КВН по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Бурмистрова Светлана Ивановна

Дети в игровой форме повторяют пройденный материал по теме "Части речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon КВН по русскому языку67.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               КВН по русскому языку в 4 классе.

( класс разделён на 3 команды)

Цель: обобщить и систематизировать знания детей по пройденному материалу. Продолжить работу над грамотностью уч -ся, развивать речь, мышление, смекалку. Воспитывать аккуратность, прилежание, прививать интерес к Русскому языку, развивать творческие и познавательные способности детей, чувство дружбы, взаимовыручки.

Оборудование: эмблемы, карточки с заданиями, дерево с яблочками.

                                                 Ход.

Учитель: Ребята, освоить родной язык - трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наш КВН поможет вам в достижении того Чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык». Русский язык - необыкновенный. В этом мы сегодня убедимся, (дети команд выстраиваются и хором говорят):

1- я команда:

Мы – весёлые ребята,

 И не любим мы скучать,

 С удовольствием мы с вами

 В КВН будем играть.

2-я команда:

Мы отвечаем дружно,

 И здесь сомнений нет:

 Сегодня будет дружба

 Владычицей побед.

 3-я команда:

И пусть острей кипит борьба,

 Сильней соревнование,

 Успех решает не судьба,

 А только наше знание.

1 конкурс «Представление команд».  (1 балл)

  1. я команда:

 Капитан: Наше имя…

 Команда: Союзики.

 Капитан: Наш девиз:

 Команда:

Мы – дружные союзики,

 На месте не сидим,

 За каждым предложением

 Внимательно следим.

2-я команда:

Капитан: Наше имя:…

Команда: Существительное.

Капитан: Наш девиз:

Команда:

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

3-я команда:

Капитан: Наше имя:…

Команда: Прилагательное.

Капитан: Наш девиз:

Команда:

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

2. Конкурс «Разминка». ( 2 балла)

 «Закончи пословицу»:

           * Волков бояться -…….( в лес не ходить)

           * Соловья баснями не ……(кормят)

           * Куй железо … (пока горячо)

           * Любишь кататься - ….(люби и саночки возить)

           * Без труда не вытащишь и….(рыбку из пруда)

           * Дарёному коню в зубы….(не смотрят)

           * Десять раз отмерь -….(один раз отрежь)

           * Не имей сто рублей,…..( а имей сто друзей)

           * За двумя зайцами погонишься -….(ни одного не поймаешь)

           * Скучен день до вечера ,….(коли делать нечего)

           * Родина -  мать, ……(умей за неё постоять)

           * После драки …(кулаками не машут)

           * По одёжке встречают,…. (а по уму провожают)

           * Поспешишь…(людей насмешишь)

           *Нет друга, так ищи, а нашёл,…(так береги)

           * Труд человека кормит, а…(лень портит)

           * Кашу маслом….(не испортишь)

           * Новых друзей наживай, а ….(старых не теряй)

3 конкурс «Угадай слово» ( 1 балл)

  1. команда: корень в слове писать, приставка в слове рассказывать, суффикс в слове книжка, окончание в слове вода ( расписка )

2 команда: корень в слове снежинка, приставка в слове подъехал, суффикс - в слове лесник, окончание в слове ученики (подснежники)

3 команда: корень в слове ставить, приставка в слове приехал, суффикс - в слове дочка, окончание в слове ложка (приставка)

Подведение итогов конкурсов жюри.

4 конкурс «Домашнее задание». (4 балла)

1 команда:

Союз – служебная часть речи, его главная задача – соединять однородные члены предложения или отдельные предложения.

Название СОЮЗ появилось в XVll веке. По количеству союзов около 250. Чаще всего употребляются союзы типа И, А, ИЛИ. Ученые исследовали союз «И», его значение, частоту употребления и обнаружили:

 Слово И – один из самых древних союзов русского языка

 Слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания

 Слово И – за тысячелетия! – не изменило своего значения

 Слово И – тысячелетия – было и остается исключительно частотным словом ( очень часто употребляется)

Объединять и связывать стараюсь

 Я равных и неравных в нужный час

 Порою я совсем не повторяюсь.

 Порою повторяюсь много раз.

Однородные члены предложения могут соединяться при помощи союзов И,А,НО и без помощи союзов.

Между однородными членами перед союзами А и Но всегда ставится запятая: 0,а 0; 0, но 0

Если союз И одиночный запятая не ставится: 0 и 0; 0, 0 и 0.

Если союз И повторяющийся запятая ставится: и 0, и 0; 0, и 0, и 0.

  1. команда:

Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? И называет людей, животных, растения, предметы, явления действительности.

Имена существительные бывают одушевлённые (кто?) и неодушевлённые (что?)

Имена существительные имеют род: мужской, женский и средний.

Род мужской, конечно, мой:

Мой сад, мой брат, стул мой.

Женский род, помню я,

То, про что скажу, - моя:

Моя ручка, моя тучка

И тетрадь моя.

Средний род – оно, моё:

Моё окно, село моё.

Имена существительные изменяются по числам и могут иметь формы единственного и множественного числа. Некоторые имена существительные могут иметь форму только единственного или только множественного числа.

Имена существительные изменяются по падежам.

1. У слова есть 6 падежей,

6 верных маленьких пажей.

Они приходят чередой,

За слово в бой готов любой.

