Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: "Связь слов в предложении"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Резакова Ольга Николаевна

Урок закрепления знаний по теме: "Связь слов в предложении". Развитие речи учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaz_slov_v_predlozhenii.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме:

«Связь слов в предложении. Закрепление изученного».

Учитель ГБОУ СОШ №556 Курортного района г. СПб

Резакова Ольга Николаевна

ЦЕЛИ.

Развитие связной речи учащихся.

Развивать умение выделять предложение из потока речи, оформлять его на письме.

ЗАДАЧИ:

1.Обучающая:

развивать умение составлять распространенные предложения

формировать умение устанавливать связь слов в предложении;

работа над лексическим значением слова.

2. Развивающая:

обогащение словарного запаса;

развитие логического мышления.

3. Воспитывающая:

умение работать в малых группах (обсуждать, договариваться, приходить к единому мнению);

уважительное отношение друг к другу;

внимание;

самостоятельность.

ОБОРУДОВАНИЕ:

презентация к уроку;

раздаточный материал с деформированными предложениями;

опорные карточки со словами.

                                        Ход урока.

1. - Сегодня наш урок мы посвятим прекрасному времени года – осени. Мы совершим удивительное путешествие в мир предложений, выполняя задания осени.

Проблемная ситуация. (Задание на умозаключение.)         (Слайд 2)

- Чтобы попасть в страну Предложений, необходимо выполнить следующее логическое упражнение. Справиться с заданием вам поможет таблица. Будьте внимательны, запоминайте.

        Марина, Коля и Оля написали предложение:

Осень – красивое время года

На конце предложений они поставили разные знаки:  точку, восклицательный знак, вопросительный знак. Марина поставила не вопросительный знак. Коля поставил точку. Определите, какой знак поставил каждый ученик?

(Ученики повторяют задание и делают умозаключение, пользуясь таблицей «да» - «нет».)

- Какой знак поставил Коля? (.)

- Прочитайте так, как прочитал Коля.

- Какое получилось предложение по цели высказывания? (повествовательное)

- Какой знак поставила Оля? (?)

- Кто хочет прочитать, как прочитала Оля?

- Какое по цели высказывания получилось пр-е? (вопросительное)

- А как прочитала это пр-е Марина?

- Какое это пр-е по интонации? (восклицательное)

- Какой знак девочка поставила в конце предложения? (!)

- Кто из них прав?

(Они прочитали это предложение с разной интонацией.)

Запишите предложение, которое составила Марина, пропустив одну строчку.

2. Формулирование учащимися темы и цели урока.        (Слайд 3)

 - Выполняя логическое упражнение, какой речью мы воспользовались?

- Скажите, из чего состоит устная и письменная речь? (Из предложений.)

- Что мы понимаем под предложением? (Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. Предложение о ком-либо или о чём-либо сообщает, содержит вопрос, побуждает к действию.)

- Без чего предложение не может существовать? (Без грамматической основы – подлежащего и сказуемого.)

- О чем мы сейчас говорили? (О предложении)

-Значит, какова тема сегодняшнего урока?

- Отталкиваясь от темы урока, поставьте перед собой цель: чему мы должны научиться на уроке? Используйте опорные слова.

РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ СОСТАВЛЯТЬ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ …..

ФОРМИРОВАТЬ  УМЕНИЕ УСТАНАВЛИВАТЬ СВЯЗЬ СЛОВ В ….

- Для чего нам нужны эти умения? (Чтобы строить красивые предложения. Чтобы наша речь была красивой…)

  1. Работа по карточкам в парах. Работа с деформированным предложением.

- Осень преподнесла нам новое задание: Шалун - ветер подул и рассыпал листики. Каждый из вас должен сложить свою строчку, а затем вам нужно сложить листики так, чтобы получилось одно красивое четверостишье.

(Каждая пара получает листики разных цветов, по7 штук)

        Зачитывают предложение, просматривая картины осени.        (Слайды 4 - 12)

Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный.

Весёлой пёстрою стеной стоит над светлою поляной.

.

4. Физкультминутка.

Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги,

Влево, вправо побыстрей.

Удивимся – что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведём глазами дружно

Ну а дальше – будь здоров.

  1. Составление текста по опорным словам.

(На осенних листьях написаны группы слов.)

ЛИСТИКИ        КРУЖАТСЯ                О КРАСОТЕ                ПЁСТРЫЙ                

ЛИСТЬЯ                ШУРШАТ                ПОД НОГАМИ        БАГРЯНЫЕ                

ЛИСТОЧКИ        ГРУСТЯТ                ЗЕМЛЮ                ЗОЛОТИСТЫЕ

ОНИ                УСТИЛАЮТ                КОВРОМ                КРАСНЫЕ

                

- Какое сейчас время года? Назовите признаки осени….

        Осень - долгое время года. Она начинается, как праздник красок, а заканчивается ненастьями, когда деревья стоят голыми, повсюду грязь, дождь, сырость. Поэтому это время года вызывает разные настроения людей. Каждый замечает в осени что – то свое. Осень – это не только краски, но и особые звуки и запахи.

