Урок русского языка 2 класс по теме:"Связь слов в предложении. Текст"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Зубова Ирина Дмитриевна

Систематизировать знания о предложении и тексте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_r.yaz_2_klass.docx22.68 КБ
Файл k_uroku_r.yaz_._2_kl_.pptx2.64 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Класс: 2 «Г»

Тема: «Связь слов в предложении. Текст».

Цель: Систематизировать знания о предложении и тексте.

Задачи:

1. Образовательные: закрепить понятия « текст, предложение»;

обобщить умение анализировать предложение, текст; закрепить умение определять и составлять грамотный порядок предложений в тексте.

2. Воспитательные: прививать интерес к родному языку; учить работать в группах, прислушиваясь к мнению других и отстаивая свою точку зрения.

3.Развивающие: развивать мыслительные операции как анализ, синтез, доказательность; развивать внимание и логическое мышление при работе с текстом; развивать речь и творческое воображение обучающихся.

4.Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Ход урока

Ι. Организационный этап. (2 минуты)

- Дети, вам тепло? (Да)

- В классе светло? ( Да)

- Прозвенел уже звонок? ( Да)

- Уже запомнился урок?  ( нет)

- Только начался урок? ( Да)

- Хотите учиться? ( Да)

- Значит, можно всем садиться!

- Ребята, сегодня  у нас необычный урок. Давайте поприветствуем наших гостей.

- И покажем как хорошо и успешно мы умеем работать. Я желаю вам творческой работы.

II.  Сообщение темы и цели урока.( 3 мин)

- Нас встречает королева Речь.      Она пришла не одна, а со своими подданными. Посмотрите на  Слайд 2

На экране слова: слоги, звуки, текст, слова, предложения.

Составьте  логическую цепочку из данных названий. Объясните.

( звуки, слоги, слова, предложения, текст).               Слайд 3

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Сегодня мы будем работать  над темой:              

Тема: «Связь слов в предложении . Текст».  Слайд 4

- Предположите, чем мы будем заниматься?

III. Актуализация знаний.(5 мин)

- Сейчас я предлагаю вам понаблюдать за одним разговором.

  Однажды  подданные  королевы Речи рассорились между собой. Кто из них главнее и нужнее для человека.          

 Сценка.

ТЕКСТ: - Конечно, я. Я больше вас. Без меня нельзя раскрыть мысль.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ: - Но ты состоишь из предложений, значит, я главней.

СЛОВО: - А я не буду спорить. Каждый школьник сумеет постоять за меня. Выяснять, кто главнее, только время терять.

- А с кем согласитесь вы? Я не встану пока ни на чью сторону, а вернусь к этому вопросу в конце урока. А пока отправимся за поиском ответов.

Минутка чистописания.

Открываем тетради: число, классная работа.

( комментируем орфограммы).

де    рё   ду  зы  бе  ре  клё  бы  ны  вья

-Что мы записали? (слоги)

- Предложите задание  с этими слогами.(составить слова)

Берёзы, дубы, клёны, деревья.

-Какое слово лишнее? (Деревья, оно обобщающее)

- А что можно составить с этими  словами? (Предложения)

ΙV.  Совершенствование знаний, умений, навыков.( 25 мин)

Работа по развитию речи

- Составьте  предложение на осеннюю тематику, используя эти слова, а словосочетания помогут сделать их более красочными. СЛАЙДЫ 7, 8, 9

Жёлтый сарафан, коричневый плащ, красный костюм.

- Что можно сказать обо всех деревьях?

Деревья  надели осенний наряд.

- Докажите, что мы составили предложения.  (Предложение выражает законченную мысль).

-Запишем его в тетрадь, но сначала вспомним правила написания предложения.   (Первое слово пишется с большой буквы, в конце  ставится точка, слова пишутся раздельно)

-О чём говорится в предложении? (о деревьях)

- Что говорится о деревьях? (что они надели)

Подчёркиваем грамматическую основу предложения.

-Королева РЕЧЬ хочет удостовериться, хорошо ли вы поняли, что такое предложение.  Перед вами 2 записи. Какую из них можно назвать предложением и почему?

