Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему: "Разделительный мягкий знак"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Ивушкина Мирослава Николаевна

Данный материал содержит подробный конспект урока с использованием здоровьесберегающих и игровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdelitelnyy_.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное общеобразовательное учреждение                                        «Средняя общеобразовательная школа № 27»                                                          г. Подольска Московской области

                        Открытый урок

                        тема:

                        Разделительный Ь

                                                        Подготовила:                                                                                                         учитель                                                                                        начальных классов                                                                                        Ивушкина Мирослава Николаевна

                                Ноябрь,  2010 г.

        Тема: «Разделительный мягкий знак»

Цель: развивать умение употреблять разделительный мягкий знак;

Задачи:

образовательные: формировать представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком;

развивающие: развивать умение сравнивать, умение обобщать, делать выводы, развивать память, логическое мышление, коммуникативные способности;

воспитательные: воспитывать внимание, взаимовыручку, доброжелательность;

социальные: формировать умение работать в группах, в коллективе, анализировать свою деятельность и работу своих товарищей.

 Технологии: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: сигнальные карточки зеленого и красного цветов,  компьютер, мультимедийный проектор, презентация,  опорные схемы, веер с гласными буквами.

Категория детей: 2 класс

Ожидаемый результат: 

-высказывать собственные суждения;

-критически относиться к мнениям других;

- формирование навыков правописания слов с разделительным мягким знаком;

- повышение активности на уроках;

- улучшение результатов обучения.

                                                Ход урока.

1.Организационный момент.          Вот карта нашего пути                                                                                        Планеты на ней легко найти.                                                                                Но чтоб пройти все испытанья                                                                                 Необходимы ваши знанья.                                                                                        Сели в кресло, дали газ                                                                                        И ракета понеслась!

2.Сообщение темы урока.                На доске: юаеыояёьэи                                                                 – Какая буква в этом ряду лишняя? (буква ь)                                                                - Что вы знаете о букве Ь? ( Мягкий знак – хитрый знак,                                                                                Не сказать его никак.                                                                                        Он не произносится,                                                                                                Но в слово часто просится).                                                - Для чего нужна буква Ь? (Буква ь показывает на письме мягкость согласных).                        - Сегодня мы будем работать с буквой ь: произносить и писать слова с Ь, узнаем какую работу выполняет Ь, развивать память, внимание, речь, думать, рассуждать, доказывать, слушать, помогать друг другу.

3. Работа над темой урока.                                                                                                а) Чистописание.                                                                                                - Какую букву мы будем сегодня писать?                                                                                        Долго-долго мы идем – длинная дорожка.                                                                Впереди мы видим дом – в доме том окошко. (Букву Д).                                - Напишите: Дд ддд Дд  ддд                                                                                 - Прочитайте загадку, отгадайте:                                                                                                Меня часто зовут, дожидаются.                                                                                А приду – от меня укрываются.                                                                                                (Дождь).                                                                        -  Спишите, подчеркните орфограммы.                                                                         - Какие орфограммы вам встретились?

        б) Словарная работа.                                                                                        - Прочитайте слова и запомните их.                                                                         Деревня, коньки, мороз, учительница, сапог, медведь, аллея .                                                 -Повторите слова.                                                                                                  - Какая орфограмма в этих словах? (Непроверяемая безударная гласная).                                - Какие слова мы будем писать сегодня, почему? (Коньки, учительница, медведь – в них Ь).        - Запишите слова с непроверяемыми безударными гласными, поставьте ударение, подчеркните гласные.                                                                                                - Какую роль выполняет Ь в этих словах ( В этих словах ь показывает мягкость согласных).

