Аспектный анализ урока русского языка. Аспект: формирование метапредметных умений и навыков.
методическая разработка по русскому языку на тему

Баленко Галина Ивановна

Аспектный анализ урока русского языка в 3 классе по теме "Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний." Аспект: формирование метапредметных умений и навыков. Цель анализа:проследить, каким образом учитель формирует метапредметные умения и навыки учащихся на каждом этапе урока. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аспектный анализ урока русского языка

Аспект: Формирование метапредметных умений и навыков

Цель анализа: проследить, каким образом учитель формирует метапредметные умения и навыки учащихся на каждом этапе урока.

Ф.И.О. учителя: Баленко Галина Ивановна

Класс: 3

Тема урока: «Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний».

УМК, название и автор учебника: УМК «Перспективная начальная школа», учебник  «Русский язык. 3 класс». Часть 1,2. Авторы: М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова.

Тип урока: совершенствование системы знаний и УУД

Цель урока:

образовательная – совершенствование умения различать типы склонений, определять падежи имён существительных, навыков грамотного безошибочного письма

развивающая – формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи,  развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся, навыков самоконтроля и самопроверки, обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний

воспитательная: воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные мотивы;

- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;

-формирование  понимания причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результата требованиям конкретной задачи;

- формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

Учашийся научится, получит возможность

- принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Познавательные:

Учашийся научится, получит возможность

- строить сообщения в устной и письменной форме;  строить алгоритм действий;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:

Учашийся научится, получит возможность

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;- задавать вопросы;

- контролировать действия партнёра;- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

 Предметные:

совершенствование  умения определять тип склонения, падеж имён существительных, правильно писать безударные падежные окончания имени существительного

Введение в анализ :

1.Урок дан в соответствии с тематическим планированием.

2. Использование компьютерной презентации оправдано.

Роль компьютера на уроке:

1.Работает для учителя и учащихся на всех этапах урока. Обсуждаемые проблемы выносятся на компьютер. Учитель, используя компьютер, иллюстрирует проблему, активно помогает учащимся разобраться в сути вещей, сравнить, проанализировать, сделать выводы, увеличивает процент наглядности, снимает стресс, т.к. ПК является для детей типичным носителем информации.

2. Учителю компьютер – подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения  материала , использовать наглядность, и как результат, повышение уровня усвоения материала учащимися.

3. Компьютер позволяет сделать урок динамичным, что способствует здоровьесбережению.

Программа наблюдения: наличие или отсутствие на данном уроке названныхв схеме анализа признаков активизации мыслительной деятельности учащихся.

Этапы урока

Организационый момент, самоопределение к деятельности

Использование эпиграфа урока  организовало учащихся, способствовало развитию внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе, развитию познавательного интереса к учебному материалу, дало положительный настрой на урок. Происходит развитие внутренней позиции учащегося на уровне положительного отношения к школе, развитие познавательного интереса к учебному материалу – формирование личностных УУД,

Целеполагание,

мотивация к учебной деятельности

Определяя поставленную орфографическую задачу, возможность её решения, учащиеся формулируют тему урока,   цель, выявляют необходимые знания и умения, для решения данной задачи. Тем самым учитель формирует регулятивные УУД (умение формулировать цель на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, строить высказывания в устной форме) и познавательные УУД (умения извлекать информацию из схем, текстов) ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация) ,личностные (формирование мотивации к обучению и целенапрвленной познавательной деятельности)

Планирование деятельности

Учащиеся, составляя маршрутный лист,  под руководством учителя определяют последовательность действий для достижения цели урока. Тем самым происходит формирование регулятивных УУД: (установление взаимосвязи между элементами и определение последовательности этапов урока для достижения поставленной цели)

Актуализация опорных знаний

В ходе выполнения самостоятельной работы по составлению кластера (работа в паре) учащиеся учатся формулировать собственное мнение, задавать вопросы, контролировать действия своих товарищей, тем самым происходит формирование коммуникативных УУД. Проверяя свою работу и работу учащихся у доски, осуществляют контроль и самоконтроль своей учебной деятельности, осознают что усвоено, а что ещё подлежит усвоению, развивая регулятивные УУД.

Совершенствование системы знаний.

Работа по этапам урока.

Учащиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и осуществляют их коррекцию. Применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля. Учитель организует дифференцированную  разноуровневую работу учащихся, применяя групповой  индивидуальный методы обучения. Оценка результатов осуществляется не только учителем, но и обучающимися (самооценка, взаимооценка). Происходит формирование у учащихся личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

Самостоятельна работа с взаимопроверкой по эталону предусматривает работу в паре. Ребята обмениваются информацией, контролируют друг друга, проверяют результаты своей деятельности, выполняют самопроверку и самооценку своей деятельности. Наблюдается формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

В конце урока учителем  организован анализ и  самооценка учащимися собственной учебной деятельности на уроке . Учащиеся соотнесли цель и результаты своей деятельности, зафиксировав их соответствие, поставлены задачи на следующий урок, тем самым происходит формирование личностных (самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результата требованиям конкретной задачи), регулятивных (осуществление адекватной полученному результату самооценки деятельности )УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 1 класс "развитие умения находить однокоренные слова, выделять корень

технологическая карта  к уроку по программе "Школа 2100" Урок-сказка "Путешествие с Русалочкой"...

Урок русского языка 2 класс "Развитие умения различать предлоги и приставки".

Урок направлен на развитие умения различать приставки и предлоги, на составление алгоритма написания и проверки приставок и предлогов....

Конспект урока русского языка по теме "Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями"

Конспект урока формирования и закрепления умений и навыков с использованием элементов технологии уровневой дифференциации, элементов технологии оценивания в 4 классе...

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий анализировать информацию, делать выводы....

Сообщение "Проблемы формирования метапредметных умений и навыков"

Сообщение "Проблемы формирования метапредметных умений и навыков"...

Конспект урока математики по теме: "Формирование вычислительных умений и навыков. Решение задач.", 2 класс, УМК "Гармония"

Цель урока: совершенствование умения решать задачи и вычислять значение суммы (разности) двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд....