Урок по русскому языку в 4 классе.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Кособокова Наталья Сергеевна

Обобщающий урок по теме "Имена прилагательные".На отдельных этапах урока возможно применение ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок русского языка в 4 классе35.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

урока по русскому языку в 4 классе.

Тема:«Обобщение знаний об именах прилагательных

             как части речи».

Оборудование: репродукции картин художников-  

                           пейзажистов;

                            карточки падежей;

                            карточки по русскому языку;

                            учебники, тетради.

                          ХОД УРОКА.

  1.  Оргмомент.

 Нам сегодня предстоит много поработать, обобщить наши знания. Может и новые получить.

(раздаётся звонок телефона)

-Да .Откуда? С Альфа-центавры?  Просят помощи .В чём? Знают нашу речь, но не понимают, для чего нужны в речи некоторые слова.

            Определяю я предметы,

           Они со мной всегда приметны.

           Я украшаю вашу речь,

          Меня вам надо знать, беречь!

Думаю вы догадались о каких словах говорят инопланетяне? О какой части речи?

-Ну, конечно. О прилагательных. Что ж,попробуем объяснить им , для чего они существуют в нашем языке.

  1.   Вот фото с планеты, откуда наши гости…Да…

Конечно тут любоваться нечем. Поэтому –то и не знают они имён прилагательных. Сравните с пейзажами нашей планеты. Эти картины писали художники, но ведь можно и словами описать всю эту красоту.

     Вспомните строки поэтов о весне, зиме, осени:

На солнце тёмный лес зардел…

Под голубыми небесами…

Лес, точно терем расписной….

3.   Прочтите строки их стихов на доске.

   

    Привет тебе, мой край родной,

  С твоими тёмными лесами,

  С твоей великою рекой

  И неоглядными полями.

Строки отлично передают красоту и особенность нашей природы.  Найдем прилагательные, которые помогаю увидеть эту красоту.

-На какие вопросы они отвечают?

-Что обозначают? С какой частью речи связаны?

Давайте запишем пары – сущ. с прилагательным, подберём к ним синонимы, чтобы точнее объяснить смысл.

Тёмные леса - дремучие, густые , непроходимые.

Великая река – могучая, известная, многоводная.

Неоглядные поля – обширные, бескрайние.

4.  У прилагательных вообще много синонимов.

 Вот попробуйте по прилагательным – синонимам определить предмет.

          Он уже не пышный,

         Он уже не лыжный.

        Он уже не белый,

        Он потемнелый,

       Серый и мокрый, старый и добрый.

Ну , конечно. Это снег. А как вы догадались?

-Какие из этих прилагательных употреблены в переносном значении?

  1. Старый и добрый. Верно.

Богатство русского языка и состоит в том, что можно использовать слова и прямом значении и в переносном.

5.  Возьмём 2 прилагательных и составим с ними словосочетания в прямом и переносном значении.

(работа по вариантам)

ЛЁГКИЙ                                           ТОНКИЙ

( пух, походка ,облако ,снежинки)     ( нить, вкус, кружево, ветви)

Прочтите, что получилось. Найдите словосочетание в переносном значении. Постойте, но вы меняли какую-то часть в прилагательном!

А почему?

Делаем вывод- прилагательные изменяются по родам и числам в зависимости от существительного.

6.  Физминутка. Вспомните окончания родовые прилагательных – ая-яя, ое-ее,ый-ий, ые-ие.

Зимние дни, осенняя грязь ,зелёные вершины, белый снег, низкие тучи, стройная берёза, ясное небо,весеннее солнце, лазоревый цветок.

(встают по рядам, в зависимости от рода; множ. число- все).

  1. Теперь займёмся предложением.

Вот вам словосочетания, а уж предложение составьте сами.

На, лесная полянка, от, зимний снег, и, тёплые лучи, весеннее солнце, родился, маленький ручеёк.

Составим предложение.

   На лесной полянке от зимнего снега и теплых лучей весеннего солнца родился маленький ручеёк.

Заметьте, как точно описано появление ручья, благодаря прилагательным. Найдём их в паре с сущ.

Окончания не похожи на родовые. Почему?

-Да. Прилагательные изменяются ещё и по падежам.

Определим падежи.

            Делаем вывод о прилагательных.

Эта часть речи украшает нашу речь, делает её более точной и поэтичной. Прилагательные связаны с существительными и изменяются в зависимости от них по родам, числам и падежам.

8.  Нелегко обойтись без прилагательных особенно в сочинениях с описанием природы.

Составим миниатюру по картине « Рожь» Шишкина.

Опорные слова и выражения:

Золотая рожь. Вековые одинокие сосны. Спелые тяжёлые колосья. Низкие тучи. Родные просторы.

Примерное сочинение.

На картине художник изобразил родные просторы в летнюю пору. До горизонта тянется золотое поле ржи. Тяжёлые колосья склонились к дороге. Созрели. Пора убирать.  А небо затянуто низкими тучами. Вот-вот пойдёт дождь. Но колоски не боятся – дружно - не грузно. Вековые сосны как стражники охраняют поле.

9.  Итог урока.  Звонок инопланетян. Всё ли понятно?

Главное, что прилагательные украшают наш язык, делая его более ярким и точным.

Ну а мы свои знания подтвердим еще и  алгоритмом:

сущ

прил

                               род  число   падеж

10.Оценки ответов. Задание на дом.

 

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")

Цели урока: - формировать умение применять  и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или азбука"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф...