Главные вкладки

    Тема: Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне.
    методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

    Яруллина Ольга Николаевна

    Цель урока: Формировать умение подбирать проверочные слова с парными согласными в корне слова, сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.

    Предметные:

    - формировать умение видеть орфограмму,

    - уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки,

    - развивать орфографическую зоркость.

    Метапредметные:

    - развивать внимание, мышление, речь,

    - уметь контролировать и корректировать свою работу.

    Коммуникативные:

    - уметь строить работу с партнёром,

    - уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы.

    Личностные:

    - уметь оценивать свою работу и работу товарища,

    - уметь находить причину успеха работы.

    Задачи:

    1. Развивать логическое мышление через приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения на этапах подготовки и усвоения нового материала, при работе в парах, в работе с деформированным текстом.
    2. Продолжать развивать орфографическую зоркость.
    3. Способствовать развитию письменной речи, обогащению словарного запаса учащихся.
    4. Способствовать развитию творческого мышления и воображения.
    5. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
    6. Развивать коммуникативные навыки через организацию работы в парах.
    7. Способствовать воспитанию у учащихся интереса к изучаемому предмету.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tema_parnye_soglasnye.rar2.6 МБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне.

    Проведен: 21 ноября 2012 года в 3 “ Б ” классе.

    Учитель: Яруллина Ольга Николаевна

    Цель урока: Формировать умение подбирать проверочные слова с парными согласными в корне слова, сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.

    Предметные:

    - формировать умение видеть орфограмму,

    - уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки,

    - развивать орфографическую зоркость.

    Метапредметные:

    - развивать внимание, мышление, речь,

    - уметь контролировать и корректировать свою работу.

    Коммуникативные:

    - уметь строить работу с партнёром,

    - уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы.

    Личностные:

    - уметь оценивать свою работу и работу товарища,

    - уметь находить причину успеха работы.

    Задачи:

    1. Развивать логическое мышление через приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения на этапах подготовки и усвоения нового материала, при работе в парах, в работе с деформированным текстом.
    2. Продолжать развивать орфографическую зоркость.
    3. Способствовать развитию письменной речи, обогащению словарного запаса учащихся.
    4. Способствовать развитию творческого мышления и воображения.
    5. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
    6. Развивать коммуникативные навыки через организацию работы в парах.
    7. Способствовать воспитанию у учащихся интереса к изучаемому предмету.

    Оборудование:

    - учебник “Русский язык” для 3 класса четырехлетней начальной школы, 1 часть,

    Т. Г. Рамзаева, Москва, “Дрофа”, 2009 год;

    - тетрадь;

    - индивидуальные карточки, опоры;

    - карточки у каждого учащегося с разноцветными парусами (красные – 1 уровень, синие – 2 уровень).

    - проектор, презентация.

    Ход урока.

    1. Организационный момент. Мобилизующий этап.

    Цель: мотивировать к учебной деятельности.

    Прозвенел для нас звонок –

    Начинается урок.

    К нам без опоздания

    Приходи, старание.

    Помоги нам потрудиться:

    Мы пришли сюда учиться.

    Очень тихо вы садитесь

    И работать не ленитесь.

    2. Эмоциональный настрой обучающихся.

    Всё начинается со школьного звонка,

    В далёкий путь отчаливают парты,

    Там, впереди, покруче будут старты,

    И посерьёзней будут, а пока:

    Нас ждёт урок… русского языка.

    - Откройте рабочие тетради. Запишите сегодняшнее число – 21 ноября. Классная работа.

    Я тетрадь свою открою

    И с наклоном положу.

    И, друзья, от вас не скрою –

    Ручку правильно держу.

    Сяду прямо, не согнусь –

    За работу я возьмусь.

    1. Минутка чистописания.

    Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать букву. А вот какую, попробуйте догадаться.

    снег

    летит

    лёгкий

    С

    Г

    ?

    Пп Ппп Пппп

    - Продолжите мою закономерность. Запишите.

    - А  теперь запишите слова с буквой п.

    Петух, полка, пенал, пирог, подружка.

    - Какое слово лишнее и почему?

