Конспект по русскому языку. Предложение распространенное и нераспространенное
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Михайлова Анна Николаевна

Конспект урока по русскому языку   по образовательной системе «Школа 2100» по  учебникам Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Прониной О. В. «Русский язык». 3 класс .Тема «Предложения распространённые и нераспространённые»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx48.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

По образовательной системе «Школа 2100»

По учебникам Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Прониной О. В.

«Русский язык»

3 класс

Тема «Предложения распространённые и нераспространённые»

Подготовила конспект

Михайлова А. Н.

Сыктывкар, 2011

Цель: познакомить с распространёнными и нераспространёнными предложениями.

Задачи:

1.Образовательные: 

  1. актуализировать знания  о предложении;
  2. актуализировать знания о словарных словах;
  3. закрепить знание об однокоренных словах;
  4. формировать умение находить орфограммы в словах;
  5. закрепить умение образовывать, находить  распространенные и нераспространённые предложения.

2. Развивающие:

  1. развивать умение находить в слове орфограммы;
  1. развивать мелкую моторику рук и пространственное воображение;
  2. развивать творческие способности;
  3. развивать орфографическую зоркость;
  1. развивать умение оценивать работу одноклассников и свою работу;
  2. развивать умение взаимопроверки  работ;
  3. развивать устную и письменную  речь при ответах;
  4. развивать мышление: умение обобщать, сравнивать;
  5. развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса.

3. Воспитательные:

  1. воспитывать  самостоятельность;
  1. воспитывать уважительное отношение к мнениям одноклассников;  
  2. способствовать воспитанию любознательности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:

У учителя: карточки, учебник.

У учащихся: учебник, чистые листочки, тетради. 

Литература:

  1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. Учебник для  3 - го класса в 2-х ч. Ч 2. Изд. 3-е, перераб. – М.: Баласс, 2005. – 176 с. (Образовательная система «Школа 2100», серия «Свободный ум»)

  1. Бунеева Е. В., Яковлева М. А. Русский язык. 3-й класс (1-4). Методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е дополн. -  М.: «Баласс», 2002. – 192 с. (Образовательная система «Школа 2100», серия «Свободный ум»)

Оформление доски

СЛОВАРЬ УРОКА

опушка

Двадцатое апреля.

Классная работа.

Предложения распространённые и нераспространённые.

Главные члены

+ второстепенные члены      Главные члены

Д/З С. 136, упр. 5.

Я с утра в лесу гуляю.

От росы я весь промок.

Но зато теперь я знаю

про берёзку и про мох.

Этапы урока

Содержание урока

Примечания

I. Орг. момент

-Ребята, добрый день! Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? (Веселым, интересным, познавательным, чтобы узнать что-то новое…).

II. Актуализация знаний

Словарная работа

Повторение знаний о предложении

- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Запишем словарные слова: фонарь, жёлтый, стрекоза, сейчас, снова, опушка. Поставьте ударение и подчеркните орфограмму.

- Проверим.

- Какое словарное слово для вас сегодня новое? (Опушка). Какой части речи это слово? (Существительное). Что же означает это слово? Каково значение этого слова?  (Край леса). Назовите синонимы этого слова. Про что можно сказать опушка? (опушечка, лысина, оторочка, обшивка, край, подпушка). Ещё говорят опушка на одежде -  меховая обшивка на одежде.

- Составьте и запишите со словом опушка словосочетание и предложение.

- Однокоренными ли будут слова: опушка, пушечный, пушной, пушка, опёнки?  Если слово опушка означает меховую обшивку по краям одежды, то слово пушной – однокоренное.

- Назовите признаки предложения.

- Какие предложения бывают по цели высказывания? (Побудительное, вопросительное, повествовательное). По интонации? (Вопросительное, восклицательное). Приведите примеры.

- Почему нельзя смешивать понятия «члены предложения» и «части речи»? В чём разница?

- Из чего состоит  грамматическая основа предложения? (Из подлежащего и сказуемого).

 

На доске иллюстрация опушки.

III.

Изучение нового материала

Постановка учебной проблемы

1. Создание ПС.

2. Осознание противоречия.

3. Поиск решения

Работа по учебнику над правилом.

Физпауза для глаз

- Ребята, на доске записаны предложения. Прочитайте. Найдите грамматическую основу, подчеркните. Что такое грамматическая основа? (Подлежащее и сказуемое). Ребята, скажите, это предложения распространённые или нераспространенные? (Распространённые, нераспространённые).

- Сколько вопросов я задала? (Один). А сколько ответов получила? (Несколько). Значит, чего мы не знаем? Какой возникает вопрос? (Какие это предложения – распространённые или нераспространённые). Какую цель поставим перед собой? (Узнать какие предложения называются распространёнными, а какие нераспространенными).

- Верно, сегодня мы узнаем, какие предложения называются распространёнными и нераспространёнными и как определить, распространенное или нераспространенное предложение.

- Что означает слово распространить? (Увеличить, сделать более обширным).

- Вот предложение: Краснела малина. Распространите его. Как вы это сделаете? (Добавим второстепенные члены).

- Что значит не распространить? (Оставить всё как было, не расширять пределы, не увеличивать).

- Можете ли вы предположить, какие предложения называются распространёнными и нераспространёнными?

- Давайте откроем учебник на с. 132 и прочитаем правило. Прочитайте вслух. Прочитайте вопросы к правилу. Ответим на 1 вопрос. Какие предложения мы чаще употребляем в речи – распространённые или нераспространённые? (Нераспространённые). Почему?

