Урок русского языка "Основа и окончание"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Конспект урока русского языка в 3 классе + презентация. Подготовлена учителем начальных классов высшей категории Астаевой Э.В. (МБОУ СОШ №14 города Кузнецка Пензенской области)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 935.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 14 города Кузнецка
Учитель начальных классов
Астаева Эллина Владимировна
Урок русского языка в 3 классе
Тема урока. Основа и окончание (урок сопровождается презентацией)
Цели:
1.Создать условия для формирования представлений об окончании и основе слова.
2. Введение в познавательную деятельность и активный словарь учащихся терминов: окончание, нулевое окончание, разные формы одного и того же слова.
3. Совершенствовать умение «видеть» и проверять орфограммы в основе слова; на основе этого умения развивать орфографическую зоркость учеников.
4.Развивать и совершенствовать грамматический строй речи: наблюдать над связью слов в предложении, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью.
5. Развивать интерес учащихся к предмету через познавательную деятельность.
6. Способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы.
7. Воспитывать организованность в работе, самостоятельность.
- Минута чистописания
в о с в о с …
-Посмотрите на доску. Что объединяет эти буквы? ( Все они могут быть предлогами)
- Для чего нужны предлоги? (Для связи слов в словосочетании, предложении) Как они пишутся? (раздельно)
- Приведите примеры использования этих предлогов (устно)
- Составьте все возможные соединения, используя все три буквы, но так, чтобы одна и та же буква в соединении встречалась только один раз. Сколько таких соединений можно составить? (6)
всо вос осв овс сов сво
- Словарная работа
Используя эти буквы, составьте новое словарное слово
Ё |
овёс
Выберите нужную картинку, которая соответствует новому словарному слову. Записываем в тетрадь, ставим ударение, выделяем орфограммы (безударную о, парную согласную с). Как запомнить гласную «О»? (ответы детей - зёрнышко напоминает вытянутую букву «О»)
Что это такое овёс? Это травянистое растение, используется для выработки крупы(она очень питательная), кондитерских изделий и даже кофе, расплющенные зёрна овса – основной компонент мюсли; используют для корма животных; в народной медицине (как успокаивающее сердце)
- Актуализация знаний.
Давайте подберём однокоренные слова к этому слову
овсяная овсянка
Сделайте транскрипцию слова «овсянка» - [афс,анка]
Постановка ударения, выделение орфограмм и корня в родственных словах с объяснением
Какие слова вам незнакомы?
Диалог учащихся «Овсянки»
- А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, у меня дома тоже овсянка.
– Люблю я овсянку!
– И я люблю!
– Она жёлтая, красивая такая!
– И вкусная. Особенно с молоком!
– Как это – вкусная! Как это – с молоком?
– Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.
– Да ты про что говоришь?
– Как это – про что? Про овсянку!
– Про какую овсянку?
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Каша песни пела!
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка! Не слышал про такую, что ли? Пойдем ко мне – мою овсянку слушать.
–Пойдём! А потом ко мне – мою овсянку кушать!
(В конце диалога фото каши и птицы)
Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по смыслу, называются омонимы
Давайте запишем пословицу, обратите внимание на оформление прямой речи: кавычки, двоеточие. Объясните написание пропущенных букв.
Овсянка прил.тела и п.ёт: «Покинь сани, возьми во(з, с)».
Когда говорят эту пословицу? (когда уходит зима, приходит весна) . Перечитайте, что говорит овсянка. Определите тип этого предложения по цели высказывания (побудительное)
А что вы знаете про кашу овсянку? Составьте предложение. Кто из вас знает, люди какой национальности отдают особое предпочтение этой каше?
Овсянка – любимое блюдо англичан.
Запишите предложение. Найдите грамматическую основу, укажите части речи. Обратите внимание на тире.
- Постановка учебной проблемы
Посмотрите, сколько понадобилось зёрнышек, чтобы сварить кашу. Всё на свете из чего-то состоит: облака – из мельчайших капелек, лес – из …(деревьев). Речь состоит из …(предложений), а предложения из …(слов). Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла – « смыслиночку».
