Урок русского языка во 2 классе по теме "Связь слов в предложении"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Шевчук Наталья Владимировна

Урок русского языка по теме "Связь слов в предложении"

Скачать:


Предварительный просмотр:

УМК «Перспектива».

Урок русского языка во 2 «А» классе по теме «Связь слов в предложении»

«Роль главных и второстепенных членов в предложении»

Провела: учитель ГБОУ СОШ № 523  Шевчук Наталья Владимировна

Цель:

Расширять и углублять знания учащихся по русскому языку, формировать умение работать самостоятельно; тренировать детей в нахождении главных членов предложения; научить ставить вопросы от одного члена предложения к другому;

Задачи:

Обеспечить формирование умений находить главные и второстепенные члены предложения;

Устанавливать связь слов в предложении с помощью вопросов;

Создать условия для развития мыслительных способностей учащихся.

Методы обучения: системно-деятельностный

Вид урока: Урок систематизации знаний

Формы работы: работа в паре, группой, фронтально

  1. Орг. момент (стихотворение)
  2. Орфографическая работа:

- Прочитайте загадку, отгадайте.  (берёза – словарное слово, объясните написание, карточка со словом).  

Зе.лена, а не лу.. Б.ла, а не сне.. Кудрява, а не г.л.ва.

 Клейкие почки, з.лёные л.сточки.

- Кто из вас уже наблюдал берёзку весной? Какая она сейчас?                         (1 слайд)

- С какими орфограммами встретились? Объясните постановку пропущенных букв.  

- Как будете списывать, чтобы не было ошибок? Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы. (ребёнок  у доски). Сравните, оцените свою работу. - Найдите родственные слова. Найдите слова,  состоящие только из корня?

- Запишите несколько родственных слов к слову берёза, разберите по составу.

 (на доске) (подберёзовик, березняк, берёзка, берёзовый)

  1. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.:

- Какую важную темы мы изучаем? (Предложение) – Почему я называю эту тему важной?     (с помощью предложений мы выражаем свои мысли).

– А чтобы нас интересно и понятно было слушать, мы должны научиться  чему?

 (правильно составлять предложения, знать виды предл., их состав)

- Что мы уже знаем о предложении, расскажите правила.

- Всё ли мы уже знаем, достаточно ли нам знаний о предл.? Хотите узнать больше?

- Как познакомиться с подробным строением предложения (поразбирать, понаблюдать, исследовать состав предложения)

1) - Составьте предложение из слов: мы, стройной, любуемся, берёзкой. Запишите в тетрадь.     Мы любуемся стройной берёзкой.

- Докажите, что у нас получилось предложение. Как мы обозначили его на письме? Что можете рассказать об этом предложении? (повеств, невоскл.) Найдите главные члены предложения, подчеркните (в пр. говорится о нас, кто, мы, что делаем? любуемся, это основа предложения). Какие члены предложения, кроме главных, есть в предложении?

Проблема: Как же нам узнать, связаны ли второстепенные чл. с главными?

- Сегодня на уроке будем искать ответ на этот вопрос!

2) - Сформулируйте тему урока: «Связь слов в предложении».                        (2 слайд)

 «Роль главных и второстепенных членов предложения»                                

- Чему будем учиться? (устанавливать связи между словами)

  1. Открытие новых знаний:

 Работа по учебнику: стр. 128, упр. 175. Устная работа в паре.

  – На какую тему текст? (семья)

Прочитайте предложение, поставьте вопрос от подлежащего к сказуемому.

Вывод: слова в предложении связаны между собой по смыслу. Как установить связь между словами? (с пом. вопросов)

- Прочитайте вывод Самоварова. Поставьте умный вопрос к правилу.

5. Первичное закрепление:

 Упр. 176. Работа в тетради. - Прочитайте, тема текста? Что необходимо сделать?  Что будете писать в скобках? Самостоятельная работа.  Подчеркнуть главные  члены. Проверка. - От какого главного члена пр. ставили вопрос к второстепенному?

Вывод: второст. чл. предл. зависят от главных, связь устанавливается с пом. вопроса.

Физминутка: (видеозапись)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой:

 Упр. 177: Устно. Рассмотрите графическую схему. Какие слова находятся на одном уровне? (Кто? человек, что делал? Жил.)  Почему? (это главные чл. предл., они равнозначны.) Поставьте вопрос от подлежащего, поставьте вопрос от сказуемого, от второстепенного члена предл.  Запись на доске и в тетради:  человек что делал? жил, человек какой? рассеянный, жил где? на улице, на улице какой? Бассейной. Сверьте с доской.

– Остались ли слова, к которым можно поставить вопрос? Нет.

Вывод: все слова в предложении связаны по смыслу вопросами.

(получились словосочетания)

(Доп. индивид. задание: составить схему предложения про берёзу из карточек)

7. Включение новых знаний в систему знаний. Обобщение.:            

- Итак, что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?

