Урок русского языка во 2 классе "Большая буква в именах людей"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Конспект урока русского языка во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bolshaya_bukva_v_imenah_lyudey.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ  «Уртамская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными  возможностями здоровья  VIII вида»

              Конспект урока русского языка во 2 классе

                       Тема: Большая буква в именах людей.

                                                             Подготовила

учитель начальных классов

                                                              Рублева И.А.

                                                      2013

Тема:  Большая буква в именах людей.

Задачи: познакомить учащихся с правописанием заглавной буквы в именах людей, учить распознавать среди других слов имена собственные (без термина);

развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание учащихся;

воспитывать положительную мотивацию, аккуратность.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки для дидактической игры, карточки с индивидуальными заданиями.

                                                          Ход урока.

           1. Организационный момент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все на месте, все в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

- Вы любите путешествовать? Да.

- А хотите  отправиться в путешествие?

- Путешествие можно совершать  на транспорте, а  можно и пешком.

Мы отправимся в путешествие в волшебную страну  - Грамотного письма.

Отправляясь в путешествие, мы возьмем с собой  наши Знания, Умения, Навыки, а спасательными средствами будут – безошибочное и красивое  письмо.

 - Ребята, каждый путешественник  ведет дневник наблюдений, куда записывает  все важные события, которые происходят во время путешествия. Поэтому у каждого из вас, сегодня свой дневник наблюдений – это ваша тетрадь. А писать в нем надо красиво, аккуратно и разборчиво.

Дата в дневнике наблюдений очень важна. Откройте свой дневник наблюдений  и запишите число.

  (Дети записывают число)

  - Скорее в путь, мои друзья.

 2.Сообщение темы урока.

- Сегодня мы с вами начнем изучать новую тему. Прочитайте тему урока (Слайд 2)

- Исходя из названия темы, скажите, что мы узнаем?

- Вы правы, сегодня мы познакомимся с правописанием имен.

  3. Изучение нового материала.

       1. Беседа.

- Как вы думаете, что есть у каждого человека, живущего на земле?

- Верно, у каждого человека, живущего на земле, есть имя.

- А знаете ли вы, откуда пришли ваши имена?

        2. Рассказ учителя.

В русском языке есть русские имена и имена, пришедшие из других языков. Владимир, Светлана, Людмила, Вера, Надежда и многие  другие – это русские имена.

Имена людей имеют свою историю. Почти каждое имя когда-то было обычным словом или что-то обозначало. Если это было русское слово, то легко понять, что значит это имя.

Владимир - владеет миром. Людмила – милая людям. Светлана – светлая.

А ещё в русском языке есть имена, пришедшие к  нам из других языков:   греческого, латинского. В этих языках у имён тоже есть значения.

 - Кто-нибудь из вас знает значение своего имени и откуда оно пришло?

 -Вот что значат ваши имена:

 Имя  Нина: греческое имя, означающее «госпожа, царица».

  Имя  Анфиса: греческое имя, означающее «цветущая, цветок».

  Имя Люба: Любовь (ст.-слав.), это имя само говорит за себя – это любовь.

  Имя Дмитрий: в честь Деметры — богини плодородия и земледелия (гр.)

  Имя  Иван:  (др.-евр.), «милость Божия».

  Имя  Илья: еврейское имя, означающее «сила Божья».

 - Имя дано каждому из вас, и оно что-то значит. Теперь вы знаете значение своего имени.

     3. Минутка  чистописания.

1.   Пальчиковая гимнастика:  «Дружба», «прогулка», «засолка капусты».

2. - Сегодня на минутке чистописания вы запишите прописную букву. Но не все, а лишь ту, с которой начинается  ваше  имя.

Выделение первого звука в именах детей. Запись прописных букв в тетрадь. Самоконтроль.

4.Работа по теме урока.

1.Учитель демонстрирует сюжетную картинку, на которой изображена семья. (Слайд 3)

- Рассмотрите картинку?

