Главные вкладки

    Общие признаки имени прилагательного
    методическая разработка (русский язык, 4 класс) по теме

    Бугинова Елена Анатольевна

    Методическая разработка урока с использованием технологии ТРИЗ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obshchie_priznaki_imeni_prilagatelnogo.docx219.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)

    Урок русского языка. 4 класс

    Автор работы:

    Бугинова Елена Анатольевна,

    учитель начальных классов 

    МОУ «СОШ № 1 им. Г.С.Фатеева»

    с.Красногвардейское

    УМК «Школа России»

    Авторы учебника: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова

    Тема: Общие признаки имени прилагательного (4 класс)

    Цель: обобщение знаний о лексическом значении прилагательных и его основных грамматических признаках.

    Задачи:

    Образовательные:

    совершенствовать умение находить имена прилагательные в тексте, определять их род, число, падеж.

    Развивающие:

    развивать орфографическую зоркость, умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.

    Воспитывающие: 

    воспитывать любовь к родному языку, природе, видеть красоту окружающего мира.

    Оборудование:

     Картина зимней природы, словари (толковый, орфографический, синонимов) один на парту, «подзорные трубы» (альбомные листы), карточки для индивидуальной, групповой работы, работы по вариантам.

    Ход урока:

    А. Начало урока

    1. Организационный момент

    - Я рада вновь видеть ваши лица и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Мне хочется, чтобы  мы с вами поднялись на ступеньку выше во время работы на этом уроке.

    2. Целеполагание

    - Урок начну с небольшого стихотворения. Внимательно послушайте и ответьте на вопрос: «О чем  говорится?»

             Я слово  замечательное,

             Я равного себе не знаю:

             Я признаки обозначаю.

             Без признаков предмета нет

             Об этом знает целый свет.

              Определяю я предметы,

              Они со мной весьма приметны.

              Я украшаю вашу речь

              Меня вам надо знать, беречь.

    - О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Об имени прилагательном)

    - Действительно, главным героем сегодняшнего урока является прилагательное. Тема урока «Общие признаки имени прилагательного». Исходя из темы урока, какую учебную задачу вы можете поставить? (Показать знания об имени прилагательном, которые приобрели ранее, и как умеем применять прилагательные в устной и письменной речи.)

    - А также на уроке мы поговорим о зиме, о зимней природе. А о красоте природы нам и помогут рассказать наши друзья – имена прилагательные.

    3. Прием «Привлекательная цель»

    (Слова на слайде или доске: хмурень, студень, зазимник)

    - Все эти слова обозначают одно и то же понятие. Как вы думаете, что так могли называть в старину на Руси? (Может быть, зимние месяцы?)

    - Всеми этими словами называли один из зимних месяцев. Какой? (Декабрь)

    - Молодцы! Как вы догадались? (Декабрь холод несет, студеными ветрами веет.)

    - Правильно. А какие из этих слов образованы от имени прилагательного? (Хмурень – хмурый, студень - студеный)

    - Кто из вас знает значение этих слов? (Ответы детей)

    - Давайте обратимся к толковому словарю.

    (Дети зачитывают определения слов из толкового словаря.)

    - Почему декабрь еще называли зазимник? (Потому что он первый зимний месяц.)

    - Как раз об этом говорится в пословице «Декабрь – шапка зимы, июль – макушка лета».

    - А какие пословицы, поговорки вы знаете о декабре?

    (Примерные ответы детей:

    Декабрь-месяц старое горе кончает, новому году новым счастьем дорожку стелет.

    В декабре семь погод на дворе: сеет, веет, дует, кружит, мутит, рвет, метет.

    Декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный.

    В декабре зима стелет холсты, а мороз наводит мосты.

    Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.

    Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет.

    Декабрь - стужайло, на всю зиму землю студит.

    Декабрь спросит, что летом припасено.

    Декабрь год кончает, а зиму начинает.)

    4. Чистописание  

    - Запишите число, классная работа и на минутке чистописания - предложение «Декабрь – шапка зимы, июль – макушка лета».

    Б. Работа над темой

    1. Прием «Свои примеры» (индивидуальная работа)

    - Возьмите карточки для индивидуальной работы. Прочитайте задание.

    Карточка для индивидуальной работы

    Задание. Вставьте пропущенные слова в текст.

    Пришел _______ декабрь. С ________ вьюгами, метелями, морозами. В эту _________ пору животным в лесу приходится особенно трудно.

    (Примерный вариант ответа:

    Пришел студеный декабрь. С холодными вьюгами, метелями, морозами. В эту суровую пору животным в лесу приходится особенно трудно.)

