Урок русского языка "Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне"
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Воробьева Ольга Ивановна

Урок русского языка в 3 классе .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vorobyovoy_o.i.rar31.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе.

Учитель: Воробьева Ольга Ивановна

Тема: Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне

Цель:

  1. Создать условия для закрепления умения проверять парную согласную на конце и в середине слов                

Задачи:

  1. развивать умения на слух и зрительно находить изученные орфограммы в слове, проверять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне;                  

  1. показать  разные способы подбора проверочных слов для слов с изучаемой орфограммой;

  1. развивать умение работать самостоятельно, в группах;

  1. активизировать словарный запас учащихся при подборе проверочных слов;                                                      

  1. воспитывать доброту, искренность, любовь и уважение к матери

 

Оборудование:

  1. правило, записанное на отдельных карточках;

  1. презентация;

  1. карточки для каждого учащегося;

Ход урока

  1. Эмоциональное начало урока.

Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Откройте тетради, подпишите число.

  1. Актуализация знаний.

       Посмотрите на буквы. Что вы можете о них сказать?

Б      К        

В     Т

Г      П

Д      Ф

Ж      С

З       Ш

Догадались, над чем будем работать сегодня?

На какие две группы можно разделить парные согласные? (на звонкие и глухие согласные)

Тема нашего урока? Парные согласные в корне слов. (Слайд)

Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте задачи урока. Используйте для этого запись.

- Повторить…

- Учиться…

Я желаю вам успеха, новых открытий. Я хочу, чтобы у вас все получилось.

III. Чистописание.

Буквы не стоят парами. Установи соответствия. Соедините буквы, которые соответствуют парным согласным звукам ( на карточке у каждого уч-ся и на доске).

Б      К

В     Т

Г      П

Д      Ф

Ж      С

З       Ш

Самопроверка.

Какая пара лишняя? ( ж-ш)

Почему? ( нет пары по мягкости).

Запись в тетрадь.

ж/ш

жи ши

Собери пословицу.

дру_ка, родная, нет, мату__ка, чем, лучшего

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

Объясните пословицу.

Матушка, мама, мамочка.. Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет самого дорогого, близкого, единственного человека. Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится о нас, оберегает нас. Последнее воскресенье ноября мы отмечаем праздник День Матери. Дети – самое дорогое  для мамы. Счастье матери в счастье их детей. Мама – первый учитель и друг, причем самый близкий. Она всегда поймет нас, утешит, поможет в трудную минуту, защитит, оградит от беды.

А каким должен быть самый лучший подарок для мамы? (когда мы делаем добрые дела, когда хорошо учимся…). Порадуем своих мам, выполнив трудные задания.

IV. Словарная работа.

Разделите слова на группы.

Рассказ, тетрадь, карандаш, мальчик, багаж, кровать, народ, артист.

Ваши предложения. Как это сделать?

  1. Одушевленные и неодушевленные существительные.
  2.  Слова, оканчивающиеся на парный звонкий согласный и на парный глухой согласный.

Работа в парах.

карандаш               тетрадь

мальчик                 рассказ

кровать                багаж

артист                 народ

Самопроверка выполненных работ.

V. Работа по теме

1. Ребята, сейчас мы проверим, как вы выучили правило проверки парной согласной. Для этого попробуйте из данных вразброс карточек составить это правило.

Чтобы проверить

или подобрать однокоренное,

нужно изменить слово

в котором после согласного

парную согласную

стоит гласный звук или согласные звуки [ н  ], [ л   ] ,       [ м   ], [ р   ], [ в   ].

Молодцы.

Чтобы проверить парную согласную нужно изменить слово или подобрать однокоренное, в котором после согласного стоит гласный звук или согласные звуки [ н  ], [ л   ] , [ м   ], [ р   ], [ в   ].

Я  предлагаю вам еще один вариант правила проверки парной согласной. (Слайд)

                    Если слышишь парный звук,

                    Будь внимательным мой друг!

                    Парный сразу проверяй,

                    Слово смело изменяй!

  1. Проведем небольшой тренинг по подбору однокоренных слов для проверки парных звонких и глухих согласных в корне и на конце слов, но сначала повторим способы подбора однокоренных слов. (Слайды).
  2. Работа в тетради.( Слайд.)

Подбери подходящее по смыслу существительное и запиши с проверочным. Составим портрет наших мам.

Ясные , карие, голубые, лучистые…- ?

Милая, широкая, открытая, приветливая, насмешливая, добрая… - ?

Растерянный, суровый, радостный, ласковый… -?

Глазки- глаза; улыбка- улыбочка; взгляд – взгляды. (Запись в тетрадь). Укажи способы проверки.

  1. Орфографическая минутка. Работа с сигнальными карточками ( парные согласные).

     А помогаете ли вы своим мамам?

Представьте, что вы с мамой на кухне. Ух, сколько здесь разных предметов.

Я показываю вам слово, а вы пропущенную букву. Подбираем устно проверочные слова.

Ло_ки, ча_ка с блю_цем, салфе_ка, но_, кастрюля с кры_кой, сковоро_ка, варе_ка-прихватка, ку_шин, лопа_ка, кру_ка, ми_ка, каду_ка.

Как подобрать проверочное слово к слову кувшин? Невозможно. А как быть? Узнать правописание слова в словаре. Работа со словарем.

  1. Упражнение 215.

                              Физкультминутка.

VI. Самостоятельная работа. Разноуровневые задания.(Слайд)

1 уровень.

Спиши. Раскрой скобки. Запиши проверочные слова.

Портре(д,т), кни(ж,ш)ка, рома(ж,ш),ка, сторо(ж,ш)ка, сугро(б,п), шу(б,п)ка, хирур(г,к).

 

2 уровень.

К данным словам подберите однокоренные слова с парной согласной.

Образец: Ходить – ходьба

Укладывать -…, записывать -…, просить- …, находить -…, отгадывать - …, рубить - ….

3 уровень.

Выпиши все слова с парными согласными. Напиши проверочные слова.

Обед готов. Мама несет ложки и тарелки. Леонид тоже помог. Он принес лаваш. Мама ставит на стол суп. На второе – картошка. На сладкое будут плюшки и ватрушки.

Самопроверка по слайдам.

  1. Рефлексия.

У вас на партах лежат полоски трех цветов – это лучики солнышка. Если вы считаете, что работали хорошо, научились проверять парную согласную, то возьмите желтые лучики. Если у вас были трудности, то  - оранжевые. А если считаете, что пока не научились проверять парную согласную, то возьмите красные лучики.

Подарите свои лучики солнышку.

Красивое солнышко у нас получилось.

- Много обязанностей у наших мам. Но, наверное, самая  главная –

быть  «добрым солнышком» семьи, нести свет и тепло детям, стать их задушевным другом. Ребята. Любите своих матерей! Обращайтесь к ним с уважением. Цените их заботу о вас. Берегите их здоровье. Помогайте им дома. И просто жалейте их.

  1. Творческая работа.

На листиках –солнышках, которые лежат у вас на партах, напишите несколько строчек, в которых выразите свою любовь, нежность, признательность своим мамам. Когда будете писать свои послания, постарайтесь употребить слова с парными согласными звуками.

Звучит музыка. Чтение отрывка рассказа Ю.Яковлева «Мама».

Мама. Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живет в самом тебе такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.

Мама всегда рядом с тобой. И все, что ты видел, все, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы. Каждый день твоего и моего детства связан с мамой. Озабоченная и радостная, спокойная и печальная, она всегда рядом. Помни, что  нет большего горя на свете, чем потерять родную мать. Не причиняй ей страданий. Береги ее, как можешь.

Подарите эти «солнышки» самым близким, дорогим людям – мамам.

  1. Итог урока.

Закончи предложение:

Сегодня на уроке мы …..

Как проверить парную согласную?

  1. Домашнее задание.

С.107, упр. 216,*карточки

Ребята, для оценки вашего труда на уроке, я назову три слова, а вы из вторых слогов составьте новое слово.

                                          КЛЕЙМО

                                          ХОЛОД                               МОЛОДЦЫ!

                                          ЩИПЦЫ

Молодцы, ребята.

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету: русский язык тема «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне»

Цель: Формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.Задачи:·        Учить...

Конспект урока :"Упражнения в написании слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным"

Конспект урока :"Упражнения в написании слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным" 2 класс УМК "Школа России"Цели урока: развивать умение ...

Конспект урока по русскому языку. Тема:"Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова". 1 класс. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений различать парные звонкие и глухие согласные звуки; проведение наблюдений за произнесением парных звонких согласных в конце слова; знакомство со способом ...

Технологическая карта урока русского языка (1 класс). Способы проверки парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слова.

Технологическая карта урока русского языка (1 класс). Способы проверки парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слова. В ходе урока учащиеся научатся соотносить произношение и написание ...

Рабочий лист по русскому языку. Тема " Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласным звуком"

Рабочий лист по русскому языку по теме "Правописание слов с парными по звонкости- глухости согласным звуком". Данный рабочий лист "Секретная лаборатория". Открывая секреты лаборато...

Конспект урока : «Упражнение в написании слов с парными по глухости – звонкости согласными в корне»

Конспект урока : «Упражнение в написании слов с парными  по глухости – звонкости согласными в корне»  ...