проект урока русского языка
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Козякова Елена Владимировна

В папке находится материал к уроку в 1 классе по теме "Какие слова обозначают предметы?" с презентацией по программе С. В. Ломакович, Л. И. Тимченко.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект урока


Предмет, класс         русский язык, 1 класс  (1-4)

Тема       Какие слова обозначают предметы?

Программа   традиционная программа

Тип урока   комбинированный

Выполнил учитель начальных классов

                       Воротынской средней

                                    общеобразовательной школы                                                                                                                                    

                                                   Воротынского района

                                                   Козякова Е. В.

                                                   Педагогический стаж   17 лет

                                             Стаж работы учителем начальных                      классов   17 лет

                                                  Квалификационная категория - 1

                                Дата выполнения   18.04.2011

Диагностика уровня развития и обученности учащихся.

   С учащимися 1 б класса проводились различные диагностики методом тестирования. Детей обследовал школьный психолог и учитель самостоятельно.

    В период адаптации школьным психологом были проведены такие мероприятия, как «Мониторинг готовности детей к школе» и «Проективный тест личностных отношений «Домики».

    1. Мониторинг:

    Данная методика позволяет оценить у детей 6-8 годов жизни уровень развития фонематического слуха, внимания, сформированность навыков самоконтроля, планирование и организация произвольной деятельности. Данные обследования позволяют оценить готовность детей к успешному обучению в начальной школе. Возраст от 6 до 8 выбран неслучайно. Именно в это время формируются психологические качества, свидетельствующие переход ребёнка от периода дошкольного возраста к состоянию школьника. В предложенной методике выделяется 4 группы детей. Эти группы различаются в первую очередь уровнем своей психофизической зрелости.

    1 группа – условно называется «высокая возрастная норма». В классе таких детей нет.

    2 группа – «стабильная середина». В классе 11 человек (42%). К этой группе относятся дети в основном с соответствующей их возрасту психофизической зрелостью. Для них характерны формирующиеся навыки контроля и самоконтроля.

    3 группа – «группа риска». В классе 14 человек (54%). У таких детей отсутствуют навыки произвольного контроля за собственной деятельностью. Для них характерно неравномерное развитие некоторых функций.

    4 группа – «группа беда». В классе 1 человек (4%). Такие дети на начальных этапах обучения будут нуждаться в большой индивидуальной помощи. В противном случае дети рискуют выпасть из темпа деятельности класса, что может послужить причиной наступления дезадаптации.

    У детей также проверялся звуковой анализ.

    За безошибочное выделение звуков в слове , без единого пропуска ставился 1 балл. За 1-2 ошибки – 0,5 балла. За 3 и более ошибок  (особенно если это пропуск гласных в слове - 0  баллов. Таким образом, максимальный балл за выполнение задания на звуковой анализ – 1 балл, промежуточная оценка – 0,5 балла, минимальная оценка – 0 баллов.

           Результаты по классу:  1 балл – 11 человек (42%);

                                                      0,5 балла – 4 человека (16%);

                                                      0 баллов – 11 человек (42%).

    Далее отдельным баллом оценивается состояние мелких ручных навыков у детей (моторика). Которая была выявлена при выполнении детьми графических рядов и рисунков.

    За чёткость движений, необходимых для выполнения прямых линий, с чёткими углами, замкнутыми контурами и надлежащей координацией при раскрашивании без дрожания руки ставился 1 балл. Если движения неуверенные  - 0,5 баллов. В остальных случаях ставилось – 0 баллов (движения нечёткие, контур прерывался, линии изогнутые).

    Результаты по классу:  1 балл – 14 человек (54%), 0,5 балла – 10 человек (38%), 0 баллов – 2 человека (8%).

   

2. Проективный тест межличностных отношений «Домики».

   Для выполнения этого теста раздавались карточки, на которых в 4 ряда располагались фигурки, похожие на домики. Дети раскрашивали «домики» цветными карандашами. Из 8 цветов они выбирали тот, который считали правильным.

   В соответствии с данным тестом были выявлены следующие показатели межличностных отношений:

  1) отношение к себе – 20 положительных и 4 отрицательных ответа;

  2) отношение к учению – 16 положительных и 8 отрицательных ответов;

  3) отношение к учителю – 24 положительных ответа;

  4) отношение к одноклассникам – 16 положительных и 8 отрицательных ответов.

Психофизиологические методики, проведённые учителем с                    классом.

В настоящее время мы часто сталкиваемся с проблемой трудности в обучении школьников. Необходимо оптимизировать психодиагностическую деятельность, для того чтобы быстро и эффективно помочь большему количеству школьников. Поэтому в 1 б классе проведён ряд диагностик, которые предполагают  исследование психического развития детей. В обследовании участвовали 24 учащихся, каждый из них выполнял работу строго индивидуально.

Цели исследования:

  1. исследовать степень сформированности внутренней позиции школьника;
  2. выявить уровень развития графического навыка;
  3. определить уровень развития умения устанавливать логические связи;
  4. определить сформированность произвольного внимания у детей;
  5. исследовать уровень развития саморегуляции;
  6. определить уровень развития обобщения и сравнения;
  7. выявить уровень развития наглядно-образного мышления;
  8. определить функциональную асимметрию полушарий.

1. Исследование степени сформированности внутренней позиции школьника.

   По методике Т. А. Нежновой была выявлена степень сформированности внутренней позиции школьников.

Результаты обследования:

школьник

Школьник - дошкольник

Дошкольник - школьник

дошкольник

54% учащихся

29% учащихся

13% учащихся

4% учащихся

2. Определение функциональной асимметрии полушарий (доминантное полушарие). Тест И. П. Павлова.

 Инструкция: разложи по 3 карточки на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.

   Наглядный материал: 9 карточек; на каждой написано по одному слову: «карась», «орёл», «овца», «перья», «чешуя», «шерсть», «летать», «плавать», «бегать».

Оценка результатов:

     1-й вариант

1-я группа карточек – «карась, орёл, овца».

2-я группа карточек – «бегать, плавать, летать».

3-я группа карточек – «шерсть, перья, чешуя».

  Вариант возможен на основе анализа, когда выделяются общие существенные признаки. Преобладает вторая сигнальная система. Мыслительный тип. Логическое мышление. Доминирование левого полушария, что определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Для успешной учебной деятельности необходимо соблюдение следующих условий: абстрактный стиль изложения информации, анализ деталей, неоднократное повторение материала, тишина на уроке, работа в одиночку. Наиболее значимо сочетание цветов на доске: тёмный фон и светлый мел, классическая посадка за партами. Левополушарные – интроверты, малообщительны.

 2-й вариант

1-я группа карточек – «карась, плавать, чешуя».

2-я группа карточек – «орёл, летать, перья».

3-я группа карточек – «овца, бегать, шерсть».

   Предметы и явления обобщены по их функциональным признакам. Преобладает первая сигнальная система. Художественный тип. Образное мышление. Доминирование правого полушария, что определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве. Правополушарных людей отличает визуальное восприятие, практический интеллект, быстрая переработка информации, непроизвольная память. Экстраверты, нуждающиеся в общении, желающие быть на виду. Условия для успешной учебной деятельности: творческие контекстные задания, эксперименты, музыкальный фон на уроке, речевой ритм, работа в группах, вопросы открытого типа, престижность положения в коллективе. Для лучшего восприятия информации с классной доски сочетание цветов должно быть следующим: светлая доска и тёмный мел.

3-й вариант

Одновременное выполнение 1 и 2 вариантов теста. Смешанный тип. Равнополушарный. Отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий. Существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической основы общей одарённости.

В классе выявилось:

1) левополушарных – 2 ученика (Щетинин Артём и Петров Антон);

2) правополушарных – 8 учеников ( Ганюшкина Ольга, Коротяев Дмитрий, Коптев Михаил, Серова Мария, Шебалова Юлия, Бычков Дмитрий, Лудин Дмитрий и Ильичёва Диана).

3) равнополушарные – все остальные учащиеся.

   3. Исследование уровня графического навыка (тест Керна-Йерасека).

    Учащиеся 1 б класса, за исключением двоих, не посещали «школу будущего первоклассника». Поэтому методом тестирования выявлялся уровень графического навыка детей.

Критерии оценки:

1) высокий уровень (В. У.)– написанные слова соответствуют образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Начальная буква имеет заметную высоту большой буквы. Переписанное слово не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30 градусов;

2) средний уровень (С. У.) – явная разбивку надписи на 3 части. Образец скопирован разборчиво. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывается;

3) низкий уровень (Н. У.) – с образцом совпадают 3 буквы. Копия всё ещё создаёт строку надписи.

В соответствии с проведённым тестом были выявлены следующие результаты:

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

34% учащихся

58% учащихся

8% учащихся

4. Исследование уровня развития зрительной памяти.

Инструкция: Учитель прикрепляет к доске таблицу с изображением рисунков.

  Дети восстанавливают рисунки по памяти.

Критерии оценки:

1) В. У. – воспроизведены все 6 фигур верно, т. е. фигуры нужного цвета и на своём месте.

2) С. У. – 3-5 фигур воспроизведены верно.

3) Н. У. – 0-2 фигуры воспроизведены верно.

Результаты тестирования:

В. У.

С. У.

Н. У.

38% учащихся

42% учащихся

20% учащихся

5. Мыслительные операции:

а) исследование уровня развития обобщения.   

Критерии оценки:

1) В. У. – ребёнок верно объединил все предметы в три группы;

2) С. У. – ребёнок верно объединил предметы в две группы;

3) Н. У. – ребёнок верно объединил предметы в 1 или 0 групп.

Ключ

Три группы: спортивный инвентарь, музыкальные инструменты, школьные принадлежности.

Результаты тестирования:

В. У.

С. У.

Н. У.

54% учащихся

21% учащихся

25% учащихся

б) исследование уровня развития сравнения.

Инструкция: детям предлагается сравнить 2 рисунка. Учитель: «Рассмотрите рисунки. Дорисуйте замки так, чтобы они были одинаковыми».

Критерии оценки:

1) В. У. – ребёнок нашёл 8 и более различий.

2) С. У. – ребёнок нашёл 5-7 различий.

3) Н. У. - ребёнок нашёл 3-4 различия.

Результаты:

В. У.

С. У.

Н. У.

67% учащихся

25% учащихся

8% учащихся

6. Исследование уровня развития наглядно-образного мышления.

Критерии оценки заданий теста:

1) В. У. – ребёнок набрал 5 баллов.

2) С. У. – ребёнок набрал 3-4 балла.

3) Н. У. – ребёнок набрал 2 и менее баллов.

Результаты тестирования:

В. У.

С. У.

Н. У.

17% учащихся

29% учащихся

54% учащихся

7. Исследование уровня развития умения устанавливать логические связи и закономерности.

 

  Детям предлагается таблица с одной пустой клеткой. Они должны подобрать недостающую фигуру. Время выполнения – 3 минуты.

  Критерии оценки:

  1. В. У. (3 балла) – ребёнок решил поставленную перед ним задачу. Нарисовал фигуру с 3 признаками.
  2. С. У. (2 балла) – ребёнок нарисовал фигуру с 2 признаками.
  3. Н. У. (1-0 баллов) – ребёнок нарисовал фигуру с одним признаком или не справился с поставленной задачей.

 

Результаты обследования:

В. У.

С. У.

Н. У.

6 учащихся (25%)

5 учащихся (21%)

13 учащихся (54%)

8. Исследование уровня развития произвольного внимания ( из книги А. Ф. Ануфриева).

