочки из  стихов  о зиме наших великих русских поэтов- классиков.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ  КАРТИН   О ЗИМЕ  НА ФОНЕ ТИХО ЗВУЧАЩЕЙ МУЗЫКИ.

А. Пушкин

Вот север, тучи нагоняя

Дохнул, завыл- и вот сама

Идет волшебница зима.

Ф. Тютчев

Чародейкою Зимою

Околдован,  лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

А .Фет

Мама! Глянь-ка из окошка-

Знать вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело

Посветлело ,побелело-

Видно, есть мороз.

А.Пушкин

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе.

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только  в январе

На третье в ночь.

И. Никитин

Здравствуй, гостья – зима!

Просим милости к нам!

Песни севера петь

По лесам и степям.

С. Есенин

Заколдован  невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

А .Плещеев

За ночь выпал снег глубокий

 И мороз как в декабре.

Уж впрягли в салазки Жучку

Ребятишки во дворе.

И. Никитин

Весело сияет месяц над селом.

Белый снег сверкает синим огоньком.

И. Суриков

Белый снег пушистый

 В воздухе кружится.

 И на землю тихо

Падает, ложится.

А. Пушкин

Зима! Крестьянин торжествуя

На дровнях обновляет путь.

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как –нибудь.

С.Есенин

Поет зима -аукает

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном  сосняка.

Кругом, с тоской глубоко

Плывут в страну далекую

Седые облака.

10  Работа над пройденным материалом.

а)-Прочитаем составленную детьми пословицу.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

-Как вы ее понимаете ?

-Что такое сани, дайте определение.(зимняя повозка на двух полозьях)

(Рассматривание картинки с изображением саней)

-Покажите полозья.

А давайте подумаем, откуда взялось слово полозья?

(конечно, от названия одной из неядовитых змей-полоза  Полозья саней и

в  самом деле оставляют на снегу след, похожий на змеиный)

б)Звуко-буквенный анализ.

-Сделайте звуко-буквенный анализ словам :

1вар.  Змея-(2сл,4б.,5зв: 2 гл.,3согл.)

2вар . Полозья-(3сл.,7б.,7зв: 3гл.,4согл.)

-Какой синоним есть у слова санки? (салазки)

-В каком числе всегда употребляются слова санки.салазки?( во мн. ч.)

-Сани у наших предков были главным  средством передвижения зимой. Как вы думаете, что означает слово санник? Так называли мастера, изготовляющего сани .Санничать- делать сани, полозья.  Был даже специальный день в декабре-Екатерина-Санница. В этот день на Руси открывался санный путь (т.е. путь. проторенный санями) и устраивались катания на санях. Много средств передвижения у нас сейчас, но на санях в сельской местности передвигаются до сих пор .И до сих пор мамы с удовольствием  везут своих деток на саночках, и деткам это очень нравится.

-Подберите  однокоренные слова к слову сани. (сани- санки ,саночки, санный, Санница, санник, санничать.

-Найдите корень в этих словах.

 А какое удовольствие  прокатиться на санках с горки!

 в)Работа с текстом  стихотворения.(читает учитель)

-Положите лист с текстом стихотворения  перед собой. Ваша задача-найти  каждому как минимум 3 слова с б.г.в корне  и подобрать проверочное слово, называя способ проверки. Не повторяться!

На горке.

Обойди хоть все дворы

Лучше не найти горы!

Осторожно! Берегись!

Детвора несется вниз

Стоя, сидя ,на коленках,

На картонках,на фанерках,

Не зевайте впереди!

Не вставайте на пути!

Ого-го!  Смотрите сами,

 Что за чудо эти сани:

Еле сели впятером

И помчались с ветерком

По прямой до поворота

Позади остался кто-то.

Налетели на сугроб,

Кто доехал-на бок хлоп!

(Дети устно объясняют написание слов с б. г.)

Слова:дворы,горы,берегись,детвора,несется,не зевайте, не вставайте, смотрите, впятером,с ветерком, по прямой, позади,налетели.         

IV  Итог урока.

Молодцы! Урок подходит к концу, подведем итоги.

-Чему учились?(проверять б.г.)

-Что повторяли? (разбор по членам предложения,  по частям речи, по составу слова, звуко-бук. анализ)

-Кроме рус. языка, материал каких уроков присутствовал на уроке?( лит. чтения, окр. мира.)

