Главные вкладки

    Урок русского языка в 4 классе "Однородные члены предложения"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Урок формирования и отработки умений и навыков находить и различать однородные члены предложения, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах предложения. На уроке учащиеся сталкиваются с проблемной ситуацией: проследить в каких областях литературы могут употребляться однородные члены предложения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по русскому языку

    в 4 классе

    Тема: “Однородные члены предложения”

    Разработала:

         Учитель Кириленко Р.Б.

    г. Волгоград

           

    Тема: “Однородные члены предложения ”

    Цели:

    - вспомнить понятие “однородные члены предложения”

    - развивать умение распознавать однородные члены предложения

    - закрепить умения расставлять знаки препинания при однородных членах предложения

    - формировать навыки орфографической зоркости

    - прививать интерес к русскому языку

    Оборудование: экран, проектор, презентация к уроку, учебник русского языка Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В. Пронина  

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    - Здравствуйте! Встали, подравнялись, поприветствовали гостей. Начинаем урок русского языка.

    2. Психологический настрой детей на урок:

    - Каким вы хотите увидеть наш урок?

    Ученик: Интересным, познавательным, плодотворным, необычным.

    -Ну, что ж  в добрый путь. Пусть урок нам принесет радость общения. Хочешь быть грамотным - учись думать, мыслить. Успех ждет тех, кто будет любознательным, внимательным, активным.

    - Сегодня у нас необычный урок. Урок пройдет в виде телевизионной передачи. Я рада приветствовать вас в студии «Родника». В эфире специальный выпуск передачи “Пусть говорят” и я ее ведущая Кириленко Римма Борисовна.

    Тема нашей передачи “Однородные члены предложения”. Проблема, которую мы сегодня будем обсуждать связана со знаками препинания при однородных членах предложения и насколько важно употреблять в своей речи данные члены предложения.

    - Нужны ли вообще современному человеку знания об однородных членах предложения? Кто-то считает, что не нужны. А кто-то уверен в том, что пользоваться однородными членами предложения является ключевым фактором в успешной профессиональной деятельности делового человека. Существует общественное мнение о том, что в нашей речи лучше пользоваться простыми предложениями не прибегать к употреблению однородных  членов предложения.

     - Итак, внимание на экран.

    3. Организация наблюдения над материалом. Работа с предложениями.

    Гром перекатывается.

    Гром грохочет.

    Гром встряхивает землю.

    - Какие это предложения? Чем сходны данные предложения?

    Ученик: Это простые предложения. В этих предложениях одно подлежащее гром.

    - Что вы можете сказать о данном отрывке?

    Ученик: Отрывок некрасивый. В нем часто повторяется слово гром.

    - Как можно сказать, чтобы избежать повторения подлежащего?

    Ученик: Составить одно предложение.

       

    Гром перекатывается, грохочет, встряхивает землю.

    - Выделите грамматическую основу в данном предложении. Что вы можете сказать о получившемся предложении? Что особенного в предложении?

    Ученик: Это предложение с однородными членами предложения.

    - Докажите.  Почему вы так считаете?

    Ученик: В предложении несколько сказуемых: перекатывается, грохочет, встряхивает.

    - Что поясняют сказуемые? На какой вопрос отвечают? Какой частью речи выражены?

    Ученик: Сказуемые поясняют подлежащее гром, отвечают на вопрос что делает?, выражены частью речи глагол.

    - Какой вывод можно сделать из всего сказанного?  Давайте попробуем сформулировать признаки  однородных членов предложения.

    Ученик:  признаки:

    1. Отвечают  на один и тот же вопрос
    2. Являются одним членом предложения
    3. Относятся к одному и тому же члену предложения
    4. Обычно выражены одной и той же частью речи
    5. Произносятся с  интонацией перечисления

    - Мы увидели, что слова в предложении живут по тем же законам, что и люди в семье и в любом коллективе. И для слов, и для людей главное - уметь строить отношения.

    4. Формирование и  отработка умений  находить однородные члены предложения, расставлять знаки препинания.

    - Наша передача продолжается. Сейчас мы с вами будем обсуждать громкую историю, о которой не можем умолчать - историю о знаках препинания при однородных членах предложения. Когда между однородными членами ставится запятая, а когда не ставится? Необходимо выяснить, как оформляется связь между однородными членами, если в предложении нет союзов и в том случае, когда есть  союзы. Давайте попробуем найти решение данной проблеме.

