Конспект урока русского языка во 2 классе по теме:«Связь слов в предложении».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Шпилевая Елена Борисовна

Тема урока:  Связь слов в предложении

Тип урока:     урок «открытия» нового знания

Цель урока:  Создать условия для формирования:

                    представления обучающихся об алгоритме установления связи слов

                    в предложении,

                    умения графически обозначать связь слов в предложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka.doc85.5 КБ
Файл svyaz_slov_v_predlozhenii.pptx82.65 КБ

Предварительный просмотр:

                        Конспект урока русского языка

                                во 2 классе по теме:

                          «Связь слов  в предложении»

                            учителя начальных классов

         муниципального образовательного учреждения

             средней общеобразовательной школы № 1

                                  г. Калача-на-Дону

                             Волгоградской области

                        Шпилевой Елены Борисовны.

                                                                       2011

                                            Конспект урока

Предмет:     русский язык

Класс:           2 класс

Автор УМК:   Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина

Тема урока:  Связь слов в предложении

Тип урока:     урок «открытия» нового знания

Цель урока:  Создать условия для формирования:

                    представления обучающихся об алгоритме установления связи слов

                    в предложении,

                    умения графически обозначать связь слов в предложении.

                          Способствовать развитию речи, произвольного внимания,

                    наглядно-действенного мышления.

                          Воспитывать культуру поведения при проведении групповой

                   (парной) работы, умение сотрудничать.

Планируемые результаты: 

        Личностные: - уметь проводить самооценку на основе критерия

                                  успешности учебной деятельности.

        Предметные: - знать алгоритм установления связи слов в предложении;

                                - уметь выделять грамматическую основу предложения;

                                  задавать вопрос от главного слова к зависимому; уметь

                                  графически обозначать связь слов в предложении.           Метапредметные: - уметь определять и формулировать цель на уроке с              

                                  помощью учителя, проговаривая последовательность    

                                  действий на уроке, работать по коллективно составленному

                                  плану, оценивать правильность выполнения действий по

                                  эталону, вносить необходимые коррективы в действие

                                  после его завершения на основе его оценки и учет

                                  характера допущенных ошибок (Регулятивные УУД);

                                - освоение личностного смысла учения (Личностные УУД);

                                - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной

                                  форме, слушать и понимать речь других, совместно

                                  договариваться о правилах поведения и общения в школе и

                                  следовать им, уметь управлять поведением партнера,

                                  оценивать его действия (Коммуникативные УУД);

                                - уметь ориентироваться в собственной системе знаний,

                                  отличать новое от уже известного с помощью учителя,

                                  добывать новые знания, находить ответы, используя

                                  информацию, полученную на уроке, свой жизненный опыт,

                                  самостоятельно создавать способы решения

                                  проблем творческого характера (Познавательные УУД).

Основные понятия:  предложение, слова-предметы, слова-признаки,

                                       слова-действия, грамматическая основа предложения

                                      (главные члены предложения), второстепенные члены

                                       предложения.

Ресурсы:    Р.Н.Бунеев. Учебник для 2 класса. Стр. 59 – 60.

                     Л.Ю.Комиссарова. Дидактический материал к учебнику «Русский

                     язык», 2 класс. Тетрадь, индивидуальные магнитные доски,

                     карточки, алгоритм установления связи слов в предложении,

                     презентация.

          Этап урока.

          Цель этапа.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

Формируемые УУД

                 I

Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

- актуализировать требования к обучающемуся со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

             II

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения  в пробном действии.

Цели:

- организовать актуализацию умений выделять из текста слова -предметы, слова-признаки, слова-действия; умения составлять предложения;

- создать затруднение в деятельности обучающихся и зафиксировать его.

            III

Выявление места и причины затруднения.

Цель:

- создать условия для выявления места и причины затруднения обучающихся.

            IV

Построение выхода из затруднения.

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

              V

Реализация построенного проекта.

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать фиксирование устранения затруднения.

             VI

Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

            VII

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цели:

- организовать выполнение обучающимися самостоятельной работы на новое знание;

 - организовать самопроверку по эталону и самооценку;

 - организовать выявление места и причины затруднений.

             VIII

Включение в систему знаний и повторение.

Цели:

- организовать включение обучающимися нового знания в систему знаний;

 - организовать дифференцированную работу.

                IХ

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Домашнее задание.

Здравствуйте, ребята!

