Русский язык 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Афанасьева Елена Владимировна

Тема: Правописание окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema._d.p_r.p_p.p_doc.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Цель:

  1. Развитие умения различать падежи по совокупности признаков.

     

Задачи:

  1. Развивать навык правописания падежных окончаний имён существительных;
  2. Закреплять знания о существенных признаках, по которым распознаются данные падежи;
  3. Расширять кругозор учащихся;
  4. Воспитывать интерес к русским традициям.

      Оборудование:

 

- опорные карточки - памятки;

- карточки с заданиями:

- компьютер

Ход урока

1.Организационный момент

- Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Скажите: “Доброе утро” и с хорошим настроением начнем урок.

2. Введение в тему урока.

- Отгадайте загадки:

Белая пушинка на руку упала,
Белая пушинка капелькою стала.

(Снежинка) (слайд №2)

На землю упало пуховое одеяло,
Лето пришло - одеяло всё сошло.

(Снег) (Слайд№2)

 (О зиме)(слайд№3)
- Назовите  главный и любимый зимний  праздник?
(Новый год)(слайд№4)
- А кто этот главный герой?
(Дед Мороз)(слайд№5)

- Он будет нашим гостем на уроке, будет следить за вашей работой, радоваться хорошим ответам, потому что задания к сегодняшнему уроку подготовил вам Д.М. За каждое правильно выполненное задание – снежинка. Итог подведём в конце урока

- Сегодня мы продолжаем работать над темой прошлого урока – правописание падежных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

3. Работа по теме урока.

Откройте тетради. Запишите число, день недели.( письмо с комментированием)

а) Задание I.(первое задание отД.М)

(слайд №6)- Какого склонения существительные?

снежинка (I скл)
снег
(II скл)

- Как определили?

Запишите эти существительные в родительном, дательном, предложном падежах и  выделите окончания

I вариант – снежинка;

II вариант – снег.

 (для последующей проверки у доски с обратной стороны самостоятельно работают 2 ученика)

На доске запись:

I вариант                                II вариант

Р.п снега;                                Р.п снежинки;
Д.п
снегу;                                Д.п снежинке;
П.п
о снеге.                                    П.п  о снежинке.

        
Обобщение:

- Объясните написание окончаний (правило)

 ( подобрать существительное с таким окончанием, на которое падет ударение, например: 1 скл-земля, 2 скл- окно)

4 Физкультминутка.

Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи скорей дорогу!
Дышим глубже:
Носом – вдох
А выдох – ртом,
Дышим глубже…
А потом марш на месте, не спеша.
Как погода – хороша?

5. Работа по теме ( продолжение)

- А кто знает, где живет Дед Мороз?

(Предположительные ответы детей)

- Знакомо ли вам название Великий Устюг, маленький город в Вологодской области? (Слайд №7)

- Великий Устюг – поселок, ничем особым не выделяется из череды других подобных ему. Если бы не одна особенность. Здесь находится резиденция главного новогоднего чародея – Деда Мороза. Именно благодаря этому Великий Устюг приобрел широкую известность. Ежегодно в преддверии новогодних праздников сюда устремляются сотни и даже тысячи детей, желающих увидеть своими глазами дом Деда Мороза, посмотреть, как работает его новогодняя “фабрика”.

б) Задание II. ( второе задание Д.М)

Самостоятельная работа  (по карточкам – дифференцированная)

Карточка1 ( 1 уровень)

-Запишите существительные по родам в три столбика.

I ст. – женский род, II ст. – мужской род, III ст – средний род.

Карточка 2 ( 2 уровень)

- Запишите существительные по склонениям в три столбика:

1ст- 1 склонение,   2 ст – 2 склонение, 3 ст -3 склонение

(Слова записаны на слайде № 8))

Карточка 3 (3 уровень)

- Используя « зимние» слова, данные на слайде, составьте и запишите 2-3 предложения о зиме. Подчеркните главные члены предложения.

Лёд, декабрь, метель, рожь, вьюга, январь, снегирь, облако, поземка, снегопад, оттепель, ночь, снег, холод, синица, мороз, зима, утро.

Проверка:

6. Словарная работа.

