Особенности звуковой системы языка и формирование фонетических умений.
статья по русскому языку по теме

 Данная статья составлена на основе работы по учебно – методическому  комплекту «Гармония».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_zvukovoy_sitstemy_yazyka.doc22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности звуковой системы языка

и формирование фонетических умений в учебно – методическом

комплекте «Гармония»

Центральное место в обучении, особенно на подготовительном этапе, занимает фонетическая работа.

Недооценка значения фонетики, недостаточная фонетическая подготовка первоклассников на начальном этапе обучения – одна из существенных причин как графических, так и орфографических ошибок младших школьников. Такое невнимание ведет к тому, что они не слышат звучащее слово, не умеют легко устанавливать последовательность звуков, быстро ориентироваться в звуках «соседях», свободно распознавать ударные и безударные гласные и т.д.

Чтобы решить эти проблемы письменной речи нужно в период обучения грамоте заложить хороший фонетический фундамент; от его качества в значительной степени будет зависеть успешность обучения письму, в том числе и последующего обучения орфографии.

Звуковой анализ в комплекте «Гармония» осуществляется (в основном) по технологии, разработанной Д.Б. Элькониным, т.е. путем многократного проговаривания слова с задержкой на очередном звуке с последующим обозначением выделенных звуков условными знаками на схеме. Условные обозначения систематизируются в таблице, в которой обрабатывается алгоритм характеристики звука.

Слова для звукового анализа не должны даваться написанными или напечатанными – их следует предъявлять устно, т.е. звучащими, а так же через картинки, реальные предметы и т.д.

Звуковая модель слова не дается готовой, а составляется самим учеником по ходу анализа. При этом очень важно, чтобы ребенок, выделяя тот или иной звук, договаривает слово до конца – это поможет ему не подменить звук, т.е. будет служить средством контроля.

Последней операцией анализа должна быть проверка «чтения» по схеме для того, чтобы установить, получилось ли слово.

Главная рекомендация учителя: «скажи и послушай слово».

Формирование фонетических умений требует систематической тренировки, для которой могут быть использованы различные виды упражнений.

  1.  Соотнесение слова и схемы (выбор того и другого из предложенных вариантов) с пристальным вниманием к месту ударения, к количеству и последовательности звуков, к разграничению твердых и мягких согласных и т.п. («Послушайте слово и найдите (выберите) его схему. Какую схему под какой картинкой поставите?»)
  2.  Выявление (на слух) фонетических признаков, которыми различаются слова: пел-спел, рот – крот, стол – стул, дом – том, нос – нёс, мел – мель и др.; замóк – зáмок, -     , стрáны -          … («Послушайте пары слов и скажите, чем они отличаются.»)

К названным видам фонетических заданий добавим еще одно, очень важное, так как на его базе в дальнейшем будут строиться упражнения, развивающие у детей не только фонетический слух, но и основанные на нем графические и орфографические умения.

Задание требует: на слух воспринять отрывок и воспроизвести его в виде слоговой модели. Чтобы облегчить ученикам работу, сделать её более обучающей, помогаем им разложить выполняемое умственное действие на составляющие его операции.

Упражнение выполняется так:

  1. Вы орфоэпически читаете, например, знакомую детям стихотворную строчку: Наша Таня громко плачет.
  2. Учащиеся так же, орфоэпически, вслух повторяют ее, чтобы запомнить.
  3. Диктуют себе (снова орфоэпически) и «записывают» предложение черточками, обозначая его начало и конец, отделяя каждое слово, показывая, если надо, большие буквы в других словах.
  4. Диктуют себе еще раз, теперь по слогам, и чертят слоговые дуги над черточками-словами. (Детям может быть удобнее чертить дуги ниже, под черточками, но тогда две модели будут восприниматься изолированно друг от друга. Выберите вариант, на Ваш взгляд, более удачный.)
  5. Наблюдают за чередованием ударных и безударных слогов, указывают ударение.
  6. «Читают» по схеме, проверяя, все ли верно обозначено.

Вот так будет выглядеть запись в тетради:

Дополнительно можно попросить посчитать, сколько в том или ином слове всего звуков, сколько среди них гласных, сколько согласных; пусть определяет, какой звук идет после согласного – согласный или гласный, и т.п. Если в диктуемой Вами строке есть предлоги ил другие слова-«помощники», их нужно писать отдельно; если при этом предлог без гласного, пусть записывают его короткой черточкой.

Следующим действием в алгоритме фонетического разбора будет деление слова на слоги.

При делении слова на слоги правильнее ориентироваться на понимание слога как естественной произносительной единицей, т.е. звук или группа звуков, произнесенных одним толчком выдыхаемого воздуха.

Нам известно, что среди авторов букварей, как и среди лингвистов, нет единства в том, где кончается слог – на гласном или согласном. В «Азбуке» Н.М. Бетеньковой, как и в учебнике «К тайнам нашего языка» принят в качестве основного открытый слог.

При переносе слов правильнее ориентироваться на такое слогоделение, но допустимы и разные варианты (ку-сты, кус-ты – первый вариант переноса отражает структуру слога, а другой вариант – членение на части удобные для чтения).

Конечно, данное заключение не распространяется на слова типа открыл, где правилен единственный вариант – деление на слоги без отрыва одной буквы от корня.

Деление слов на слоги черточками не применяется, т.к. черточки затрудняют восприятие ребенком целостного слова. В необходимых случаях слоги обозначают подчеркиванием их дугами под словом.

Также в данном комплекте, кроме традиционно изучаемых правил, уделяется большое внимание пропедевтическому освоению орфограмм.

Центральным местом является формирование у учащихся орфографической зоркости, т.е. умение обнаруживать «ошибкоопасные» места.

Не замечая такие места, учащиеся, даже зная те или иные орфографические правила, не прибегают к ним в процессе письма. Поэтому основа орфографической зоркости должна быть сформирована до начала изучения основных орфографических правил, т.е. в первом классе.

Уже в период обучения грамоте, кроме традиционно изучаемых правил на основе сформулированного действия звукового анализа и знакомство с «опасными» при письме местами возможно научить детей обнаруживать такие «ошибкоопасные» места (в начале 2-го класса вводиться письмо с пропуском орфограмм – письмо с «окошками». Это вы увидите на уроке русского языка во втором классе).

Таким образом фонетическая работа рассматривается как база для становления графически и орфографически грамотного письма.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Система заданий по формированию регулятивных умений у детей младшего школьного возраста. Работа с планом."

Данная работа получила диплом 2 степени на Всероссийском конкурсе педагогичесго мастерста, проводимом редакцией Просвещение 13 февраля 2015 года....

Система работы по формированию читательских умений младших школьников в рамках реализации ФГОС

Опыт работы учителя начальных классов по формированию читательских навыков. Система заданий, упражнений....

Аспектный анализ урока русского языка. Аспект: формирование метапредметных умений и навыков.

Аспектный анализ урока русского языка в 3 классе по теме "Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний." Аспект: формирование метапредметных умений и навыков. Цель анализа:про...

Система уроков, способствующая формированию читательских умений в начальной школе при изучении русских народных сказок

В современной начальной школе   расширяются целевые задачи уроков чтения, учащихся следует знакомить с литературоведческими понятиями, формировать у них читательские умения....