Лес,  шумит, беспокойно, осенний.

Беспокойно шумит осенний лес.

- Запишите это предложение в тетрадь  с красной строки.

-О чём говорится в предложении? (о лесе)

-Что  говорится о лесе? (что он шумит)

Подчёркиваем грамматическую основу. (работа с опережением)

Физминутка   СЛАЙД 10

Стояла корзинка на полке без дела

 (присесть, округлить руки – изобразить корзину)
Скучала, наверно, все лето она

(наклоны головы, вправо-влево)
Вот осень пришла и листва пожелтела,

  (встать, изобразить ветви деревьев)
Настала пора собирать урожай.  

 (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)
Корзинка довольна    

(руки округлить перед собой, кивать головой)
Она удивилась

 (развести руки)
Что так много фруктов в саду уродилось!

(подняться на носочки, показать руками большой круг)

- Продолжаем работу. Давайте еще раз взглянем на логическую цепочку, составленную вначале урока: слоги, слова, предложения, текст. СЛАЙД 11

-А что же такое текст? (Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу.)

Работа с учебником    стр.51 Упр. №4

-Какую запись можно  назвать текстом?

- Определяем тему и главную мысль текста. Повторяем правила записи текста.

- Как можно озаглавить этот текст? (Перед дождём)

Самостоятельно записывают текст в тетрадь

ФИЗМИНУТКА для пальчиков

Вышел дождик на прогулку (попеременно сжимам и разжимаем кулачки)

Он бежит по переулку

Барабанит по окошку  (стучим пальчиками по столу)

Напугал большую кошку

Вымыл зонтики прохожих (соединяем каждый пальчик с большим по очереди)

Крыши дождик вымыл тоже

Сразу город мокрым стал (сжимам и разжимаем кулачки)

Дождик кончился, устал (две ладошки кладём на парту)

- Давайте вернемся к спору. Посмотрите на слайд еще раз и скажите, кто прав в том споре: ТЕКСТ. СЛОВО. ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

V.        Проверка усвоения изученного материала (7 мин).

-Вы сегодня молодцы, работали дружно, активно, а вот продуктивно ли, мы узнаем после того, как выполним тест.

ТЕСТ.

1. ТЕКСТ состоит из:

У) предложений

Б) звуков

В) слов

2. ТЕКСТ – это:

А)   отдельные предложения

М)   группа предложений, расположенных в определенной    последовательности и связанных по смыслу

3. По заглавию можно определить:

А) сколько предложений в тексте

Н) тему текста

 В) автора текста

4. ТЕКСТ имеет

А) только заглавие

 Б) только части

И) заглавие и части

5. ПРЕДЛОЖЕНИЯ в тексте должны следовать в строгом  порядке

Ц) да

Б) нет

6. В конце предложения ставится:

А) . !

Б) смайлик

-Соберите слово из полученных букв. Что у вас получилось?      УМНИЦА   

VI. Закрепление изученного.  (работа в паре)

- Волшебница РЕЧЬ приготовила для вас задание. В конверте  лежат полоски, на которых написаны предложения. Поработайте в паре и выстройте предложения в таком порядке, чтобы получился текст.

Летом я увидела, как гусыня вела гусят на речку.

Они подошли к воде, и гусыня нырнула.

Один гусёнок тоже нырнул.

За ним стали нырять , плескаться другие.

А я охраняла их радость.

Проверка  составленного текста. СЛАЙД 16

Рефлексия.( 3 мин)

-С каким настроением закончим урок?

Итог урока

- Чем занимались на уроке?

- Могут ли эти навыки пригодиться нам в жизни?

- Я благодарю за хорошую работу, что были собранные и справились с такой трудной темой.

- У вас в конверте лежат осенние листочки. Если вам на уроке было всё понятно, вы со всеми заданиями справились, и трудностей не возникло, то положите в тетрадочку красный листочек. Если   вы испытывали затруднения,  то жёлтый листочек. Если вам было очень трудно,  многое осталось не понятно, то в тетрадь положите зелёный листочек.

ТЕСТ.

