Открытый урок по русскому языку во 2 классе ( по учебнику Р.Н. Бунеева)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

 

Формировать у учащихся представление об употреблении мягкого знака на конце и в середине слова, как показателе мягкости согласных и правописании слов с мягким знаком на конце и в середине слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_2_klass.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку  во 2 классе ( по учебнику Р.Н. Бунеева)

Подготовила : учитель начальных классов Дамаскина Анжела Анатольевна

Республика Саха( Якутия), Алданский район,п.Алексеевск, МБОУ СОШ №36                                                              

Тема: Буква ь знак на конце и в середине слова.

Тип урока: получение новых знаний.

Цели: Воспитывающая: Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение друг к другу. Воспитывать чувство любви к своей Родине.

Обучающая: Формировать у учащихся представление об употреблении мягкого знака на конце и в середине слова, как показателе мягкости согласных и правописании слов с мягким знаком на конце и в середине слова.

Развивающая: Продолжать работу над развитием речи, произвольного внимания, логического мышления.

Оборудование: На столы разложить мордашки –настроения . У детей лежат учебники, тетради, пеналы. На доске оформлена полянка- на ней грибочки с заданиями, две клубнички.

                                                                 Ход урока.

              Этапы

              урока

                                          Ход урока

 Развитие УУД

 на уроке

  I.                










II.



















































III.

















IV.





















































V.











































VI.

Организационный момент.

(слайд №1)

-Добрый день, ребята. Сейчас у нас урок русского языка и по вашим добрым и милым лицам , я вижу , что мы с вами узнаем много интересного и откроем еще один орфографический секрет.  А какой вы мне расскажете сами .

(Слайд 2)

    Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

    Все на месте , все в порядке: книги, ручки и тетрадки?


         Проверка знаний.

Сегодня нам по электронной почте пришло письмо. ( Имя ученика), прочитай пожалуйста.( 3 слайд)

Здравствуй, дорогой друг!

Я приглашаю тебя в лесную школу.

Мы со зверятами приготовили много интересных заданий.

С уважением …..


А кто это вы, ребята, узнаете,  если вспомните что это за фразеологизм.

Неумелая услуга, приносящая вместо помощи вред.

(Медвежья услуга)

-Ребята, а среди вас есть такие ребята, которые оказывают медвежью услугу?

- Это хорошо или плохо?( я надеюсь, что сегодня никто не будет подсказывать на уроке.)

-Так кто позвал нас в лесную школу?  (Медведь)(слайд4)

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Запишите это слово, вставив пропущенную букву. Что это за орфограмма?( Безударная гласная, которую нужно запомнить) Давайте проверим (Слайд5).

Мишка привел с собой своих друзей, давайте посмотрим кто это и запишем  их названия, вставив правильно букву.(заяц,(слайд 6, проверка7) ворона(слайд 8. Проверка 9)( а какой фразеологизм можно подобрать к слову ворона)(белая ворона)Как вы его понимаете?, воробей,( слайд 10, проверка 11) собака ,(слайд 12, проверка 13)сорока (слайд14, проверка 15) Раз наши  герои из лесной школы, то мы с вами попадаем на лесную полянку. (слайд 16)

( На доске ягодки и грибочки)

А)Вот пенек , а нем ягодки, а на ягодках задания. –Кто хочет сорвать ягодку и выполнить задание?

1 ягодка. На какие две группы делятся буквы в русском языке? ( гласные и согласные)

2 ягодка. Что ты можешь сказать о согласных звуках?

( Бываю твердые, мягкие, звонкие, глухие)

 (проверка 17, 18.19,20 слайды)

б) Но это еще не все . На пути у нас поляна с грибами, а на грибах буквы. Кто пойдет собирать грибы? Девочки будут собирать грибы со звонкими согласными, а мальчики грибы с  глухими согласными. Выполняем задание по рядам по очереди.

( Грибочки лежат на столах у ребят)

-Покажите грибочки с буквами, которые всегда обозначают только мягкий звук (Ч,Щ,Й)

-Покажите грибочки с  буквами, которые всегда обозначают только твердые звуки. ( ц, ж, ш)


в)А на пути у нас новое задание от медведя.(Слайд21)

Посмотрите наш герой написал буквы. Кто может сказать, как мы их называем (гласные)

- А на какие 2 группы мы их можем разбить? ( для смягчения согласного и для твердости согласного)

  Давайте проверим. ( Слайд 22, слайд 23, слайд 24, 25, 26) Молодцы!

А теперь встанут ребята, у которых имена начинаются на мягкий согласный звук,(назовите ваши имена)сейчас ребята, у которых имена начинаются на твердый согласный звук ( назовите ваши имена)


Физ.минутка с воспитательным моментом.

