Урок письма. Буквы щ, Щ
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Сулейманова Ирина Михайловна

 

УМК «Гармония»

1  « а»  класс

Письмо

Буквы Щ, щ.

Пропись №4 «Хочу хорошо писать!»

Н.С.Кузьменко, Н.М. Бетенькова

Смоленск, « Ассоциация  XXI век», 2009г.

7 урок из раздела «Буквы непарных по глухости-звонкости глухих согласных звуков: Х х,Ц ц, Ч ч, Щ щ» стр. 16-17.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_otkrytyy_urok.docx29.57 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Гармония»

1  « а»  класс

Письмо

Буквы Щ, щ.

Пропись №4 «Хочу хорошо писать!»

Н.С.Кузьменко, Н.М. Бетенькова

Смоленск, « Ассоциация  XXI век», 2009г.

7 урок из раздела «Буквы непарных по глухости-звонкости глухих согласных звуков: Х х,Ц ц, Ч ч, Щ щ» стр. 16-17.

Подготовила

учитель начальных классов

МБОУ Гимназии № 4 г. Махачкала

высшей квалификационной категории

Сулейманова Ирина Михайловна

Махачкала

2013

Тема: Буквы Щ, щ.

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Актуализация ЗУНов по теме «Буквы непарных по глухости-звонкости глухих согласных звуков: Х х,Ц ц, Ч ч, Щ щ». Письмо букв Щ щ.
  2. Создать условия для обучения письма букв Щ щ, слов и предложений с ними;

3.   Организовать деятельность обучающихся по формированию

универсальных учебных действий вида: регулятивных, познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных учебных действий.

ЗАДАЧИ УРОКА:

1.Закрепить понимание детьми того, какую согласную непарного ряда надо писать в словах, выбирая буквы Щ и щ.  Модель рассуждения применительно к письму «озвучивается» мягкого согласного щ.

 2.Систематизировать каждое действие технологии списывания предложения, привлекая детей к схематическому изображению каждого действия.

 3.Развивать умение применять полученные теоретические знания в стандартных и нестандартных ситуациях.

4.Создавать условия для развития творческого потенциала обучающихся, их логического мышления, памяти, внимания через организацию дифференцированной и групповой работы на уроке, выполнение заданий повышенной трудности, использование средств обратной связи, обучение выбору рационального способа для решения учебных задач, через смену видов деятельности.

5.Развивать речь детей через правильное объяснение  каждого действия  при списывании; работу с загадками и стихотворениями о зиме.

6. Формировать эмоциональное отношение к изучению родного языка через игровой сюжет.

7.Совершенствовать каллиграфические умения.

8.Развивать прогностическую самооценку детей, итоговый взаимо- и самоконтроль.

9.Воспитывать чувство взаимопомощи, сочувствия к чужим ошибкам, ответственности за порученное дело.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: Серия картинок с изображением предметов и животных при написании которых употребляется буква щ,  опорные слоговые таблицы ¸ наглядность для рефлексии.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧЕНИКОВ: Пропись №4

ПЛАН УРОКА С ХРОНОМЕТРАЖЕМ:

1. Организационно - мотивационный этап   -         3 мин.

2. Актуализация знаний обучающихся        -        10 мин.

3. Дифференцированная работа по изучению новой темы

                                                                         -           20  мин.

4. Физминутка                                                -         5 мин.

4. Подведение итогов урока. Рефлексия      -        7  мин.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННО – МОТИВАЦИОННЫЙ  ЭТАП 

1.Приветствие

Прозвенел звонок, внимание!

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок
Всё ль на  месте,
Всё ль  в порядке,
Книжки, ручки и тетрадки.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ  ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1)Вступление

Встреча с буквой Щ

Беседа с детьми

Показываю  детям карточку с буквой ш и задаю вопросы: «Как называется эта буква?», «Домиком для какого звука она служит?», «Это звонкий или глухой звук?», «Какой звук составит с ним звонкую пару?», «Это твердый или мягкий звук?», «С какой буквой буква ш никогда не встает в пару?», и дает задание: «Попробуйте подобрать мягкую пару для звука [ш]. Это звук [щ']. Для него есть специальная буква».

2) Работа в паре.

  1. Взяли ладошку своего соседа  и своим пальчиком на внутренней стороне ладошки пропишем буковку Щ
  2. Что вы ощутили, когда ваш друг водил по ладошке пальчиком? (Щекотку)

     

3 ) Игра «Полубуковка» - наблюдение (стр. 16, пропись №4)

  1. А теперь нарисуйте букву щ в воздухе. Какие линии мы провели? Четкие, строгие или мягкие, плавные?
  2. Итог: буква щ обозначает мягкий звук Щ и линии пишутся тоже плавно, мягко.

