Тема: Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Яруллина Ольга Николаевна

Цель урока: Формировать умение подбирать проверочные слова с парными согласными в корне слова, сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.

Предметные:

- формировать умение видеть орфограмму,

- уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки,

- развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные:

- развивать внимание, мышление, речь,

- уметь контролировать и корректировать свою работу.

Коммуникативные:

- уметь строить работу с партнёром,

- уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы.

Личностные:

- уметь оценивать свою работу и работу товарища,

- уметь находить причину успеха работы.

Задачи:

  1. Развивать логическое мышление через приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения на этапах подготовки и усвоения нового материала, при работе в парах, в работе с деформированным текстом.
  2. Продолжать развивать орфографическую зоркость.
  3. Способствовать развитию письменной речи, обогащению словарного запаса учащихся.
  4. Способствовать развитию творческого мышления и воображения.
  5. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
  6. Развивать коммуникативные навыки через организацию работы в парах.
  7. Способствовать воспитанию у учащихся интереса к изучаемому предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_parnye_soglasnye.rar2.6 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Проведен: 21 ноября 2012 года в 3 “ Б ” классе.

Учитель: Яруллина Ольга Николаевна

Цель урока: Формировать умение подбирать проверочные слова с парными согласными в корне слова, сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.

Предметные:

- формировать умение видеть орфограмму,

- уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки,

- развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные:

- развивать внимание, мышление, речь,

- уметь контролировать и корректировать свою работу.

Коммуникативные:

- уметь строить работу с партнёром,

- уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы.

Личностные:

- уметь оценивать свою работу и работу товарища,

- уметь находить причину успеха работы.

Задачи:

  1. Развивать логическое мышление через приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения на этапах подготовки и усвоения нового материала, при работе в парах, в работе с деформированным текстом.
  2. Продолжать развивать орфографическую зоркость.
  3. Способствовать развитию письменной речи, обогащению словарного запаса учащихся.
  4. Способствовать развитию творческого мышления и воображения.
  5. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
  6. Развивать коммуникативные навыки через организацию работы в парах.
  7. Способствовать воспитанию у учащихся интереса к изучаемому предмету.

Оборудование:

- учебник “Русский язык” для 3 класса четырехлетней начальной школы, 1 часть,

Т. Г. Рамзаева, Москва, “Дрофа”, 2009 год;

- тетрадь;

- индивидуальные карточки, опоры;

- карточки у каждого учащегося с разноцветными парусами (красные – 1 уровень, синие – 2 уровень).

- проектор, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Мобилизующий этап.

Цель: мотивировать к учебной деятельности.

Прозвенел для нас звонок –

Начинается урок.

К нам без опоздания

Приходи, старание.

Помоги нам потрудиться:

Мы пришли сюда учиться.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

2. Эмоциональный настрой обучающихся.

Всё начинается со школьного звонка,

В далёкий путь отчаливают парты,

Там, впереди, покруче будут старты,

И посерьёзней будут, а пока:

Нас ждёт урок… русского языка.

- Откройте рабочие тетради. Запишите сегодняшнее число – 21 ноября. Классная работа.

Я тетрадь свою открою

И с наклоном положу.

И, друзья, от вас не скрою –

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь –

За работу я возьмусь.

  1. Минутка чистописания.

Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать букву. А вот какую, попробуйте догадаться.

снег

летит

лёгкий

С

Г

?

Пп Ппп Пппп

- Продолжите мою закономерность. Запишите.

- А  теперь запишите слова с буквой п.

Петух, полка, пенал, пирог, подружка.

- Какое слово лишнее и почему?

- Кто сформулирует тему нашего сегодняшнего урока? ( Упражнения в правописании парных звонких и глухих согласных в корне. )

- Кто вспомнит и назовет парные согласные? ( б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с ).

5. Словарно-орфографическая работа.

- Ребята, я предлагаю поиграть вам в игру “ Умники и умницы ” и вспомнить словарные слова, в которых есть парные согласные на конце и в середине слова.

- Отгадайте загадки, а отгадки запишем в тетрадь.

Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос. ( морковь )

Черный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом пройдёт –

Там заметку кладёт ( карандаш )

Дом по улице идёт,

На работу нас везёт.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. ( автобус )

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей – ка!

Можешь и нарисовать.

Что такое я? ( тетрадь )

В землю тёплую уйду,

К солнцу колосом взойду –

В нём таких, как я,

Будет целая семья! ( овёс )

- Все отгадки пред вами.

- Какое правило объединяет эти слова?

- Кто может рассказать правило о том, как нужно проверить парную согласную?

- Подберите проверочные слова к данным отгадкам.

- Отгадайте еще одну мою загадку.

Дуйся, не дуйся.

Через голову суйся.

Попляши день-деньской

И пойдёшь на покой ( кофта ).

- Попробуйте подобрать проверочное слово к слову кофта. ( К этому слову нельзя подобрать проверочное слово. Это слово – словарное.)

Ко…та

Я предлагаю запомнить букву путём написания орфограммы по с внешним видом.

Кофту надевают на фигуру, поэтому я предлагаю орфограмму с помощью слова “ фигура ”.

Есть ещё один вариант запоминания буквы. Кофты бывают разных фасонов.

Ко ф та                 Ко ф та

      и                           а

      г                           с

      у                           о

      р                           н

      а

- Запишите новое слово в словарик и подчеркните орфограмму.

- Придумайте предложение с новым словом.

6. Физминутка.