1. ТЕКСТ состоит из:

У) предложений

Б) звуков

В) слов

2. ТЕКСТ – это:

А)   отдельные предложения

М)   группа предложений, расположенных в определенной    последовательности и связанных по смыслу

3. По заглавию можно определить:

А)сколько предложений в тексте

Н) тему текст

 В) автора текста

4. ТЕКСТ имеет

А) только заглавие

 Б) только части

И) заглавие и части

5. ПРЕДЛОЖЕНИЯ в тексте должны следовать в строгом порядке

Ц) да

Б) нет

6. В конце предложения ставится:

А) . !

Б) смайлик

Соберите слово из полученных букв. Что у вас получилось?

___________________________________________________________

Летом я увидела, как гусыня вела гусят на речку.

Они подошли к воде, и гусыня нырнула.

Один гусёнок тоже нырнул.

За ним стали нырять, плескаться другие.

А я охраняла их радость!

Летом я увидела, как гусыня вела гусят на речку.

Они подошли к воде, и гусыня нырнула.

Один гусёнок тоже нырнул.

За ним стали нырять, плескаться другие.

А я охраняла их радость!

Физминутка для глаз.

Глазки наши отдохните,
Под ресничками вздремните.
А теперь взгляните вдаль,
А потом на парту.
Посмотрите влево, вправо,
Вверх и вниз.
Теперь вперёд.
Продолжаем наш урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

слоги, звуки , текст , слова , предложения .

Слайд 3

звуки , слоги , слова , предложения , текст

Слайд 4

Тема урока: «Связь слов в предложении. Текст».

Слайд 5

Жёлтый сарафан Коричневый плащ Красный костюм

Слайд 6

Жёлтый сарафан

Слайд 7

Коричневый плащ

Слайд 8

Красный костюм

Слайд 9

Физминутка Стояла корзинка на полке без дела Скучала, наверно, все лето она Вот осень пришла и листва пожелтела, Настала пора собирать урожай. Корзинка довольна, она удивилась Что так много фруктов в саду уродилось!

Слайд 10

звуки , слоги , слова , предложения , текст

Слайд 11

ТЕСТ 1. ТЕКСТ состоит из: У ) предложений Б) звуков В) слов 2. ТЕКСТ – это: А) отдельные предложения М ) группа предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных по смыслу 3. По заглавию можно определить: А)сколько предложений в тексте Н ) тему текста В ) автора текста

Слайд 12

4. ТЕКСТ имеет А) только заглавие Б) только части И ) заглавие и части 5. ПРЕДЛОЖЕНИЯ в тексте должны следовать в строгом порядке Ц ) да Б) нет 6. В конце предложения ставится : А ) . ! Б) смайлик

Слайд 13

УМНИЦА!

Слайд 14

Летом я увидела, как гусыня вела гусят на речку. Они подошли к воде, и гусыня нырнула. Один гусёнок тоже нырнул. За ним стали нырять , плескаться другие. А я охраняла их радость!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в I классе на тему: "Связь слов в предложении. Главные члены предложения."

Данный материал можно использовать для проведения одного из уроков русского языка в 1 классе....

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: "Связь слов в предложении"

Урок закрепления знаний по теме: "Связь слов в предложении". Развитие речи учащихся....

Урок русского языка в 4 классе по теме: "Связь слов в предложении. Примыкание."

Урок по УМК "Начальная школа XXI века" . Проведен в рамках предметной недели начальных классов. Служит методическим материалом для учителей начальной школы....

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме:«Связь слов в предложении».

Тема урока:  Связь слов в предложенииТип урока:     урок «открытия» нового знанияЦель урока:  Создать условия для формирования:...

Урок русского языка 2 класс по теме: «Связь слов в предложений»

Развивать умение работать с иллюстрациями, переводить информацию из одной формы в другую (из изобразительной, в графическую в словесную, словесную в графическую).Развивать  умения составлять пред...

Конспект открытого урока во 2 классе на тему: "Связь слов в предложении"

Конспект открытого урока во 2 классе на тему: "Связь слов в предложении"...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Связь слов в предложении"

Урок русского языка по теме "Связь слов в предложении"...