Урок русского языка "Основа и окончание"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Конспект урока русского языка в 3 классе + презентация. Подготовлена учителем начальных классов высшей категории Астаевой Э.В. (МБОУ СОШ №14 города Кузнецка Пензенской области)

Скачать:


Предварительный просмотр:

   МБОУ СОШ № 14 города Кузнецка

 Учитель начальных классов

 Астаева Эллина Владимировна

Урок русского языка в 3 классе

Тема урока. Основа и окончание (урок сопровождается презентацией)

Цели: 

1.Создать условия для формирования представлений об окончании  и основе  слова.

2. Введение в познавательную деятельность и активный словарь учащихся терминов: окончание, нулевое окончание, разные формы одного и того же слова.

3. Совершенствовать умение «видеть» и проверять орфограммы в основе слова; на основе этого умения развивать орфографическую зоркость учеников.

4.Развивать и совершенствовать грамматический строй речи: наблюдать над связью слов в предложении, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью.

5. Развивать интерес  учащихся  к предмету через  познавательную деятельность.

6. Способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы.

7. Воспитывать организованность в работе, самостоятельность.

  1. Минута чистописания                

    в  о  с      в  о  с …

-Посмотрите на доску.  Что объединяет эти буквы? ( Все они могут быть предлогами)

- Для чего нужны предлоги? (Для связи слов  в словосочетании, предложении) Как они пишутся? (раздельно)

- Приведите  примеры использования этих предлогов (устно)

- Составьте все возможные соединения, используя все три буквы, но так, чтобы одна и та же буква в соединении встречалась только один раз. Сколько таких соединений можно составить? (6)

всо   вос  осв  овс   сов   сво

  1. Словарная  работа

Используя эти буквы, составьте  новое словарное слово        

Ё

овёс

Выберите нужную картинку, которая соответствует новому словарному слову. Записываем  в тетрадь,  ставим ударение, выделяем орфограммы (безударную о, парную согласную с). Как запомнить гласную «О»? (ответы детей - зёрнышко напоминает вытянутую букву «О»)

Что это такое овёс? Это травянистое растение, используется для выработки крупы(она очень питательная), кондитерских изделий и даже кофе, расплющенные зёрна овса – основной компонент мюсли; используют для корма животных; в народной медицине (как успокаивающее сердце)

  1. Актуализация знаний.

Давайте подберём однокоренные слова к этому слову

овсяная  овсянка

Сделайте транскрипцию слова «овсянка» -    [афс,анка]

Постановка ударения, выделение орфограмм и корня в родственных словах с объяснением  

Какие слова вам незнакомы?  

Диалог  учащихся «Овсянки»

-  А у меня дома овсянка! 
– Подумаешь,  у меня дома тоже овсянка.
– Люблю я овсянку!
– И я люблю!
– Она жёлтая, красивая такая!
– И вкусная. Особенно с молоком!
– Как это –  вкусная! Как это – с молоком?
– Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.
– Да ты про что говоришь?
– Как это – про что? Про овсянку!
– Про какую овсянку?
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела. 
– Каша песни пела!
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка! Не слышал про такую, что ли? Пойдем ко мне – мою овсянку слушать.

–Пойдём! А потом ко мне – мою овсянку кушать!

(В конце диалога фото каши и птицы)

Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по смыслу, называются омонимы

Давайте запишем пословицу, обратите внимание на оформление прямой речи: кавычки, двоеточие. Объясните написание пропущенных букв.

Овсянка прил.тела и п.ёт: «Покинь сани, возьми во(з, с)».

Когда говорят эту пословицу? (когда уходит зима, приходит весна) . Перечитайте, что говорит овсянка. Определите тип этого предложения по цели высказывания (побудительное)

А что вы знаете про кашу овсянку? Составьте предложение. Кто из вас знает, люди какой национальности отдают особое предпочтение этой каше?

Овсянка – любимое блюдо англичан.

Запишите предложение. Найдите  грамматическую основу, укажите части речи. Обратите внимание на тире.

  1. Постановка учебной проблемы

Посмотрите, сколько понадобилось зёрнышек, чтобы сварить кашу. Всё на свете из чего-то состоит: облака – из мельчайших капелек, лес – из …(деревьев). Речь состоит из …(предложений), а предложения из …(слов). Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла – « смыслиночку».

