Неделя русского языка
методическая разработка по русскому языку по теме

Медведева Татьяна Николаевна

Неделя русского языка развивает интерес к глубокому изучению русского языка, воспитывает у уч-ся бережного отношения к родному слову.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

             

         с 21 января по 26 января 2013 г.

              ПЛАН   ПРОВЕДЕНИЯ  НЕДЕЛИ

        

ПОНЕДЕЛЬНИК

                  1. Линейка, посвященная открытию Недели русского языка

                  2. Знакомство с планом проведения недели

ВТОРНИК

                 1. Викторина (заочная)

                 2. Конкурс рисунков «Оживи Букву»

СРЕДА

                Олимпиада знатоков русского языка

 ЧЕТВЕРГ

                Конкурс стенгазет «Великий могучий русский язык»

ПЯТНИЦА

                КВН « Знатоки русского языка»

СУББОТА

                1) Линейка, посвященная закрытию недели русского языка.

                2) Награждение.

ВОПРОСЫ ДЛЯ заочной ВИКТОРИНЫ

1)Кто больше напишет женских имен с удвоенной согласной

     в корне?

 

2)Какое женское имя состоит из тридцати букв я ? (ЗОЯ)

 

 3)Вспомните названия растений ( цветов, трав, деревьев), которые созвучны с именами. (Например: Василий - василек, Снежана - подснежник)

4)Образуйте имена от следующих сочетаний слов: владеть миром (Владимир), владеть всем ( ? ); свято славить ( ? ); милая народу ( ? ).

5) Чем кончается ДЕНЬ и НОЧЬ? (Ь)

6) Что стоит посредине ЗЕМЛИ? (М)

7) Чем кончается лето и начинается осень? (О)

ВОПРОСЫ ДЛЯ заочной ВИКТОРИНЫ

1)Кто больше напишет женских имен с удвоенной согласной

     в корне?

 

2)Какое женское имя состоит из тридцати букв я ?  

 

 3)Вспомните названия растений ( цветов, трав, деревьев), которые созвучны с именами. (Например: Василий - василек) 

4)Образуйте имена от следующих сочетаний слов: владеть миром (Владимир), владеть всем ( ? ); свято славить ( ? ); милая народу ( ? ).

5) Чем кончается ДЕНЬ и НОЧЬ?  

6) Что стоит посредине ЗЕМЛИ?  

7) Чем кончается лето и начинается осень?  

                                                                                                                                                     

                                                                                                       

МБОУ «Афанасовская СОШ»

                                                 

    «Недели русского языка»

         в начальной школе

                                   (линейка, посвященная открытию)

                                                         

                                                                             

                                                                               Учитель начальных классов:

                                                                               Медведева Татьяна Николаевна

        2013 г.

Цель:

  1. воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову;
  2. развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время.

Оборудование:

  1. плакаты с высказываниями о русском языке
  2. слова с табличками: Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Словообразование, Фонетика, Орфография, Графика;
  3. карточки со знаками препинания;

 

Ход  мероприятия

 Ведущий:

- Здравствуйте, ребята!

- Посмотрите, внимательно вокруг себя и скажите, с какой целью мы сегодня собрались здесь в зале.

(уч-ся читают на передней части стенки запись)

«Открытие НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА в начальной школе».

-Правильно. С сегодняшнего дня у нас в школе будет царить «Неделя русского языка».

На этой недели вы должны показать все свои знания в области русского языка.

  - А сейчас, ребята, мы открываем “Неделю русского языка”.

Чтение стихотворения. С.Абдулла “Выучи русский язык”.

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре–
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи–
Выучи русский язык!

Ведущий.

–Это стихотворение написал узбекский поэт. Он обращается к своему народу

со словами “Выучи русский язык”. Нам с вами, людям, живущим   России,

тем более необходимо знать свой язык. Мы должны уметь грамотно выражать

 свои мысли, как в устной, так и в письменной речи. Наша речь, как устная,

так и письменная должна быть понятна. Но все ли мы умеем писать

четким, красивым почерком. Не получается ли у нас иногда так,  

как   стихотворении В.Гончарова“О грамотее и больной ноге”.

Инсценирование стихотворения В.Гончарова“О грамотее и больной ноге”.

Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею
–Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…
–Нет, не могу, нога болит, –ответил хмуро тот.