-В память о нашем открытом уроке я дарю вам репродукцию картины  Ф . Сычкова  «Катание с гор». На следующем уроке мы напишем по ней сочинение. Ваше д/з- устно подготовиться к нему. Мы будем писать его по коллективно  составленному плану.

-А теперь подберите подходящее для вас предложение и продолжите его.

НА ПРОЕКТОРЕ:

На уроке было интересно, потому что……

На уроке было весело, потому что….

На уроке было трудно, потому что….

На уроке было скучно, потому что…..

На уроке было необычно, потому что

-А теперь пусть выпадет много-много снега! (дети прикрепляют свои «поощрительные» снежинки на доску)

ВСЕМ СПАСИБО  !МОЛОДЦЫ!

 

Урок  русского языка в 3 классе по теме «Способы проверки безударных гласных в  корне  слова»

Цели урока:

Обобщать и систематизировать знания учащихся о способах проверки безударных гласных в  корне  слова.

Формировать умения распознавать в слове ударные и безударные гласные.

Развивать внимание, наблюдательность, орфографическую зоркость.

Обогащать словарный запас учащихся.

Развивать связную устную речь.

Воспитывать интерес к русскому языку, поэтическому слову.

Формировать нравственные чувства, эмоции.

Оборудование:

Карточки со словарными словами.

Карточки для индивидуальной работы.

Раздаточный материал (стих. «На горке»)

Репродукция картины Ф. Сычкова «Катание с гор»

Картинка с изображением  снеговика.

Сигнальные  веера с гласными буквами.

Игрушечные сани с сидящей куклой в зимней одежде.

Карточки со словами пословицы «Готовь сани летом, а телегу зимой»

Картинка с изображением саней.

Поощрительные  «снежинки.»



Предварительный просмотр:

МБОУ Луховицкая средняя общеобразовательная школа №2

с углубленным изучением отдельных предметов

Открытый урок русского языка

по теме: «Способы проверки безударных гласных в корне слова»

Подготовила:

Учитель начальных классов  Лобазникова О.В.

28 ноября 2012 г.

РМО учителей начальных классов.

I. Организационный момент.

Вот звенит уже звонок

Начинается урок.

Необычный день у нас

И гостями полон класс.

Что гостям  сказать нам  надо?

(Видеть вас мы очень рады! Здравствуйте!)

А теперь за парты  сели

На меня все посмотрели.

II  Введение в тему, постановка цели урока.

Начнем урок с истории, которая произошла с одним учеником.

(читает ученик)

Вызвал внезапно учитель к доске.

Вот и стою у доски я в тоске.

Так неудобно стоять у доски,

Словно ботинки мне стали узки.

Все, что слегка подучил я вчера,

Все, как назло ,позабыл до утра.

Громко учитель диктует «Окно»

Мелом пишу на доске  я «Ак-но».

Слышу, как шум поднимается в классе

«Надо писать через –О-, через –О-!»

Мел я в смущеньи крошу на куски…

Эх! Опозорился я у доски!

-Почему опозорился ученик?

-Какое правило он не знал?(Правило проверки б.г. )

-В какой части слова стоит б.г. в слове ОКНО?

-Кто определит тему нашего урока?(б.г. в корне слова)

-Сколько способов проверки б.г. в корне слова мы знаем?(2 способа)

-Как теперь прозвучит тема нашего урока?(Способы проверки  б.г.в корне слова)

НА ПРОЕКТОРЕ: Тема урока .Способы проверки безударных гласных в корне слова.

III. Работа по теме урока.

1 Наблюдение над однокоренными словами.

 На доске: Побелело, белый, белизна, белка.

-Какие слова написаны на доске?(однокоренные, родственные)

-Все ли родственные?(Нет, слово белка не родственное)

-Какие слова называются родст., однокорен.?( имеющие общий корень и общее значение)

-Какое значение здесь? (белый цвет).

-Напишите однокор. слова, выделите в них корень.

-Как написан  в них  корень? (одинаково)

-Делаем вывод: Как  пишутся корни в однокор. словах? (одинаково)

-Какое слово проверяемое ? (побелело, белизна)

-Почему? (без ударения)

-Какое слово проверочное? (белый)

-Почему? (стоит под ударением)

-Разберем слово « побелело» по составу.

2  Орфографическая минутка.

-Какое время года на дворе?

-Назовите осенние месяцы.

-Сколько дней осени осталось?

-На пороге какого времени года мы стоим?