    - Кто сформулирует тему нашего сегодняшнего урока? ( Упражнения в правописании парных звонких и глухих согласных в корне. )

    - Кто вспомнит и назовет парные согласные? ( б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с ).

    5. Словарно-орфографическая работа.

    - Ребята, я предлагаю поиграть вам в игру “ Умники и умницы ” и вспомнить словарные слова, в которых есть парные согласные на конце и в середине слова.

    - Отгадайте загадки, а отгадки запишем в тетрадь.

    Красный нос в землю врос,

    А зелёный хвост снаружи.

    Нам зелёный хвост не нужен,

    Нужен только красный нос. ( морковь )

    Черный Ивашка,

    Деревянная рубашка,

    Где носом пройдёт –

    Там заметку кладёт ( карандаш )

    Дом по улице идёт,

    На работу нас везёт.

    Не на курьих тонких ножках,

    А в резиновых сапожках. ( автобус )

    То я в клетку, то в линейку,

    Написать на мне сумей – ка!

    Можешь и нарисовать.

    Что такое я? ( тетрадь )

    В землю тёплую уйду,

    К солнцу колосом взойду –

    В нём таких, как я,

    Будет целая семья! ( овёс )

    - Все отгадки пред вами.

    - Какое правило объединяет эти слова?

    - Кто может рассказать правило о том, как нужно проверить парную согласную?

    - Подберите проверочные слова к данным отгадкам.

    - Отгадайте еще одну мою загадку.

    Дуйся, не дуйся.

    Через голову суйся.

    Попляши день-деньской

    И пойдёшь на покой ( кофта ).

    - Попробуйте подобрать проверочное слово к слову кофта. ( К этому слову нельзя подобрать проверочное слово. Это слово – словарное.)

    Ко…та

    Я предлагаю запомнить букву путём написания орфограммы по с внешним видом.

    Кофту надевают на фигуру, поэтому я предлагаю орфограмму с помощью слова “ фигура ”.

    Есть ещё один вариант запоминания буквы. Кофты бывают разных фасонов.

    Ко ф та                 Ко ф та

          и                           а

          г                           с

          у                           о

          р                           н

          а

    - Запишите новое слово в словарик и подчеркните орфограмму.

    - Придумайте предложение с новым словом.

    6. Физминутка.

    К нам на урок  письма

    Вдруг усталость заползла:

    Чтобы нам её прогнать,

    Нужно всем нам дружно встать.

    Ногу левую поднимаем, ногу правую поднимаем,

    Потянулись, поскакали, головою покачали,

    Руки сжали и разжали,

    Пошагали, подышали,

    Ну, кончаем заниматься,

    Нужно нам за дело браться.

    1. Закрепление темы урока.

    - Запишем с новой строчки предложение.

    пр.       сущ.         гл.                прил.                 сущ.

    С   утра   идёт   сильный   дождь.

    - Подчеркните главные члены предложения, сверху укажите части  речи.

    - С новой строчки выпишите слово – дождь. П подберите  к нему однокоренные слова.

    Дождь, дождливый, дождик, дождевой, дождевик, дождинка.

    - Разберите данные слова по составу.

    - какое из данных слов содержит нашу орфограмму, парную согласную?

    - Какие слова являются проверочными к слову дождь. ( дождик, дождевой, дождевик ).

    - Молодцы!

    - Как же проверить парную согласную в корне слова?

    8. Минутка поэзии.

    Эти стихи – запоминалки помогут вам не забывать о проверке парных согласных звуках. ( Подготовленные учащиеся читают стихи ).

    1 ученик.

    Чтоб меньше было случаев неясных,

    И чтоб ответов не было плохих,

    Прислушайся к звучанию согласных,

    Чтобы не путать звонких и глухих…

    2 ученик.

    Глухие звуки – это непоседы,

    Они  спокойно не желают жить,

    Они стремятся звонкого соседа

    Во что бы то ни стало оглушить.

    3 ученик.

    Если слышишь парный звук,

    Будь внимательным, мой друг.

    Парный сразу проверяй,

    Слово смело изменяй:

    Зуб – на зубы, лёд на льды –

    Будешь грамотным и ты.

    9.Отработка навыка написания парных глухих и звонких согласных в корне  слова.