 – Через неделю приходи, авось болезнь пройдёт.
– Да разве пишешь ты ногой? –неграмотный спросил.
– Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,
Но без меня моё письмо никто не разберёт.

Ведущий:

-Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С.Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.

- В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».

- В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться

к родному языку: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба. А просьба моя состоит в следующем, говорил он :

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».

- Да, ребята, если в умелых руках, то чудеса действительно случаются. Наверно, всем известен случай, когда от запятой зависела жизнь человека.

Вспомните знаменитую фразу «Казнить нельзя, помиловать!».

- Сейчас мы  вам напомним  этот случай.

(Разыгрывание сценки)

(На сцену выходят Придворный и Королева Пунктуация)

Придворный:

Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.

Королева:

Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.

(Входит Федя)

Федя:

Какое-то здесь всё странное. Куда я попал? А это кто ещё мешает мне пройти? Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве)

Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?

Королева:(Поправляет корону)

-Как смеешь говорить ты со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуации! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?

Федя:

Федя.

Королева:

Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь -жив будешь, неправильно - умрешь.

Федя:

Давайте ваше предложение и запятую.

(предложение написано на доске)

Казнить нельзя помиловать!

Королева:

Задание. Поставь запятую на нужное место.

Федя:(запятую ставит после слова)

Королева:

Прочитай, что у тебя получилось.

Федя:

Казнить, нельзя помиловать!

Королева:

Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.

(выбегают слуги и оттаскивают его в сторону)

Федя:

Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать.

А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление».

А тут жизнь решается.

Королева:

Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.

Федя:

Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграждает.

Королева:

Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!

Федя:

Не надо. Мне домой, если можно.

Королева: Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят.  

 

Федя:

Мне домой надо, если можно.

Королева:

Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием.

И никогда больше не будь таким дерзким.

Королева:

Вот какую роль сыграла такая маленькая запятая. И такую же большую роль в предложениях играют и другие знаки препинания, которые сегодня пришли со мной.

- Прошу Вас! Проходите! Представьтесь, пожалуйста!

(На сцену входят знаки препинания в костюмах и с табличками на груди)

(Приложение 1)

1 уч-cя (?):

Разные вопросы задаю я всем:

-Как? -Откуда? -Сколько?
-Почему? -Зачем?
-Где? -Куда?
-Какая? -Отчего?
-О ком? -Что?
-Кому? -Который?
-Чья? -Каким?

- О чём? Вот какой я мастак, Вопросительный знак! (А. Шибаев)

2 уч-ся (!):

-Обычно в предложении
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение,
Тревогу, восхищение, победу, торжество…
Мне право от рождения
В грамматике дано:
Где я, то предложение
С особым выражением
Произнестись должно!
(А. Тетивкин)

3 уч-ся (.):

Точка
У меня особый пост
В самой малой строчке.
Если Точка —вывод прост:
Это значит — точка.
Фразу следует кончать,
Если Точка рядом.
Точку надо уважать.
Точку слушать надо.
И хотя же я твердыня
В книге и в тетради,
Без особого труда
Нужно со мной поладить,
Если только мысли Нить
От воды избавить,
Если Точку не забыть
Вовремя поставить.
(Ф. Кривин)

4 уч-ся (…):

- Я - многоточие. (пауза)
Обо мне сложены такие строчки:
Стоят три кумушки рядком,
Ведут беседу, но тайком,
Какими-то далёкими
Туманными намёками…
(А. Шибаев)

5 уч-ся (:):

- Я - двоеточие.
Обо мне говорят так:
Двоеточие глазастое
Ходит, знаниями хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам,
Что к чему...
(А. Шибаев)

6 уч-ся (-):

- Я - тире. (пауза)
Лягу палочкой на строчку:
-Проходите по мосточку.
(По А.Шибаеву)

7 уч-ся (« »):

- А я - кавычки. Обо мне есть такие стихи:
Всегда подслушать норовят
То, что другие говорят…
(А. Шибаев)

8 уч-ся ( ( ) ):

- Я - скобки.
Словам раскрываю объятия:
- Жду в гости вас,
Милые братья!
(По А.Шибаеву)

Ведущий:

-Вот и все наши гости.  

Федя (шумно вбегает на сцену):

- Да что же это такое?! Разве все знаки препинания на сцене?