-Отгадайте загадку:

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица-

 Белокоса, белолица.

Вот махнула рукавом-

Все покрылось серебром!

-Что за тройка прилетела? (зимние месяцы)

-Что за царицу они привезли? ( зиму)

-Сообщаю вам, что урок у нас тоже будет  «зимний» и в качестве поощрений за очень  хорошие ответы вы будете получать « снежинки»

-Назовите зимние месяцы.

На доске предложение с пропущенными орфограммами.

Д . кабрь,  .нварь, ф . враль- зимние мес . цы.

-Прочитайте предложение ,спишите, вставляя пропущенные орфограммы.

Работа с предложением.

-Проверяемые или непроверяемые б.г. в словах? (непроверяемые)

-Как называются по –другому слова с непровер. б. г? ( словарные)

-Найдите в предложении слово, в котором букв больше, чем звуков.(декабрь, февраль)

-Почему?

-Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв?(зимние)

-Почему?

-Найдите слово, в котором звуков и букв одинаковое количество.(месяцы, январь)-Почему?

3  Словарная работа.

-Построим снежную горку из словарных слов. Будем лепить ее из снежков.

(Дети записывают слова в тетрадь через запятую, один работает у доски-вставляет « снежки с буквами» в слова на карточках. Карточки расположены в виде горки.)

мес . ц

 и

 е

м . роз

 я

 я

 о

п . льто

 а

        

вет . р

праздн . к

4  Физкультминутка « Игра в снежки» (под музыку изобразить, как кидают снежки в цель- в снеговика на доске)

5 Работа со словарем , введение нового слова.
-Сегодня мы познакомимся с еще одним словарным словом. Откройте свои словарики на с.67.

-С каким  словом будем знакомиться? (метель)

(слово вывешивается на доске)

-Что такое метель? Дайте определение. (это сильный ветер со снегом, вьюга)

-От какого глагола произошло слово? (от глагола « мести», ветер как будто метет снег)

-Выполните задание №1.

-Запишите слово 1 раз, выделите орфограмму, поставьте ударение и разделите на слоги.

-Выполните задание №3

-Во 2 пословице вставьте пропущенные орфограммы.

.нв.рю -батюшке- м.розы, ф.вр.лю-м.тели.

-Как понимаете пословицу?

-Найдите слова с непроверяемой б.г.(январю-я, морозы-о,февралю-е, метели-е)

-А теперь найдите слова с проверяемой  б.г. и проверьте их. (январю-а,проверочное слово-январь,февралю-а, проверочное слово февраль)

-Вспомним правило проверки б.г. в корне слова.(Чтобы проверить б.г. в корне слова , надо изменить форму слова или подобрать однокоренное  слово, чтобы б.г. стал ударным.)

-Каким способом проверили слова в пословице?(изменением формы слова)

-Что значит изменить форму слова?(изменить окончание)

-А что изменяется, когда  подбирается однокоренное слово?(меняется основа слова и часть речи.

-Помня об этом, проверим слова.

6  Упражнение в подборе проверочных слов.

На доске задания:

а) Приглашаются 3 ученика, по одному от каждого ряда. По окончании работы каждый  называет способ проверки , результат  оценивается.

1 ряд

2 ряд

3 ряд

с . сна

х . лмы

с . неть

в . да

сн . га

бл . стеть

з . ма

л .са

х . дить

б) Одновременно индивидуальное задание . 2 ученика получают задание на карточках.

Прил.тели   к нам   м.тели,

 Зал.пили  снегом  щели.

На  .кне  ст.рик  М.ро_

Льдинкой  росписи нанес.

Взаимопроверка. Результат оценивается.

в)Одновременно индивидуальное задание. 2 ученика на обратной стороне доски составляют  пословицу  из карточек со словами.

г)Остальные уч-ся работают с сигнальными  веерами с гласными буквами. Учитель называет слово с б.г., уч-ся  проверяют его и показывают карточку с нужной буквой.

Слова: варенье, моряк, далекий, светить, звонок, зверьки, гроза, трава, гористый.

Фронтальная проверка: по одному называют проверяемую б.г.,  проверочное слово и способ проверки.

Вывод:

-Что общего у двух способов проверки б.г. в корне слова? ( их надо ставить под ударение, делать ударными).

-Вспомним четверостишье о без. гл.

Безударный гласный-стоп!

Писать его опасно!

Если есть сомненье

Ставь под ударенье!