        в) Наблюдение над разделительным Ь.                                                                        Прочитайте слова парами:                                                                                        полёт                        семя                        солю                        тюлени                                польёт                семья                        солью                        тюленьи                                - Сравните, чем похожи слова? (В словах одинаковые буквы).                                                - Чем отличаются слова? (Произношением и смыслом).                                                - В каких словах слышим звук [й], прочитайте их? (Звук [й] слышится в тех словах, где есть ь).                                                                                                                        - Какой у нас возник вопрос? (Почему пишется буква Ь, а слышится звук [й]?                        - После каких букв стоит Ь в этих словах? (После согласных).                                                - Перед какими буквами стоит Ь в этих словах? (Перед гласными ё, я, ю, и).                                - Что мы знаем о гласных 2-го ряда? (Они обозначают два звука [йа], [йо], [йу], [йэ]).                - В каких словах звука [й] нет, прочитайте? (В тех словах, где нет ь).                                        - Значит ь влияет на то, как произносятся …(Гласные звуки 2-го ряда).                                - За это Ь получил ещё одно имя разделительный Ь.                                                        - Прочитайте правило о разделительном Ь, с 114.                                                        - Когда пишется разделительный Ь?                                                                        - Запишите слова с разделительным Ь, выделите новую орфограмму.                                                                        - А какую работу выполняет Ь в словах коньки, больше? (Показывает мягкость согласного).

4. Физкультминутка.

5.Закрепление.                                                                                                         На планете дальней звезд океана

        Пираты давно уж живут постоянно.

        Они на суда нападать перестали,

        Заданья друг другу загадывать стали.

        И делают это с большою охотой,

        А если заданье придумает кто-то

        Такое, что сразу и не отгадать,

        Все станут завидовать и уважать.

        Давай мы с тобою у них побываем

        И все  их заданья, дружок, разгадаем.

                                                                                                                        - Когда пишется разделительный Ь?                                                                        Упражнение 201: - Прочитайте предложения.                                                                - Найдите выделенные слова, сравните.                                                                        - Чем похожи и чем отличаются слова? (Одинаковые буквы, а произношение и смысл разные).        - Объясните смысл слов полю – полью, олени – оленьи.                                                        - Какая буква меняет смысл слов? (Разделительный Ь).                                                        - Выполните задание.                                                                                        Проверка: - В каких словах написали разделительный Ь? Почему?                                         Упражнение 202:                                                                                         Разбилась о берег крутая волна.

        Бутылку с запиской швырнула она

        На мокрый песок, а пираты нашли,

        Но только посланье прочесть не могли,

        Ведь буквы водою морскою размыты.

        А вдруг ты сумеешь, его разгляди ты.

        - Прочитайте. Подумайте и догадайтесь какие буквы пропущены?                                         - Запишите слова. Выполните задание.                                                                        Проверка: - Прочитайте какие слова получились и у вашего соседа? (Варенье, счастье, здоровье).                                                                                                                - Как написали эти слова? Почему?                

6. Итог урока.                                                                                                        С планетами пришла пора проститься,

        На землю всем нам надо торопиться.

                                                                                                                        - Когда пишется разделительный мягкий знак?        

7. Домашнее задание.                                                                                                - Выучить  правило, применить его в упражнении 203, повторить написание словарных слов.                                                                                                                                        

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. 2 класс по теме "Разделительные Ъ и Ь знаки"

Конспект по русскому языку составлен с учетом УУД. Цель урока: формирование умения употреблять слова с разделительными Ъ и Ь знаками в устной и письменной речи. На уроке предусматривается инсцени...

Урок русского языка - 2 класс по теме Разделительные Ъ и Ь разделительные знаки.

Технологическая карта урока с отработкой УУД по каждому этапу урока....

Карточка по русскому языку 2 класс по теме «Разделительный мягкий знак».

Представленный материал поможет учителю закрепить материал по теме "Разделительный мягкий знак"...

Урок по русскому языку 4 класс Тема: «Повторение правописания мягкого знака в словах»

Разработка включает в себя урок русского языка для 4 класса, для закрепления правил написания мягкого знака в словах....

Открытый урок по русскому языку (3 класс УМК "Перспектива") Тема урока: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих. Задачи урока: познакомить с правилом написания мягкого знака на конце существительных п...

Конспект открытого урока русского языка 4 класс ОВЗ по теме: Мягкий знак в середине слова.

Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс.Тема: Мягкий знак в середине слова.Цель: Развивать умение обозначать мягкость согласного звука в конце и в середине слова мягким знаком.Задачи:Образо...

Урок русского языка 2 класс по теме Разделительный мягкий знак

Урок русского языка 2 класс по теме  Разделительный мягкий знак...