4) Отгадайте загадки:

Не боится он лозинки, 
Ест хозяйские ботинки:
Лает громко, как звонок –
Это маленький (
щенок)

А у нас во дворе
Он живёт в конуре.
У него баранкой хвост,
Любопытный чёрный нос.
Ушки острые флажком,
Сторожит хозяйский дом.
Лаем будит как звонок.
Познакомьтесь, наш…(
Щенок)

 

Этот зверь, увидев кошку, 
Громко лает у окошка.
Вечно крутится у ног
Рыжий в пятнышках (
 Щенок)

 Кто на картинке вас встречает на этом уроке? И почему именно щенок?

   Открываем пропись.

Комментарий к рисунку:

 У щенка четыре лапы,
Ушки и забавный хвост.
Он пушистый и лохматый.
И прохожих лижет в нос. 

Для чего
 щенкам хвосты?
Вне всякого сомнения -
Нужны хвосты для красоты...
Еще для настроения. 

5) Рассмотрим элементы, из которых состоит буква Щ

На какую букву похожа буква Щ?

 Буква Ш в таких словах: 
Школа, шест, шарада, шах.
 
Букву Ш я написала:
 
Три шеста и снизу шпала.
 

Эта буква Щ как будто...
 
Все сомненья бросьте.
 
Украшает эту букву
 
Поросячий хвостик.
 

Письменно.

стр. 16

  1. 1. Письмо элементов буквы щ (строчка 1)

       2. Письмо букв Щ и щ по образцам.

3. Беседа по картинке. Как относятся дети к своему щенку? Как вы догадались об этом?

4. Письмо буквы щ (строчка2-3)

5. Какими способами может соединяться буква щ с другими буквами? Допишем буквы: верхнее соединение допишем букву у и букву а.

6. Письмо слогов-слияний

  1. Игра  Сложи слова из слогов: на доске карточки

ща

ще

щи

щё

щу

па

пцы

вель

чка

гол

Провести стрелочку, соединив слова.

  1. -Записать слова под диктовку с комментированием на последних двух строчках стр.16:

Щенок, щавель, роща, щука, борщ, щётка, пещера, овощи, клещи.

       - Поставить ударение в словах.

  1. Физминутка:

Мы ладошкой потрясём,

Каждый пальчик разомнём.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы начнём опять писать.

Чтоб красиво написать

Надо пальчики размять

Раз, два, три, четыре, пять

За письмо получим пять!

  1. Письменная работа стр. 17.
  1. Письмо заглавной буквы Щ ( в каких случаях нам понадобится эта буква?)
  2. Письмо слогов Ща Ща Щу Ще (правила соединения букв).
  3. Работа с деформированным текстом:

Щука букву Щ схватила

И под воду утащила. 

Буква быть на дне не хочет,

Щука букву Щ щекочет.

Щука-щука! Без меня

Не получатся слова -

Щавель, щебень, щи и щётка.

Не боюсь твоей щекотки!

Вырвусь и уйду я в книжку,

Ждут меня уже детишки.

Лучше буквы не тащи, 

А друзей себе ищи!

– Какую рыбу поймал Емеля в сказке? (щуку)

-Какая буква убежала?

- А еще какая рыба любит букву щ? (лещ)

4.  Угадайте, какое предложение написано на доске, и каких букв не хватает. Почему щуку называют хищной рыбой?

…енок  …ви..ел …щуку.

Это хи…ная   рыба.

5. Работа над предложением.  Пропись №4, стр. 17

Списать предложение с печатного текста. Отметить опасные места.

Щука ловит лещей, окуньков.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА.  Рефлексия.

« Как хорошо работают на уроке ребята из 1 «а» класса» - подумала щука, и решила развеселить ребят.

Сочиняем веселые стихи:

Чистоговорки с буквой Щ.

Щи-щи-щи - спрячусь, ты ищи.

Щу-щу-щу - я тебя ищу.

Ща-ща-ща - в речке три леща.

Ащ-ащ-ащ - новый синий плащ.

Щё-щё-щё - пойдем гулять ещё!

Ще-ще-ще - дождь, гуляй в плаще.

Ещ-ещ-ещ - в речке рыба лещ.

Если вы работали на уроке с желанием, были уверены в себе, вам было интересно и в ваших прописях чистота и порядок, то нарисуйте человечку в углу странички веселую улыбку. Ну а если вам было скучно, то грустную.

Расскажите ,что вам больше всего понравилось на нашем уроке.

- Спасибо за урок, дорогие ребята! До встречи!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку письма "Буква Й"

Презентация к уроку письма в период обучения грамоте по теме:"Буква Й" УМК "Планета Знаний"...

урок обучения грамоте + урок письма Буква М м

урок бочения грамоте + урок письма по УМК Перспектива...

Технологическая карта урока письма. Тема урока. Письмо букв С, с

Технологическая карта урока письма.Тема урока.  Письмо букв С, с...

Русский язык (письмо). Конспект урока "Письмо буквы ь". УМК "Планета знаний". 1 класс

В конспекте представлено поэтапное изучение написания  буквы ь. Включены физкультминутка и пальчиковая гимнастика....

Технологическая карта по письму УМК "Перспектива" 1 класс. Тема урока: "Письмо буквы Л"

Цель урока: создание условий для формирования умения писать строчную букву «л»Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1.научить написанию строчной буквы «л» по об...