    Детям предлагается проверить правильность выполненного узора по образцу, найти ошибки и исправить их.

    Время выполнения – 3 минуты.

 Критерии оценки:

  1. В. У. – найдено 7 ошибок;
  2. С. У. – найдено 6-5 ошибок;
  3. Н. У. – найдено 4-0 ошибок.

Результаты тестирования:

В. У.

С. У.

Н. У.

10 учащихся (42%)

3 учащихся (13%)

11 учащихся (45%)

9. Исследование уровня развития саморегуляции.

    Методика выявляет уровень умения действовать по правилу, умение принимать и удерживать задачу, умение контролировать свои действия.

Интерпретация полученных результатов:

  1. В. У. (60-72 очка) – ребёнок умеет действовать по правилу, может одновременно учитывать несколько правил в работе.
  2. С. У. (48-59 очков) – ребёнок может удерживать при работе ориентацию только на одно правило.
  3. Н. У. (36-47 очков) – ребёнок постоянно сбивается и нарушает правило, хотя и старается на него ориентироваться.

Менее 36 очков – умение действовать по правилу не сформировано.

Результаты тестирования:

В. У.

С. У.

Н. У.

Не умеют действовать по правилу

15 учащихся (63%)

2 учащихся

(8%)

2 учащихся

(8%)

5 учащихся

(21%)

  Проведя исследование, мы видим, что у детей 1 б класса наибольший процент высокого уровня развития   в :

- обобщении – 54%;

- сравнении – 67%;

- саморегуляции – 63%.

  У большинства учащихся сформирована позиция «школьник».

  Наибольший процент низкого уровня развития в:

- установлении логических связей и закономерностей- 54%;

- развитии произвольного внимания- 45%;

- развитии наглядно-образного мышления- 54%.

  Низкий уровень развития произвольного внимания приводит к пропускам букв в письменной работе; слабой орфографической зоркости; грязи в тетради; к постоянному переспрашиванию учителя, как выполнить задание; плохой ориентировке в тетради; постоянной отвлечённости на уроке.

  Низкий уровень развития логических связей и наглядно-образного мышления приводят к трудностям в речевом развитии.

   Необходимо повышать уровень развития логики, произвольного внимания и наглядно-образного мышления в процессе обучения на различных этапах урока.

 

   

 

Психолого-педагогическая характеристика

учащихся 1 б класса

1. Формирование детского коллектива.

Мальчиков – 67 %, девочек – 33%

   В 1 б классе 27 учеников: 9 девочек и 18 мальчиков. 24 из них обучаются непосредственно в классе, 3 – на индивидуальном обучении.  

    Возрастной состав класса следующий: 2001 г. р. – 1 ребёнок (4%),  2002 г. р. – 5 человек (18%),  2003 г. р. – 20 человек (74%), 2004 г. р. – 1 ребёнок (4%).

2. Анализ психофизического здоровья учащихся

    По данным медицинского исследования на 2010 – 2011 год дети относятся к следующим группам здоровья:

- основная группа здоровья :  первая – 5 учащихся

                                                         вторая – 12 учащихся

                                                         третья – 3 учащихся

- подготовительная:                   вторая – 2 учащихся

                                                         третья – 3 учащихся

                                                         четвёртая – 1 учащаяся

- освобождены от занятий физкультуры – 1 учащаяся

    К часто болеющим ученикам можно отнести: Бычкова Дмитрия, Иванова Александра, Июдина Антона, Крапивина Илью, Щетинина Артёма, Малышева Вадима.

3.  Сформированность учебной мотивации.

   Все учащиеся класса участвуют в учебной деятельности, у некоторых уже сформирована учебная мотивация, выраженная активностью на уроках, стремлением получить похвалу  или поощрение от учителя  и родителей.

   Наиболее  активными на уроке являются: Гаврилова Ксения, Ганюшкина Ольга, Иванов Александр, Коптев Михаил, Коротяев Дмитрий, Крапивин Илья, Лудин Дмитрий, Петров Антон, Чирков Денис, Щетинин Артём.

    Трудности в учении испытывают: Артюшкина Алёна, Июдин Антон, Парфёнов Максим, Ильичёва Диана, Чульчаев Кирсан, Хораськин Артём, Малышев Вадим, Бахтина Анна, Шагалов Дмитрий. Эти трудности связаны с низким уровнем самостоятельности данных учащихся, отсутствием умения работать самостоятельно дома. Совсем не справляется с учением Афанасьев Василий. Его неуспеваемость связана со слабой дошкольной подготовкой и низким интеллектом.

    Многие учащиеся хотят хорошие учебные результаты, но не у всех получается, т.к. у многих не сформированы такие качества, как усидчивость, внимательность, любознательность. Это касается, в первую очередь, таких учащихся, как Шебалова Юлия, Парфёнов Максим, Чульчаев Кирсан.

    В классе 2 учащихся леворукие. Это Саватеева Татьяна и Чульчаев Кирсан.

4. Характеристика интеллектуальных умений учащихся.

    В классе хорошо читающих учеников немного. Целыми словами читают: Гаврилова Ксения, Сочнев Алексей, Серова Мария, Коптев Михаил, Шебалова Юлия. Трудности в чтении испытывают: Артюшкина Алёна, Парфёнов Максим, Ильичёва Диана, Бахтина Анна, Афанасьев Василий. В центральную библиотеку записаны лишь 13 учащихся: Артюшкина Алёна, Июдин Антон, Гаврилова Ксения, Парфёнов Максим, Шебалова Юлия, Щетинин Артём, Малышев Вадим, Чирков Денис, Бычков Дмитрий, Коптев Михаил, Ильичёва Диана, Хораськин Артём, Сочнев Алексей. Юля заняла  3-е место среди самых читающих первоклассников в библиотеке. В сельскую библиотеку записан Коротяев Дмитрий. Остальные ребята читают дома под наблюдением родителей.