Ребята, а звери в лесной школе очень дружные. Они даже к нам на урок пришли все вместе. Я смотрю, что вы тоже очень дружный класс. Это действительно так? А как вы понимаете слово дружба? Что значит дружить? ( Помогать друг другу в трудную минуту, когда товарищу плохо. Не бросать друга в беде.  Всегда прийти на помощь)

Даже есть такая пословица. Сам погибай, а товарища выручай.

Как вы понимаете смысл этой пословицы.( что , чтобы не случилось, никогда нельзя бросать товарища в беде, а прийти ему на помощь)

-А вы знаете пословицы о дружбе? (Не имей 100 рублей, а имей сто друзей. Старый друг лучше новых двух.)

Молодцы! А теперь я предлагаю вам отдохнуть под веселую песенку о дружбе из м.ф( Барбарики).

( Поставить детей в круг, показывать движения, а они повторяют, затем менять ведущего)

Молодцы, хорошо отдохнули.


Открытие новых знаний.

1.Ну, что , ребята, для открытия новых знаний звери из лесной школы приготовили вам свои задания

(слайд27) Задание от зайчишки трусишки. (на слайде буквы и, ю, я, е, ь, ё)

Нужно узнать какая буква пришла в гости? (ь)

Так кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

-Действительно это буква ь знак.

              ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Я вам сейчас предлагаю поработать в группах. 1 группа должна сказать –эта буква гласная или согласная. – вторая группа – звук у этой буквы звонкий или глухой, -а третья группа – какой он твердый или мягкий.

( Дети должны сказать, что мягкий знак звука не обозначает, поэтому не может быть ни гласным не согласным, поэтому не может быть звонким и глухим, твердым и  мягким))

Какие вы молодцы! А я думала вас  поймать на этом вопросе, а вы все прекрасно все знаете!

Мягкий знак, хитрый знак!

 Он не произносится, но в слово часто просится



 2. А как вы думаете, случайно ли он пришел в гости

к этим гласным??

 Предположения детей.

( Потому что ь знак так же как и гласные е,ё,ю,я,и  служит для смягчения согласных)

- А разве мы этого не знали?

-как вы думаете, так чему мы должны сегодня научиться ? (Узнать где пишется мягкий знак в словах.)

2. Следующее задание от тетушки Сороки.( Слайд 28) Давайте прочитаем слова ( Дети читают: бол, автомобил,  долка, корол,совест, топол,сирен, борба, лошад, мелница, писмо, полза)

Вы знаете такие слова? Все ли здесь правильно ( Предположения детей. Согласные звуки  звучат  твердо. )

А как мы должны произносить эти слова правильно?( Согласный должен произносится мягко)

А что его смягчает?(ь знак)

Давайте проверим и прочитаем. ( Слайд 29)

3. Тетушка Сорока просит вас, ребята, сравнить слова и посмотреть чем они похожи и чем отличаются.

( ь знак  в словах стоит на конце слова и в середине). Запишите эти слова  и подчеркните мягкий знак.

1 группу – слова с мягким знаком на конце.                  2 –группу – слова,  где мягкий знак в середине.

Прочитайте первую группу, вторую.

проверим ( Слайд 30)

Кто обратил внимание , где стоит мягкий знак в 1 столбике (После согласных), А во втором столбике? ( Между согласными).


 Разбор правила на стр.113 учебника.(  2часть)


Закрепление полученных знаний.  (слайд 31 с текстом).

          Московский Кремль.

  Кремль - исторический центр Москвы. Более восьмисот лет назад стены Кремля были из толстых дубовых брёвен. Потом стены построили из белого камня, и стала  зваться белокаменной. Кремль, который мы знаем, построен почти пятьсот лет назад. Он имеет двадцать башен. Самая красивая – Спасская. В Кремле стоят Царь-пушка и царь- колокол. Красная площадь – часть Кремля. Красная означает «красивая». Здесь был большой торговый центр, где собиралось много людей. Московский Кремль, Красная площадь – это наша история, они дороги каждому жителю России.


  1. Работа в парах.(раздать листочки с текстом, который на слайде)

Ребята, перед вами текст.

-прочитайте его название.

-значит о чем будет этот текст?

(Имя ученика), прочитай громко.(чтение текста)

  А сейчас я хочу посмотреть как вы умеете работать в парах. Вы должны договорится кто из вас будет подчеркивать в тексте слова с ь знаком, а кто будет диктовать, чтобы записать эти слова. Подчеркните  мягкий знак.

Задание понятно? ( Работа 3-4 минуты)

Какие слова записали?