    - Внимание на экран

    1. Растворились в темноте рощи сады поля.
    2. Волны пенились и бились с шумом о набережную.
    3. По склонам гор видны и  сосны и ели и  клёны .
    4. Зимой солнце светит ярко а не греет.
    5. Лебеди летели низко над озером но на воду не садились.

    -Молодцы, ребята! Какие выводы можно сделать о постановке запятой при однородных членах предложения?  

    Ученик:  выводы:

    Правила постановки знаков препинания при однородных членах:

    Если стоят однородные члены,

    Их запятой раздели непременно!      О , О

    Если же вдруг появился союз,

    то запятая, тогда лишний груз!       О и О

    Если союз к нам пришел не один,

    Ставь   запятую ты перед вторым!        и О , и О

    А перед союзами “а” и “но”

    Долгих сомнений быть не должно.

    И не думай впустую –

    Ставь скорей запятую…            

                                                                О, а О

                                                                О, но О

    5. Динамическая пауза: “Дотянись до звезды”

    - А сейчас мы прервемся на короткую рекламную паузу.

    Игра «Дотянись до звезды» расслабляет и дает набраться оптимизма, укрепляет уверенность детей в том, что они способны достичь цели.

     -  Встаньте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха.

    Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь звезду, которая ассоциируется с мечтой – желанием что-то иметь или кем-то стать. (15с)

    - Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой в красивую просторную корзину.

    Опустите руки и закройте глаза. Выберите прямо у себя над головой другую сверкающую звездочку, которая напоминает вам о другой вашей мечте. (10с)

    - Теперь откройте глаза, потянитесь обеими руками как можно выше и достаньте до неба. Сорвите эту звездочку с неба и положите в корзину к первой звезде.

    Сорвите еще несколько звездочек. Дышите так: глубокий вдох, когда тянетесь за звездой, и выдох, когда достаете ее и кладете в корзину.

    6. Наблюдения над употреблением однородных членов предложения в речи:

    - После короткой рекламной паузы мы опять в студии. Продолжаем нашу беседу про однородные члены предложения.

    - Как вы думаете, к каким однородным членам предложения мы чаще всего прибегаем в устной речи? С чем это связано: это личная особенность каждого или это особенность устной речи? В каких областях литературы употребляются однородные  члены предложения? Меняется ли цель использования однородных членов предложения?

    -  Ведь многие считают, что однородные члены предложения не усиливают выразительность речи и вредят  нашему общению. Другие, наоборот, утверждают, что  наша речь становится более яркой, давайте разберем области употребления однородных членов предложения в речи.

    - Внимание на экран  

    - Прочитайте отрывок. Что вы можете сказать об этом отрывке? Что за жанр? Что вы можете сказать об этом отрывке с точки зрения темы нашей передачи? Часто ли сказка использует однородные члены предложения?

    Ученик:  Это сказка. В предложениях можно увидеть однородные члены предложения.

    1. Нагнал Кощей Ивана-Царевича, соскочил наземь и замахнулся на него острой саблей. Погостили Иван-Царевич и Марья Моревна у ворона, орла и сокола, попировали и поехали в свое царство.

    -  Прочитайте отрывок . Знакомы ли вам эти строчки? Из какого произведения этот отрывок? Что  использует автор  в этих строчках? Зачем автор к ним прибегает?

    1. - Каштанка!  Каштанка!

             Тетка прыгнула, но не допрыгнула и поползла по стене. Затем она переходила с рук на руки, лизала чьи-то руки и лица, подвигалась все выше и выше и, наконец, попала на галерку.

    Ученик:  Отрывок из рассказа А.Чехова “Каштанка”. Автор в написании использует однородные члены предложения, прибегает к выразительности текста.

    - Ознакомьтесь  с данными строчками. О чем они вам говорят? Где их можно встретить? Возможно ли в словарях обойтись без однородных членов предложения?

    1. Роптать - высказать недовольство кем-либо, чем-либо, обиду на кого-либо, что-либо.

    Ракетка - спортивный снаряд в виде овальной - деревянной, фанерной или с натянутой  сеткой - лопатки для отбивания мяча или волана при игре в теннис, бадминтон

    Салат - холодное блюдо из нарезанных сырых или вареных овощей, зелени, яиц, мяса, рыбы, заправленное каким-либо соусом

    Ученик:  объяснения слов из толкового словаря. Толковые словари остро нуждаются в однородных членах.

    - Прочитайте выдержку из учебника. Как эта выдержка может быть связана с темой нашей передачи?  Какова цель употребления однородных членов?