К нам на урок  письма

Вдруг усталость заползла:

Чтобы нам её прогнать,

Нужно всем нам дружно встать.

Ногу левую поднимаем, ногу правую поднимаем,

Потянулись, поскакали, головою покачали,

Руки сжали и разжали,

Пошагали, подышали,

Ну, кончаем заниматься,

Нужно нам за дело браться.

  1. Закрепление темы урока.

- Запишем с новой строчки предложение.

пр.       сущ.         гл.                прил.                 сущ.

С   утра   идёт   сильный   дождь.

- Подчеркните главные члены предложения, сверху укажите части  речи.

- С новой строчки выпишите слово – дождь. П подберите  к нему однокоренные слова.

Дождь, дождливый, дождик, дождевой, дождевик, дождинка.

- Разберите данные слова по составу.

- какое из данных слов содержит нашу орфограмму, парную согласную?

- Какие слова являются проверочными к слову дождь. ( дождик, дождевой, дождевик ).

- Молодцы!

- Как же проверить парную согласную в корне слова?

8. Минутка поэзии.

Эти стихи – запоминалки помогут вам не забывать о проверке парных согласных звуках. ( Подготовленные учащиеся читают стихи ).

1 ученик.

Чтоб меньше было случаев неясных,

И чтоб ответов не было плохих,

Прислушайся к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих…

2 ученик.

Глухие звуки – это непоседы,

Они  спокойно не желают жить,

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

3 ученик.

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Зуб – на зубы, лёд на льды –

Будешь грамотным и ты.

9.Отработка навыка написания парных глухих и звонких согласных в корне  слова.

На столах у вас лежат карточки. Возьмите их. Обведите кружком ту букву, которую надо написать в данном слове.

Сата ( д, т ), чи ( ж, ш  ), мос ( д, т ), шка ( в, ф ), стол ( б, п ), чертё ( ж, ш ), Яко ( в, ф ), бра ( д, т ), подно ( з, с ), коло ( з, с ), кру ( г, к ), пиро ( г, к ), черносли ( в, ф ), сугро ( б, п ), хле ( б, п ), кара (з, с )ь, кру ( ж, ш ) ка, морко ( ф, в ) ка.

10. Задание на логику.

- Прочитайте цепочки слов. Найдите лишнее слово. Ответ объясните.

Ло…ка,  игру…ка, кату…ка, клю…ка.

Доро…ка, кры…ка, кру…ка, но…ка.

Лоша…ка, пого…ка, лопа…ка, зага…ка.

11. Работа  в парах.

Слова, находящиеся под одной цифрой, поделите на слоги. Из первых слогов каждого ряда составьте новое слово с парной звонкой или глухой согласной. Составленные слова напишите и подберите проверочное слово.

  1. забор, гадкий, камера _________________
  2. кролик, ватрушка, каша ________________
  3. русалка, башмак, канат _________________
  4. пояс, годность, какаду _________________
  5. рокот, ботва ________________

12. Дифференцированная работа.

У вас на столах лежат задания разных уровнях. Кто из Вас считает, что он очень хорошо понял тему и сможет справиться с высоким уровнем, возьмет карточки с красным кружком. А те,  кто еще не так хорошо разобрался в теме парные согласные, тот,  кто не совсем уверен, возьмет задание попроще, а значит карточку с синем кружком.

Задания написаны на карточках. Выберите сами тот уровень,  с которым вы справитесь.

Задание 1.

Расположите предложения так, чтобы получилось стихотворение. Найдите слова с парными согласными,  и написать проверочные слова.

Не набрать мне столько за год

В лес ходила я с Маринкой

Набрала подружка ягод

За черникой и малиной.

Задание 2.

Выписать слова с парными согласными, подобрать проверочные слова.

В ле… ходила я с Мариной,

За черникой и малиной.

Набрала подру…ка яго… .

Не набрать мне столько за го… .

- Какие слова с парными согласными вы выписали? ( лес, подружка, ягод, год )

- Какое стихотворение получилось у ребят в повышенном уровне? Прочитайте.

- Ребята, давайте вспомним, как правильно подобрать проверочное слово.

13. Творческая работа.

Итогом нашего урока будет творческая работа. Дополните рассказ словами по теме нашего урока и напишите их правильно, используя способы проверки парных согласных в корне слова.

На дворе …… . Выпал пушистый ……  . Саша надел тёплую …….  и меховую  ………. . Ребята играют в ……… .

14. Итог урока.

- Ребята, подведем итог нашего урока.

- Какую тему мы отрабатывали сегодня на уроке?

- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парными согласными?

15. Домашнее задание.

с. 94  упр. 216

16. Выставление оценок за урок.

- Спасибо большое за работу!  Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс.«Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне»

Цели: закреплять изученные способы проверки слов с парными согласными в корне, формировать навык быстрого подбора проверочных слов и правильного выбора буквы для обозначения парного согласного...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "УПРАЖНЕНИЯ В НАПИСАНИИ СЛОВ С ГЛУХИМИ И ЗВОНКИМИ СОГЛАСНЫМИ"

Тема: Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными.Цели: отработать умения распознавать в словах согласные. Которые нужно проверять; закреплять знания о проверке слов с глухими и звонки...

Конспект урока по русскому языку по теме "Упражнение в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне."

Урок можно использовать при закреплении правописания слов с глухими и звонкими согласными в корне...

УРОК русского языка во 2 классе по теме "Упражнения в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне и в середине слов"

Развитие умения проверять написание слов с парными согласными в конце и в середине слова; формирование умения проверять написание парных согласных в конце и середине слова; воспитание любви к природе,...