    (Проверка выполненного задания)

    2. Прием «Игры с подзорной трубой» (работа в группах)

    - Прежде, чем приступить к следующему заданию, давайте обсудим тему красоты зимней природы. Ребята, а что украшает зиму? (Снег)

    - Да, действительно, снег превращает всю окружающую нас природу во что-то волшебное и сказочное.  

    - Как можно назвать лес, в котором на земле лежит снег, на деревьях – изморозь, иней? (Заснеженный)

    - Я хочу предложить вашему вниманию  одну из картин русского художника, который постарался передать красоту зимней природы.

    (Картина зимней природы)

    - Разбейтесь на группы. Каждый возьмите в руки «подзорные трубы» (альбомные листы для имитации подзорных труб). Наведите глазок подзорной трубы на один объект и назовите его. Найдите как можно больше объектов.

    - Занесите свои «находки» в таблицу. (Дети называют объекты, один человек из группы записывает слова.)

    Объект (предмет)

    Признак

    - Подберите и запишите в таблицу прилагательные, характеризующие указанные вами объекты.

    Объект (предмет)

    Признак

    - Представители каждой группы, зачитайте словосочетания (сущ.+прил.), которые вы записали. (Учащиеся зачитывают словосочетания.)

    - Выделите окончания слов, обозначающих признак. Что вы заметили?             (У прилагательных разные окончания.)

    - Объясните, от чего зависят окончания прилагательных? (От рода существительных, с которыми они связаны.)

    - Вспомните и назовите окончания, которые относятся к мужскому, женскому, среднему родам. (М.р – ый, ий; ж.р. – ая, яя; с.р. – ое, ее)

    3. Прием «Программируемый опрос» (работа в парах)

    - Когда смотришь на эту иллюстрацию, охватывает чувство радости и восхищения природой. Картина поражает чистотой света. Я предлагаю вам ознакомиться с удивительно красивым текстом, отражающим настроение картины. Но чтобы он зазвучал, нужно выполнить следующее задание.

    Карточка с текстом

    Задание. Допиши окончания прилагательных.

    Настали чудесн(ые) солнечн(ые) декабрьск(ие) деньки. В природе творилось что-то необычное. Казалось, она праздновала какое-то небывалое торжество лазорев(ого) неба, жемчужн(ых) берез, кораллов(ых) веток, сапфиров(ых) теней.

    - Сверьте правильность написания своего текста с правильностью написания текста соседа по парте.

    (Учащиеся обмениваются карточками, проверяют правильность выполнения задания.)

    - Встретились ли вам в тексте незнакомые слова? Какие? Знаете ли вы их значение?

    Словарная работа к тексту

    Лазоревый – в народной словесности: голубой, лазурный.

    Жемчужный – чисто-белый с блеском, напоминающий жемчуг.

    Коралловый – светло-красный, цвета красного коралла.

    Сапфировый – синий, цвета сапфира.

    - Похожи ли окончания прилагательных данного задания на окончания прилагательных предыдущего? (Нет, они отличаются.)

    - Что вы можете сказать о дописанных окончаниях? (Ответы детей)

    - Назовите род и число, в котором они стоят? (У них нет рода, а число множественное)

    - Какой вывод вы можете сделать?

    Вывод: прилагательные во множественном числе по родам не изменяются.

     4. Прием «Повторяем с расширением» (работа в мобильных группах)

    - А сейчас самостоятельно выполните задания по вариантам.

    Карточка для 1 варианта

    Задание. Подчеркните прилагательные, стоящие в форме м.р., ед.ч., Д.п.

    1. На быстрых санях
    2. Резным узором
    3. Трескучему морозу
    4. Белоснежного горизонта

    Карточка для 2 варианта

    Задание. Подчеркните прилагательные, стоящие в форме ж.р., ед.ч., Т.п.

    1. На быстрых санях
    2. Резной снежинкой
    3. Трескучей ветки
    4. Белоснежная береза

    Карточка для 3 варианта

    Задание. Подчеркните прилагательные, стоящие в форме с.р., ед.ч., Р.п.

    1. На быстрых санях
    2. Резным крылечком
    3. Трескучему дереву
    4. Белоснежного покрывала

    Карточка для 4 варианта

    Задание. Подчеркните прилагательные, стоящие в форме мн.ч., П.п.