Еще один знак препинания не представился, а Вы говорите: «Вот и все наши гости.  Вот так всегда! Ведь многие ребята о нем забывают в своих сочинениях, диктантах.

Ведущий:

- Кого же мы забыли? Кого не пригласили?

 -Наверное,  мы не пригласили ту, о которой говорят:

«Выйдет на дорожку,
Всем подставит ножку».
(А. Шибаев.)

Федя:

- Ребята, вы догадались, о ком это идёт речь?

Дети:

- Речь идет о запятой!

Федя:

-Ведь она помогает людям читать. Там, где она стоит, нужно сделать небольшую паузу. Многие вежливые слова любят стоять с нею рядом: пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания.

А меня как она выручила. Вы же сами в этом убедились только что. Также, ребята?

Ведущий:

- Спасибо Федя, что напомнил о нашей важной гости, которая тебя спасла от смерти.

    В современном русском языке много разделов:

Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Словообразование, Фонетика, Орфография, Графика. (Приложение 2)

    Сложные названия разделов. Но ещё сложнее эти разделы выучить. Но на это у нас ещё впереди много лет! И не нужно лениться их все изучать, чтобы не получилось в жизни таких ситуация как у мальчика Феди.

-А сейчас, я вас познакомлю с планом проведения недели русского языка.

(учитель зачитывает план и разъясняет)

- И хочу еще раз напомнить слова великого писателя И.С. Тургенева:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.

Чтец 1 (читает стихотворение А.Яшина «Русский язык»):

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

Чтец 2 (читает стихотворение Г.Зумакуловой, кабардино-балкарской поэтессы):

Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою порой.
Но, как родной.
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо,

Каждый миг.
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.
Я поняла на русском слово «счастье»,
Большое счастье жить в большой стране,
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне.
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой...
Забыв родной язык - я онемею.
Утратив русский, - стану я глухой.

Ведущий.

Неделю русского языка объявляю открытой. Удачи вам, ребята!

МБОУ «Афанасовская СОШ»

Знатоки

русского языка

КВН

                                                         

                                                                               Учитель начальных классов:

                                                                               Медведева Татьяна Николаевна

        

                                                           2013 г.

Ход игры

I. Вступление.

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, уважаемые участники нашего  КВНа! Но, главный гость сегодня– его величество русский язык.

                                                     

                                           Орешек знаний твёрд, но всё же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его поможет

Наш КВН, девиз которого:

«Хочу всё знать!»

       Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил:«Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»

     Сегодня мы проведём КВН и узнаем лучших знатоков русского языка.

 В нашей игре участвует 4 команды:

       1 класс – «Букварики»;

    2 класс – «Умнички»;

3 класс – «Знатоки»

   4 класс – «Грамотеи»

Команды посовещались и выбрали капитанов. Капитаны команд представьтесь.

Победителей КВН определит наше уважаемое жюри… (Представляются члены жюри.)

Напоминаю правила игры.

1. На обсуждение вопроса даётся1 минута.

2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан– подать сигнал. (поднятие руки)

3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.

4. Если команда даёт неправильный ответ, у других команд есть время для обсуждения.

- Итак, начинаем КВН. Команды готовы? (ответ)

Всем командам желаю успеха.

 II. Игра

РАЗМИНКА. (3 мин.)

- Команды подготовятся к приветствию друг друга.

Ведущий. А сейчас, команды, поприветствуйте друг друга.

 БУКВАРИКИ (хором). 

Мы весёлые ребята,

И не любим мы скучать.

С удовольствием сегодня

Будем в КВН играть.

УМНИЧКИ (хором). 

Мы отвечаем дружно,

И в том сомнений нет:

Сегодня будет дружба

Владычицей побед.

ЗНАТОКИ (хором).

 И пусть сильней кипит борьба,

Острей соревнование.

Ведёт к победе не судьба,

А только наши знания.

ГРАМОТЕИ (хором). 

И соревнуясь с вами,

Останемся друзьями.

Пусть борьба кипит сильней,

А наша дружба крепнет с ней.

                               Первое задание командам.

1 класс – Подчеркните одинаковый звук в словах.

Арбуз, аист, аквариум, астра,

2-4 классы: Подчеркните твёрдые согласные в скороговорке.

«Летели лебеди с лебедятами». (т)

За правильный ответ – 3 балла.

