Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему: "Разделительный мягкий знак"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Ивушкина Мирослава Николаевна

Данный материал содержит подробный конспект урока с использованием здоровьесберегающих и игровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdelitelnyy_.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное общеобразовательное учреждение                                        «Средняя общеобразовательная школа № 27»                                                          г. Подольска Московской области

                        Открытый урок

                        тема:

                        Разделительный Ь

                                                        Подготовила:                                                                                                         учитель                                                                                        начальных классов                                                                                        Ивушкина Мирослава Николаевна

                                Ноябрь,  2010 г.

        Тема: «Разделительный мягкий знак»

Цель: развивать умение употреблять разделительный мягкий знак;

Задачи:

образовательные: формировать представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком;

развивающие: развивать умение сравнивать, умение обобщать, делать выводы, развивать память, логическое мышление, коммуникативные способности;

воспитательные: воспитывать внимание, взаимовыручку, доброжелательность;

социальные: формировать умение работать в группах, в коллективе, анализировать свою деятельность и работу своих товарищей.

 Технологии: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: сигнальные карточки зеленого и красного цветов,  компьютер, мультимедийный проектор, презентация,  опорные схемы, веер с гласными буквами.

Категория детей: 2 класс

Ожидаемый результат: 

-высказывать собственные суждения;

-критически относиться к мнениям других;

- формирование навыков правописания слов с разделительным мягким знаком;

- повышение активности на уроках;

- улучшение результатов обучения.

                                                Ход урока.

1.Организационный момент.          Вот карта нашего пути                                                                                        Планеты на ней легко найти.                                                                                Но чтоб пройти все испытанья                                                                                 Необходимы ваши знанья.                                                                                        Сели в кресло, дали газ                                                                                        И ракета понеслась!

2.Сообщение темы урока.                На доске: юаеыояёьэи                                                                 – Какая буква в этом ряду лишняя? (буква ь)                                                                - Что вы знаете о букве Ь? ( Мягкий знак – хитрый знак,                                                                                Не сказать его никак.                                                                                        Он не произносится,                                                                                                Но в слово часто просится).                                                - Для чего нужна буква Ь? (Буква ь показывает на письме мягкость согласных).                        - Сегодня мы будем работать с буквой ь: произносить и писать слова с Ь, узнаем какую работу выполняет Ь, развивать память, внимание, речь, думать, рассуждать, доказывать, слушать, помогать друг другу.

3. Работа над темой урока.                                                                                                а) Чистописание.                                                                                                - Какую букву мы будем сегодня писать?                                                                                        Долго-долго мы идем – длинная дорожка.                                                                Впереди мы видим дом – в доме том окошко. (Букву Д).                                - Напишите: Дд ддд Дд  ддд                                                                                 - Прочитайте загадку, отгадайте:                                                                                                Меня часто зовут, дожидаются.                                                                                А приду – от меня укрываются.                                                                                                (Дождь).                                                                        -  Спишите, подчеркните орфограммы.                                                                         - Какие орфограммы вам встретились?

        б) Словарная работа.                                                                                        - Прочитайте слова и запомните их.                                                                         Деревня, коньки, мороз, учительница, сапог, медведь, аллея .                                                 -Повторите слова.                                                                                                  - Какая орфограмма в этих словах? (Непроверяемая безударная гласная).                                - Какие слова мы будем писать сегодня, почему? (Коньки, учительница, медведь – в них Ь).        - Запишите слова с непроверяемыми безударными гласными, поставьте ударение, подчеркните гласные.                                                                                                - Какую роль выполняет Ь в этих словах ( В этих словах ь показывает мягкость согласных).

