Урок русского языка в 3 классе по теме: Роль глагола в предложении
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Атаманова Галина Демьяновна

Урок по программе Школа России, по учебнику Т.Г. Рамзаевой. Цель урока: формирование умений учащихся употреблять в своей речи глагол.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_3_klass.docx277.45 КБ

Предварительный просмотр:

                              НРМОУ «Сентябрьская СОШ»

Урок в 3 классе

Русский  язык

Тема:

«Роль глагола в предложении»

            

Форма урока:

«Формирование умений и навыков»

Цели:

  1. Формировать умение учащихся употреблять в речи глаголы.

  1. Закрепить умение разбирать предложение по членам и по частям речи.

  1. Воспитывать   орфографическое    чутьё.

  1. Продолжать   выработку каллиграфического письма.

 

Оборудование:

Учебник Т.Г.Рамзаевой для 3 класса.

Учитель: Атаманова Г.Д.

1.Организационный момент:

С добрым утром, начат день

Первым делом гоним лень.

На уроке не скучать

А работать и писать.

(Звучит тихая музыка)

-Чтоб работалось  хорошо на уроке, проведем мозговую гимнастику «Покачивания головой». (Для снятия напряжения перед занятием, улучшения мыслительной деятельности).

- Сядьте прямо, дышите ровно, расслабьте плечи, уроните головы вперёд. Продолжайте ровно дышать, покачивайте головой из стороны в сторону, подбородком «вычерчивая» слегка изогнутую линию на груди.

- А сейчас создадим хорошее настроение. Улыбнулись друг другу.

2. Сообщение темы и цели урока.

 Сегодня на уроке продолжим  путешествие по волшебной стране «Речь». Как мы уже знаем,  в этой стране живут слова,  относящиеся к разным областям. В какой области этой страны мы остановимся, скажете вы, прослушав стихотворение.

(Читает ученик)

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду –

Все действия придут.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады,

И хлеб в полях растёт.

У.  И в какой области мы остановимся,  сегодня, и как она называется?

Д. В области  под названием «Глагол».

У. Слова,  которые живут в ней, очень разговорчивы. Они любят рассказывать о том, что делают в этой области Имена существительные.  Стоит их спросить,  а Имена существительные тут как тут. Но надо помнить секреты глагола, точные вопросы, иначе ответа не получишь.  Вот какие деловые эти слова – глаголы.

Вот над этим сегодня и поработаем и выясним,  какова  роль глагола в предложениях.

3.Минутка чистописания.

- По пути  мы будем  встречать препятствие, но мы их будем преодолевать своими знаниями.

Давайте, ребята вспомним, что такое глагол?

 -На какие слова отвечает глагол?

 -Что обозначает глагол?

 -Молодцы!

На доске записаны слова.

Отгадайте загадку:

    По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

                        Дарит мягкие перинки.                (гусь)

- Кто это? Как догадались?

- Сегодня на минутке чистописания мы составим цепочку из первых слов глаголов, которые встречаются в загадке. Какие буквы войдут в цепочку?  (один ученик работает у доски, подчёркивает глаголы и выделяет буквы)

( Глаголы:  бродит, выходит, носит, дарит. Цепочку  составим из букв: б, в, н, д. – бвнд)

Упражнения для разминки пальцев. (Звучит  легкая музыка)

  1. Игра-упражнение «Пальчики здороваются». Локти стоят на порте. Каждым пальцем правой руки касаемся большого пальца левой руки, и наоборот.
  2. Игра –упражнение «Согреем пальчики».поглаживание кистей рук и пальцев. Правой рукой поглаживаем левую руку, и наоборот.
  3. Игра  «Пианино».

(Запись в тетрадях – число, классная работа, минутка чистописания)

4.Словарный диктант.

Комната, квартира, обед, картина, орех, магазин, овёс, язык, месяц, кровать, заяц, тарелка, растение.

(проверка – самооценка)

 - составить предложение с любым из этих слов (устно)

 - при помощи, каких слов вам удалось передать действие?

5. Наблюдение над синтаксической ролью глагола.

а)  На доске записаны предложения:

Пришла долгожданная  в.. сна

Рыхлый сне..   т..мнеет в марте.

Т..пло греет в..сеннее  со..нце.

- Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы

- Подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи, которыми они выражены.

( один ученик работает у доски, остальные в тетрадях)

Вывод: В предложении глагол  чаще всего бывает сказуемым.

Физкультминутка.

- Я прочитаю короткие предложения. Если в них будут глаголы, вы поворачиваетесь направо и приседаете, если их нет, поворачиваетесь налево и приседаете.

Машина едет. Красивое здание. Корабли плывут. Прилежные ученики. Дома красивая кошка. Книга лежит. Скучный человек. Дети поют.

б)  Работа по учебнику.

Упражнение 525  (по вариантам)

1в. - с корнем  друг-       Друг- дружба –дружить- дружный - дружественный

2в. – с корнем зелен -   Зеленый – зеленеть – зелень – зеленщик

-Составь предложение с одним из слов, подчеркни главные члены предложения и укажи, какой частью речи они являются.

(Проверка)

  1. Закрепление материала.

 Запись под диктовку и разбор предложения.

(У доски и в тетрадях)

На зелёных  склонах гор пестреют цветы.

- найдите главные члены.

- Какой частью речи выражено подлежащее, какой – сказуемое?

 - Назовите словосочетания.

 (Пестреют где? на склонах, на склонах каких? Зеленых, на склонах чего? гор) Молодцы!

7. Итог урока:

- Итак, мы с вами дошли  до области  под названием «Глагол», преодолевая все препятствия, так чему учились на уроке?

Каким членом предложения является глагол?

На следующем уроке мы с вами  продолжим прогулку, ещё больше узнаем о глаголе.

 Молодцы!

8.Домашнее задание.

 Дома самостоятельно можете погулять  по области  под названием «Глагол», выполняя упражнение  526 с заданием, но не забывая прочесть правило на странице 196-197.

Урок закончен.                          Спасибо за урок!