   Класс недостаточно работоспособный. Артюшкина Алёна , Июдин Антон, Малышев Вадим, Ильичёва Диана медленно включаются в работу. Серова Мария часто отвлекается. А Парфёнов Максим, Шагалов Дмитрий и Чульчаев Кирсан имеют плохое поведение на уроках. В результате выполняют задания небрежно, испытывают трудности в самостоятельной работе.

    Наблюдается отсутствие контроля за результатами учебной деятельности со стороны родителей Чульчаева Кирсана.

    Своими высокими интеллектуальными способностями выделяются: Чирков Денис, Петров Антон, Лудин Дмитрий, Серова Мария, Коптев Михаил, Щетинин Артём. У них ярко выражен познавательный интерес, они выделяются своей активностью, старанием.

    Самый низкий интеллектуальный уровень у Афанасьева Василия.

     Дети ходят в кружки по интересам (танцевальный кружок – 2 учащиеся, кружок декоративно-прикладного искусства – 6 учащихся), занимаются в спортивных секциях (лыжная секция – 7 человек, хоккей ДЮСШ- 4 человека, хоккей ФОК- 3 учащихся), посещают музыкальную школу (1 учащаяся).  Некоторые посещают 2 кружка.

5. Характеристика сформированности классного коллектива.

   Коллектив первоклассников находится ещё на стадии формирования, но уже выделяются  микрогруппы.

  1) По интересам:

-  Группа девочек, куда входят Гаврилова Ксения, Ганюшкина Ольга, Артюшкина Алёна. Девочки любят играть в ролевые игры, петь, в свободное время всегда заняты играми.

- Стараются уединиться Чульчаев Кирсан и Июдин Антон, чтобы сочинять какие-нибудь истории или рисовать что-то  фантастическое.

  2) По личным качествам:

- Группа мальчиков, куда входят Коптев Михаил и Шагалов Дмитрий. Мальчики очень подвижны,  стараются выделиться, устроить конфликт.

  3) - Выделяется микрогруппа детей по месту жительства. К ней относятся: Иванов Александр, Бахтина Анна, Малышев Вадим и Ильичёва Диана.

- Среди ребят есть такие, которые могут дружить со всеми ребятами. Это Петров Антон, Лудин Дмитрий, Коротяев Дмитрий.

- В классе выделяются лидеры. Это Чирков Денис, Ганюшкина Ольга.

  В коллективе уже можно отметить как положительные качества (умение прислушиваться к критике, желание участвовать в общешкольных мероприятиях, желание выполнить любое поручение), так и отрицательные  (конфликтность).

6. Характеристика нравственных качеств учащихся, эмоционального состояния детского коллектива.

       Коллектив учащихся складывается  доброжелательный, дети пытаются поддержать друг друга в трудной ситуации.

    Большинство детей открыты, могут сопереживать.

      Конфликтность могут проявлять: Чульчаев Кирсан, Шагалов Дмитрий, Коптев Михаил, Крапивин Илья. Эти ребята эмоционально возбудимы, не всегда в состоянии справедливо и критично оценивать свои поступки.

    Большинство учеников добросовестно выполняют свои поручения, с удовольствием принимают участие в делах класса, могут взаимодействовать с педагогами и одноклассниками.

    Мероприятия в классе проходят успешно, дети с удовольствием готовятся к ним. Дети принимали участие в общешкольных мероприятиях, а в конкурсе смотра строя и песни, посвящённом Дню Защитника Отечества, были отмечены грамотой.

7. Успеваемость учащихся

Усваивают программу  хорошо – 12 детей (44%).

Имеют пробелы в знаниях – 11 детей (42%).

На индивидуальном обучении – 3 детей (11%).

Не успевает – 1 учащийся (3%).

8. Характеристика семей учащихся.

    В классе обучаются учащиеся из следующих по составу семей:

- полные – 17 семей

- неполные (одна мать) – 10 семей

- из них многодетные – 4 семьи

   Средний возраст родителей 30-35 лет.

Этот ребёнок  - первый  у 18 родителей класса.

Это ребёнок – второй у 8 родителей класса.

Этот ребёнок – третий у 1 родителей класса.

    Почти все родители пытаются создать все необходимые условия для комфортного пребывания ребёнка в семье, в школе. Родители посещают родительские собрания, участвуют в мероприятиях классного коллектива. Совместно с родителями проводились «Праздник осени» и утренник, посвящённый празднику 8 Марта. Основная часть родителей настраивает учащихся на позитивное восприятие результатов учебной деятельности, стимулирует их к успеху.

  Все учащиеся класса проживают в собственных домах их родителей или в собственных квартирах, в съёмных квартирах не проживает ни одна семья.

НАШИ ПРАВИЛА

жизни в классе, в школе, дома.

 

1.Любить свою Родину:  детей, родителей, учителей, школу.

2.Быть всегда добрыми.

3.Уважительно относиться к детям и взрослым.

4.Стремиться помочь каждому.

5.Учиться понять другого.

6.Не говорить плохо о людях.

7.Любить труд.

8.Беречь имущество класса, школы, дома.

9.Уметь преодолеть лень, вялость, бессилие.

10.Заниматься спортом.

11.Беречь свое здоровье.

12.Любить природу: кто не любит животных, тот не любит себя.

13.Умей добиться успеха.

14.Учись дружить и быть в дружбе верным.

15.Каждый день хотя бы одно хорошее дело, хотя бы одна новая мысль.

Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся

Тема «Какие слова обозначают предметы?» предполагает наличие следующих знаний, умений и навыков, необходимых для её усвоения.

    Учащиеся должны знать:

  1. «работу слова», назывную функцию слова;
  2. предложения состоят из слов;
  3.  знакомые всем детям загадки про овощи;
  4. названия профессий.

