урок
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Хамзина Насима Ракиповна

урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispravlennyy_urok_ne_s_glagolom.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 12.02.13

Тема: Правописание частицы не с глаголами.

Тип урока: изучение нового материала.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: проблемно-исследовательский, частично-поисковый.
Цель урока: Познакомить учащихся с правилом правописания частицы не с глаголами; познакомить с глаголами-исключениями.
Задачи урока:
обучающие: обучение учащихся применению правила на правописание частицы НЕ с глаголами.
развивающие: развитие речи, мышления, интуиции и «чувства языка». Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.
воспитательные: воспитание гигиенических правил письма; бережного отношения к книге, правильного поведения на уроке; повышение уровня познавательного интереса к предмету русский язык.
Оборудование:
для учителя: учебник «Русский язык» С.А.Никитина, Л.П.Якунина, Р.Т.Мендекинова, Т.А.Кульгильдиновна); презентация; для театрализованной сказки карточки: «Глагол», «Частица НЕ»;
для учащихся: учебник «Русский язык»; рабочая тетрадь; жетоны красного и жёлтого цветов; тексты о бережном отношении к книге; тексты с пословицами.
Техническое обслуживание: проектор, экран.

Ход урока.
1. Организационный момент.

1. 1. Организационный момент

- Под каким девизом мы работаем на уроках русского языка?

(Грамоте учиться — всегда пригодится.)

- Давайте вспомним правила, которые помогут дружно работать и приобретать новые знания.

(Сначала подумай, потом скажи).

(Учись слушать, научишься и говорить).

(Не стыдись ошибиться, стыдись не учиться).

(Знаешь, сам, помоги товарищу).

- На каждом уроке русского языка получаем новые знания. И сегодня мы не только повторим пройденный материал, но и откроем новые секреты русского языка. А какие, вы узнаете сами, но чуть позже.

- Каким вы хотите видеть этот урок? (Интересным, с трудностями).

- А что для этого каждый из нас должен делать? (Наблюдать, догадываться, обобщать).

- Каждый из вас может себе обещать: Я…анализирую, размышляю, думаю, делаю вывод.

- Дети, настройте себя на плодотворную работу.

- Настроились? Я желаю вам удачи.

Запишите дату и вид работы.                                                Слайд 1

2. Каллиграфическая минутка.                                              Слайд 2

2. Актуализация знаний.
-Ребята, сегодня урок русского языка необычный. К нам в гости пришёл... А кто? Отгадайте загадку:
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На воде и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос суёт он длинный,
Кто же это?
(Буратино.)

Слайд 3.
-Из какой сказки пришёл к нам герой?
(«Золотой ключик».)
-А кто написал эту сказку?
(Алексей Толстой.)
-С творчеством Алексея Толстого мы познакомимся на уроках литературы

. ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: АВТОР И НАЗВАНИЕ.

Слайд 4.
-Буратино нас приглашает в кукольный театр на представление.

Слайд 5. Кулисы.
-Давайте заглянем за кулисы театра. Актёры в нем – части речи. А какие части речи вы знаете?
(Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, местоимение, союз.) ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ(6): ИМЯ СУШ., ИМЯ ПРИЛ., ГЛАГОЛ, ПРЕДЛОГ, СОЮЗ.

-Вот идёт озадаченный актер, прислушайтесь, он что-то бормочет. «Кто? Что? Кто? Что?» Какая часть речи отвечает на эти вопросы и какую роль в предложении играет? (Имя существительное, в предложении – подлежащее.)ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ)7): ЦВЕТОМ – ИМЯ СУЩ. Запишите имена существительные, определите род у этих существительны.

-А вот Буратино успокаивает какого-то актера. Он говорит: «Что делать? Что сделать?». Он тоже играет главную роль в предложении. Какую? (Глагол, в предложении – сказуемое.)  ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ(8): ЦВЕТОМ – ГЛАГОЛ.

Выпишите в тетрадь (пришел, посмотрел) Есть ли среди них глагол прошедшего времени? Измените его по родам. Запишите в тетрадь.