1 группа читает слова, где мягкий знак стоит на конце слова, 2 группа – где мягкий знак –показатель мягкости в середине слова, а третья группа -  контролеры, проверяет все ли сказали первые две группы.

(Кремль, восьмисот, зваться, пятьсот, двадцать, царь, часть, большой)

а) О чем был текст?

б) Каким Раньше был Кремль?

в) а потом?

г) Кто знает из чего стены Кремля в наше время? ( из красного кирпича)

д) Что значит «красная»?

(Показ слайдов о Кремле)

Как называют Москву и Красную площадь? ( Сердцем нашей Родины)

-Какой синоним можно подобрать к слову Родина? ( Отчизна).

-А вы любите свою Родину? За что?

Давайте попробуем составить предложение.

   ( На слайде слова : Родину любим нашу мы)

                              (слайд32)

Проверка ( Слайд 33)

Рефлексия

Подведение итогов урока.

Ну, что, ребята, вот и подходит к концу наш урок,

-как вы думаете мы выполнили поставленные цели?

-А какие они были? (Узнать где пишется мягкий знак-показатель мягкости согласных)

( Слайд 34)

Начните свой ответ со слов ( все вместе, а потом по отдельности)

- Я сегодня узнал..  ( Что мягкость согласных на письме обозначается не только гласными е, ё,я, ю, и, но и мягким знаком. Что ь знак может стоять в середине между согласными и в конце слова после согласного

-Я сегодня научился…

-Я себя могу похвалить…


 ( На столах у детей мордашки человечков, улыбающегося, обыкновенного, и недовольного)

   (слайд 35)

А сейчас мне хочется узнать какое у вас настроение от сегодняшнего урока. Поднимите мордашку человечка, которая вам больше всего импонирует.

Молодцы! Спасибо вам за урок. Мне хочется всем вам сегодня поставить за урок оценку с мягким знаком на конце!

- Что это за оценка? (5)

-А как вы себя оцениваете?

- Встаньте те ребята, кто поработал сегодня хорошо.

 ( Слайд 36. Молодцы! Хорошо поработали!)

Д/з Выучить правило с.113 ( Узнать и подготовить небольшой рассказ о царь пушке и царь колоколе. Почему их так называют)




















( Моральный выбор, самоопределение)




















Формирование познавательных УД.(логических, классификация)




Коррекция

















 Выделение нравственных ценностей.





-самоопределение

-моральный выбор

















Постановка проблемы

Коммуникативные УД:

-планирование учебного сотрудничества;







Целепологание



-Осознание цели обучения






Причинно-следственные связи


- Анализ( выделение существенного, рассуждение , доказательство)


- сравнение




-классификация

























Коммуникативные УД,

-планирование учебного сотрудничества; распределение обязанностей в группе.

-Чтение текста с извлечением информации

- Контроль ( проверяют друг друга  )




Речевые высказывания









Самоопределение






Рефлексия условий











Самооценка














Информационный поиск

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 2 класс по учебнику Р.Н. Бунеева

В программу включены разделы: пояснительная записка, цели и задачи обучения русскому языку во 2 классе, календарно-тематическое планирование учебного материала, планируемые достижения реализации прогр...

Урок русского языка в 4 классе по учебнику Р.Н.Бунеева «Русский язык». Роль прилагательных-антонимов в речи.

Закрепить знания учащихся об имени прилагательном. Выявить и обосновать роль прилагательных-антонимов в речи. Развивать орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, мышление, память, умение рабо...

Работа над пониманием. Элемент урока обучения грамоте в 1 классе по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной (Образовательная система «школа 2100»). Тема: Работа с текстом «Три птичницы» при изучении звуков [ ц ] , [ щ ] и букв «ц» , «щ».

На основе текста "Три птичницы" проводится   работа над пониманием текста, отрабатываектся умение понимать смысл пословиц, акцентируется внимание на многознач...

Открытый урок АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК 2 КЛАСС ( по учебнику М. З. Биболетовой « Enjoy English 1»)

Открытый урок АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК 2 КЛАСС( по учебнику М. З. Биболетовой « Enjoy English 1» Тема: «Визит в Лондон» Чтение гласной буквы Uu в закрытом слоге....

Конспект урока и презентация к уроку русского языка в 3 классе по учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой по теме "Понятие о второстепенных членах предложения"

Представленный урок - очередной в разделе "Главные и второстепенные члены предложения". На уроке использованы современные образовательные технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ, технология оценивани...

Урок по русскому языку во 2 классе ( по учебнику Р.Н. Бунеева) Тема: Буква ь знак на конце и в середине слова.

Формировать у учащихся представление об употреблении мягкого знака на конце и в середине слова, как показателе мягкости согласных и правописании слов с мягким знаком на конце и в середине слова....