Урок русского языка в 4 классе по теме: "Связь слов в предложении. Примыкание."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Колпакова Светлана Дмитриевна

Урок по УМК "Начальная школа XXI века" . Проведен в рамках предметной недели начальных классов. Служит методическим материалом для учителей начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus._yazyka_v_4_klasse.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Владимирская область

Администрация округа Муром

Управление образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28»

имени Героя Советского Союза Б. Ф. Модина

Урок русского языка в 4 классе

Тема урока:

   Связь слов в    словосочетании. Примыкание.

Колпакова С. Д.

Урок русского языка в 4 – Б классе.

 Тема урока: Связь слов в словосочетании. Примыкание.

Цели урока:

Обучающие: актуализировать и упорядочить знания детей о словосочетании; дать представление о новой связи слов в словосочетании - примыкании; продолжить работу по формированию умения вычленять словосочетания из предложения.

Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить вопросы, анализировать, сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы, развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитание культуры общения в группе со сверстниками, воспитание любви к Родине, родному краю через произведения родных поэтов.

Оборудование урока: таблички со словами, карточки с заданиями, тесты раздаточный материал, картина с изображением берёзы

                                                        Ход урока.

1. Орг. момент.

   Я рада приветствовать

    Вас в классе нашем

    Возможно, есть классы и лучше и краше.

    Но пусть в нашем классе вам будет светло

     Пусть будет уютно и очень легко.

-  Ребята,   а сейчас тетрадь открыли

    И как надо положили.

    Сядьте прямо, не кривитесь,

    За работу все возьмитесь.

    Запишите все число,

     Классная работа.

           

2. Работа по закреплению пройденного.

    1)  Проверка домашнего задания.

Ребята, давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание. Над каким заданием вы работали?

 Мы работали со стихотворением Николая Михайловича Рубцова «Березы».   Нам нужно было выписать словосочетания с типом связи «управление» и «согласование». Кто хочет прочитать это стихотворение наизусть? Зачитывание словосочетаний.

- Что такое словосочетание? Что не является словосочетанием?

- Что такое  словосочетание с типом связи «управление»? «согласование»?

-  Ребята чему поэт посвятил своё стихотворение?

      ( Поэт посвятил это произведение своей родине, все его строки говорят  о   любви поэта к родному краю.)

 На примере стихов Николая Михайловича Рубцова мы тоже с вами должны и обязаны любить свою Родину, бережно относиться и охранять родную природу.

2). Чистописание.

Вв Бб

Лё…кий  в…т….рок  вес…ло  б…жит ( от) б…рёзк… (к )б…рёзк….

Работа с предложением. (один – у доски, остальные в тетради)

      ( Объяснить, какие буквы пропущены, сделать синтаксический разбор предложения, выписать все словосочетания.)  Одновременно с доской – индивидуальная работа по карточкам  - 3 чел.).                Оценивание работ

   

3) – Какого  вида словосочетание    бежит весело ? Похоже оно на словосочетание с согласованием? С управлением?
3. Работа над новым материалом.

  1)    Продолжение работы над словосочетанием  бежит весело.

Найдите главное и  зависимое слова. Будет ли меняться форма зависимого слова при изменении формы главного (бежит весело)? Может ли вообще меняться форма зависимого слова, какой частью речи оно выражено? (наречие – неизменяемая часть речи.) Если зависимое слово неизменяемое, то можно ли как-то грамматически  выразить, обозначить связь слов в этом словосочетании?(Нет.) Какая же связь существует между словами? (по смыслу, можно задать вопрос как?) Такая связь слов в словосочетании, где слова связаны между собой только по смыслу, называется (примыканием).

 Гтдпгртдгидмгтыкдатднтидгегтд -  из данных букв вычеркнуть ГДТ

 2) Работа с учебником. С. 119        

А)   Рубрика «Давайте порассуждаем».

   -  Выпишите словосочетания с управлением, с согласованием (по вариантам).

   -  Выпишите оставшиеся словосочетания. (чтение вслух, очень   грустный, пойти гулять, повернуть налево.) Какие это словосочетания?

    - Выделить главное слово, определить, чем выражено зависимое слово?

    Б) Правило С. 120.

    В) Алгоритм  «Как найти словосочетание с примыканием» С. 120

    Г) №1 С. 120  - выписать слова, которые могут быть зависимыми в словосочетании с примыканием, определи часть речи. Проверка.

Физкультминутка (Для глаз)

     Д) Самостоятельная работа С. 120 № 2 – выписать словосочетания с типом связи «примыкание», определить часть речи зависимого слова. (1 – у доски).  Проверка выполненной работы. Оценивание работы.

    Е)  Проверочная  работа  -  тест.

4. Итог урока.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке русского языка?

5. Домашнее задание С. 121 № 4 – выписать по 3 примера на каждый тип словосочетания.

Резерв времени:

6.   Проверочная  работа  -  тест.

1.Тестирование

1. Укажите верное определение.

а) словосочетание – это сочетание двух  самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу подчинительной связью

б) словосочетание – выражает законченную мысль

в) словосочетание – это сочетание подлежащего и сказуемого

 г) словосочетание – это соединение слов одной части речи.

2. Словосочетание может состоять :

а) из фразеологизма

б)  из однородных членов

в) из подлежащего и сказуемого

 г) из главного и зависимого слова

3. В каком словосочетании вид связи – согласование?

а) быстро доехать  

б) прогулка по лесу

в) ласковое солнышко

 г) выглянуло из-за туч


4.
В каком словосочетании вид связи – управление?

а) весна радует

 б) звонкие ручьи  

в) прочитал рассказ

г) забыл рассказать

 5. В каком словосочетании вид связи – примыкание?

а) говорить быстро

б) бутылка из-под молока

в) пятый класс

 г) глядеть по сторонам

6. Найди ошибку в определении типа словосочетания:

хвойный лес - согласование

играть  на скрипке– управление

настольные часы- примыкание

Лес шумит – управление

2 Тестирование

1. Укажите верное определение. Словосочетание может состоять :

а) из фразеологизма

б)  из однородных членов

в) из подлежащего и сказуемого

 г) из главного и зависимого слова

2. Укажите верное определение

а) словосочетание – это сочетание двух  самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу подчинительной связью

б) словосочетание – выражает законченную мысль

в) словосочетание – это сочетание подлежащего и сказуемого

 г) словосочетание – это соединение слов одной части речи.

3. В каком словосочетании вид связи – согласование?

а) говорить медленно

б) убирать мусор

в) перелётные птицы

г) варенье из яблок


4.
В каком словосочетании вид связи – управление?

а) малыш смеётся

б) весенние ручьи  

в) рассказал стихотворение

г) быстро мчится

 5. В каком словосочетании вид связи – примыкание?

а) прошептать тихо

б) обложка для тетради

в) скорый поезд

 г) солнце светит

6. Найди ошибку в определении типа словосочетания:

зелёный карандаш - согласование

росли на полянах– управление

электронные часы- примыкание

ручьи бегут – управление

Какие модели относятся к словосочетанию с согласованием?

СУЩ + Прил

Поряд числ. + сущ

Какие модели относятся к словосочетанию с управлением ?

Глагол + сущ

Сущ + сущ

Какие модели относятся к словосочетанию  с примыканием?

Прил + нареч

Глагол + нареч

Глагол + глагол в нач форме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в I классе на тему: "Связь слов в предложении. Главные члены предложения."

Данный материал можно использовать для проведения одного из уроков русского языка в 1 классе....

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: "Связь слов в предложении"

Урок закрепления знаний по теме: "Связь слов в предложении". Развитие речи учащихся....

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме:«Связь слов в предложении».

Тема урока:  Связь слов в предложенииТип урока:     урок «открытия» нового знанияЦель урока:  Создать условия для формирования:...

Урок русского языка 2 класс по теме: «Связь слов в предложений»

Развивать умение работать с иллюстрациями, переводить информацию из одной формы в другую (из изобразительной, в графическую в словесную, словесную в графическую).Развивать  умения составлять пред...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Связь слов в предложении"

Урок русского языка по теме "Связь слов в предложении"...

Конспект урока Русский язык 4 класс УМК "Перспектива" "Связь слов в предложении"

Конспект урока Русский язык 4 класс УМК "Перспектива" "Связь слов в предложении"...

Урок русского языка 2 класс по теме:"Связь слов в предложении. Текст"

Систематизировать знания о предложении и тексте....