Урок по русскому языку во 2 классе ( по учебнику Р.Н. Бунеева) Тема: Буква ь знак на конце и в середине слова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Формировать у учащихся представление об употреблении мягкого знака на конце и в середине слова, как показателе мягкости согласных и правописании слов с мягким знаком на конце и в середине слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_urokov_damaskina_a.a.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           Заявка на участие.

Урок по русскому языку  во 2 классе ( по учебнику Р.Н. Бунеева)

Тема: Буква ь знак на конце и в середине слова.

Подготовила: Дамаскина Анжела Анатольевна.

МБОУ СОШ № 36, Алданского района, г.Томмот

Должность: учитель начальных классов

Категория: первая

Контактный телефон: 8411-45)45-665, сот.8-924-465-92-29

Урок по русскому языку  во 2 классе ( по учебнику Р.Н. Бунеева)

Тема: Буква ь знак на конце и в середине слова.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Основные дидактические  задачи урока :Обеспечение осознания и усвоения понятий, , правил, закономерностей.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная и групповая формы обучения, работа в парах.

Методы обучения: беседа, игра.

Технологии обучения:1) Здоровьесберегающее обучение. Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии. 2)Гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.3) Технологии развивающего обучения

Цели:

Обучающая: Формировать у учащихся представление об употреблении мягкого знака на конце и в середине слова, как показателе мягкости согласных и правописании слов с мягким знаком на конце и в середине слова.

Развивающая: Продолжать работу над развитием речи, произвольного внимания, логического мышления.

Воспитывающая: Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение друг к другу. Воспитывать чувство любви к своей Родине

Оборудование: На столы разложить мордашки –настроения . У детей лежат учебники, тетради, пеналы. На доске оформлена полянка - на ней грибочки с заданиями, две клубнички.

              Этапы

              урока

                                       

                                             Ход урока

 Развитие УУД

 на уроке

  I.                

II.

III.

IV.

V.

VI.

Организационный момент.

                          (слайд №1)

-Добрый день, ребята. Сейчас у нас урок русского языка и по вашим добрым и милым лицам, я вижу, что мы с вами узнаем много интересного и откроем еще один орфографический секрет.

  А какой вы мне расскажете сами

                         (Слайд 2)

    Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

    Все на месте, все в порядке: книги, ручки и тетрадки?

         Проверка знаний.

Сегодня нам по электронной почте пришло письмо. ( Имя ученика), прочитай пожалуйста .( 3 слайд)

Здравствуй, дорогой друг!

Я приглашаю тебя в лесную школу.

Мы со зверятами приготовили много интересных заданий.

С уважением …..

А кто это вы, ребята, узнаете,  если вспомните что это за фразеологизм.

Неумелая услуга, приносящая вместо помощи вред.

(Медвежья услуга)

-Ребята, а среди вас есть такие ребята, которые оказывают медвежью услугу?

- Это хорошо или плохо?( я надеюсь, что сегодня никто не будет подсказывать на уроке.)

-Так кто позвал нас в лесную школу?  (Медведь)(слайд4)

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Запишите это слово, вставив пропущенную букву. Что это за орфограмма?( Безударная гласная, которую нужно запомнить) Давайте проверим (Слайд5).

Мишка привел с собой своих друзей, давайте посмотрим кто это и запишем  их названия, вставив правильно букву.(заяц,(слайд 6, проверка7) ворона(слайд 8. Проверка 9)( а какой фразеологизм можно подобрать к слову ворона)(белая ворона)Как вы его понимаете?, воробей,( слайд 10, проверка 11) собака ,(слайд 12, проверка 13)сорока (слайд14, проверка 15) Раз наши  герои из лесной школы, то мы с вами попадаем на лесную полянку. (слайд 16)

( На доске ягодки и грибочки)

А)Вот пенек , а нем ягодки, а на ягодках задания. –Кто хочет сорвать ягодку и выполнить задание?

1 ягодка. На какие две группы делятся буквы в русском языке? ( гласные и согласные)

2 ягодка. Что ты можешь сказать о согласных звуках?

( Бываю твердые, мягкие, звонкие, глухие)

 (проверка 17, 18.19,20 слайды)

б) Но это еще не все . На пути у нас поляна с грибами, а на грибах буквы. Кто пойдет собирать грибы? Девочки будут собирать грибы со звонкими согласными, а мальчики грибы с  глухими согласными. Выполняем задание по рядам по очереди.