    На столах у вас лежат карточки. Возьмите их. Обведите кружком ту букву, которую надо написать в данном слове.

    Сата ( д, т ), чи ( ж, ш  ), мос ( д, т ), шка ( в, ф ), стол ( б, п ), чертё ( ж, ш ), Яко ( в, ф ), бра ( д, т ), подно ( з, с ), коло ( з, с ), кру ( г, к ), пиро ( г, к ), черносли ( в, ф ), сугро ( б, п ), хле ( б, п ), кара (з, с )ь, кру ( ж, ш ) ка, морко ( ф, в ) ка.

    10. Задание на логику.

    - Прочитайте цепочки слов. Найдите лишнее слово. Ответ объясните.

    Ло…ка,  игру…ка, кату…ка, клю…ка.

    Доро…ка, кры…ка, кру…ка, но…ка.

    Лоша…ка, пого…ка, лопа…ка, зага…ка.

    11. Работа  в парах.

    Слова, находящиеся под одной цифрой, поделите на слоги. Из первых слогов каждого ряда составьте новое слово с парной звонкой или глухой согласной. Составленные слова напишите и подберите проверочное слово.

    1. забор, гадкий, камера _________________
    2. кролик, ватрушка, каша ________________
    3. русалка, башмак, канат _________________
    4. пояс, годность, какаду _________________
    5. рокот, ботва ________________

    12. Дифференцированная работа.

    У вас на столах лежат задания разных уровнях. Кто из Вас считает, что он очень хорошо понял тему и сможет справиться с высоким уровнем, возьмет карточки с красным кружком. А те,  кто еще не так хорошо разобрался в теме парные согласные, тот,  кто не совсем уверен, возьмет задание попроще, а значит карточку с синем кружком.

    Задания написаны на карточках. Выберите сами тот уровень,  с которым вы справитесь.

    Задание 1.

    Расположите предложения так, чтобы получилось стихотворение. Найдите слова с парными согласными,  и написать проверочные слова.

    Не набрать мне столько за год

    В лес ходила я с Маринкой

    Набрала подружка ягод

    За черникой и малиной.

    Задание 2.

    Выписать слова с парными согласными, подобрать проверочные слова.

    В ле… ходила я с Мариной,

    За черникой и малиной.

    Набрала подру…ка яго… .

    Не набрать мне столько за го… .

    - Какие слова с парными согласными вы выписали? ( лес, подружка, ягод, год )

    - Какое стихотворение получилось у ребят в повышенном уровне? Прочитайте.

    - Ребята, давайте вспомним, как правильно подобрать проверочное слово.

    13. Творческая работа.

    Итогом нашего урока будет творческая работа. Дополните рассказ словами по теме нашего урока и напишите их правильно, используя способы проверки парных согласных в корне слова.

    На дворе …… . Выпал пушистый ……  . Саша надел тёплую …….  и меховую  ………. . Ребята играют в ……… .

    14. Итог урока.

    - Ребята, подведем итог нашего урока.

    - Какую тему мы отрабатывали сегодня на уроке?

    - Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парными согласными?

    15. Домашнее задание.

    с. 94  упр. 216

    16. Выставление оценок за урок.

    - Спасибо большое за работу!  Урок окончен.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка 3 класс.«Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне»

    Цели: закреплять изученные способы проверки слов с парными согласными в корне, формировать навык быстрого подбора проверочных слов и правильного выбора буквы для обозначения парного согласного...

    ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "УПРАЖНЕНИЯ В НАПИСАНИИ СЛОВ С ГЛУХИМИ И ЗВОНКИМИ СОГЛАСНЫМИ"

    Тема: Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными.Цели: отработать умения распознавать в словах согласные. Которые нужно проверять; закреплять знания о проверке слов с глухими и звонки...

    Конспект урока по русскому языку по теме "Упражнение в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне."

    Урок можно использовать при закреплении правописания слов с глухими и звонкими согласными в корне...

    УРОК русского языка во 2 классе по теме "Упражнения в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне и в середине слов"

    Развитие умения проверять написание слов с парными согласными в конце и в середине слова; формирование умения проверять написание парных согласных в конце и середине слова; воспитание любви к природе,...