Начинаем урок. Вспомните и повторите правила поведения на уроке.

- Объясните, пожалуйста, для чего нужно выполнять эти правила?

- Записываем число, классная работа.

- Отгадайте загадку (Слайд 2):

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

- Посмотрите на экран:

Слайд 3 (зимний лес).

- Рассмотрите картинку и запишите по ней  в 3 столбика слова-предметы, слова-признаки и слова-действия (по 3 слова).

Составьте и запишите по 1 предложению о зиме: возможно, вы воспользуетесь записанными словами.

- А вот ребята из 2 класса составили такие предложения (Слайд 4):

1. Снежные метели замели.

2. Тропы замели снежные лесные  метели.

3. Снежные метели замели лесные тропы.

- Какое предложение, по вашему мнению, составлено правильно?

- Какие трудности возникли у учеников №1 и №2?

- О чем не знает первый ученик?

- В чем трудности у второго ученика?

- А у вас возникают подобные трудности?

- О чем нужно помнить при составлении предложений?

- Значит, чему мы должны научиться на сегодняшнем уроке?

- А для чего нам эти умения?

- Какова тема сегодняшнего урока?

-Запишите предложение: Снежные метели замели лесные тропы.

- А как нам проследить связь слов в предложении? Что нужно для этого сделать? Составим план действий.

Поэтапно появляется алгоритм (Слайд 5).

- Запишите  предложение № 3.

- Обозначьте графически связь слов в предложении.

- На каждой парте находится конверт с заданием, в нем деформированное предложение.

Задание:

составить и записать в тетрадь предложение,  

графически обозначить связь слов

- Какие трудности вы испытали при выполнении данного задания?

Фронтальная проверка.

- Выполните задание  самостоятельно.

- Из данных слов составьте предложения.

- Сколько предложений у вас должно получиться?

- Как вы будете записывать каждое новое предложение?

- Как обозначите окончание предложения?

- Будем ли мы ставить запятые после каждого слова? Почему?

Проверь себя (Слайд 6)

Используй предложенную таблицу.

Дифференцированное задание:

1 группа: во 2 предложении по алгоритму графически обозначить связь слов.

2 группа: 1 задание + подчеркни орфограммы

3 группа: Составь распространенное предложение на тему: «Зима» и установи связь слов в предложении по алгоритму.

Резервное задание:упр.94.

- Какую цель ставили?

- Достигли цели?

- Оцените свою работу по алгоритму (Слайд 7):

              ЗНАЮ

Я           ЗАПОМНИЛ

              СМОГ

1 группа: упр. 78 (дид. материал). Задание: Составь текст, спиши, составь схемы предложений.

2 группа: задание 1 группы + подчеркни орфограммы жи, ши, ча, ь,

3 группа: Составь и запиши 5 предложений на тему: «Мои друзья», графически обозначь связь слов в предложении.

Проговаривают стихотворение:

-Громко прозвенел звонок,

-Начинается урок.

-Наши ушки – на макушке,

- Глазки широко открыты.

- Слушаем, запоминаем,

- Ни минуты не теряем.

Ребята дают объяснение: чтобы понять задание, чтобы не пропустить на уроке самое главное и т.п.

- Дети выполняют запись в тетради.

Дают отгадку:

        ЗИМА.

Слова-предметы: (что?) лес, снег, сосны.

Слова-признаки: (какой?) прозрачный, чистый, высокие.

Слова-действия: (что сделал?) выпал, укутал, спят, стоит и т.п.

 

Наступила зима.  Мороз нарисовал на окнах красивые узоры. Землю укрыл пушистый снег.

Показывают на индивидуальных магнитных досках: № 3.

- Первая запись – это не предложение. Потому что предложение выражает законченную мысль.

- Во втором предложении нет связи между словами, предложение построено неправильно.

- Что слова в предложении должны быть связаны по смыслу.

- Устанавливать связь слов в предложении.

- Чтобы правильно строить предложения.

   - Связь слов в

     предложении.

       АЛГОРИТМ

1.Найти в предложении грамматическую основу: подлежащее и сказуемое.

2. Найти слова, связанные с подлежащим (задать вопрос) и показать связь.

3. Найти слова, связанные со сказуемым и показать связь.

Записывают в тетрадь, а один ученик выполняет на доске:

         Какие?          

 Снежные метели замели 

    Какие?                      Что?