( Грибочки лежат на столах у ребят)

-Покажите грибочки с буквами, которые всегда обозначают только мягкий звук (ч,щ,й)

-Покажите грибочки с  буквами, которые всегда обозначают только твердые звуки. ( ц, ж, ш)

в)А на пути у нас новое задание от медведя.(Слайд21)

Посмотрите наш герой написал буквы.  (а,о,у,и,ы,я,е,ё,ю,э,)

Кто может сказать, как мы их называем (гласные)

- А на какие 2 группы мы их можем разбить? Показатели мягкости согласного и показатели твердости согласного)

  Давайте проверим. ( Слайд 22, слайд 23, слайд 24, 25, 26) Молодцы!

А теперь встанут ребята, у которых имена начинаются на мягкий согласный звук,(назовите ваши имена)сейчас ребята, у которых имена начинаются на твердый согласный звук ( назовите ваши имена)

Физ.минутка с воспитательным моментом.

Ребята, а звери в лесной школе очень дружные. Они даже к нам на урок пришли все вместе. Я смотрю, что вы тоже очень дружный класс. Это действительно так? А как вы понимаете слово дружба? Что значит дружить? ( Помогать друг другу в трудную минуту, когда товарищу плохо. Не бросать друга в беде.  Всегда прийти на помощь)

Даже есть такая пословица. Сам погибай, а товарища выручай.

Как вы понимаете смысл этой пословицы.( что , чтобы не случилось, никогда нельзя бросать товарища в беде, а прийти ему на помощь)

-А вы знаете пословицы о дружбе? (Не имей 100 рублей, а имей сто друзей. Старый друг лучше новых двух.Человек без друзей, как дерево без корней.)

Молодцы! А теперь я предлагаю вам отдохнуть под веселую песенку о дружбе из м.ф( Барбарики).

( Поставить детей в круг, показывать движения, а они повторяют, затем менять ведущего)

Молодцы, хорошо отдохнули.

Открытие новых знаний.

1.Ну, что , ребята, для открытия новых знаний звери из лесной школы приготовили вам свои задания

(слайд27) Задание от зайчишки -трусишки. (на слайде буквы и, ю, я, е, ь, ё)

Нужно узнать какая буква пришла в гости? (ь)

Так кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

-Действительно это буква ь знак.

              ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Я вам сейчас предлагаю поработать в группах.

1 группа должна сказать –эта буква гласная или согласная.

 2 группа – звук у этой буквы звонкий или глухой,

3 группа – какой он твердый или мягкий.

( Дети должны сказать, что мягкий знак звука не обозначает, поэтому не может быть ни гласным не согласным, поэтому не может быть звонким и глухим, твердым и  мягким))

Какие вы молодцы! А я думала вас  поймать на этом вопросе, а вы все прекрасно все знаете!

Мягкий знак, хитрый знак!

 Он не произносится, но в слово часто просится

 2. А как вы думаете, случайно ли он пришел в гости

к этим гласным??

 Предположения детей.

( Потому что ь знак так же как и гласные е,ё,ю,я,и  служит для смягчения согласных)

- А разве мы этого не знали?

-как вы думаете, так чему мы должны сегодня научиться ? (Узнать где пишется мягкий знак в словах.)

1. Следующее задание от тетушки Сороки.( Слайд 28) Давайте прочитаем слова ( Дети читают: бол, автомобил,  долка, корол,совест, топол,сирен, борба, лошад, мелница, писмо, полза)

Вы знаете такие слова? Все ли здесь правильно ( Предположения детей. Согласные звуки  звучат  твердо. )

А как мы должны произносить эти слова правильно?( Согласный должен произносится мягко)

А что его смягчает?(ь знак)

Давайте проверим и прочитаем. ( Слайд 29)( Дети читают боль, автомобиль,  долька, король, совесть, тополь, сирень, борьба, лошадь, мельница, письмо, польза)

2. Тетушка Сорока просит вас, ребята, сравнить эти слова и посмотреть чем они похожи и чем отличаются.

( ь знак  в словах стоит на конце слова и в середине). Запишите эти слова  и подчеркните мягкий знак:

1 группа – слова с мягким знаком на конце.                  

2 –группа– слова,  где мягкий знак в середине.

Прочитайте первую группу, вторую.

проверим ( Слайд 30)

Кто обратил внимание , где стоит мягкий знак в 1 столбике (После согласных), А во втором столбике? ( Между согласными).

 Разбор правила на стр.113 учебника.(  2часть)

Закрепление полученных знаний.  (слайд 31 с текстом).

          Московский Кремль.

  Кремль - исторический центр Москвы. Более восьмисот лет назад стены Кремля были из толстых дубовых брёвен. Потом стены построили из белого камня, и стала  зваться белокаменной. Кремль, который мы знаем, построен почти пятьсот лет назад. Он имеет двадцать башен. Самая красивая – Спасская. В Кремле стоят Царь-пушка и царь- колокол. Красная площадь – часть Кремля. Красная означает «красивая». Здесь был большой торговый центр, где собиралось много людей. Московский Кремль, Красная площадь – это наша история, они дороги каждому жителю России.