-Расскажите всё, что вы знаете о глаголе?
-Глаголы обозначают действие предмета; отвечают на вопросы что делать? что сделать?; изменяются по числам и временам; в предложении связаны с именем сущ., бывают совершенного и несовершенного вида, глаголы в настоящем времени  изменяются по лицам и числам, неопределенная форма глагола, глаголы спрягаются.

3. Постановка проблемы, темы урока.
Слайд 9
-Актеру Сказуемому дали текст спектакля. Нам необходимо определить слова, которые принадлежат ему.
на, любил, прекрасный, весна, праздник, счастливая, она, читал, под, хорошее, мы

Какие же слова принадлежат ему?
Ученики: Любил, читал.

Слайд 10.
-Придайте словам отрицательный смысл.
(Не любил, не читал.)

Слайд 11.
-Что помогло глаголу получить отрицательный смысл?
(Слово не.)
-Ребята, маленькое слово
не называется частицей. ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: ЧАСТИЦА.
-Какую роль в речи играет частица НЕ? (Придает отрицательный смысл словам.)
-Ребята, Буратино хотел записать эти слова, но не знает, как написать частицу НЕ с глаголом? Можете ли вы ему помочь?
-Вы можете сразу сказать, как пишется частица
НЕ с глаголами? (Предположения ребят.) ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: ВОПРОСИТ.ЗНАК.
-Как вы думаете, есть ли в русском языке такое правило - правописание частицы
НЕ с глаголами?
-Ребята, такое правило есть, и с ним мы сегодня познакомимся.
-Так какая же тема нашего урока?
(Правописание частицы не с глаголами.)

Слайд 12.
-Верно, дети. Тема нашего урока «Правописание частицы
не с глаголами».
-Ребята, в русском языке, как обычно, есть исключения, и с такими глаголами мы сегодня тоже познакомимся.

4. Знакомство с новым материалом.
Слайд 13.
-В театре есть библиотека, заглянул туда Буратино, нашёл пословицы, а прочитать не может. Начало от одной пословицы, а окончание от другой. Помогите восстановить пословицы. У вас на партах лежат карточки с заданием: соедините пословицы стрелками.

Работа с пословицами в парах:

Кто не работает,

не дружит.

С ложью правда

и рыбку из пруда.

Без труда не вытащишь

не делает.

Лень добра

тот не ест.

Проверка.
Кто не работает, тот не ест.
С ложью правда не дружит.
Лень добра не делает.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
-Ребята, посмотрите внимательно, в отрицательном значении как будем писать частицу
НЕ с глаголами? (Раздельно.)

Слайд 14.
-Выпишите глаголы с частицей
НЕ в тетрадь.
К доске выходят записывать ученики по цепочке, с комментированием.
Проверка.
-Какие глаголы вы выписали?
-А как будем выделять орфограмму правописание частицы НЕ с глаголами?
(Орфограмма – пробел.)
-Ребята, сделайте вывод, как пишется частица НЕ с глаголами?
(Раздельно.)
ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: НЕ С ГЛАГОЛАМИ.

ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: НЕ С ГЛАГОЛАМИ РАСХОДЯТСЯ В СТОРОНЫ.

-Давайте сравним наши ответы с правилом в учебнике.
Сравнение с правилом в учебнике на стр.206 Прочитает Мовсар.             Слайд 15
-Какое новое правило о правописание глаголов вы узнали?
-Давайте сделаем вывод хором, как пишутся глаголы с частицей
НЕ? Хоровое говорение.

Слайд 16.
Наша экскурсия по театру продолжается. Буратино предлагает вам посмотреть грамматическую сказку. А значит, мы с вами оказались в зрительном зале. Сядьте поудобнее.
-Просмотрев сказку, ответьте на вопрос, какие
глаголы с НЕ запомнили?
-Итак, представление начинается.
ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: ЗВУЧИТ МУЗЫКА, ОТКРЫВАЕТСЯ ЗАНАВЕС.

Начинается инсценировка сказки детьми.
В ролях: Рассказчик: Милана
Глагол: Максим
Частица НЕ: Михаэлла
СИЛА ЛЮБВИ
Сказка
Гордую и упрямую частицу
Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Не постоянно перечила Глаголу. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она – «Не верю». Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул печально Глагол и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую!», «Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался с ней рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без нее не может.