    1. На быстрых санях
    2. Резными воротами
    3. Трескучих морозов
    4. Белоснежному полю

    - Объединитесь в группы по номерам вариантов: 1 вариант – 1 группа, 2 вариант – 2 группа, 3 вариант – 3 группа, 4 вариант – 4 группа. Обсудите свои ответы на задания. Выберите представителя, который аргументирует ответ группы. Затем займите свои первоначальные места.

    (Обсуждение ответов детей )

    В. Закрепление. Отработка умений

    1. Прием «Фантастическая добавка» (индивидуальная творческая работа)

    - Включите свою фантазию и воображение. Опишите любой объект картины, используя прилагательные и полученные знания на уроке (3-4 предложения).

    - К каким словарям вы обратитесь в случае затруднения в правильности написания отдельных слов творческой работы? Если вызовет затруднение лексическое значение слова? Подбор синонимов? (Обратимся к орфографическому, толковому словарям, словарю синонимов)

    (Выполнив задание, желающие зачитывают свои творческие работы.)

    Г. Повторение. Контроль

    1. Прием «Опрос - итог» (коллективная работа)

    - Что обозначают имена прилагательные? (Признак предмета)

    - Как связаны между собой в речи имена существительные и имена прилагательные? (Прилагательные зависят от существительных, стоят в том же роде, числе и падеже, что и существительные.)

    - Какую смысловую нагрузку несут имена прилагательные в тексте? (Описывают предметы, делают текст более ярким.)

    - Как вы думаете, почему в учебниках сначала изучается имя существительное, а потом имя прилагательное, а не наоборот? (Прилагательное зависит от существительного, вопросы задаются от существительного, род, число и падеж у прилагательного такие же, как у существительного, поэтому сначала изучается существительное.)

    Д. Домашнее задание

    1. Прием «Творчество работает на будущее»

    - Дома вы выполните творческое домашнее задание, суть которого –  составление кроссворда, сказки, стихотворения, предложения с использованием максимального количества прилагательных.

    Е. Конец урока

    1. Прием «Резюме»

    - Что понравилось на уроке?

    - Что было трудным?

    - Что бы вы хотели изменить в уроке?

    - Оцените свое настроение с помощью стилизованных снежинок (хорошее, среднее, плохое).

    Список использованной литературы

    1. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. – Луганск: СПД Резников В.С., 2006.
    2. Гин С.И. Мир фантазии: учебно-методическое пособие для учителей начальных классов / С.И. Гин. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007.
    3. Кутявина С.В. Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой: 4 класс. – М.: ВАКО, 2010.
    4. Николаева Г.Д. Урок русского языка в 4-м классе «Портрет прилагательного» [Электронный ресурс]. – Доступ в режиме:   http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/urok-portret-prilagatelnogo-4-klass
    5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова– М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003.
    6. Пословицы и поговорки о зиме. Интернет - портал для родителей / НЯНЯ.RU [Электронный ресурс]. – Доступ в режиме:  http://www.nanya.ru/stati/2010/09/17/23622-poslovitsyi-o-zime/
    7. Черкесова Е.И. Урок русского языка в 4-м классе «Общие признаки имени прилагательного» [Электронный ресурс]. – Доступ в режиме:  http://shkuzk.ucoz.ru/index/nachalnye_klassy/0-14


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Общие признаки имени прилагательного

    1.    Обобщения знаний о лексическом значении прилагательных и его основных грамматических признаках.2.    Совершенствования умения находить имена прилагательные в тексте...

    Урок русского языка в 4 классе.Тема: "Общие признаки имени прилагательного."

    Урок проведен в 4 классе по теме: "Общие признаки имени прилагательного." Программа УМК "Школа России". Авторы учебника: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова, издательство "Просвещение". Тип урока: изучение ново...

    Конспект урока русского языка "Общие признаки имен прилагательных"

    Цель урока: доказать значимость имён прилагательных в речи, совершенствовать навыки определения признаков частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола), формировать навыки грамо...

    Памятка для учащихся по теме Признаки имени прилагательного

    ПРИЗНАКИ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГОРОД ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХЧИСЛО ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ- склонение имен прилагательных в единственном числе- склонение имен прилагательных во множественном числеМорфологич...

    Конспект урока русского языка в 4 классе по теме"Общие признаки имён прилагательных"

    Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного материала.Форма урока: игровая программа "Загадки нашего города"....

    Конспект урока по русскому языку на тему: «Общие грамматические признаки имени прилагательного» (УМК "Перспектива")

    Цели деятельности учителя:  закрепление знаний об имени прилагательном; развивать умение разбирать имена прилагательные как часть речи;Планируемые результатыПредметные:- закрепить знания об ...