Урок русского языка "Имя существительное". 4 класс 29.09.2023
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Романенко Марина Николаевна

Данный урок создаёт условия для обобщения и систематизации изученного материала по теме «Имя существительное» в 4 классе. На уроке поставлена цель: «Создание условий для систематизации изученных признаков имени существительного как части речи», которая достигается путем сравнения и обобщения. Урок позволяет развивать умения доказывать, сравнивать, творчески мыслить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Имя существительное» (обобщающий урок)

Романенко Марина Николаевна, учитель начальных классов

217 – 473 - 344

План - схема открытого урока

учитель начальных классов: Романенко М.Н.,  МОУ «СОШ №1», г. Тихвин

1.

Предмет

Русский язык.

 Авторы:  Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова

2.

Программа

 «Концепция и программы комплекта «Школа России»» ч. 1,2, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И.Волкова и др., М., Просвещение, 2010 г.

3.

Класс

4 класс

4.

Раздел по учебно - тематическому плану

Части речи (Имя существительное)

5.

Тема урока

«Имя существительное».

6.

Номер урока в разделе

Сороковой.

7.

Тип урока

Обобщающий.

8.

Технологии применяемые на уроке

  1. сотрудничества;
  2. развития познавательного интереса;
  3. проблемного обучения;
  4. оптимизации и индивидуализации обучения;
  5. игрового обучения;
  6. ИКТ.

9.

Цель урока

Создание условий для систематизации изученных признаков имени существительного как части речи.

10.

Задачи урока

Обучающие:

- закрепление   и   систематизация   знаний   об   имени   существительном;

- формирование орфографической зоркости.

Развивающие:

- развитие   речи,    внимания,    умения   сравнивать,   классифицировать, обобщать, делать выводы;

  1. развитие познавательного интереса к предмету.

Воспитывающие:

- развитие коммуникативных навыков через работу в группах, оценки и самооценки деятельности.

11.

Знания, умения и навыки, которые ученики актуализируют, приобретут и закрепят в ходе урока:

Знать: лексико-грамматические признаки имени существительного.

Уметь:

- различать лексико-грамматические признаки имени существительного;

-  ставить учебную задачу и сравнивать с ней полученные результаты;

-    строить устные высказывания и слушать друг друга;

  1.   обобщать информацию и делать выводы;
  2.   работать в группе.

12.

Ожидаемый результат

Уметь выполнять морфологический разбор имени существительного.

13.

Этапы урока с временной раскладкой

I.Организационный момент – 5 мин.

II. Изучение нового материала – 29 мин.

III. Рефлексия – 3 мин.

IV.Итоги урока- 3 мин.

14.

Оборудование  

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

15.

Учебно -  методическое обеспечение

Карточки для работы в группах, конверты с памятками, карточки для оформления судового журнала,  презентация «Урок русского языка».

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Придумано кем-то мудро и просто

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро улыбчивым лицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

И доброе утро длится до вечера.

Я знаю, вы очень умные и сообразительные ребята. Поэтому приготовила для вас интересную игру - путешествие. Мы с вами отправляемся в далекое плавание на острова, название которых вам предстоит  узнать. На одном из островов находится древняя рукопись. Попасть на этот остров мы можем на кораблях, со сплоченной, надежной командой. Поэтому каждый из вас сегодня не ученик, а член такой команды. Каждая команда сильна своим капитаном. Чтобы выбрать капитанов кораблей, мы проведем конкурс. Кто выполнит задание, проверяет его по контрольной карточке желтого цвета. Первый, правильно выполнивший задание и будет выбран капитаном, который поведет свою команду вперед. Слайд 2

По сигналу вы берете белые карточки и выполняете задание. На выполнение этого задания дается 5 минут.

Итак   (звенит колокольчик). Начали…

Выполнение задания для определения капитанов.  

2. Выбор капитанов и представление команд.

- Определите, кто у вас будет капитаном.

- А теперь капитанов приглашаю на капитанский мостик. Вы представляете свои команды и себя. Вручается отличительный знак капитанов.

- Чтобы плавание было благополучным, необходимо знать и выполнять правила общения друг с другом. Сейчас вместе со своим экипажем вы выберите те правила, которые на ваш взгляд самые важные и нужные в совместной работе и помещаете их в судовой журнал «Правила общения».

Капитаны возвращаются на свои корабли, вместе с экипажем рассматривают правила и выбирают те, которые на их взгляд являются самыми важными.

«Правила общения».

 Помогай тому, кто сам трудится.

 Помогай другому и тогда, когда тебе самому приходится трудно.

 Помогай так, чтобы товарищ учился самостоятельно преодолевать трудности.

Взялся помогать – не подводи, доведи дело до конца.

Помогай не только другу, но и любому члену коллектива.

Помогая одному, думай об успехе всего коллектива.

Тебе помогают, помогай и ты, чем можешь.

Будь внимателен и требователен к себе.

Правила  вывешиваем на доску. Еще  раз все правила прочитать.

- Во время путешествия не забывайте следовать вашим правилам.

3. Определение темы и задач.

- А теперь мы должны определить тему маршрута кораблей. Чтобы её определить, посмотрите на выполненное задание. Попробуйте определить, на какие  острова мы сегодня отправимся.

Заполнение карты. Слайд 2

- Итак, перед вами карта, на которой три острова. Чтобы попасть на остров «Морфологический разбор», конечный путь нашего движения, вы должны побывать на островах «Постоянные признаки» и «Непостоянные признаки».