-Какие глаголы с НЕ запомнили? (Предположения детей.)
-Посмотрите на экран: не люблю, не верю, не подходила, не может, ненавидеть, негодовать.

Слайд 17.
-Что вы заметили?
(Что глаголы ненавидеть, негодовать пишутся слитно.)
-Ребята, как же пишется
НЕ в этих глаголах? (Предположения детей.)
-А почему? Можете ли вы предположить?
(Не имеют смысла без НЕ.)
-Давайте уберём
НЕ и попробуем прочитать.
-Я говорю так, я вас годую? Или навижу? Понятно вам?  
(Нет.)
-Я вам говорю: я вас люблю, ценю, уважаю.
-Глаголы ненавидеть, негодовать являются словами-исключениями.

Слайд 18.
-Объясните значение слова ненавидеть. Негодовать.
ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: ИЗ СЛОВАРЯ ОЖЕГОВА. Ненавидеть – это значит

ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: ЗНАЧЕНИЕ-НЕНАВИДЕТЬ. Читает Акмагамбетова Милана

Ненавидеть – питать ненависть к кому-нибудь или к чему-нибудь.
ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: ЗНАЧЕНИЕ-НЕГОДОВАТЬ. Читает Настя.

Негодовать – значит возмущаться, быть недовольным.
-Давайте хором повторим, какие глаголы с НЕ пишутся слитно.
Хоровое говорение.
-Запишите их, запомните.
-Как написали НЕ с глаголами? Почему?
(Слитно. Слова-исключения.)

5. Физкультминутка.                  Слайд 19

Песня «Буратино»


6. Первичное закрепление.
-Наше представление продолжается и сейчас Буратино предлагает вам сыграть роль упрямой частицы.
-Совсем заупрямилась частица. Стала она отвечать на вопросы Глагола: «Слезь со стула?»,
(Не слезу.) Хоровое говорение.
-Запишите в тетрадь
 НЕ СЛЕЗУ.
«Упадёшь?»
НЕ УПАДУ.
«Решишь?»
НЕ РЕШУ.
«Молчишь?»
НЕ МОЛЧУ.
-Ребята, как записали глаголы с частицей НЕ? (Раздельно.)
-Молодцы! Вы все справились с заданием.
-Как пишется частица
не с глаголами?
-А теперь прослушайте шуточное стихотворение в исполнении одноклассников.
Стихи читают:

Мальчик: Завести велели мне                                      Мовсар
Новые привычки:
Никогда девчонок
не
Дёргать за косички!
Девочка: Никогда с братишкой не                              Сабина
Драться за обедом!
На уроках больше
не
Говорить с соседом!
Мальчик: Я согласен даже не                                       Никита
Рисовать на карте.
Я согласен даже
не
Танцевать на парте!
Девочка: Но не смейте делать мне                              Настя
Никаких упрёков,
Если даже я и
не
Выучу уроков!
Ю.Вронский

-Найдите в учебнике на 206 упражнение 520

-Суламита ,  прочитай задание, которое дано в упражнении

Проверка.
-Проверим, какие глаголы с частицей НЕ вы выписали? (не читай, не клади, не загибай, не рисуй, не пиши, не перегибай). Что это за слова?

 (Правилам поведения на уроке.)
-Буратино собирается в школу в первый класс, а вы уже в 4 классе. Дайте советы нашему герою по правилам поведения на уроке.
-Валера , прочитай еще раз правила поведения.

Слайд 20.
НЕ опаздывать на урок.
НЕ разговаривать на уроке.
НЕ мешать своему соседу по парте.
НЕ рисовать на партах.
-Как пишутся глаголы с частицей НЕ?
Работа по карточкам самостоятельно. Один ученик у доски.