                              Второе задание командам.

Расшифруйте слова, найдите «лишнее» слово.

Зоар (роза),

атрас (астра),

дышнал (ландыш),

нолс (слон).

За каждое слово– 1 балл. За «лишнее»слово – 1 балл.

                                  Третье задание командам.

1 класс – Грамматическая арифметика. Составь слова.

Череп-еп+ё+муха= (черёмуха)

Чистый-ый+o+тел= (чистотел)

2-4 классы - Разгадайте ребусы.

Р 1 а,  с 3 жи,  7 я.  (Родина, стрижи, семья.)

За каждый ребус– 2 балла.

                            Четвертое задание командам.

За одну минуту составьте и запишите «цепочку» из слов. Последняя буква первого слова является первой буквой следующего слова.

Альбом– …

За каждое слово– 1 балл.

                                  Пятое задание командам.

Назовите предмет, о котором идёт речь.

1.Зелёный, продолговатый, сочный… (огурец)

2.Маленькая, серая, пугливая…(мышка)

3. Белое, пушистое, лёгкое…(покрывало)

4.Ветвистая, зелёная, колючая…(елка)

5.Вкусный, сочный, алый… (арбуз)

6. Новая, интересная, библиотечная… (книга)

7.Красное, спелое, сладкое… (яблоко)

8. Жёлтые, красные, осенние…(листья)

За правильное слово - 1 балл.

Физминутка

Игра«Летит, летит по небу шар».

Я скажу небольшой текст, а вы постарайтесь его запомнить:

Летит, летит по небу шар,

По небу шар летит.

И знаем мы, что этот шар

До неба долетит.

Текст повторяется вместе с залом. Слова летит, шар, небо и мы замените движением рук:

сначала заменяется слово «шар»,потом слова«небо», «летит»,«мы»:

- «шар»- круг руками в воздухе,

- «небо»- палец вверх,

- «летит»- руки в стороны,

- «мы»- ладонью показывают на себя, прижав её к груди.

Шестое задание командам.

Составьте как можно больше слов, используя буквы из слова

р а с п о р я д о к

За каждое слово– 1 балл.

Седьмое задание командам.

1 класс-  «Сбежавшие гласные»

Ведущий.  Ваша задача: вставить пропущенные гласные буквы.

 :с..б..к.., р..б..т.., м..л..к.., м..ш..н.., м..дв..дь.  

За правильно выполненное задание – 1 балла.

2- 4 класс -  «Шифровка».

Ведущий. Пользуясь алфавитом, прочитайте зашифрованную загадку и отгадайте её.

12 20 16 4 16 3 16 18 10 20 15 1 3 19 6 23 33 9 29 12 1 23? (Эхо.)

За правильно составленную загадку -1 балл; за отгадку –1 балл.

III. Подведение итогов.

 Ведущий.

    Вот и закончился наш КВН. И, как ни грустно, но нам пора расставаться. Мне остаётся поблагодарить вас за активное и дружное участие в нашем КВНе, за отличное знание родного русского языка.

     Заключительное слово предоставляется председателю жюри.

 

Закрытие

«недели русского языка» в начальной школе

1.Построение.

2.Перекличка.

3. Вступительное слово.

– Дорогие ребята, вот и настала пора подвести итоги нашей “Недели русского языка”. К какому же выводу пришли наши ученики?

4.Выступление учащихся.

Ученик1.

Грамматика, грамматика–
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.

Ученик2.

Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составишь телеграмму
И открытку не отправишь,
Даже собственную маму
С днём рождения не поздравишь.

Ученик3.

Отправляя поздравленья,
Помни правило склоненья.
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!

Ученик4.

Нужно человеку в жизни
Знание языка.
Жизнь без грамоты
Совсем нелегка.

Ученик5.

Да, ребята, в жизни много пригодиться,
Надо нам для этого старательней учиться.
Написать письмо ли, прочитать газету,
Грамота нужна во всём на свете.

Ученик 6.

Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!

5.Подведение итогов. Награждение победителей.

6.Заключительное слово.

–С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился говорить, как следует, а его слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, колыбельные песенки мамы. А сказки, прибаутки, песенки – это язык. И так всю жизнь, до глубокой старости, человек находится в мире языка. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, то есть саму жизнь. Поэтому, ребята, изучайте свой родной русский язык. Всего вам доброго!

