"Винительный и предложный падежи" ( в сопоставлении)
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
В основе урока лежит развивающее обучение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx | 32.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
«Винительный и предложный падежи (в сопоставлении)»
Цель: научить детей различать падежи по совокупности их признаков, распознавать винительный и предложный падежи.
Задачи: - формирование умения распознавать винительный и предложный падежи;
-развитие внимания, памяти, мышления, речи, наблюдательности, умения классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать;
-воспитание организованности, привитие интереса к русскому языку, расширение кругозора.
Ход урока:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
-Здравствуйте, ребята! -Садитесь -Проверьте, все ли у вас есть для того, чтобы начать урок: тетрадка, книжка, ручка, карандаш -Ну хорошо, раз вы готовы, тогда начнем наш урок -Запишите число, классная работа | -Здравствуйте! -Да | Дети проверяют готовность к уроку | |
Актуализация знаний с опорой на раннее изученное | -Ребята, давайте вспомним, что вы писали в субботу в конце урока. -Какое же задание вам надо было выполнить? -Знаете, я когда проверяла ваши тетради, думала, что всем поставлю пятерки, но вот с чем я столкнулась: многие ребята написали « в окно» вместо «в окне», «о зеркало» вместо «о зеркале» -Как вы думаете, в чем ошибка? -Давайте попробуем задать вопросы -И что мы с вами увидели? - Какой вывод мы можем сделать? Что перепутали дети? -Да, ребята, вы правы. Это и будет темой нашего сегодняшнего урока. -Но для начала мы с вами вспомним названия всех падежей. В этом нам помогут загадки о падежах, которые вы будете читать сами. -Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием! -Вы знаете все падежи. Для чего нам нужно знание падежей? -Прочитайте предложение -Исправить ошибки нам поможет знание падежей. -А теперь найдем и запишем словосочетания, выделив окончания существительных. . -Данное предложение я взяла из рассказа Льва Николаевича Толстого "Умная галка". Прочитаем этот рассказ. Ребята, это текст? -Восстановим сначала границы предложений, а потом их порядок. Запишем те словосочетания, которые мы еще не выписывали. -Понравился ли рассказ? - Какие качества галки вам понравились? -Как называют слова, близкие по смыслу, но разные по звучанию? | -Мы писали самостоятельную работу -Нам надо было написать слова в предложном падеже, употребляя предлоги. -Во что? В окно В чем? В окне -Обо что? О зеркало О чем? О зеркале - Разные вопросы -Они неправильно задали вопрос. Перепутали винительный и предложный падежи -Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю. Мои вопросы - кто? и что?- Ни с чем не спутает никто. (Именительный падеж) Кого же нет? Я очень беспокоюсь, Чего же нет? Отправлюсь я на поиск. Прошу друзья, скорее помогите! И как зовут меня скажите! (Родительный падеж) Я работаю старательно. Кому отдать? К чему призвать? - Лишь только я могу сказать.' С предлогом "к" порой дружу, Но и один гулять хожу. (Дательный падеж) Кого винить, мне видно сразу! Пусть каждый здесь Запомнит эту фразу. Ведь я важней министра! Все это знают тут! А ну скорей скажите, Как меня зовут? {Винительный падеж) Творите - чем? Творите - с кем? Я подскажу вам - нет проблем! Предлогам "перед", под и над В любой момент я очень рад. (Творительный падеж) Мне без предлогов свет не мил. Пусть будет "в", и "о", и "при" - Ты их случайно не сотри! Тогда смогу я рассказать, О чем мечтать и в чем гулять. (Предложный падеж) -Для связи слов в предложении. -На двор стоял кувшин с вода, а в кувшин была вода только на дно. -Здесь есть ошибки. В предложении нет связи слов. -На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. -Стоял (на чем?) на дворе, ударное окончание. - Кувшин (с чем?) с водой, 1-е скл., Т.п., значит, в слове водой ставим окончание -ой. - Была (в чем?) в кувшине, 2-е скл., П.п., значит, в слове кувшине ставим______ окончание -е. - Была {на чем?) на дне, 2-ескл., П.п., значит, в слове дне ставим окончание -е. -Умная галка Галке нельзя было достать на дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне хотела галка пить она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше и можно было пить, вот так галка. -Нет, здесь нет границ предложений и сами предложения стоят не по порядку. Достать воду, кидать в кувшин, кидать камушки -Да - Догадливость, находчивость. - Синонимы. | На слайде появляются слова с предлогами, выделено окончание На слайде появляется тема урока Дети читают загадки, которые появляются на слайдах, затем появляется слайд с названием падежей. Учитель вызывает одного ученика, он записывает предложение в правильном варианте. Дети записывают словосочетания в тетради, при этом параллельно ведется запись на доске, учащимися Предложение появляется на слайде Дети читают текст, который появляется на слайде. Комментированное письмо. В результате работы на слайде появляется текст. Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине вода была только на дне. Галке нельзя было достать воду. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше и можно было пить. Вот так галка! |