- Когда говорят об оттепели?( работа со словарем стр. 484)

Оттепель – талая погода (зимой или ранней весной) с таянием снега, льда.( слайд №9)

- Как понимаете слово метель? (Это сильный ветер со снегом.стр.346)
- Какой синоним у слова метель?
 (Вьюга)(слайд№10)

Работа со словарем

7. Продолжение работы по теме урока.( третье задание Д.М)

- Запишите существительные мороз, метель, вьюга  в Р.Д.П. падежах и выделите окончание

(Р.п  метели, мороза, вьюги
Д.п  метели, морозу, вьюге
П.п  о метели, о морозе, о вьюге )

- Объясните правописание окончаний;
- Сделайте вывод: ( -У существительных 3 склонения в Р.Д.П. падежах окончание –И)

-Молодцы!

 ( слайд№11 ) В Великом Устюге есть на что посмотреть. Великий Устюг – дом, где обитают Дед Мороз и Снегурочка расположен в 11 километрах от самого города, среди действительно чудесной природы соснового бора. Это даже не дом – настоящий терем, произведение искусства опытных зодчих. В резиденции Деда Мороза можно увидеть его кабинет, комнату желаний, комнату мастериц, и, самое интересное, спальню Деда Мороза.

8. Физкультминутка.

Не боимся мы пороши-
Ловим снег,
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам-
Снега хватит нам и вам! !  (гимнастика для глаз) (слайд№12)

9. Продолжение работы по теме

г) Задание III на слайде.( слайд№13) (четвёртое задание от Д.М)

- Составь пословицу и запиши (выполняют по группам)

I – 1 пословицу;
II – 2 пословицу;
III – 3 пословицу.

Снег на п_лях

зиму начинает

Лето собериха

хле_ в закромах

Декабрь го_ кончает

з_ма подбериха

Проверка. Что получилось:

у 1 группы?
у 2 группы?
у 3 группы?

- Какие буквы пропущены. Объяснение написание.
- Подчеркнутые существительные запишите в Р.,Д.,П. падежах. Выделите окончания. Сделайте это на тех же строчках, где изменяли по падежам слово
 метель.

Обобщение: объясните, почему в Р. падеже у существительных разные окончания.

(Это зависит от склонения)

Сделайте вывод, используя работу в тетрадях.

Молодцы!

Впишите окончания существительных

д) Работа с индивидуальными карточками: ( пятое задание отД.М)

 

I

II

III

Р.п

? (-И)

? (-Я, - А)

? (-И)

Д.п

? (-Е)

? (-Ю, - У)

? (-И)

П.п

? (-Е)

? (-Е)

? (-И)

- В конце декабря Дед Мороз торжественно выезжает из своей резиденции и отправляется в Москву, чтобы зажечь главную новогоднюю елку страны. По пути его шествия везде устраиваются развлекательные мероприятия: танцы, песни, хороводы, катания на лошадях, игра в снежки. Дед Мороз всем приносит радость!

е) Задание творческое

- Мы сегодня подпишем конверты, а письмо Деду Морозу вы напишите дома и в нем раскроете самое заветное желание.

Итак, возьмите конверты, прочтите, что на нем написано.

- Как называют человека, который должен получить письмо? (Получатель)
- Кто у нас будет получателем?
(Дед Мороз)
- В каком падеже вы напишите его имя? (
В дательном падеже)
- В форме какого падежа вы должны написать свою фамилию и имя?(
в форме Р.п)
- Кто такой отправитель?
(Подписываем конверты)

Индекс, Россия

Великий Устюг

Деду Морозу

10. Обобщение по уроку. 

Итог.

- Д М остался доволен вашей работой.

( выставление оценок)

12. Рефлексия

-Понравился ли вам урок?

-Что нового узнали?

.

        

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Календарно – тематическое планирование по русскому языку 3 класс по учебнику В.П.Канакиной «Русский язык», программа «Школа России» ФГОС II

Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного ст...

Программа по русскому языку УМК "Школа России" авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 1- 4 класс»

Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по русскому язык...

Программа по русскому языку УМК "Школа России" автор Рамзаева Т.Г. «Русский язык. 1- 4 класс»

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы «Русский ...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" и по родному языку ( русский).

Рабочая программа по  русскому языку  УМК  "Школа России" и по  родному языку ( русский) для начальной школы в соответсивии с ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...