Что мы знаем о словах?
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Магрычева Марина Александровна

 

Цель: Систематизировать знания о роли  слова  в речи

Задачи: повторить и обобщить   знания  о слове,

              что главное в слове – его значение;

              упражнять в различных видах разбора;

              развивать наблюдательность, внимание, память, умение слушать и     слышать,  смотреть и видеть, понимать себя и других людей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_4_klass.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского  языка 4 класс

УМК «Гармония»

Тема: Что мы знаем о словах?

Цель: Систематизировать знания о роли  слова  в речи

Задачи: повторить и обобщить   знания  о слове,

              что главное в слове – его значение;

              упражнять в различных видах разбора;

              развивать наблюдательность, внимание, память, умение слушать и     слышать,  смотреть и видеть, понимать себя и других людей.

Ход урока.

1.Оргмомент.     

- Я рада вновь видеть вас здоровыми и радостными на нашем очередном уроке русского языка. Улыбнитесь друг другу, улыбнулись мне. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение и располагает к общению. А общение на сегодняшнем уроке обещает быть очень интересным и увлекательным.

2. Минутка чистописания.  3 мин.

- Число. Классная работа.

- Сегодня на минутке чистописания будем прописывать букву М.

- Какие звуки при письме обозначает данная буква? Дайте характеристику этим звукам.

[м] – согл., тв., сонор., непарн.

[м'] – согл., мяг., сонор., непарн.

Люби дело – мастером будешь.

- Кого можно назвать мастером?

- Однокоренные слова (мастерить, мастеровой)

- Как можно применить данную пословицу к русскому языку?

- Подберите синонимы к слову дело – работа, труд

Индивидуальная работа (2 чел. у доски звуко-буквенный анализ: ученье, тьма, 1 чел. за компьютером –словарная работа)

3.Проверка домашнего задания. упр.586    3 мин.

- Были ли трудности при выполнении задания?

- Какими частями различаются слова в парах?

- Прочитайте, в каком порядке выписали слова.

/Каменный, каменистый, отписка, описка, опечатка, отпечатки/

4. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке нам с вами предстоит трудная работа. Мы постараемся вспомнить все о главном работнике в языке, рассказать, что вы о нем теперь знаете после 4 лет обучения.

- Кого же мы называем главным работником в языке? /слово/

- Почему?

- В речи мы выражаем свои мысли и чувства, о чем-то сообщаем, спрашиваем, но делая это, мы должны что-то называть, на что-то указывать. Общаться, обмениваться мыслями мы можем только тогда, когда воспользуемся словами:             К.Ушинский: «Слово дороже бриллиантов, жемчуга и злата»

5.Раскрытие темы.       20 мин.

- Посмотрите на доску. Перед вами несколько записей

радуюсь

с радостью

радостное

радостно

адыр

- А теперь послушайте музыку.

- Используя записи, составьте предложения, в которых вы выразите свое отношение к услышанной музыке.

- Какую из записей вы не сможете использовать, чтобы выразить свои мысли? /адыр/

- Почему? /это сочетание звуко-буквенное, лишенное смысла, поэтому оно не слово/

- Запишите только слова (объяснение орфограмм)

- Выделите ту часть слова, которой похожи слова.

- Как они называются?

- В 3 слове выделите другие части слова. Назовите их. Какую работу они выполняют?

- Догадайтесь, как адыр превратить в слово с тем же корнем, что у всех слов, с которыми вы работали? (рады)

- Составьте с этим словом предложение.

(Люди рады приходу весны на землю.)

- Выполните звуко-буквенный анализ слова радуюсь

р - [  р ] -

а - [  а ] -

д - [  д ] -

у - [  у ] -

ю - [  й' ] -

    - [ у ] -

с - [  с' ] -

ь - [ - ]

7 б. 7 зв 3 слога

/3 чел у доски – письменную характеристику первым трем словам как частям речи:

радуюсь, радостный, с радостью/

- Объясните, как можно охарактеризовать слово?

1. объяснить значение

2. разобрать по составу

3. проанализировать как часть речи

4. звуко-буквенный разбор

- Как слово сделать членом предложения? (построить предложение/

- Составьте предложение, используя слова: у, я, радость, настроение.

У меня радостное настроение.

- Записать предложение и обозначить каким членом предложения является прилагательное.

- У местоимения укажите число, лицо, падеж

6. ФИЗМИНУТКА. Гимнастика для глаз.   2 мин.

1) Закройте глаза. Вытяните руки. Нарисуйте цифру 8 сначала горизонтально, а затем вертикально по 4 раза.

2)  Глаза закрыты. Движения вверх, вниз, влево, вправо. 4 раза

3)  Потерли руки, согрели ладони, а теперь ладонями погрели глаза.

4) Помассировать уши.

7. Работа с учебником. упр 591.  10 мин

- Я прочитаю вам отрывок из произведения Соколова-Микитова.

- Какова мысль текста?

/Показ картины «Вода спадает»/

- Можно ли сказать, что на картине Щербакова «Вода спадает» изображено приближение тех событий, о которых говорится в тексте? Почему так думаете?

- Прочитайте предложение со значением оценки. Чем важно для текста?

Характеристика предложения.

8.Дифференцированная работа.

- Выберете по своему желанию любой вид работы и выполните его письменно в тетради.

Проверка.

9. Игра «Вопрос-ответ»  упр. 589 (в парах)   4 мин.

10. Д/З упр 590           1мин

11. Итог урока.          1 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знай! Помни! Соблюдай правила пожарной безопасности!

Методическая разработка внеклассного мероприятия по пожарной безопасности, участвовавшая в открытом конкурсе методических разработок с использованием информационно-коммуникационных технологий...

Знай правила движения,как таблицу умножения!

Аннотация Данный урок предназначен для учащихся 1-4 классов. Урок носит игровой характер. На занятии  используются различные виды деятельности учащихся. Разработка данного мероприятия подхо...

Викторина "Я знаю Москву"

Вопросы викторины...

урок по окружающему миру 1 класс :"Что мы знаем о своей планете, своей стране, своей Родине?"

Данный материал предназначен для проведения урока по предмету "окружающий мир" по программе "Школа России" в 1 классе. Продолжительность- 1 урок 45 минут....

Урок по теме "Знаем – повторим, не знаем- узнаем".

Урок  обучения  грамоте  в  1 классепо букварю авторов ШтецА.А., ИсаеваС.А., Сабодах Р.В.  по УМК «Школа России» ....

Урок русского языка.2 класс Обобщение по теме «Знаем - повторим, не знаем - узнаем». программа "Гармония"

Урок для 2 класса программа "Гармония" можно использовать и по другим программам. Разработан с целью закрепления способов обозначения звука Й, а также о словах, обозначающих предмет, признак, действие...