                                    Олимпиада по русскому языку.  2 класс

Ф.И. ученика__________________________________

1.Сколько раз в стихотворении встречается звук «Ш»?

- Ты скажи мне, милый ёж,

Чем ежиный мех хорош?

- Тем он, лисонька,хорош,

                                  Что зубами не возьмёшь! ________________

2.Закончи фразеологизм подходящим словом (фразеологизм– устойчивое сочетание слов):

Голоден как____________

Изворотлив как ___________

Нем как ______________

Болтлив как __________

Как мокрая _____________

3. Впиши названия

           Звери                                                           рыбы

ь

ь

ь

ь

ь

ь

ь

ь

4. Отгадай шарады:

1)Первое – предлог.
Второе– летний дом.
А целое порой
Решается с трудом. ______________

2)С буквой “К”я в школе на стене,
Горы,реки есть на мне.
С буквой“П” – от вас не утаю –
Тоже в школе я стою.____________________

5.Запиши как можно больше слов, в которых есть слово«ель»:

________________________________________________________________

________________________________________________________________

6.Составь как можно больше слов из слова     К А Р Т О Ф Е Л Ь.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

7. Кто эти животные?

Лёзок, кута, дашоль, лёсо, оварко, сугь, путех, цурика, воца, азок.

_____________________________________________________________________  

8. В каждом ряду найди лишнее понятие и подчеркни его.

Рядом запиши обобщённое название этих предметов:

1.Василий, Фёдор,Иван, Петров,Семён - ______________________________

2.Молоко, сметана,сыр, мясо, простокваша- _______________________________

3. Дождь,снег, град, гололёд- _________________________________________

4.Футбол, волейбол,хоккей, плавание,баскетбол - _________________________

9.Прочитай«заколдованные»слова и вычеркни в каждом из них лишний слог:

сапохар, васуренье, оребрихи, балиранки

10. Составьте и запишите «цепочку»из слов.

Последняя буква первого слова является первой буквой следующего слова.

Альбом– ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________    

________________________________________________________________________________

Общее количество баллов:_________________________

                 Ответы на олимпиадные задания   2 класс

1.Сколько раз в стихотворении встречается звук «Ш»?  ( 4 раза. 2 балла)

2.Закончи фразеологизм подходящим словом (фразеологизм– устойчивое сочетание слов):

Волк, уж, рыба, сорока, курица                                    (за каждое слово 1 балла)

3. Впиши названия

звери: лось,олень, лошадь,медведь.

Рыбы: пескарь,карась, окунь,линь.                 ( за каждое слово 1 балла)

4. Отгадай шарады:

Дача, карта – парта                              (за каждое слово 3 балла)

5.Запиши как можно больше слов, в которых есть слово«ель»:

гель, сель,щель, келья,рельс, метель,апрель, газель,панель,

портфель, вафелька,неделька, капель,капелька, бельё

6.Составь как можно больше слов из слова     К А Р Т О Ф Е Л Ь.

 ель, рот, кот, торф, рак, корт, толь, кафель, ток, река.. (за каждое слово 1 балл)

7. Кто эти животные?

Козел, утка, лошадь, осел, корова, гусь, петух, курица, овца, коза.

 (за каждое слово 1 балл)

8. В каждом ряду найди лишнее понятие и подчеркни его.

Рядом запиши обобщённое название этих предметов:

1. Петров, имена

2.Мясо, молочные продукты  

3. Гололёд, осадки

4. Плавание,  спортивные игры                        (за каждое слово 1 балл)

9.Прочитай«заколдованные»слова и вычеркни в каждом из них лишний слог:

Сахар, варенье, орехи, баранки (за каждое слово 1 балл)

10. Составьте и запишите «цепочку» из слов.

Последняя буква первого слова является первой буквой следующего слова.

Альбом– ____________________________________________________________

 

(за каждое слово 1 балл)

                                     Олимпиада по русский язык.  3 – 4 классы

Ф.И. ученика__________________________________

1.Отгадай загадки:

1)Из писка птиц мой первый слог возьмёте,

Второй– с бараньей головы.

Откройте печь и там найдёте

То, что не раз едали вы. __________________

2)Корнем– с дорогой роднится,

В сборе приставка таится.