  1. Работа в парах.(раздать листочки с текстом, который на слайде)

Ребята, перед вами текст.

-прочитайте его название.

-значит о чем будет этот текст?

(Имя ученика), прочитай громко.(чтение текста)

  А сейчас я хочу посмотреть, как вы умеете работать в парах. Вы должны договорится, кто из вас будет подчеркивать в тексте слова с ь знаком, а кто будет диктовать, чтобы записать эти слова. Подчеркните  мягкий знак.

Задание понятно? ( Работа 3-4 минуты)

Какие слова записали?

1 группа читает слова, где мягкий знак стоит на конце слова, 2 группа – где мягкий знак –показатель мягкости в середине слова, а третья группа -  контролеры, проверяет все ли сказали первые две группы.

(Кремль, восьмисот, зваться, пятьсот, двадцать, царь, часть, большой)

Опрос по тексту:

а) О чем был текст?

б) Каким Раньше был Кремль?

в) А потом?

г) Кто знает из чего стены Кремля в наше время? ( из красного кирпича)

д) Что значит «красная»?

(Показ слайдов о Кремле)

Как называют Москву и Красную площадь? ( Сердцем нашей Родины)

-Какой синоним можно подобрать к слову Родина? ( Отчизна).

-А вы любите свою Родину? За что?

Давайте попробуем составить предложение.

   ( На слайде слова : Родину любим нашу мы)

                              (слайд32)

Проверка ( Слайд 33)( Мы любим нашу Родину)

Рефлексия

Подведение итогов урока.

Ну, что, ребята, вот и подходит к концу наш урок,

-как вы думаете, мы выполнили поставленные цели?

-А какие они были? (Узнать где пишется мягкий знак-показатель мягкости согласных)

( Слайд 34)

Начните свой ответ со слов- ( начало высказываний на доске)

- Я сегодня узнал..  ( Что мягкость согласных на письме обозначается не только гласными е, ё,я, ю, и, но и мягким знаком. Что ь знак может стоять в середине между согласными и в конце слова после согласного)

-Я сегодня научился…

-Я себя могу похвалить…

 ( На столах у детей мордашки человечков, улыбающегося, обыкновенного, и недовольного)

   (слайд 35)

А сейчас мне хочется узнать какое у вас настроение от сегодняшнего урока. Поднимите мордашку человечка, которая вам больше всего импонирует.

Молодцы! Спасибо вам за урок. Мне хочется всем вам сегодня поставить за урок оценку с мягким знаком на конце!

- Что это за оценка? (5)

-А как вы себя оцениваете?

- Встаньте те ребята, кто поработал сегодня хорошо.

 ( Слайд 36. Молодцы! Хорошо поработали!)

Д/з Выучить правило с.113 ( Узнать и подготовить небольшой рассказ о царь пушке и царь колоколе. Почему их так называют)

( Моральный выбор, самоопределение)

Формирование познавательных УД.(логических, классификация)

Коррекция

Создание условий для самовыражения учащихся

Выделение нравственных ценностей.

-моральный выбор

-самоопределение

Постановка проблемы

Коммуникативные УД:

-планирование учебного сотрудничества;

Целепологание

-Осознание цели обучения

Причинно-следственные связи. Анализ( выделение существенного, рассуждение , доказательство)

Коммуникативные УД,

-планирование учебного сотрудничества; распределение обязанностей в паре.

-Чтение текста с извлечением информации

- Контроль ( проверяют друг друга  )

Речевые высказывания

Рефлексия условий

Самооценка

Информационный поиск

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по письму и развитию речи в коррекционной школе по теме: "Правописание парных согласных на конце и в середине слова"

Предлагаю разработку урока письма и развития речи в коррекционной школе 8 вида для обучающихся 4 класса по теме «Правописание парных согласных на конце и в середине слова». На уроке созданы соот...

презентация по русскому языку "Буква мягкий знак на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком"

презентация урока русского языка"Буква мягкий знак на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком"...

Разработка урока на тему "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком"

Разработка урока на тему "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком" (программа "Школа России")...

Конспект урока во 2 классе по русскому языку "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными"

Конспект урока во 2 классе по русскому языку "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным"....

Тема: Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными

Цель урока : Систематизировать знания учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласного на письме....

Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с "ь" знаком на конце и в середине слова" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: находить слова, в котрых мягкость согласных обозначена буквой "ь" в конце и в середине слова, писать слова с этой орфиграммой. Планируемые результаты: Пр...

Урок русского языка во 2 классе. Тема: Обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце и в середине слова (закрепление).

Цели: Обучающие: развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.Развивающие: формирование и развитие умения...