- Как вы думаете, что придает осени особое очарование? (Листья)

Как долго длится жизнь листьев? Подберите слова, обозначающие действие листьев.

(Появляется осенний листочек с соответствующими словами.)

- Подберите однокоренные слова к слову листья (листики, листочки)

- Когда употребляют слова листики, листочки?

 - Сегодня мы составим небольшой текст «Краса осени». Начало текста у нас уже есть. Прочитайте его. Запишите заголовок на пропущенной строчке.

- Какова тема нашего текста?

  1. - Что написано на доске?         (Слайд 13)

КРАСУЮТСЯ, ОСЕНЬЮ, В РАЗНОЦВЕТНЫХ, ДЕРЕВЬЯ, НАРЯДАХ, РАННЕЙ

- Почему эту группу слов нельзя назвать предложением?

- Сформулируйте задание.

- Составьте и запишите предложение. Разбор предложения.

(Ранней осенью деревья красуются в разноцветных нарядах.)

- Какое слово показывает наше отношение к листьям?

2) Распространите предложение, добавив слова, обозначающие признак предмета. (Слайд 14)

……, ……, ……. ЛИСТЬЯ ПЛАВНО КРУЖАТСЯ В ВОЗДУХЕ.

Комментированное письмо.

(Багряные, красные, золотистые листья плавно кружатся в воздухе.)

- Подчеркните грамматическую основу.

- Назовите словосочетания в этом предложении.

- Рассмотрите схему, составленную к этому предложению Незнайкой. В этой схеме сбилась стрелка и связь слов установилась неверно.         (Слайды 15-16)

ЧТО?                                                 ЧТО ДЕЛАЮТ?

                           

                 ЛИСТЬЯ                                        КРУЖАТСЯ

КАКИЕ?           КАКИЕ?        КАКИЕ?     ГДЕ?                         КАК?

                                        

  1. -Назовите грамматическую основу следующего предложения. Что у вас получилось? (Нераспространенное предложение).        (Слайд 17)

 

ОНИ УСТИЛАЮТ.

- Что нужно сделать, чтобы предложение стало более красивым и понятным? (Распространить)

Выполните это задание.

-Давайте запишем  Машино предложение и подчеркнем грамматическую основу. Найдите словосочетания.

(Они устилают землю пестрым ковром.)

  1. - Подберите действие к слову листики.        (Слайд 18)

 

ЛИСТИКИ ШУРШАТ.

- Распространите предложение по схеме:

        ЧТО?                                ЧТО ДЕЛАЮТ?

     ЛИСТИКИ                            ШУРШАТ

                                        КАК?                ГДЕ?                

                                                        У КОГО?

(Листики жалобно шуршат у нас под ногами.)

  1. Составьте последнее предложение.        

- Чьё предложение вам больше нравится? Почему?

(Листочки грустят о былой красоте.)

  1. Главная мысль текста.

- Какова главная мысль нашего текста?

- Составьте восклицательное предложение, которое передаст, что вы чувствуете в конце осени.

Запись понравившегося предложения.

7.  Итог урока. Рефлексия деятельности.

- Кто хочет выразительно прочитать текст?         (Слайды 19 - 26)

- Что вы чувствовали, когда слушали?

- Какие виды работ особенно понравились на уроке?

- Именно эти виды заданий помогают развивать нашу речь, формируют умение распространять предложения. Значит, мы справились с поставленной учебной задачей.

 Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Дома расскажите о нашем путешествии в осень и обязательно выразительно прочитайте наш текст родителям.

 

                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Знаки препинания в сложном предложении"

Конспект урока Русского языка для 4 класса, тема "Знаки препинания в сложном предложении", разработан по УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Как связаны части сложноподчиненного предложения"

Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Как связаны части сложноподчиненного предложения", составленный по учебнику Иванова С.В....

Урок русского языка 2 класс по теме: «Связь слов в предложений»

Развивать умение работать с иллюстрациями, переводить информацию из одной формы в другую (из изобразительной, в графическую в словесную, словесную в графическую).Развивать  умения составлять пред...

Конспект урока Русский язык. 4 класс. Тема: Синтаксическая роль местоимения в предложении.

Русский язык. 4 класс.Тема: Синтаксическая роль местоимения в предложении.Цель: Обобщить  и  систематизировать  знания  учащихся о личных  местоимениях; уточнить знания о синт...

УПК "Перспектива" конспект урока русского языка 4 класс Тема: «Главные и второстепенные члены предложения»

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о понятии «члены предложения»; формирование умения различать главные и второстепенные члены предложения.Планируемые результ...

Конспект урока Русский язык 4 класс УМК "Перспектива" "Связь слов в предложении"

Конспект урока Русский язык 4 класс УМК "Перспектива" "Связь слов в предложении"...

План-конспект урока русского языка "Повторение правописания заглавной буквы в словах и предложениях"

План-конспект урока русского языка "Повторение правописания заглавной буквы в словах и предложениях"...