        в) Наблюдение над разделительным Ь.                                                                        Прочитайте слова парами:                                                                                        полёт                        семя                        солю                        тюлени                                польёт                семья                        солью                        тюленьи                                - Сравните, чем похожи слова? (В словах одинаковые буквы).                                                - Чем отличаются слова? (Произношением и смыслом).                                                - В каких словах слышим звук [й], прочитайте их? (Звук [й] слышится в тех словах, где есть ь).                                                                                                                        - Какой у нас возник вопрос? (Почему пишется буква Ь, а слышится звук [й]?                        - После каких букв стоит Ь в этих словах? (После согласных).                                                - Перед какими буквами стоит Ь в этих словах? (Перед гласными ё, я, ю, и).                                - Что мы знаем о гласных 2-го ряда? (Они обозначают два звука [йа], [йо], [йу], [йэ]).                - В каких словах звука [й] нет, прочитайте? (В тех словах, где нет ь).                                        - Значит ь влияет на то, как произносятся …(Гласные звуки 2-го ряда).                                - За это Ь получил ещё одно имя разделительный Ь.                                                        - Прочитайте правило о разделительном Ь, с 114.                                                        - Когда пишется разделительный Ь?                                                                        - Запишите слова с разделительным Ь, выделите новую орфограмму.                                                                        - А какую работу выполняет Ь в словах коньки, больше? (Показывает мягкость согласного).

4. Физкультминутка.

5.Закрепление.                                                                                                         На планете дальней звезд океана

        Пираты давно уж живут постоянно.

        Они на суда нападать перестали,

        Заданья друг другу загадывать стали.

        И делают это с большою охотой,

        А если заданье придумает кто-то

        Такое, что сразу и не отгадать,

        Все станут завидовать и уважать.

        Давай мы с тобою у них побываем

        И все  их заданья, дружок, разгадаем.

                                                                                                                        - Когда пишется разделительный Ь?                                                                        Упражнение 201: - Прочитайте предложения.                                                                - Найдите выделенные слова, сравните.                                                                        - Чем похожи и чем отличаются слова? (Одинаковые буквы, а произношение и смысл разные).        - Объясните смысл слов полю – полью, олени – оленьи.                                                        - Какая буква меняет смысл слов? (Разделительный Ь).                                                        - Выполните задание.                                                                                        Проверка: - В каких словах написали разделительный Ь? Почему?                                         Упражнение 202:                                                                                         Разбилась о берег крутая волна.

        Бутылку с запиской швырнула она

        На мокрый песок, а пираты нашли,

        Но только посланье прочесть не могли,

        Ведь буквы водою морскою размыты.

        А вдруг ты сумеешь, его разгляди ты.

        - Прочитайте. Подумайте и догадайтесь какие буквы пропущены?                                         - Запишите слова. Выполните задание.                                                                        Проверка: - Прочитайте какие слова получились и у вашего соседа? (Варенье, счастье, здоровье).                                                                                                                - Как написали эти слова? Почему?                

6. Итог урока.                                                                                                        С планетами пришла пора проститься,

        На землю всем нам надо торопиться.

                                                                                                                        - Когда пишется разделительный мягкий знак?        

7. Домашнее задание.                                                                                                - Выучить  правило, применить его в упражнении 203, повторить написание словарных слов.                                                                                                                                        

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. 2 класс по теме "Правописание мягкого знака после шипящих"

представлен конспект урока по изучению нового материала по теме "Правописание мягкого знака после шипящих" УМК "Развивающая система Л.В.Занкова" учебник Нечаевой...

Конспект урока по русскому языку. 2 класс по теме "Разделительные Ъ и Ь знаки"

Конспект по русскому языку составлен с учетом УУД. Цель урока: формирование умения употреблять слова с разделительными Ъ и Ь знаками в устной и письменной речи. На уроке предусматривается инсцени...

Урок русского языка - 2 класс по теме Разделительные Ъ и Ь разделительные знаки.

Технологическая карта урока с отработкой УУД по каждому этапу урока....

Карточка по русскому языку 2 класс по теме «Разделительный мягкий знак».

Представленный материал поможет учителю закрепить материал по теме "Разделительный мягкий знак"...

Урок по русскому языку 4 класс Тема: «Повторение правописания мягкого знака в словах»

Разработка включает в себя урок русского языка для 4 класса, для закрепления правил написания мягкого знака в словах....

Открытый урок по русскому языку (3 класс УМК "Перспектива") Тема урока: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих. Задачи урока: познакомить с правилом написания мягкого знака на конце существительных п...

Конспект открытого урока русского языка 4 класс ОВЗ по теме: Мягкий знак в середине слова.

Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс.Тема: Мягкий знак в середине слова.Цель: Развивать умение обозначать мягкость согласного звука в конце и в середине слова мягким знаком.Задачи:Образо...