-Помня об этом, будем работать дальше. Но сначала немного отдохнем.

  7  Физкультминутка.(показывают две ученицы)

Пускай снегами все заносит   (руки через стороны вверх)

Пускай лютуют холода(прыжки на месте, обхватив себя руками)

Зима меня не заморозит(рывки перед грудью)

Не напугает никогда( рывки руками вверх)

Зимою белые снежинки(кружатся с поднятыми руками влево)

Танцуют за моим окном(то же в право)

А дед Мороз свои картинки(имитация рисования на окне)

Рисует на стекле ночном.(аналогично)

8  Повторение  пройденного.

-Продолжаем работать дальше.

-Составьте из данных слов предложение и запишите его.

л.са, з.ма, сугробами, зав.лила.

Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их.

(л.са- лес-проверяем изменением формы слова по принципу много- один,

з.ма -зимы-аналогично по принципу один- много,зав.лила- валит- подбор однокорен. слова)

-Найдите главные члены предложения и подчеркните их.

-Какой частью речи является подлежащее?(сущ.)

-Какой частью речи является сказуемое?(глаг.)

-Какой частью речи явл. второстеп. член   сугробами?  Как узнать?(поставить в нач. форму)

-Какой частью речи явл. вт. чл.   леса?  (сущ.)

9   Лирическая пауза.

-Вы наверняка обратили внимание на поэтичность этого предложения. О зиме в нем говорится как о живом человеке, о женщине. Используется литературный прием  олицетворение. Давайте послушаем  коротенькие

отрывочки из  стихов  о зиме наших великих русских поэтов- классиков.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ  КАРТИН   О ЗИМЕ  НА ФОНЕ ТИХО ЗВУЧАЩЕЙ МУЗЫКИ.

А. Пушкин

Вот север, тучи нагоняя

Дохнул, завыл- и вот сама

Идет волшебница зима.

Ф. Тютчев

Чародейкою Зимою

Околдован,  лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

А .Фет

Мама! Глянь-ка из окошка-

Знать вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело

Посветлело ,побелело-

Видно, есть мороз.

А.Пушкин

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе.

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только  в январе

На третье в ночь.

И. Никитин

Здравствуй, гостья – зима!

Просим милости к нам!

Песни севера петь

По лесам и степям.

С. Есенин

Заколдован  невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

А .Плещеев

За ночь выпал снег глубокий

 И мороз как в декабре.

Уж впрягли в салазки Жучку

Ребятишки во дворе.

И. Никитин

Весело сияет месяц над селом.

Белый снег сверкает синим огоньком.

И. Суриков

Белый снег пушистый

 В воздухе кружится.

 И на землю тихо

Падает, ложится.

А. Пушкин

Зима! Крестьянин торжествуя

На дровнях обновляет путь.

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как –нибудь.

С.Есенин

Поет зима -аукает

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном  сосняка.

Кругом, с тоской глубоко

Плывут в страну далекую

Седые облака.

10  Работа над пройденным материалом.

а)-Прочитаем составленную детьми пословицу.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

-Как вы ее понимаете ?

-Что такое сани, дайте определение.(зимняя повозка на двух полозьях)

(Рассматривание картинки с изображением саней)

-Покажите полозья.

А давайте подумаем, откуда взялось слово полозья?

(конечно, от названия одной из неядовитых змей-полоза  Полозья саней и

в  самом деле оставляют на снегу след, похожий на змеиный)

б)Звуко-буквенный анализ.

-Сделайте звуко-буквенный анализ словам :

1вар.  Змея-(2сл,4б.,5зв: 2 гл.,3согл.)

2вар . Полозья-(3сл.,7б.,7зв: 3гл.,4согл.)

-Какой синоним есть у слова санки? (салазки)

-В каком числе всегда употребляются слова санки.салазки?( во мн. ч.)

-Сани у наших предков были главным  средством передвижения зимой. Как вы думаете, что означает слово санник? Так называли мастера, изготовляющего сани .Санничать- делать сани, полозья.  Был даже специальный день в декабре-Екатерина-Санница. В этот день на Руси открывался санный путь (т.е. путь. проторенный санями) и устраивались катания на санях. Много средств передвижения у нас сейчас, но на санях в сельской местности передвигаются до сих пор .И до сих пор мамы с удовольствием  везут своих деток на саночках, и деткам это очень нравится.