- Сейчас я предлагаю вам повторить и обобщить всё, что мы теперь знаем о предложении. Работа в группах. Повторим «Правила работы в группе»:           (слайд)

Выводы каждой группы – на доску. Составляем памятку по теме «Предложение»

Задание для 1 группы:

- Составьте из слов предложение, запишите его: весна, пришла, солнечная, долгожданная    Вывод: Предложение это – одна законченная мысль.

Задание для 2 группы:

- Расставьте знаки препинания, в зависимости от вида предложения по цели высказывания: У вас есть сказки Андерсена? Дима с папой ходили на салют.

Катя, пойдём в парк!

Вывод: предложения по цели высказывания бывают: повествовательные, вопросительные, побудительные.

Задание для 3 группы:

- Расставьте знаки препинания, в зависимости от вида предложения по интонации:

Побежали быстрые ручьи. Пойдём пускать кораблики!

Вывод: Предложения по интонации бывают: восклицательные и невосклицательные.

Задание для 4 группы:

- Подчеркните главные члены предложения – подлежащее и сказуемое:

Пришла долгожданная весна. Снег почти растаял. Побежали быстрые ручейки.

Вывод: в предложении есть главные члены предложения - подлежащее и сказуемое.

Задание для 5 группы:

- Расспространите предложение второстепенными членами. Запишите новое предложение.  Листочки распускаются.

Вывод:  Предложения бывают: распространённые и нераспространённые.

Задание для 6 группы:

- Расставьте слова в нужном порядке, чтобы получились предложения,

запишите предложение:

Звонкие, ручейки, по тёплой, земле, побежали.

по какой?                по чему?                что сделали?                какие?                что?

Вывод: Все слова в предложении между собой связаны. Связь устанавливается с помощью вопросов.

Задание для 7 группы:

Составьте и выпишите 3 словосочетания по схеме. Что образуют второстепенные члены предложения?

Маленький мальчик пускал бумажные кораблики.

мальчик               пускал

маленький          кораблики

                       

                         бумажные

Вывод: Связь слов в предложении устанавливается с помощью вопросов.

Второстепенные члены предложения образуют словосочетания.

- Мы с вами повторили всё, что знаем по теме «Предложение». Повесьте выводы вашей группы на доску. Что мы получили? Памятку по теме!

1. Предложение это – одна законченная мысль.

2. Предложения по цели высказывания бывают: повествовательные,

 вопросительные, побудительные.

3. Предложения по интонации бывают: восклицательные и невосклицательные.

4. В предложении есть главные члены предложения - подлежащее и сказуемое.

5. Предложения бывают: распространённые и нераспространённые.

6. Все слова в предложении между собой связаны. Связь устанавливается

с помощью вопросов.

7. Связь слов в предложении устанавливается с помощью вопросов.

Второстепенные члены предложения образуют словосочетания.

8. Рефлексия:                                                                                  (слайд)

- Какую тему мы изучали? На какой вопрос искали ответ? Что узнали нового? Что повторили?  Оцените свою работу по шкале самооценки. Посчитайте баллы. Поставьте оценку. У кого мало баллов? По какой причине?

Самооценка:

«Активная работа на уроке» – 1 балл

«Понял тему»  -  1 балл

«Могу объяснить другому» – 1 балл

«С заданиями справляюсь самостоятельно» – 2 балла

Критерии оценки:

5 баллов – «5»

4 балла – «4»

3 балла – «3»        Моя оценка:     ____

7. Итог: Как вы думаете, что мы ещё не изучили о предложении?

(образование текстов)  - Это тема завтрашнего урока.

8. Д.з. по выбору:

Источники:

  1. Учебник 2 класс «Русский язык» Л.Ф. Климанова
  2. Методические рекомендации  по русскому языку Л.Ф. Климанова
  3. Тетради проверочных и тестовых работ к учебнику Л.Ф. Климановой
  4. Интернет - источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"

Работа над темой «Состав слова» начинается с первого класса - дети получают начальные знания о корне слова, вводится понятие «родственные слова». Далее эта тема продолжается во втором классе. Раскрыва...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: «Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?»

Основная цель:  Сформировать у учащихся умение составлять сочетание слов по схемам. ЗадачиОбразовательные задачи:1) Систематизировать знания учащихся о словах, которые отвечают на вопр...

Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова».

Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова»....

Урок русского языка. 2 класс Тема: Повторение. Слова с двойными согласными. Состав слова.

Урок с применением развивающей технологии, игровой технологии и КСО.Урок-путешествие...

Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме: " Текст и предложение" (в соответствии с ФГОС)

На данном уроке учащиеся научатся распознавать текст, отдельные предложения; выделять предложения из текста; оформлять предложения на письме....

Русский язык,2 класс.Повторение пройденного. Слово. Словосочетание. Предложение»

Цель  урока Формирование предметных  и универсальных учебных действий  на основе применения ранее сформированных знаний, формирование позитивного опыта применения ранее сформирова...