Суффикс как в слове «дневник»,

Целым же – в космос проник.____________________

2.Замени выражения одним глаголом:

Клевать носом - _____________________

Зарубить на носу - ________________________

Чесать языки - ___________________________

Дать стрекача - ____________________________

Ломать голову -_______________________________

3.Вставь в стихотворение подходящие по смыслу предлоги:

Я______ утра ______ лесу гуляю,

______росы я весь промок.

Но зато теперь я знаю

______берёзку и ______ мох,

______малину, ежевику,

______ежа и ______ ежиху,

______которой ______ ежат

Все иголочки дрожат.

4.Среди этих букв спрятались имена собственные и названия.

  Не переставляя букв, отыщи эти слова и запиши их:

И –В – А – Н – О – В– О – Л – Г – А –Л – Я

____________________________________________________________________

 

5.Преврати:

1. Мел в мелкое место на реке.

2. Полку в танец.

3. Банку в баню.

4.Тракториста в машину.

 1

2

3

4

6.Составь слова:

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ.

Но когда с умом, толково

Их построить в чёткий ряд –

Они с тобой заговорят.

А О С Н В М Т К О _______________Б И Ь И Л У Н Д К ________________

7.Путём перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово– имя существительное. Должны быть использованы все буквы.

1. Вода + ринг = фрукты, которые любят дети. ________________

2. Нота «до» + рожки у улитки = ? __________________

3. Ежи – и + е + вика = ягода _____________________

 

8.Устойчивые словосочетания заблудились. Соедини их стрелками в нужное предложение:

Дождь лил * как снег на голову

Скоро дело наладилось и пошло * как сивый мерин

Я знал городские переулки * как рыба в воде

Гости свалились * как из ведра

Он всегда врёт * как по маслу

У себя во дворе Мишка был * как свои пять пальцев

9.Напиши как можно больше слов, которые начинаются на букву «М».Каждое последующее

слово должно быть на одну букву больше предыдущего.

М___________________

М ___________________

М ___________________

М___________________

М ___________________

М ___________________

Общее количество баллов______________________

 Ответы на олимпиадные задания   3- 4 классы

1.Отгадай загадки:

Пирог, спутник                                               (за каждое слово 3 балла)

 

2.Замени выражения одним глаголом:

Дремать, запомнить, болтать, убегать, думать.

 

3.Вставь в стихотворение подходящие по смыслу предлоги:

предлоги: с,в, от, про, про,про, про, про,у, за. ( за каждый предлог 1 балл)

 

4.Среди этих букв спрятались имена собственные и названия.

  Не переставляя букв, отыщи эти слова и запиши их:

Ответ: Иван, Иванов, Вано, Иваново, Волга, Галя, Аля. ( за каждый предлог 1 балл)

 

5.Преврати:

Мель, полька, банька, трактор    ( за каждый предлог 2 балл)

 6.Составь слова:

 Космонавт, будильник     ( за каждый предлог 3 балл)

 

7.Путём перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово– имя существительное. Должны быть использованы все буквы.

Виноград, дорожки, ежевика.           ( за каждый предлог 2 балл)

 

8.Устойчивые словосочетания заблудились. Соедини их стрелками в нужное предложение:

Дождь лил как из ведра.

Скоро дело наладилось и пошло как по маслу.

Я знал городские переулки как свои пять пальцев.

Гости свалились как снег на голову.

Он всегда врёт как сивый мерин.

У себя во дворе Мишка был как рыба в воде.       ( за каждый предлог 1 балл)

9.Напиши как можно больше слов, которые начинаются на букву «М».

Каждое последующее слово должно быть на одну букву больше предыдущего.

Например: м, мы, май, мышь, масло, малина, магазин,  морковка, маленький, математика и т. д.

( за каждый предлог 1 балл)

                                     Олимпиада по русский язык.  1 класс

Ф.И. ученика__________________________________

 

1. Назови предмет, про который можно сказать:

а) белый, сладкий, твёрдый _______________

б) продолговатый, зелёный, твёрдый, съедобный _______________

2. Отгадай, о ком или о чём идёт речь:

а) пушистый, ходит, мяукает ________

б) гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает ________

3. Дай название каждой группе слов:

а) Елена, Алексей, Жанна, Михаил - … ___________

б) Стол, диван, кресло, стул - … _____________

в) а, о, е, ы, ю - … ________________________

г) с, п, р, щ, з - … __________________________

д) январь, март, май, июль - … _____________

е) чашка, блюдце, стакан, кастрюля - … _____________

ж) зима, лето, весна, осень - … _____________________

4. Из каждого слова возьми только первые слоги и составь новое слово:

а) баран, рана, бантик __________

б) кора, лото, боксёр ___________

5. Буква заблудилась! Какие буквы в словах нужно заменить, чтобы предложения приобрели правильный смысл?