лесные тропы.

ФК минутка

Чтобы сильным стать и ловким

Приступаем к тренировке.

Носом вдох, а выдох ртом

Дышим глубже, а потом

Шаг на месте, не спеша.

Как погода хороша!

Не боимся мы пороши,

Ловим снег- хлопок в ладоши!

Руки в стороны, по швам,

Хватит снега вам и нам.

Мы теперь метатели –

Бьём по неприятелю.

Размахнись рукой – бросок!

Прямо в цель летит снежок!

Выполняют в парах с комментированием.

Сначала один из учеников составляет предложение из отдельных слов и читает его. Затем оба ученика записывают предложение в тетрадь. Первый выделяет грамматическую основу и комментирует свои действия. После этого, второй ученик графически обозначает связь слов в предложении с комментированием.

  1. выпал, густой, утром, снег
  2. пушистые, в, снежинки, воздухе, закружились
  3. покрывалом, землю, белым, укутали, они
  4. покрылась, тонким, речка, ледком
  5. зверей, на, следы, и, птиц, снегу, остались

№ предложения

Результат

       1

      +

       2

      +

       3

      -

       4

      +

       5

      -

Гимнастика для глаз.

1 группа:

        В чём?

Закружились в воздухе

         Какие?

пушистые снежинки.

- Научиться устанавливать и обозначать графически связь слов в предложении.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникатив-

ные УУД)

Освоение личностного смысла учения (личностные УУД)

Уметь анализировать объекты с целью выделения признаков (познавательные УУД).

Подведение под понятие (познавательные УУД)

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (познавательные УУД)

Уметь ориентироваться в собственной системе знаний: отличать новое от уже известного (познавательные УУД)

 

Уметь выстраивать логические цепочки рассуждений, анализировать истинность утверждений с опорой на изученное правило (познавательные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД).

Определять последователь-

ность промежуточных целей  с учетом конечного результата (регулятивные УУД).

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (познавательные УУД)

Уметь выполнять работу по предложенному плану (регулятивные УУД).

Учебное сотрудничество со сверстниками, оценка действий партнера (коммуникатив-ные УУД)

Уметь выполнять работу по предложенному плану (регулятивные УУД)

Самоконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (регулятивные УУД)

Коррекция (регулятивные УУД)

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (познавательные УУД)

Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы (регулятивные УУД).

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка во 2 б классе.

Слайд 2

Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила!

Слайд 4

Снежные метели замели. Тропы замели снежные лесные метели. 3. Снежные метели замели лесные тропы.

Слайд 5

Алгоритм 1. Выдели в предложении грамматическую основу: подлежащее и сказуемое. 2. Найди слово, связанное по смыслу с подлежащим, обозначь связь графически. 3. Найди слово, связанное по смыслу со сказуемым, обозначь связь графически.

Слайд 6

Утром выпал густой снег. В воздухе закружились пушистые снежинки. Они укутали землю белым покрывалом. На снегу остались следы зверей и птиц . Тонким ледком покрылась речка.

Слайд 7

Я ЗНАЮ УМЕЮ СМОГ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Знаки препинания в сложном предложении"

Конспект урока Русского языка для 4 класса, тема "Знаки препинания в сложном предложении", разработан по УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Как связаны части сложноподчиненного предложения"

Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Как связаны части сложноподчиненного предложения", составленный по учебнику Иванова С.В....

Урок русского языка 2 класс по теме: «Связь слов в предложений»

Развивать умение работать с иллюстрациями, переводить информацию из одной формы в другую (из изобразительной, в графическую в словесную, словесную в графическую).Развивать  умения составлять пред...

Урок русского языка УМК "Гармония" на тему: Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме.

Урок составлен в соответствии с ФГОС для 3 класса по программе "Гармония"...

Конспект урока. Русский язык. 2 класс. Главные и второстепенные члены предложения

Печатные издания:  учебник Русский язык 2 класс ч. 1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2011 – 143 с....

Конспект урока русского языка. 4 класс. Предложение. Урок-закрепление по мотивам сказки М.Ю.Лермонтова "Ашик-Кериб"

Третий урок /русский язык/ метапредметного дня по мотивам сказки М.Ю.Лермонтова "Ашик-Кериб"....

Урок русского языка 2 класс по теме:"Связь слов в предложении. Текст"

Систематизировать знания о предложении и тексте....