-Подберите  однокоренные слова к слову сани. (сани- санки ,саночки, санный, Санница, санник, санничать.

-Найдите корень в этих словах.

 А какое удовольствие  прокатиться на санках с горки!

 в)Работа с текстом  стихотворения.(читает учитель)

-Положите лист с текстом стихотворения  перед собой. Ваша задача-найти  каждому как минимум 3 слова с б.г.в корне  и подобрать проверочное слово, называя способ проверки. Не повторяться!

На горке.

Обойди хоть все дворы

Лучше не найти горы!

Осторожно! Берегись!

Детвора несется вниз

Стоя, сидя ,на коленках,

На картонках,на фанерках,

Не зевайте впереди!

Не вставайте на пути!

Ого-го!  Смотрите сами,

 Что за чудо эти сани:

Еле сели впятером

И помчались с ветерком

По прямой до поворота

Позади остался кто-то.

Налетели на сугроб,

Кто доехал-на бок хлоп!

(Дети устно объясняют написание слов с б. г.)

Слова:дворы,горы,берегись,детвора,несется,не зевайте, не вставайте, смотрите, впятером,с ветерком, по прямой, позади,налетели.         

IV  Итог урока.

Молодцы! Урок подходит к концу, подведем итоги.

-Чему учились?(проверять б.г.)

-Что повторяли? (разбор по членам предложения,  по частям речи, по составу слова, звуко-бук. анализ)

-Кроме рус. языка, материал каких уроков присутствовал на уроке?( лит. чтения, окр. мира.)

-В память о нашем открытом уроке я дарю вам репродукцию картины  Ф . Сычкова  «Катание с гор». На следующем уроке мы напишем по ней сочинение. Ваше д/з- устно подготовиться к нему. Мы будем писать его по коллективно  составленному плану.

-А теперь подберите подходящее для вас предложение и продолжите его.

НА ПРОЕКТОРЕ:

На уроке было интересно, потому что……

На уроке было весело, потому что….

На уроке было трудно, потому что….

На уроке было скучно, потому что…..

На уроке было необычно, потому что

-А теперь пусть выпадет много-много снега! (дети прикрепляют свои «поощрительные» снежинки на доску)

ВСЕМ СПАСИБО  !МОЛОДЦЫ!

 

Урок  русского языка в 3 классе по теме «Способы проверки безударных гласных в  корне  слова»

Цели урока:

Обобщать и систематизировать знания учащихся о способах проверки безударных гласных в  корне  слова.

Формировать умения распознавать в слове ударные и безударные гласные.

Развивать внимание, наблюдательность, орфографическую зоркость.

Обогащать словарный запас учащихся.

Развивать связную устную речь.

Воспитывать интерес к русскому языку, поэтическому слову.

Формировать нравственные чувства, эмоции.

Оборудование:

Карточки со словарными словами.

Карточки для индивидуальной работы.

Раздаточный материал (стих. «На горке»)

Репродукция картины Ф. Сычкова «Катание с гор»

Картинка с изображением  снеговика.

Сигнальные  веера с гласными буквами.

Игрушечные сани с сидящей куклой в зимней одежде.

Карточки со словами пословицы «Готовь сани летом, а телегу зимой»

Картинка с изображением саней.

Поощрительные  «снежинки.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Два способа проверки безударных гласных в корне слова.

программа "Школа России"предмет: русский языккласс: 2...

Способы проверки безударных гласных в корне слова. Закрепление.

Тема урока: Способы проверки безударных гласных в корне слова. Закрепление. Тип урока: Урок закрепления знаний. Учебник: Рамзаева Т.Г. Русский язык. 3 класс 2 часть. Оборудование: плакат на стенде «Ка...

Способы проверки безударных гласных в корне слова 2 класс

Знакомство с конкретными способами проверки безударных гласных....

Открытый урок по русскому языку "Способы проверки безударной гласной в корне слова"

№п/пЭтапы работыСодержание этапаЦели , задачи , результативностьУУД IСамоопределение к деятельностиОпределение своего настроения на начальном этапе урока- Вот и прозвенел звонок.Начинаем наш урок...

Способы проверки безударной гласной в корне слова

Изучае тему "Способы проверки безударной гласной в корне слова", учащиеся подбирали однокоренные слова, объясняли орфограммы....

Урок русского языка "Способы проверки безударной гласной в корне слова"

Урок русского языка "Способы проверки безударной гласной в корне слова"...