Работа со словарем | -А теперь мы поработаем с вами со словарем. Вам нужно будет записать слова в три столбика, то есть 1, 2, 3 скл. -Записываем слова: • Вагон • Доктор • Молоко • Горох • Беседа • Пассажир • Космос • Новость • Здоровье • Вокзал • Погода -Проверим -Хорошо, ребята, молодцы! | Дети записывают слова в тетраде, после того как все слова записаны происходит фронтальная проверка. Дети читают слово, обозначают орфограммы | |
Физкультминутка | -Ребята, давайте немного с вами отдохнем. Встаньте из-за парт. У вас будет такое задание: я буду говорить словосочетания, если существительное стоит в винительном падеже, вы поворачиваетесь к соседу и хлопаете в ладоши друг другу, если в предложном, то приседаете, а руки на пояс. Договорились? • В дереве (п.п) • Об асфальт (в.п) • В воде (п.п.) • На окне (п.п) • Об окно (в.п.) | -Да | |
-Выпишите предложения в тетрадь: В море плавают корабли. В море впадает река. -Чтобы определить падеж существительного в море, выпишем словосочетание с вопросом -как различить винительный и предложный падежи? -А что же еще нам может помочь различать эти два падежа? -Давайте с вами поставим следующие существительные в В.п. и П.п.: вода, земля, стол, конь, озеро, ночь. -Что же мы с вами увидели? -Давайте выпишем те окончания, которые могут нам встретиться в существительных, которые стоят в винительном или предложном падеже. -Хорошо, ребята, а с какими предлогами могут употребляться данные падежи? | -плавают (где? В чем?) в море(в предложном падеже) -впадает (куда? Во что?) в море ( в винительном падеже) - по вопросам. Куда? Во что? - винительный. Где? В чем? - предложный. -окончания и предлоги -воду, воде, землю, земле, стол, столе, конь, коне, озеро, озере, ночь, ночи -Меняются окончания | Дети работают на доске и в тетраде Появляется слайд с падежами и вопросами Запись ведется на Доске Выделяются окончания Детям выдаются заготовки с табличкой, куда они вносят окончания Детям раздается табличка с предлогами | |
Самостоятельная работа | -А сейчас мы проведем с вами самостоятельную работу по вариантам. Составьте предложения: • В комнату, в комнате • На крыльцо, на крыльце • На работу, на работе | На слайде появляются слова. Нужно составить с этими словами предложения, определить падеж | |
Итог урока | -С чем вы сегодня пришли на урок? | На слайде появляется: | |
-Что вы узнали на уроке? -На какие падежи мы сегодня обратили особое внимание? -Видите, ребята, и здесь мы не можем обойтись без наших падежей. -Мы с вами из сегодня померили! 1 | -Падежи - На винительный и предложный | На уроке На урок Слайд с винительным и предложным падежами | |
Домашнее задание | -Ребята, дома вы выполните следующее задание. Вам нужно будет из данного текста выписать словосочетания с существительными, которые стоят в винительном и предложном падежах: «В летние каникулы ребята жили на пасеке. Ульи стояли на опушке леса. Воздух прогорелся солнцем, пропитался запахом трав и цветов. Дети любовались красотой леса, купались, изучали пчел. Осенью ребята помогут готовить пчел к зимовке» | Текст раздается каждому ребенку |
1.ФИО участника -Татинцян Марта Арсеновна
2.Домашний адрес - Краснодарский край, город Армавир, Ул. Комсомольская, 79
3.Телефон-89284300919
4.Образовательное учреждение - ЧОУ-СОШ «Новый путь»
5.Должность - учитель начальных классов
6.Наименование конкурса - «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов»
7.Номинация - урок русского языка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах
Правописаниеокончаний мужского и среднего рода в предложном и творительном падежах....
Проблемный урок по русскому языку в 4 классе "Винительный падеж имён существительных.Распознование винительного и именительного падежей.
Проблемный урок по русскому языку в 4 классе"Винительный падеж имён существительных. Распознование именительного и винительного падежей.Урок-исследование. Цель: -познакомить с особенностями ...
Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему: «Сопоставление безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах»
Тема урока:Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.Цели урока: а) научить различать и проверять безударные окончания имён сущес...
Упражнение в различении падежей и написании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
Урок русского языка в 4 классе...
Технологическая карта урока по русскому языку "Склонение имен прилагательных во множественном числе. Родительный и Предложный падежи. Дательный и Творительный падежи" (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование умения распознавать имена прилагательные множественного числа в родительном и предложном, дательном и творительном падежа...