Обучение грамоте (письмо) Письмо прописных букв М и Л.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Андрющенко Надежда Александровна

Урок обучения грамоте (письмо).  Авторы прописей: Н.В. Нечаева, Н.К. Булычёва.

Тема: "Письмо прописных букв М, Л. Деление слов на слоги. Смысловые различия слов".

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Цель урока:

Познакомить учащихся с написанием прописных букв  М, Л.

   Задачи урока:

- способствовать формированию навыков правильного письма;

- закреплять умение давать характеристику звуков;

- учить разложению речи на слова, слова на слоги, слоги на звуки и слияния звуков;

- развивать интеллектуальную и познавательную активность, способности к самоконтролю, словарный запас, фонематический слух;

- способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу.

   Оборудование:

 тетрадь по письму ( авт. Н.В. Нечаева, Н.К. Булычёва);

 карточки с буквами;

 карточки со словами;

 схемы слов.

        

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Сегодня мы опять собрались вместе, у нас много интересной работы, мы будем узнавать новое, доказывать, спорить, радоваться успехами, а с неудачами будем справляться все вместе.

  1. Актуализация знаний.

- Посмотрите на доску, назовите буквы, которые написаны на доске.

На доске:  Оо Ээ Уу   л Ии Аа ы   м

- Что вы можете сказать об этих буквах?

(- Они обозначают гласные и согласные звуки;

- Их можно разделить на две группы: прописные и строчные, письменные и печатные).

- Молодцы! Правильно назвали буквы.

- Чем гласные отличаются от согласных?

( Гласные поются, а согласные нет, при произношении согласный  звук встречает преграду; гласный звук образует слог, а согласный нет.)

- Обратите внимание, что ещё не написали.

(Забыли написать заглавные буквы М  и Л).

- Да, сегодня будем учиться писать заглавные буквы М  и Л.

На доске элементы букв  М и Л .        

- Из каких элементов состоят эти буквы?

(Из крючка и палочки с закруглением внизу; из двух крючков и палочки с закруглением внизу.)

- При написании каких букв мы использовали эти элементы?

(При письме заглавных букв А и  И).

3.  Работа с новым материалом.

Открыли  рабочие тетради на стр.18, подготовили тетрадь к письму.

- Посмотрите на первую строчку.

- Какие буквы здесь написаны?

(Буквы Л А М).

        

- Обведите эти буквы по образцу. (Учитель на доске показывает, как пишутся эти буквы).

- Посмотрите на вторую строчку.

- Какая буква написана?

(Буква Л).

- Пишем букву Л

- Посмотрите на следующую строчку.

- Какая буква здесь написана?

(Буква М .)

-Чем буква  М   отличается от буквы Л ?

(У буквы М  два крючка, а  у Л только один крючок.)

- Пишем букву М.

- Посмотрите на буквы, которые вы сейчас написали.

-Трудно было их писать?

( Да.  Нет. Немножко трудно!)

- Посмотрите на четвёртую строчку. Здесь написаны слоги. Обратите внимание, как соединены буквы друг с другом. При письме слога Ло крючок буквы  Л расположен ближе к нижней линии рабочей строки, а при письме слога Ми, крючок буквы М доводим до верхней линии рабочей строки. Обведите слова Лола и  Мила.

Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась.

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

 На четыре – улетела.

  Творческая минутка.

На доске карточки слов с названиями имён и кличек животных,  в которых допущены ошибки (маша, лёша, лиза, лайка). Ребята  находят ошибки и исправляют их.

- Когда пишем слова с заглавной буквой?

( При письме имён, фамилий, названий городов, рек, морей, …)

  1. Деление слов на слоги, выделение мягких и твёрдых согласных звуков.

На доске и в тетрадях написаны слова Лола, Мила, поставим ударение в этих словах и разделим эти слова на слоги.

        

- Что мы называем ударением?

(Выделение голосом гласного звука.)

- Как узнать, сколько в слове слогов?

(Сколько гласных,  столько и слогов).

   - На какой слог падает ударение?

(Ударение в обоих словах падает на первый слог).

- Кто может составить звуковую схему этих слов?

Два ученика работают у доски, а дети в своих тетрадях самостоятельно делают звуковой анализ слов:

Лола         Мила

   скск        зкск

- Молодцы, ребята! Сейчас давайте поиграем. Мальчики будут называть имена девочек, а девочки имена мальчиков, которые начинаются на букву М и Л.  Кто больше назовёт.

(Маша, Марина, Майя, Мила, Маргарита, Лена, Люда, Лев, Лёня, Мирон, Миша, Марк.)

- Посмотрите на картинку, которая нарисована в тетради.

-Кого видим?

(Мальчика и девочку.)

- Как их зовут?

(Их зовут Миша и Маша.)

- А как вы узнали?

(У них разные первые слоги.)

- Назовите и запишите слоги, которыми различаются имена.

Дети записывают слоги: Ма  Ми.

5.  Работа над смысловым значением слова.

На доске написаны слова: мыло  мылил  лил  лила.

- Поставьте ударение в этих словах.

- Почему в слове лил не поставили ударение?

(В слове одна гласная, она всегда ударная).

- Что означает слово мыло?

(Это предмет, которым моются).

- Что означает слово мылил?

(Совершал действие мылом.)

Обратите внимание, что эти слова родственные, у них одинаковая общая часть.

- Что означают слова лил и  лила?

(Это, когда что-то льют, мальчик –лил, а девочка – лила).

- Разделите  эти слова на слоги.

  1. Творческая работа.

Измени порядок слов и запиши предложение.

 

  1         3          2          4

Мама Милу мыла мылом.

Мама мыла Милу мылом.

- Почему слова  мама и  Мила написаны с заглавной буквы?

(Мила – это имя девочки, а со слова мама начинается предложение).

  1. Итог урока.

- Кому понравился урок?

- Как бы вы себя оценили?

- Чем занимались на уроке?

( Писали буквы, слова, делили слова на слоги, ставили ударение в словах, делали звуковой анализ слов, отгадывали ребус.)

Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо работали на уроке, радовали меня своими ответами, а маленькие ошибочки мы все вместе исправляли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок письма "Письмо прописной буквы Р"

Урок для 1 класса, система развивающего обучения Л.В.Занкова...

Конспект урока обучения грамоте ( письмо). "Письмо строчной буквы ё"

Цель урока научить правильному написанию строчной буквы ё. Повторить особенности букв е, ё. Закреплять навык звукобуквенного разбора слов, умения выделять, слышать нужный звук. Развивать фонематически...

Конспект урока обучение грамоте (письмо). Тема: Письмо букв ч,Ч. 1 класс УМК "Гармония"

Тема урока: Письмо букв ч,Ч.Тип урока: овладение новыми знаниями. Задачи урока: Предметные задачи урока: развитие у учащихся умений: писать строчную и заглавную буквы Ч, ч...

УМК "Перспективная начальная школа". Урок обучения грамоте (письмо). Письмо заглавной буквы Ю.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – лицей № 10 города Белгорода               УМК «Перспективная начальная шк...

Методическая разработка конспекта урока по обучению грамоте (письмо) «Письмо строчной буквы т» 1 класс

Формировать умение писать букву т; учить писать слоги, сочетания и слова с буквой т;закреплять написание изученных букв....

1 класс. Обучение грамоте (письмо) "Письмо строчной буквы К"

В данном уроке рассматривается обучение написанию буквы "к "по образцам в прописях; обучение написанию слогов, слов и предложений с буквой "к"....

Конспект урока по письму «Письмо прописной буквы и».

Цель и ожидаемый результат: научить писать прописную букву и, слоги и слова с новой буквой....