Помогите восстановить словосочетания (на карточках с проверкой у доски)

овсян…. каша

овсян…    печенье

овсян….   кофе

овсян…   зёрна

5. Открытие  «нового знания»

Менялось ли значение первых слов? (нет) А что менялось  (форма слова, последние буквы слова ). Кто из вас знает, как называется эта часть слова?  ( окончание).  Как оно выделяется на письме? (прямоугольником) Почему так называется? (обычно в конце слова, но не всегда) Как вы думаете, для чего оно служит? (для связи слов в словосочетании, предложении).  Что вам помогало выбрать правильное окончание ( вторые слова, вопросы) Выделите (подчеркните по линейке)  остальную часть слова. Это основа. Как вы объясните, что такое основа? (это часть слова без окончания). Менялась ли она? (нет)

 

- Работа в группах

На слайде презентации    Основа – это         ………часть слова

                                            Окончание – это …………. часть слова

Ребята, помогите восстановите правила, используя слова:     изменяемая ,   неизменяемая , служит для связи слов в предложении.

  1. Первичное закрепление

Запишите пословицы, использую новое словарное  слово «овёс»

Плох…… - наглотаешься слёз.                      овёс

Не гони коня кнутом, а гони …………            овсом

От избытка ….. конь слабеет                         овса

 Найдите и прочитайте  пословицу, в которой  говорится о добром отношении ко всему живому; о важности урожая в жизни человека; об умеренности в пище, в запросах.

Выделите окончание и основу в  этих словах. Меняется ли значение слова? А что происходит? Для чего служит окончание?

Что такое основа? Что такое окончание?

Найдите, выделите и объясните изученные орфограммы.

  1. Творческое воспроизведение.  Вспомните, с чего начинался наш урок? ( Вспоминали предлоги)  Давайте проведём небольшое исследование, сравним предлоги и окончания.

Для этого заполним таблицу (работа в группах)

Предлог

Окончание

Общее

Для  ………….

Отличие

 ………………

 ……………..

Далее проверка по слайду презентации.

 

Предлог

Окончание

Общее

Для связи слов

Отличие

Часть речи, слово

Часть слова

  1.  Самостоятельная работа (по вариантам) с самопроверкой

Составьте словосочетания, используя данные слова, при необходимости предлоги, выделите окончания, основу.

страна

сестра

жил….

подошёл…….

горжусь……

горжусь…..

уехал ………

скучаю без ………

люблю………

увидел ………

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности.

Ответьте при помощи сигналов (красный, зелёный)

- Окончание – часть слова?

- Окончание – изменяемая часть  слова?  

- Окончание – часть основы?

- Окончание служит для связи слов в предложении?

- У одного и того же слова могут быть разные окончания?  

- С помощью окончания образуются новые слова?  

- Основа – это изменяемая часть слова?

Составьте свои вопросы по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Безударные окончания имён существительных единственного числа"

На уроке дети открывают для себя новые знания о написании безударных окончаний имён существительных....

Открытый урок русского языка «Различие окончаний в разных падежах имен существительных первого склонения»

Тема: Различие окончаний в разных падежах имен существительных первого склонения.Цель: проводить обучение детей на гуманно-личностной основе, формируя их гражданские чувства, прививая любовь к р...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК Русский язык: «Безударные окончания имен прилагательных мужского рода и среднего рода в именительном и винительном падежах». Природоведение: «Редкие, исчезающие виды птиц в Башкортостане».

Целью урока является изучение редких, исчезающих видов птиц, встречающихся в Башкортостане, о необходимости их охраны. На данном материале совершенствуется умение правописания безударных окончаний име...

конспект урока русского языка "Личные окончания глаголов"4 класс

Отрабатывание навыков определения спряжения...

Урок русского языка "Правописание окончаний имен существительных"

тема урока "Правописание окончаний имен существительных"Цель урока: закрепит умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных 1,2.3 склонения в родительном. дательном и предл...

урок русского языка "Родовые окончания глаголов прошедшего времени" 3 класс

Урок русского языка для 3 класса по теме: "Родовые окончания глаголов прошедшего времени" УМК "Планета знаний" МБОУ «Гимназия №152» г. КазаньУчитель - Ахметзянова Гульнур Закиевна высшей категори...

Урок русского языка "Правописание окончаний существительных 1,2,3 склонения"

Тема: правописание безударных падежных окончаний существительных 1,2,3 склонения.Задачи урока:Обучающие:● Совершенствовать умение учащихся определять типы склонения и падежи имен существительных...