Как определить, распространенное или нераспространенное предложение? (Если есть второстепенные члены, то это распространённое предложение, если в предложении только грамматическая основа – подлежащее и сказуемое).

-Правильно ли вы предположили?   Приведите примеры распространённых и нераспространённых предложений.

- Давайте докончим наше задание и определим, какие это предложения – распространенные или нераспространенные.

-  Какие предложения чаще встречаются в художественных произведениях,  нераспространенные или распространённые, которые дают  дополнительную информацию: где было событие, как оно происходило, каким было? (Распространённые). С помощью распространенных предложений наша речь становится богаче, ярче. Сравните: Светит солнце.  -  На небе светит яркое летнее солнце.

- Дадим нашим глазам отдохнуть. Возьмите в руки ручку. Посмотрите на колпачок ручки, потом вдаль. Выполните 8 раз.

На доске вопроситель ный знак.

IV. Воспроизведение нового знания.

- Так какую же тему мы сегодня с вами изучаем? (Предложения распространенные и нераспространённые).

- Сформулируйте вопросы по данной теме.

- Теперь 1 вариант будет задавать вопросы 2 варианту, 2 вариант будет отвечать.

- К правилу сделайте модель, схему, но такую, чтобы было понятно, где распространённое и где нераспространённое. Запишите  на листочек.

Физминутка

- Немножко дадим нашим пальчикам отдохнуть.

Раз, два, три, четыре, пять –

Надо пальцы нам размять.

В кулачки мы их сожмем,

Быстро-быстро разожмем.

А потом, а потом-

Мы руками потрясем.

И теперь нам опять

Можно к делу приступать.

V. Применение новых знаний на практике.

 Работа с учебником

Дидактическая игра

-   Теперь поучимся делать предложения распространенными и нераспространенными. Выполняйте все упражнения аккуратно и добросовестно, после урока тетради сдадите,  и я проверю, как вы выполняли работу в классе. Выполним упражнение  412. Запишите в тетради номер упражнения. Прочитайте задание. Что необходимо сделать?  (Используя имена прилагательные, сделай эти предложения распространенными). Один ученик у доски, остальные в тетради. Прочитайте 1 предложение. Рассмотрите образец записи. Выполните самостоятельно: 1 колонка – 2 предложение, 2 колонка – 3 предложение, 3 колонка – 4 предложение.

- Проверим. Запишем самое распространенное предложение. Весело запорхали пёстрые бабочки.

- Упражнение 413. Прочитайте задание. Что надо сделать?  (Сделать предложения нераспространенными).  Как это сделать? (Убрать из предложения все второстепенные члены). Верно. Выполните упражнение самостоятельно. Запишите предложения, подчеркните подлежащее и сказуемое.

- Проверим. Поменяйтесь друг с другом тетрадями. Возьмите в руки карандаш и проверьте.

- Найдите упражнение 414. Прочитайте задание. Что необходимо сделать? (Распространить предложения второстепенными членами). Мы уже научились это делать? (Да). Вы сможете выполнить это задание самостоятельно? (Да). Выполните упражнение самостоятельно.

- Ребята, тихонечко встали. Я буду называть предложение, если предложение распространённое, то подпрыгните, если нераспространённое, то присядьте:

1. Подул ветер.

2. Алиса сплела венок из маргариток.

3. На поле пасутся коровы.

4. Расцвели колокольчики.

5. Катя купила серого плюшевого зайца.

6. Тишина.

- Бывают ли предложения из одного слова ? (Да). Часто ли их используют в речи? Почему их можно считать предложениями? (В них есть определённое высказывание, они оформлены интонационно, это одно слово является или подлежащим,  или сказуемым).

- Например, Осень. Увядают, желтеют листья.

Снег. Город почти ослеп.

XI. Итог урока.

Рефлексия.

Дача домашнего задания.

-   Сделаем вывод.  Какую тему мы сегодня изучали? Как определить, распространенное предложение или нет?

- Что было трудно изучить, но интересно? Что было непонятно? Какое задание вызвало затруднение? Какой этап работы показался сложным? Какими знаниями, умениями овладели? (Научились задавать подходящие вопросы от подлежащего и сказуемого и подбирать второстепенные члены для распространения предложения, убирать второстепенные члены и делать нераспространенными). Для чего нужны нам эти знания, умения? Где они могут пригодиться?

- Откройте дневники и запишите домашнее задание: с. 136 упражнение 5. Тетради сдаём.

- Урок окончен!

На доске запись д/з.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении".3 класс

Конспект урока. Русский язык, 3 класс. СРО Занкова. "Предложение. Связи слов в предложении"....

Конспект урока русского языка "Предложения с однородными членами", умк «Перспектива», 3 класс.

Урок русского языка , УМК «Перспектива»Тема урока: Предложения с однородными членами....

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Распространенные и нераспространенные предложения". ("УМК Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:  формирование умения различать предложения по наличию второстепенных членов; формирование умения распространять грамматическую основу предложения второстепенными ч...

Конспект урока русского языка "Предложение и его схема"

Цель урока: актуализация знаний и умений обучающихся в работе с предложением.Задачи урока:Образовательные:- упражнять в составлении предложений по схемам и в составлении схем к предложениям...

Конспект урока русского языка "Предложение и его схема"

Конспект урока русского языка "Предложение и его схема" во 2 классе коррекционной школы...