Слайд 21.
-Вставь в текст частицу НЕ так, чтобы некоторые глаголы имели отрицательный смысл.
...Береги книгу! ...бери её грязными руками и ...клади на грязный стол. ...перегибай книгу и ...загибай у неё листов. Если ты ...взял книгу в библиотеке, то ...забудь вернуть её в срок.
-Проверим, что у нас получилось.
Взаимопроверка.
-Поднимите руку, кто справился без ошибок, и считает, что можно поставить отметку «5»?
-Сравните с экраном.
ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: ТЕКСТ С НЕ.

-Чьи пятёрки подтвердились?
-Чему учит нас этот текст?
(Бережному отношению к книге.)
-Как пишутся глаголы с частицей
НЕ?

7. Контроль. Самопроверка знаний.

Слайд 22.
-Сейчас мы проверим, как вы усвоили новый материал.
Индивидуальная работа.
-Работа с сигнальными карточками. Я буду называть глаголы, а вы поднимаете сигнальную карточку. Если глагол с
НЕ пишется раздельно, то поднимаете карточку с буквой «Р», если глагол с НЕ пишется слитно, то поднимаете карточку с буквой «С».
-Ненавидеть, не решает, не бегает, негодовать, не знает, не скучает.
-Как пишется НЕ с этим глаголом?
-Сделаем вывод по уроку: как пишутся глаголы с частицей
НЕ? (Раздельно).
-Назовите глаголы-исключения
. (Ненавидеть, негодовать).

8. Домашнее задание.

Слайд 23-24.
-Ребята, для Вас Буратино подготовил необычное домашнее задание. Предлагает тем, кто желает. Записать несколько правил поведения на дороге, употребив глаголы с
НЕ.
-Предлагаю еще дополнительное задание: подобрать загадки, в которых встречаются глаголы с частицей НЕ записать в тетрадь.
-Для остальных упражнение из учебника стр. 207 упр. 523

9. Итог урока. Рефлексия.

Слайд 26.
-Подведём итоги. Что новое для себя открыл каждый из вас?
-Ребята, на партах лежат два жетона: красный и жёлтый. Если вы считаете, что тема вами усвоена, то поднимите жетон красного цвета, если возникли трудности, по каким-либо причинам не усвоили материал, то поднимите жетон жёлтого цвета.
Давайте сделаем вывод: большинство учащихся считает, что усвоили материал. Мы еще с вами будем работать на уроках над этой темой.
-Экскурсия по театру завершается. На прощание Буратино даёт вам совет.

Слайд 28. – А каким правилам воспитанных людей вы можете научить своих младших товарищей?

Не ругайтесь, не деритесь,
не стоните, не дразнитесь,
не кричите, не спишите,
вместе НЕ не напишите


На этом урок закончен.

 

-Вставь в текст частицу НЕ так, чтобы некоторые глаголы имели отрицательный смысл.
...Береги книгу! ...бери её грязными руками и ...клади на грязный стол. ...перегибай книгу и ...загибай у неё листов. Если ты ...взял книгу в библиотеке, то ...забудь вернуть её в срок.

-Вставь в текст частицу НЕ так, чтобы некоторые глаголы имели отрицательный смысл.
...Береги книгу! ...бери её грязными руками и ...клади на грязный стол. ...перегибай книгу и ...загибай у неё листов. Если ты ...взял книгу в библиотеке, то ...забудь вернуть её в срок.

-Вставь в текст частицу НЕ так, чтобы некоторые глаголы имели отрицательный смысл.
...Береги книгу! ...бери её грязными руками и ...клади на грязный стол. ...перегибай книгу и ...загибай у неё листов. Если ты ...взял книгу в библиотеке, то ...забудь вернуть её в срок.

-Вставь в текст частицу НЕ так, чтобы некоторые глаголы имели отрицательный смысл.
...Береги книгу! ...бери её грязными руками и ...клади на грязный стол. ...перегибай книгу и ...загибай у неё листов. Если ты ...взял книгу в библиотеке, то ...забудь вернуть её в срок.

-Вставь в текст частицу НЕ так, чтобы некоторые глаголы имели отрицательный смысл.
...Береги книгу! ...бери её грязными руками и ...клади на грязный стол. ...перегибай книгу и ...загибай у неё листов. Если ты ...взял книгу в библиотеке, то ...забудь вернуть её в срок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...