     

    1. Семя состоит из кожуры и зародыша. В зародыше различают корешок, стебелек, почечку с листочками. (научная литература)

    Ученик: В этих строчках  есть однородные члены.  Однородные члены предложения расширяют, углубляют смысл текста и делают его более объемным.

    - Прочитайте следующие строчки. Как связаны эти строчки с темой нашей передачи? С какой целью используются однородные члены?

    4. Травяной сбор составляют цветки липы, ромашки, череды, зверобоя душицы. Применяется при ангине, бронхите, простудных заболеваниях. (инструкция  к лекарствам)

    Ученик: В этих предложениях также есть однородные члены предложения.  Используются описать лекарственный препарат.

    - Так какой же вывод можно сделать, где  употребляются однородные члены предложения?

    Ученик: вывод:  Однородные члены предложения могут употребляться в художественной литературе, научной литературе, в толковых словарях, в рецептах, инструкциях….

    - Правильно, можно сидеть дома и слушать радио, смотреть телевизор или листать газеты и журналы. Однородные члены хлынут со всех сторон, рекламируя товары, или когда мы общаемся  между собой, а значит, роль однородных членов в нашей жизни очень велика.

    - А сейчас мне хотелось бы убедиться в вашем профессионализме по усвоению данной темы. А работать вы будете  в группах.

    - Внимание на экран:  (работа в группах)

    Осень.

    Наступила осень. Осенью дни короткие. Осенью дни пасмурные. Разноцветные  листья летят над поляной. Листья кружатся. С наступлением осени поля опустели. Луга опустели.

    Золотой дождь.

    Брызнули листья с деревьев. Листья полетели по ветру. Листья понеслись по земле. Листья шуршат. Листья скребутся. Листья лопочут. Шумит золотой дождь.  

    - Что вы можете сказать об этих коротких описаниях?

    Ученик: Тексты некрасивые, в них используется частое повторение слов.

    - Ваша задача - исправить тексты, употребив в них предложения с однородными членами.

     Осень.

    Наступила осень. Осенью дни короткие и пасмурные. Разноцветные  листья летят над поляной, кружатся. С наступлением осени поля и луга  опустели.

    Золотой дождь.

    Брызнули листья с деревьев. Листья полетели по ветру и понеслись по земле. Листья шуршат, скребутся, лопочут. Шумит золотой дождь.  

    - Что у вас получилось? Для чего нужны однородные члены предложения в речи?

    Ученик: вывод:  Однородные члены предложения делают речь красивой, более выразительной, создают яркие описания и динамические картины.

    - Вы просто молодцы! Прекрасно справились с работой.

    - На этом наша передача подошла к концу. Я прощаюсь с вами, до новых встреч.  

    7. Итог урока:

    - Какая тема обсуждалась на уроке?

    Ученик: однородные члены предложения.

    - Что нового и интересного узнали?

    - Что надо уметь  при изучении данной темы?

    Ученик: находить в тексте  однородные члены предложения, правильно расставлять знаки препинания, употреблять в своей речи.

    - Понравился ли вам урок?

    (оценивание ответов детей, раздача жетонов)

    - Ребята, спасибо вам за работу. Без помощи и поддержки друг друга мы не смогли бы достичь цели. Молодцы!

    8. Домашнее задание.   Задания с учебника, придумать рекламу про однородные члены предложения.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока русского языка "Повторение о простых предложениях с однородными членами и сложных предложениях", 4 класс, "Школа 2100"

    Урок  представляет  собой мини-исследование  традиций  и  обычаев русского  народа.  На  материале  публицистических  статей  учащиеся  полу...

    Урок русского языка Тема: Однородные члены предложения.

    Урок русского языка по теме Однородные члены предложения. Урок посвящён Дню пожилых людей...

    Урок русского языка. 4 класс. "Простые предложения с однородными членами и сложные предложения"

    Программа "Школа России". Зеленина, Л.М. Русский язык. 4 класс: учебник  для общеобразовательных организаций: в 2 ч./ Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М.: Просвещение, 2013., с.134-137...

    Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Знакомство с понятием «однородные члены предложения».

    На уроке учитель знакомит учащихся с понятием "однородные члены предложения", с грамматическими  признаками однородных членов,  формирует умение находить однородные члены в предлож...

    Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".

    Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...

    презентация к уроку русского языка. Тема: Главные члены предложения.

    Тема:  Главные члены предложенияЦель  урока: введение  понятия «подлежащее»  и «сказуемое»; отработка  алгоритма  поиска  главных...