- Кто нарисован?

- Как зовут бабушку, маму? Запишите имена в тетрадь.

- Как зовут дедушку, папу? Запишите имена в тетрадь.

- Что делают дети?

- Придумайте имена мальчику и девочке, малышу.

- Запишите имена в тетрадь.

- Прочтите, что вы записали.

- Как пишутся имена людей?

- Какой вывод можем сделать?

(Вывод: имена людей пишутся с заглавной буквы)

    2.Чтение и разбор правила. (Слайд 4)

- С какой буквы пишем имена людей?

5. Физкультминутка.

Для физкультминутки сегодня я подобрала слова: одни обозначают предметы, другие - имена.

- Если вы услышите слово, обозначающее предмет, – вы ставите руки на пояс  и приседаете. Если услышите имя – поднимаетесь на носочки и хлопаете в ладоши над головой.

Руслан, мяч,  крокодил, Миша, Таня, лук, карандаш, Алена, Тоня, чашка, Диван, Никита, Полина, книга, живот и т.д.

6. Закрепление.

1. Выполнение заданий по индивидуальным карточкам с разным уровнем сложности.

1) Вместо точек записать имена людей (карточка №1,  №2)

          2) Продолжить цепочку имен (карточка №3)

3) Вставь пропущенную первую букву (карточка № 4)

В именах людей подчеркнуть большую букву.

7. Физкультминутка (под музыку, для снятия зрительного напряжения). (слайд 5, 6)

Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании объекта – моргают глазами.

             2. Игра «Сложи имена»

Цель: закрепление правописания большой буквы в именах людей.

Оборудование: у каждого ученика конверт с набором слогов: Ва, Све, Ге, То, Пе, Лю, Ро, Са, ля, та, ня, на, тя, ба, ма, ша.

Ход игры: ученики выкладывают на парте слоги и составляют из них имена. Выигрывает тот, кто первый закончит работу.

8.Домашнеее задание: правило, стр.112, упр.3 стр.113

9. Итог урока.

  1. Подходит к концу наш урок. Давайте подведём итог урока
  2. Что есть у каждого человека? (Имя.)
  3. Что нового узнали об именах?
  4. Как тебя зовут?
  5. Что означает твоё имя?
  6. Запиши своё имя на доске.
  7. Почему записал имя с заглавной буквы?
  8. С каким правилом сегодня познакомились на уроке?
  9. Давайте повторим это правило хором.
  10. А что произошло бы, если бы не было имён?
  11. Молодцы! А сейчас оцените каждый свою работу на уроке
  12. Урок мне хочется закончить отрывком из стихотворения: (Слайд 8)

Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей
И Серёжа и Андрей!
Никогда не забывайте -
Имя буквой выделяйте!

  1. Спасибо всем, урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема:"Заглавная буква в именах собственных", 2 класс

УМК : самостоятельно составленный комплектПредмет: русский языкУчебник: Т.Г. Рамзаева "Русский язык", в 2 - ух частях. Москва ,"Дрофа" , 2008 г....

Открытый урок во 2 классе. Провела учитель начальных классов Севастьянова О. В. Предмет: Русский язык Тема: «Заглавная буква в именах собственных

Урок закрепления новых знаний. Дети закрепляют знания о правописании имен собственных. Урок построен в игровой форме с использованием заданий поискового, творческого  характера, способствующих ра...

Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....

урок русского языка "Правописание большой буквы в именах собственных"

Предлагаю вниманию коллег урок русского во втором классе по программе «Школа -2100» по теме «Алфавит. Большая буква в именах собственных». Работаю по учебнику русского языка для 2-го класса (1-4) авто...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Методический материал к уроку русского языка на тему "Связь между именем существительным и именем прилагательным".

Методический материал к уроку русского языка на тему "Связь между именем существительным и именем прилагательным"для 2 класса поможет молодым учителям в объяснении представления о дейст...