Учащиеся должны уметь:

  1. отличать «настоящие» слова от «ненастоящих»;
  2. вычленять слова из предложения;
  3. непроверяемые написания применять  в знакомой ситуации;
  4. видеть в словах опасные места, спрашивать об их написании у учителя;
  5. чётко, без искажений записывать строчные и прописные буквы;
  6. записывать словами названия предметов, изображённых на картинках;
  7. проводить анализ предметов (делить слова на группы) и синтез (объединять слова в группы);
  8. сравнивать предметы, называя их существенные признаки;
  9. выполнять тестовые задания;

10) работать с учебником;

11) иметь первоначальные навыки контроля и самоконтроля.

Тема урока:  Какие слова обозначают предметы?

Цели: развивать мышление учащихся (операции анализа, сравнения и синтеза) на различных этапах урока.

Задачи:

  1. дидактические:

 - дать понятие «слово- предмет», познакомить с  их схематичным обозначением;

 - учить отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что?;

- формировать умение выбирать слова-предметы  из ряда предложенных слов-признаков и слов-действий;

-закреплять умение видеть орфограммы в словах, правильно устанавливать выбор написания;

- формирование умения правильно писать буквы

  1. развивающие:  

- развивать логическое мышление при проведении логической разминки, словарной работы, при объяснении и закреплении темы урока, при проведении физкультминутки;

- развивать моторику  на этапе чистописания;

- развивать произвольное внимание ;

- развивать речь учащихся;

- развивать навыки контроля и самоконтроля в процессе                                  самостоятельной работы и работы в парах

3) воспитывающие:

- воспитывать сотрудничество при работе в парах;  

- воспитывать аккуратность и вежливость

Оборудование урока:

  1. для учителя:  презентация к уроку, письмо сказочного героя, учебник «Русский язык», указка, медальки «Лучший сыщик», схема слова-предмета.

  1. для учащихся:  учебник «Русский язык», тетрадь на печатной основе, тетрадь в линейку, ручка, простой карандаш, цветные карандаши,  индивидуальные карточки для самостоятельной работы (1 и 2 уровня сложности), карточка № 1  для словарной работы, средства обратной связи символические, карточка рефлексии, фигуры (треугольник, квадрат и круг).

План урока с хронометражем

Этап урока

Время

1.

Оргмомент

1 мин

2.

Логическая разминка (по вариантам)

2 мин

3.

Чистописание

3 мин

4.

Словарная работа

5 мин

5.

Сообщение темы и  цели урока

1 мин

6.

Объяснение нового материала:

- разграничение «настоящих и «ненастоящих» слов;

- ознакомление с «настоящими» словами, отвечающими на вопросы кто? и что? ;

- распределение слов на группы (работа с тетрадью на печатной основе);

- знакомство с правилом.

8 мин

7.

Физкультминутка

1 мин

8.

Закрепление нового материала:

-тренировочная  игра «Кто больше?» (работа в парах);

- нахождение слов-предметов в предложении (тестовое задание)        

7 мин

9.

Самостоятельная работа

5 мин

10.

Итог урока

2 мин

Конспект урока

Конспект урока

Теоретическое обоснование

1. Оргмомент.


-Проверим, всё ль у нас в порядке:

учебник, ручка и тетрадка,

 2 листочка, карандаш.

Начинаем урок наш.

Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели.


- Ребята, вам сегодня пришло письмо от Незнайки. Вот о чём он пишет: « Друзья, я потерял слова , отвечающие на вопрос «Кто? и Что?». Помогите мне, пожалуйста, их отыскать. С уважением, Незнайка!»

Как вежливо Незнайка к вам обращается. Поможем ему? Для этого вам нужно стать сыщиками. Самые лучшие сыщики получат медальки за работу.



2.Логическая  разминка. (слайд № 2)



 -  А вот и первое задание для сыщиков.

Посмотрите на красный шарик, на нём напечатаны слова.  В этих словах спрятались другие слова. Ваша задача – найти их.  Вариант 1(поднимите руки)  работает с первым столбиком, вариант 2 – со вторым. ( для удобства кружок на слайде можно разделить  на две части)


- Проверим, как ваши дела. Какие слова вы отыскали? ( Одни дети отвечают, другие сигналят,  учитель по мере ответов открывает на слайде слова на жёлтых прямоугольниках,  которые действительно спрятались).













3. Чистописание (слайд № 2)


- Какие буквы встречаются в словах 4 раза? (О, К)    Какую букву сложнее писать?  (К)  Вот её и напишем в тетради.

-Запишите дату. До середины строки красиво напишите строчную букву «к», а с середины до конца упражнение с этой буквой .  ( упражнения для чистописания показаны на доске)

- Придумайте 3 слова на букву «к» и запишите их на следующей строке красиво.







4. Словарная работа (слайд № 3, № 4)


- Слова могут быть зашифрованы.Каждый сыщик должен уметь разгадывать шифры. Мы тоже

Будем расшифровывать слова, играя в игру «Шифровальщик».

- Посмотрите на экран. Каждой букве соответствует цифра. Внизу видите наборы цифр, это зашифрованные слова. Ставя вместо цифр буквы, вы прочитаете слова.

- 1 вариант расшифровывает 1 столбик. 2 вариант – 2 столбик. Кто быстрее и правильнее?  Слова печатаем на карточке № 1.

- Подчеркните опасные места в словах.

- Посмотрите на экран и проверьте свою работу.

- Составьте предложения с этими словами.

- Какое слово вас удивило?













5. Сообщение темы и цели урока.



-Такое слово нам встретилось неслучайно. Оно нам поможет разобраться в новой теме. Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием слова-предметы, научимся подбирать такие слова, ставить к ним вопросы, находить их в предложении.




6. Объяснение нового материала:



а)  разграничение «настоящих» и «ненастоящих» слов; (слайд № 5)


- Вернёмся к удивительному слову «плим». О нём есть стихотворение И. Токмаковой, которое нам прислал Незнайка. Прочитаем его с экрана.