а) Принцесса над цветком склонилась,

Корова с головы её свалилась. ____________

б) На весёлом карнавале

Дети в мисках танцевали. _____________

6. Добавь к слову один или два слога, чтобы получилось новое слово:

а) кар… ______________________

б) вес… _____________________

в) бук… ________________

7. Расположи буквы по порядку и запиши слова.

2 6 1 5 4 3

И А Г Р А Т ____________

                                       2 5 1 6 4 3

                                      О К С А А Б ______________

6 3 2 4 5 1

А Н И И Ц С _______________

Ответы на олимпиадные задания   1 класс

1. Назови предмет, про который можно сказать:

а) белый, сладкий, твёрдый (сахар)

б) продолговатый, зелёный, твёрдый, съедобный (огурец)

2. Отгадай, о ком или о чём идёт речь:

а) пушистый, ходит, мяукает (кот)

б) гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает (зеркало)

3. Дай название каждой группе слов:

а) Елена, Алексей, Жанна, Михаил - … (имена людей)

б) Стол, диван, кресло, стул - … (мебель)

в) а, о, е, ы, ю - … (гласные буквы)

г) с, п, р, щ, з - … (согласные буквы)

д) январь, март, май, июль - … (месяцы)

е) чашка, блюдце, стакан, кастрюля - … (посуда)

ж) зима, лето, весна, осень - … (времена года)

4. Из каждого слова возьми только первые слоги и составь новое слово:

а) баран, рана, бантик (барабан)

б) кора, лото, боксёр (колобок)

5. Буква заблудилась! Какие буквы в словах нужно заменить, чтобы предложения приобрели правильный смысл?

а) Принцесса над цветком склонилась,

Корова с головы её свалилась. (корова – корона)

б) На весёлом карнавале

Дети в мисках танцевали. (мисках – масках)

6. Добавь к слову один или два слога, чтобы получилось новое слово:

а) кар… (например, карта, картон, картина, карточка, каркас)

б) вес… (например, весло, весна, вести, весточка, веснушки)

в) бук… (например, буква, буклет, букварь, буксир, буксует)

7. Расположи буквы по порядку и запиши слова.

2 6 1 5 4 3

И А Г Р А Т (гитара)

2 5 1 6 4 3

О К С А А Б (собака)

6 3 2 4 5 1

А Н И И Ц С (синица)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ проведения недели русского языка и литературного чтения в начальной школе.

В данном  материале не только анализируется неделя русского языка и литературного чтения, но и приводится план проведения недели....

План проведения недели русского языка в начальной школе.

Предметная неделя  по русскому языку и литературному чтению  является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных  особенностей учащихся. П...

"Секреты русского языка с Буквознаем" ( в рамках "Недели русского языка")

Лингвистический турнир "Секреты русского языка с "Буквознаем"...

"Наш родной язык" - игра, посвященная неделе русского языка

Познавательная игра «Наш родной язык»Цели: заинтересовать оригинальной формой игры, способствующей формированию у учащихся увлеченного отношения к процессу получения знаний; развивать у детей по...

Открытоя занятие по русскому языку в рамках недели русского языка.

Дети 4 класса проводят урок у детей 2 класса....

Внеклассное мероприятие учителя-логопеда О.С. Максимцевой "Учись красиво говорить и любить родной язык". Неделя русского языка

Данное внеклассное мероприятие предназначено для обучающихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью. Целью мероприятия является создние условий для формирования познавательных мотивов к о...

Конспект урока по русскому языку для учителей начальной школы в рамках недели русского языка по теме "Правописание безударных окончаний глаголов" ( 4 класс)

На уроке  развиваются умения обосновывать написание безударных окончаний  глаголов, совершенствуются  умения распознавать спряжение глагола  по суффиксу неопределенной формы, прове...