Вверяют окончаниям

Судьбу и жизнь свою

И про своё призвание

На ушко им поют.

2. Я – Именительный падеж

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы кто? И что?

Ни с чем не спутает никто.

3. А я, падеж Родительный,

Характер мой общительный.

Кого? Чего?- и вот он я!

Предлоги часто мне друзья.

4. Я называюсь Дательным

Работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я могу сказать.

5. А я, Винительный падеж

И я во всём виню невежд.

Зато отличников люблю.

Для них пятёрки я ловлю.

Кого позвать? Во что играть? Готов ребятам подсказать.

6. А я, Творительный падеж. Исполнен всяческих надежд. Творите! Чем творите? С кем?

Я подскажу вам – нет проблем.

7. А я падеж Предложный,

Со мною случай сложный.

Мне без предлогов свет не мил.

О ком? О чём я расскажу?

3 команда:

Имя прилагательное,

Мы с тобой дружны.

Признаки предметов

Называешь ты.

Уже в самом имени содержится намёк на то, что оно должно к чему – то «прилагаться». Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой?какая?какое?какие? и обозначает признаки предметов.

Они изменяются по родам, числам и падежам, согласуется с существительным. В предложении является второстепенным членом.

Имена прилагательные обладают большими способностями. Они могут изменять, кроме падежа и числа, ещё и род. Это необходимо для того, чтобы они могли ПРИЛАГАТЬСЯ к существительным любого рода.

Изменяться по родам – это, пожалуй, и есть самая главная отличительная особенность прилагательных.

Очень занимательное-

Имя прилагательное.

Трудно будет без него,

Если пропадёт оно.

Ну, представь-ка себе это:

Как без признаков предмета

Будем спорить, говорить,

Веселиться и шуить?

Что тогда получится?

Стоит разве мучиться?

Не скажем мы «прекрасное»,

Не скажем «безобразное»,

Не скажем маме «милая»,

Красивая, любимая»,

Отцу, и брату, и сестре

Не сможем говорить нигде

Эти замечательные

При-ла-га-тель-ные,

Чтобы всё отличным стало,

Разных признаков немало

Будем всюду замечать

И к месту в речи

Их вставлять.

5 конкурс «Определите часть речи» (2 балла)

1 команда:

Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

2 команда:

Снежное покрывало, покрывало всё поле.

3 команда:

Со стекла, стекла вода.

6 конкурс «Конкурс капитанов» (2 балла)

1-й капитан.

Язык (до)Киева (до)ведёт.

2-й капитан.

Хорошее слово (до)сердца (до)йдёт.

3-й капитан.

(С)горы (с)бежал поток проворный.

Подведение итогов 4-6 конкурсов жюри.

Игра с командами «Загадки в стихах».

  1. На время что – то прекратив,

   Мы объявляем ( перерыв)

  1. В борьбе, в труде устали слишком-

Дают уставшим (передышку)

  1. После урока непременно

Нужна ребятам (перемена)

  7 конкурс «Крылатые выражения». ( 3 балла)

1 команда:

Рукой подать (близко)

В час по чайной ложке (медленно)

Зарубить на носу (запомнить)

2 команда:

Морочить голову (обманывать)

Во весь дух (быстро )

Перемывать косточки (сплетничать, злословить, судачить)

3 команда:

Прикусить язык (замолчать)

Ни пуха, ни пера ( пожелать удачи )

Сломя голову (быстро)

   8 конкурс «Образуй сложные слова». ( 3 балла)

1 команда:

Паровой, ходить – ( пароход)

Звёзды, летать – (звездолёт)

Колоть, лёд – ( ледокол)

2 команда:

Падать, листья – (листопад)

Рубить, лес – ( лесоруб)

Ловить, рыба – (рыболов)

  1.  команда:

Сосать, пыль –(пылесос)

Пешком, ходить –( пешеход)

Мясо, рубить – ( мясоруб)

9 конкурс « Подбери синонимы» ( За каждое слово 1 балл)

1 команда:

Смелый – ( отважный, храбрый, бесстрашный, неустрашимый, безбоязненный, мужественный)

2 команда:

Большой – (гигантский, громадный, огромный)

  1.  команда:

Грустный - (печальный,скучный,невесёлый)

10 конкурс « Найди третье лишнее». ( 2 балла)

1 команда:

Вода, водить, водный.

Море, морщины, морской.

2 команда:

Боль, большой, больница.

Горе, нагорный, горевать.

3 команда:

Пот, потолок, потливый.

Гореть, угорать, гора.

Подведение итогов.

1 чтец:

Грамматика, грамматика –

 Наука очень строгая!

 Учебник по грамматике

 Всегда беру с тревогой я.

2 чтец:

Она трудна, но без неё

 Плохое было бы житьё!

 Не составить телеграмму

 И открытку не отправить,

 Даже собственную маму

 С днём рожденья не поздравить!

3 чтец:

Отправляя поздравленья,

 Помни правило склоненья,

 Род, число и падежи

 Крепко в памяти держи!

4 чтец:

А приставки и частицы –

 Вроде хитреньких зверьков!

 Им охота порезвиться,

 Обмануть учеников!

5 чтец: 

Люблю тебя, грамматика!

 Ты умная и строгая.

 Тебя, моя грамматика,

 Осилю понемногу я!

Награждение участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...