- Слово «плим» - «настоящее»?  (Это слово «ненастоящее».) Чем оно отличается от «настоящего»?  (Оно ничего не называет.) Какие «ненастоящие» слова вы ещё знаете?

- Нас, сыщиков, сегодня интересуют «настоящие» слова.









б)  ознакомление со словами, отвечающими на вопросы кто? или что? (слайды № 6, № 7)


- Отправимся искать «настоящие» слова в огород. Чтоб их найти, нужно отгадать загадки про овощи, а отгадки записать в тетрадь, только вспомнить опасные места в словах.    

(Дети работают со слайдами.  Учитель  читает загадку, дети отгадывают и записывают).

- Какие это слова – «настоящие» или «ненастоящие»?   Как вы это узнаёте?   (Эти слова   называют что-то.)

- Что называют все эти слова вместе?  (Эти слова называют овощи.)

- Какой вопрос ты задашь к словам-отгадкам?   (Что?)

- Приведи свои примеры слов, которые отвечают на вопрос что?



- Посмотрим на изображения людей и напишем, кто они по профессии.

- Будем записывать слова. О написании каких слов нужно спросить у учителя?  (Дети спрашивают. Можно напечатать эти слова на доске или внизу на слайде.)

- Поставим вопросы к записанным словам.

- Приведите примеры слов, которые отвечают на вопрос кто?

- К каким словам мы ставим вопрос кто?, а к каким вопрос что?(К словам, которые называют живое вопрос кто?, а неживое – что?)









в) распределение слов на группы  (работа в тетради на печатной основе)

- Мы почти совсем у цели. Но вот беда! Слова, отвечающие на вопросы кто? и что? перепутались.

- Нам нужно срочно их распутать. Откройте, пожалуйста, тетради на странице 47. Найдите упражнение 50. Прочитайте задание.

- Что нужно сделать в упр.?

- Что нарисовано на картинках?

- Запишите в рабочей строке и раскрасьте рисунки, под которыми слова отвечают на вопрос что?

(Взаимопроверка).

- Какие же рисунки вы раскрасили?












г)  знакомство с правилом (слайд № 8)


- Мои дорогие сыщики, нам пришла телеграмма, которая спряталась в учебнике на стр. 67. Прочитайте  её самостоятельно. Как выдумаете, что это за телеграмма?  ( Затем вслух читает ученик со слайда).

- Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы кто? или что? Скажем все вместе.

- Это обозначение слова- предмета (вывесить схему на доску)








7. Физкультминутка


- Как живёшь?  (Вот так.)

Как идёшь?

Как бежишь?

А как спишь?

Как берёшь?

Как даёшь?

Как грозишь?

Как молчишь?


- На внимание. Если я говорю слово на вопрос кто? – вы хлопаете в ладоши перед собой. Если слово отвечает на вопрос что? – в ладоши над головой.





8. Закрепление изученного материала:


а)  игра «Кто больше?» (соревнование по рядам) (слайд № 9)


- Ребята, вы помогли отыскать Незнайке слова. Молодцы! Наш герой благодарит вас и предлагает поиграть с ним в игру, в которую он уже играл.

- Перед вами 3 столбика слов. Первый столбик слов придумал Сиропчик, второй – Знайка, третий – Незнайка. Они подбирали слова на вопрос кто?  и  условились, что победит тот, кто больше назовёт слов за полминуты.

- Проверим, кто же больше придумал слов на вопрос кто?, посмотрим, не допустил ли кто ошибок? Соревнуемся, какой ряд быстрее отыщет ошибку? Ведь мы же ещё сыщики. (Дети работают.)

- … ряд закончил быстрее.  Нашли ли вы какие-нибудь ошибки?  (Далее спросить другие ряды).

- Чего ещё не понял Незнайка?    (Незнайка не понял, какие слова отвечают на вопрос кто?)

- А вы поняли?  …  Какие же слова отвечают на вопрос кто?   что? (Похвалить детей, если они правильно отвечают).

- Давайте докажем Незнайке, что мы разобрались со словами, отвечающими на вопрос кто? и что?

Поработаем в парах. Прочитайте задание с доски. (слайд 10)

- Что нужно называть?

-Друг другу по очереди называйте слова на вопрос «что?», а я буду вас слушать.(Дети работают в парах).



б)  поиск слов-предметов в предложении  (слайд 11)


- А сейчас самый ответственный момент. Вы, как сыщики должны найти слова, которые отвечают на вопросы   кто?  что?  в  предложении. Посмотрите на доску. Там записано предложение, а вверху, над каждым словом – цифра.  Определите, под какими цифрами находятся слова-предметы  и найдите правильный ответ рядом с какой-то фигурой. Эту фигуру положите перед собой.  (При объяснении показывать указкой на слайде).

- Ну что , мои сыщики, вперёд! Кто быстрее и правильнее выполнит задание.

- Проверим. Покажитесь треугольники  (круги, квадраты). А теперь правильный ответ. (слайд

№ 12)

- Ставим вопросы к выделенным словам.

































9. Самостоятельная работа.


- Последнее испытание, которое вам придётся выдержать самое трудное. У вас на партах лежат карточки с заданиями для каждого. Вы должны

 найти слова-предметы и записать их в тетрадь, начиная с заглавной буквы, через запятую. Будьте внимательны. (Детям даются задания разного уровня сложности).

- Проверьте.













10. Итог урока. (слайды № 13, № 14)

 

(вопросы на слайде)

- Перед вами карточка. Если вы поняли, какие слова отвечают на вопросы  кто?  что?, то под знаком «+» нарисуйте красный кружок, не поняли- под знаком   « минус» синий кружок, урок понравился- ставьте «+»,  нет - «минус»  под  треугольником.

- Скажем друг другу «спасибо» за урок.(Всем детям на слайде высвечивается слово «молодцы», а  лучшие «сыщики» получают медальки.)