4. Физкультминутка

- В нашем путешествии нельзя обойтись без хорошего настроения и улыбки. Итак, отправляемся в путь!

Играет музыка «Чунга–чанга». Под песню  дети выполняют движения, которые показывают подготовленные ученики. Слайд 2

5. Работа по маршрутному листу.

- Корабль плывет по маршруту, указанному на карте. Все корабли плывут на один остров, но у каждого корабля своя скорость движения. Чтобы  преодолеть путь,  вы должны будете выполнить задания. Первая команда, выполнившая его, сдает карточку на проверку и  отправляется дальше по маршруту. Если в  работе команды  будут обнаружены ошибки, она возвращается на предыдущий остров для их устранения. Ошибки – это мель,  которая не дает возможности двигаться вперед. На протяжении всего путешествия мы будем вести судовой журнал, в котором капитаны будут отмечать движение своих кораблей. Если возникнут какие - то вопросы, вы можете обратиться за помощью ко мне. Слайд № 3

- Итак, отправляемся на остров «Постоянные признаки», капитанам получить стартовые задания. Удачи. Не забывайте о правилах общения.

Стартовое задание «Собственные имена существительные и нарицательные. Одушевленные и неодушевленные»

 Задание 1

1. Подчеркни в предложении имена собственные.

 Мой друг Вася отправляется в путешествие вокруг света с попугаем Кешей.

2. Выпиши из предложения неодушевленные имена существительные. 

Выполнив задание, капитан ставит отметку в судовом журнале, передвигает свой корабль на следующий остров, получает новое задание. Учитель проверяет задание.

Остров « Постоянные признаки». Определение  склонения и рода.

Задание 2

Работа в группе

Запишите имена существительные в три столбика.

  Якорь, карта, мель,  море,  каюта, скорость.

Выполнив задание, капитан ставит отметку в судовом журнале, передвигает свой корабль на следующий остров, получает новое задание. Учитель проверяет задание.

Остров «Непостоянные признаки»  Определение числа и падежа.

Задание 3

  1. Запиши существительные в 2 столбика по числам.

Шлюпки, волна, палуба, пассажиры, парус, корабли.

Необходимо подождать все экипажи. Переход по стрелке на острове.

Найдите в стихотворении  имя существительное  в творительном падеже.

Как по морю – океану

Вдаль кораблик плыл упрямо.
За кормою пенный след,
Берегов в помине нет…

Подчеркивают на доске.

Слайд № 4

Подведение итогов по судовому журналу.

- Теперь мы все дружно отправляемся на остров «Морфологический разбор»

Остров «Морфологический разбор». Находка рукописи. Тест.

Задание 4

- Взять рукопись из хижины предоставляется капитану корабля… Они в нашем путешествии оказались на первом месте.

Достали рукопись. Слайд № 5.

- Но что же случилось? Рукопись настолько древняя, что на ней многие записи отсутствуют.  Я предлагаю вам ее восстановить. Капитанам получить задание. В некоторых записях необходимо поставить галочку, в некоторых подчеркнуть, а в некоторых записать слова.

Слово для морфологического разбора взято из стихотворения (за кормою). Вернуться на слайд №4.

Итак, начали. Звенит колокольчик.

Проверка (восстановление рукописи, ученики на доске делают записи).

6. Рефлексия.

- Наше путешествие подходит к концу. Я предлагаю каждому экипажу составить отчет о своем путешествии.

Отчет капитана корабля «Мечта»

Больше всего нам понравилось _____________________________________________________

Мы с трудом (или легко) выполняли следующие задания _______________________________

В нашей команде лучше всех работал (а)     __________________________________________

Отчет капитана корабля «Победа»

Нам было интересно ______________________________________________________________

Мы столкнулись с трудностями в задании____________________________________________

В нашей команде лучше всех работал (а)     __________________________________________

Отчет капитана корабля «Восток»

Довольны ли вы своим путешествием….., почему……

Мы открыли для себя _____________________________________________________________

В нашей команде лучше всех работал (а)     __________________________________________

Отчет капитана корабля «Надежда»

Во время путешествия у нас было_________________настроение.

Мы научились___________________________________________________________________

В нашей команде лучше всех работал (а)     __________________________________________

- Слово капитанам. Отчет прикрепляется в судовой журнал.

- Ваши труды были не напрасны. На остров выбросило сундук, в котором есть для вас сюрприз. Капитаны получите письма. Давайте посмотрим, что же в них. Эти памятки будут помогать вам в трудную минуту при изучении имени существительного. Вы их сможете дополнить при изучении других частей речи. Слайд № 6.

Успехов вам. Спасибо за путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка, 2 класс, тема "Собственные и нарицательнае имена существительные. Правописание собственных имен существительных"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО, основан на  технологии системно-деятельностного подхода....

урок русского языка (4 класс) по теме «Одушевлённость – неодушевлённость существительных как особое грамматическое значение существительных» (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) Учебник В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Т.В.Некрасовой

Цели:1. Познакомить с новым грамматическим значением существительных –  одушевлённость, неодушевлённость 2. Развивать способность к анализу и обобщению, находчивость, сообразительность; развивать...

Урок русского языка 4 класс. "ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"

Тема: Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.– Развитие умения производить морфологический разбор имён существительных....


 

Комментарии

Романенко Марина Николаевна

Объем презентации большой, не могу загрузить. Попробую сжать рисунки.