Помогите восстановить словосочетания (на карточках с проверкой у доски)
овсян…. каша
овсян… печенье
овсян…. кофе
овсян… зёрна
5. Открытие «нового знания»
Менялось ли значение первых слов? (нет) А что менялось (форма слова, последние буквы слова ). Кто из вас знает, как называется эта часть слова? ( окончание). Как оно выделяется на письме? (прямоугольником) Почему так называется? (обычно в конце слова, но не всегда) Как вы думаете, для чего оно служит? (для связи слов в словосочетании, предложении). Что вам помогало выбрать правильное окончание ( вторые слова, вопросы) Выделите (подчеркните по линейке) остальную часть слова. Это основа. Как вы объясните, что такое основа? (это часть слова без окончания). Менялась ли она? (нет)
- Работа в группах
На слайде презентации Основа – это ………часть слова
Окончание – это …………. часть слова
Ребята, помогите восстановите правила, используя слова: изменяемая , неизменяемая , служит для связи слов в предложении.
- Первичное закрепление
Запишите пословицы, использую новое словарное слово «овёс»
Плох…… - наглотаешься слёз. овёс
Не гони коня кнутом, а гони ………… овсом
От избытка ….. конь слабеет овса
Найдите и прочитайте пословицу, в которой говорится о добром отношении ко всему живому; о важности урожая в жизни человека; об умеренности в пище, в запросах.
Выделите окончание и основу в этих словах. Меняется ли значение слова? А что происходит? Для чего служит окончание?
Что такое основа? Что такое окончание?
Найдите, выделите и объясните изученные орфограммы.
- Творческое воспроизведение. Вспомните, с чего начинался наш урок? ( Вспоминали предлоги) Давайте проведём небольшое исследование, сравним предлоги и окончания.
Для этого заполним таблицу (работа в группах)
Предлог | Окончание | |
Общее | Для …………. | |
Отличие | ……………… | …………….. |
Далее проверка по слайду презентации.
| Предлог | Окончание |
Общее | Для связи слов | |
Отличие | Часть речи, слово | Часть слова |
- Самостоятельная работа (по вариантам) с самопроверкой
Составьте словосочетания, используя данные слова, при необходимости предлоги, выделите окончания, основу.
страна | сестра |
жил…. | подошёл……. |
горжусь…… | горжусь….. |
уехал ……… | скучаю без ……… |
люблю……… | увидел ……… |
- Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности.
Ответьте при помощи сигналов (красный, зелёный)
- Окончание – часть слова?
- Окончание – изменяемая часть слова?
- Окончание – часть основы?
- Окончание служит для связи слов в предложении?
- У одного и того же слова могут быть разные окончания?
- С помощью окончания образуются новые слова?
- Основа – это изменяемая часть слова?
Составьте свои вопросы по данной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/09/picture-131474-1352461251.jpg)
Конспект урока русского языка "Безударные окончания имён существительных единственного числа"
На уроке дети открывают для себя новые знания о написании безударных окончаний имён существительных....
Открытый урок русского языка «Различие окончаний в разных падежах имен существительных первого склонения»
Тема: Различие окончаний в разных падежах имен существительных первого склонения.Цель: проводить обучение детей на гуманно-личностной основе, формируя их гражданские чувства, прививая любовь к р...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/23/picture-518020-1416760433.jpg)
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК Русский язык: «Безударные окончания имен прилагательных мужского рода и среднего рода в именительном и винительном падежах». Природоведение: «Редкие, исчезающие виды птиц в Башкортостане».
Целью урока является изучение редких, исчезающих видов птиц, встречающихся в Башкортостане, о необходимости их охраны. На данном материале совершенствуется умение правописания безударных окончаний име...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/25/picture-370738-1590438245.jpg)
конспект урока русского языка "Личные окончания глаголов"4 класс
Отрабатывание навыков определения спряжения...
Урок русского языка "Правописание окончаний имен существительных"
тема урока "Правописание окончаний имен существительных"Цель урока: закрепит умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных 1,2.3 склонения в родительном. дательном и предл...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/26/picture-51067-1377525012.jpg)
урок русского языка "Родовые окончания глаголов прошедшего времени" 3 класс
Урок русского языка для 3 класса по теме: "Родовые окончания глаголов прошедшего времени" УМК "Планета знаний" МБОУ «Гимназия №152» г. КазаньУчитель - Ахметзянова Гульнур Закиевна высшей категори...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/12/picture-142582-1352724357.jpg)
Урок русского языка "Правописание окончаний существительных 1,2,3 склонения"
Тема: правописание безударных падежных окончаний существительных 1,2,3 склонения.Задачи урока:Обучающие:● Совершенствовать умение учащихся определять типы склонения и падежи имен существительных...