Формирование эмоционального настроя у детей на урок, проверка готовности к уроку.





Мотивационный компонент деятельности. Воспитание вежливости.






Сочетание операционного и регулирующего компонента деятельности.

Частично- поисковый метод  повышает

интерес к слову, который будет необходим при объяснении нового материала, развивает логическое мышление (предусматривается анализ слов). Используется работа по вариантам, т. к. дети проявляют большую самостоятельность.

 При проверке используется фронтальная форма работы с использованием сигналов.



Операционный компонент деятельности.

Данный этап урока развивает моторику, воспитывает у детей аккуратность, формирует умение правильно писать буквы. Частично-поисковый метод на этапе чистописания сочетается с объяснительно-иллюстративным.




Операционный и регулирующий (самоконтроль) компоненты деятельности. Частично-поисковый метод, использованный  на данном этапе, позволяет развить  внимание, логическое мышление и речь учащихся,  формирует орфографическую зоркость.

Используется работа по вариантам, предполагающая большую самостоятельность учащихся и ускоренную проверку работы.








Мотивационный компонент деятельности.

Идёт установка на познавательную деятельность.






В процессе фронтальной работы идёт подготовка к основной теме с использованием частично-поискового метода. Дети пытаются разобраться в словах, сами подбирают слова, которые ничего не называют и понимают, что они будут работать со словами «настоящими». На данном этапе возможна творческая учебная активность, т. к. дети могут сами придумывать слова, ничего не называющие.





Операционный, мотивационный и регулирующий (прогностический контроль) компонент деятельности. Идёт объяснение нового материала. Частично поисковый метод обучения сочетается с объяснительно-иллюстративным. С целью повышения познавательной  активности детей используется занимательный материал (загадки, а отгадки  даются в подвижных   картинках).  На данном этапе решаются дидактические и развивающие задачи. В процессе изучения нового материала развивается мышление и речь учащихся, формируется навык написания слов с непроверяемыми безударными гласными, умение видеть «опасное» место в слове. Объяснение материала идёт в процессе фронтальной работы.



Мотивационный, операционный и регулирующий (контроль) компоненты деятельности.

Практический метод (упражнение) сочетается со словесным (беседа).

Индивидуальная форма работы сочетается с фронтальной.













 Мотивационный компонент учебной деятельности. На этапе используется индивидуальная  и фронтальная формы работы, сочетаются репродуктивный и объяснительно-иллюстративный методы обучения. Используется этап «громкой речи».






Это необходимый этап урока в начальной школе. Физкультминутка решает дидактические задачи, предполагает здоровье сберегающие технологии. Дети отдыхают и одновременно закрепляют новый материал.








Мотивационный компонент учебной деятельности.  На этапе закрепления идёт дифференциация по объёму, т. к. дети с разными способностями. Поэтому используется групповая форма учебной работы. Также формируется операционный компонент учебной деятельности, откуда вытекает преобразующий характер учебной активности детей. Проверка работы фронтальная.

Дети искали слова , отвечающие на вопрос кто?    Чтобы слова, отвечающие на вопрос что?, не остались без внимания, далее дети называют такие слова. С целью повышения активности детей на уроке используется работа в парах.




Мотивационный компонент деятельности. Методы упражнения, демонстрации в сочетании с приёмом занимательности.   Когда дети поняли, какие слова отвечают на вопросы «кто?  что?», научились их подбирать, необходимо ввести данные слова в предложение с целью формирования познавательной  мотивации  учащихся. Детям предложено тестовое задание, откуда следует развитие логического мышления и формирование операционного компонента учебной деятельности. При проверке использованы фронтальная и индивидуальная формы работы. Контроль за работой осуществляется с помощью средств обратной связи, что помогает учителю выявить усвоение детьми учебного материала.  Для самоконтроля используется материал слайда № 12. Чтобы учащиеся окончательно поняли, почему слово «осенью» отвечает на вопрос что?, ставим вопросы к выделенным словам  и показываем, как поступать с такими словами, как это.




Выявить усвоение темы помогает самостоятельная работа на уроке. Она  проходит в виде индивидуальной работы, которая, естественно, предполагает дифференциацию по уровню трудности. Использованы 1 и 2 уровни сложности. С целью развития послеоперационного контроля и формирования познавательной мотивации включён самоконтроль.


Работа на этапе фронтальная, т. к. обобщение по уроку идёт по вопросам на слайде. Предполагается и индивидуальная работа при релаксации. С целью развития вежливости урок заканчивается словом «спасибо». Учебная мотивация повышается с помощью поощрений.

Самоанализ урока русского языка в 1 классе.

    Урок русского языка по теме «Какие слова обозначают предметы?» является первым в разделе русского языка 1 класса «Что могут обозначать слова?» Это урок комбинированный, поэтому в плане урока отражены следующие этапы: объяснение нового материала, закрепление нового материала, самостоятельная работа.

   Урок русского языка, как и все уроки начинается с оргмомента, где проверяется готовность детей к уроку и происходит эмоциональный настрой на урок. Для данного этапа достаточно 1 минуты.

  Так как основная работа на уроке проходит со словом, необходимо повысить у детей интерес к слову. Эта задача решается на этапе «Логическая разминка». Работа ведётся в устной форме, поэтому на разминку выделяется 2 минуты.

  Развивать моторику, воспитывать аккуратность помогает чистописание, на которое отводится 3 минуты.

  Словарная работа проходит в форме игры «Шифровальщик». На неё отводится 5 минут, т. к. на данном этапе решается ряд поставленных задач:

повторение непроверяемых написаний, развитие логического мышления и навыков самоконтроля. Словарная работа является переходным этапом к изучению нового материала.

  За этапом сообщения темы и целей урока идёт объяснение нового материала, на который отводится 8 минут. Продолжительность данного этапа объясняется тем, что в процессе его решается ряд важнейших задач: дать понятие «слово-предмет»; учить отличать слова, отвечающие на вопросы кто? и  что?, используя занимательный материал.  Здесь же идёт первичное закрепление и знакомство с правилом. Блоки, из которых состоит этап ознакомления с новым материалом, расположены последовательно.

   Необходимым этапом урока является физкультминутка, которая предполагает здоровье сберегающие технологии с одновременным закреплением нового материала в игровой форме.

  На закрепление изученного материала отводится 7 минут. На данном этапе дети учатся разграничивать слова, отвечающие на вопрос «кто?»  и «что?», и выбирать слова-предметы из предложения, где встречаются слова-признаки и слова-действия.  Работа проходит в устной   (игра «Кто больше?», работа в парах) и письменной (выполнение тестового задания) форме.

  Усвоение темы помогает выявить самостоятельная работа, на которую отводится 5 минут. Дети работают с карточками индивидуально, выбирают и записывают слова- предметы . Карточки двух уровней сложности.

  В конце поводится итог урока. Данный этап занимает 2 минуты, т. к. предполагается релаксация.

 

  Цель урока – развитие мышления учащихся (операции анализа, сравнения и синтеза, обобщения) на различных этапах урока. Для достижения цели ставились задачи: дидактические, развивающие и воспитывающие.

   Дидактические задачи прослеживаются на всех основных этапах урока.

  На уроке учащиеся были вовлечены в основные мыслительные операции. Использовались средства развития творческого мышления на этапе объяснения нового материала (разграничение «настоящих» и «ненастоящих» слов). Осуществлялись межпредметные связи: русский язык – устное народное творчество – окружающий мир.

  На уроке обеспечивалась связь обучения с жизнью. При работе в парах идёт воспитание сотрудничества, без чего в современной жизни не обойтись. Воспитание вежливости при непосредственном участии детей идёт в начале и в конце урока, на остальных этапах урока  - на примере учителя.

  Материал для урока отобран в соответствии с принципами обучения. Он научный, доступный детям, даётся в системе. Использовались методы:

  1. по характеру познавательной деятельности: традиционные (объяснительно-иллюстративный и репродуктивный) и проблемный частично поисковый;
  2. по источникам знаний:

  - словесные: беседа, объяснение, работа с книгой;

  - наглядные: демонстрация;

  - практические: упражнения и самостоятельная работа.

   На уроке использованы различные формы учебной работы (фронтальная, групповая и индивидуальная) и такие приёмы, как занимательность (загадки, задания на развитие пространственного мышления), «ситуация выбора». Формы и приёмы учебной работы отбирались в зависимости от целевой направленности, специфики учебного материала и индивидуальных особенностей детей.

   Для решения задач, поставленных к уроку, использовались традиционные (учебники, тетради с печатной основой, ТСО) и развивающие (условно изобразительная наглядность) средства обучения.

  На уроке присутствовали все компоненты учебной деятельности: мотивационный, операционный и регулирующий.

  Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что урок своей цели достиг.

 

Список литературы:

1. Ануфриев  А. Ф., Костромина С. Н.   Как  преодолеть трудности в обучении детей. –

2. Дюкина О. В.   Дневник классного руководителя начальной школы. – Москва: ВАКО, 2009

3. Николаева Н. П.  Тесты по русскому языку. – Москва: Экзамен,2010.

4. Узорова О. В., Нефёдова Е. А.   Новое справочное пособие по русскому языку для начальной школы. 1 класс. – М.: Астрель, 2009.

5. Школа России. Концепция и программы для нач. кл. Ш67 В 2 ч. Ч. 1/         [М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова и др.]. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2009.

6. Языканова Е. В.   Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. – М.: Экзамен, 2010.

Приложение

                                   

     

Предмет

____________

                               

лучший сыщик 1                                   лучший сыщик 1                       лучший сыщик 1                     лучший сыщик 1

лучший сыщик 1                                   лучший сыщик 1                       лучший сыщик 1                     лучший сыщик 1

лучший сыщик 1                                   лучший сыщик 1                       лучший сыщик 1                     лучший сыщик 1

Карточка № 1 (для словарной работы)

Вариант 1










Карточка №1 (для словарной работы)

Вариант 2







Карточка рефлексии


+

-




Фигуры

Карточки для самостоятельной работы

Уровень 1

Вариант 1

Выпишите слова, обозначающие предметы:

Осень, орлиный, мальчик, смотрит, мохнатый, мочалка, шпилька, река, морской, хотеть, верить, мастерица.

Вариант 2

Выпишите слова, обозначающие предметы:

Запах, листать, туфелька, прогулка, звонить, вирусный, свистулька, платье, жгучая, грипп, стол, оконный.

Уровень 2

Вариант 1

Запиши слова в два столбика:

Брошь, мышь, оса, сапог, лось, собака, улей, телефон, бабочка, сирень, стул, пчела.

Вариант 2

Запиши слова в два столбика:

Рожь, дельфин, овца, яйцо, каша, крыльцо, дедушка, туча, самолёт, птичница, утка, жаба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока русского языка

Представлена таблица с проектом урока русскогоязыка во 2-ом классе по теме "Упражнение в написании слов с сочетаниями ЖИ-ШИ. Развитие орфографических умений"...

Проект урока русского языка Тема урока: «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи»

Данный урок – вводный. Основные задачи этого урока – формирование умения узнавать междометия в тексте, построение предложений с использованием междометий, понимани...

ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)

На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...

Проект урока русского языка в 4 классе Тема урока: «Однородные члены предложения»

Цели: Создать условия для: освоения детьми понятия однородных членов предложения; их особенностей а) одинаковой синтаксической роли в предложении; б) зависимости от одного и того же слова....

Проект урока русского языка русский язык 2 класс

Урок русского языка 2 класс по теме "Слог"...