Урок по теме: "Согласные звуки [п], [пʼ], отличающиеся по признаку мягкости – твердости. Буквы П, п."
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Петрова Евгения Александровна

Разработка урока по предмету Обучение грамоте с использованием ИКТ. Разработан в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx40.92 КБ
Файл k_uroku.pptx1.6 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Согласные звуки [п], [пʼ], отличающиеся по признаку мягкости – твердости. Буквы П, п.

Цели деятельности педагога:

- создать условия для знакомства с глухими звуками [п], [пʼ]; упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «П»;

- учить дифференцировать эти звуки по твердости-мягкости и сравнивать их по очереди с соответствующей парой согласных звонких [б], [бʼ];

- продолжить формирование умений практического определения звонкости-глухости изучаемых звуков; закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения минимальных пар слов;

- закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков;

- раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную;

-  формировать умения читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: развитие основ самоорганизации – организация исследовательского пространства ученика.

Регулятивные УУД: самостоятельно ставит цель предстоящей практической работы, планирует способы достижения поставленной учебной задачи и оценивает результат своей работы.

Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать другого ученика и учителя; обсуждать индивидуальные результаты конструирования печатных букв.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; моделировать различные языковые единицы.

Предметные УУД: дифференцировать глухие звуки [п], [пʼ] на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов и текстов; читать исходные и преобразованные слова путем замены или дополнения в них одного звука, а также обратного прочтения слов-перевертышей; читать, запоминать, воспроизводить по памяти чистоговорки, в которых варьируются изучаемые звуки.

Оборудование: слоговые карточки, переносные доски, загадки, фишки-звуки, мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока

  1.  Организационный момент.

Внимание! Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книга, карандаш, тетрадка?

  1. Формулирование учащимися темы и цели урока.

- Внимание на экран. Назовите изображенных на экране животных. (слон, тигр, панда, попугай, снегирь, сова, дятел, лев)

- Разделите этих животных на две группы. Дайте название каждой группе. (птицы – попугай, снегирь, сова, дятел; звери – слон, панда, тигр, лев)

- Молодцы! Посмотрите на экран и проверьте правильность выполнения задания.

- А теперь попробуйте в каждой группе найти лишнее слово. Объясните свой выбор. (попугай -  три слога, в остальных по два; панда – два слога, в остальных по одному)

- Посмотрите на экран. Правильно вы выполнили задание? Молодцы!

- Назовите исключенные слова. Что в них общего?

- Сформулируйте тему урока и, опираясь на слайд, сформулируйте цели нашего урока.

(Познакомиться со звуками  [п], [пʼ]  и буквой, которая их обозначает; учиться отличать звуки  [п], [пʼ] от других звуков: учиться читать слоги и слова с новой буквой)

- Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием.

     3. Конструирование большой и малой букв П, п.

- Рассмотрите образцы печатных букв. Из каких элементов-шаблонов они состоят?

Попробуйте составить эту букву у себя на партах. Молодцы!

  1. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в квадратных скобках и правилом соотношения буквы и звуков.

- На странице 75 в правом верхнем углу рассмотрите схемы звуков. Какие звуки обозначает буква п? (твердый глухой звук и мягкий глухой звук).

- Молодцы!

5. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели.

- Рассмотрите иллюстрации в книге. Что здесь изображено? (пушка, пешка)

- Прочитайте слово пушка по слогам. Сколько в слове слогов? (два)

- Назовите ударный слог.

- На каком месте в слове стоит буква п? (в начале слова)

- Какой звук обозначает буква п в слове пушка?

- Дайте характеристику звуку. (согласный глухой твердый)

- Объясните, почему звук [п] произносится твердо? (за буквой п стоит гласная буква у)

- Молодцы!

- Прочитайте слово пешка по слогам.

- Сколько в нем слогов? Назовите ударный слог.

- Произнесите первый звук в слове пешка.

- Дайте характеристику звуку [пʼ]. (согласный глухой мягкий)

- Объясните, почему звук [пʼ] произносится мягко? (за буквой п в слове пешка стоит буква е)

- назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. (е,ё,и,я,ю)

     6. Физкультминутка (музыкальное сопровождение)

Птички в гнездышке сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят,

И тихонько все летят.

    7. Чтение слогов и пар слов на странице 75.

- Чем похожи слоги в каждом столбике?

- Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (в первом столбике слоги начинаются с гласного звука, во втором со звука [п], в третьем со звука [пʼ])

- Прочитайте слова на голубом фоне. Выделите в каждой паре слово, которое отличается одним лишним звуком.

- Молодцы!

- Прочитайте чистоговорку.

- Какой звук чаще всего повторяется в этой чистоговорке?

- Кто знает, что обозначает слово «перепёлка»?

- Посмотрите на экран. Перепел – полевая птица, родственная куропатке.

     8. Задания на развитие речи, внимания.

1. Кто больше запомнит слов.

- Послушайте рассказ.

Пошел петух путешествовать. По полю погулял. Поклевал пшеницу. Пруд по пути попался. Поостерегся петушок. Покупался в песке. Попрыгал. Пескарей попугал. Поглядел – полдень. Перышки почистил.

- Какие слова вы запомнили?

- Назовите слова, которые начинаются на звук [п]?

- Назовите слова, которые начинаются на звук [пʼ]?

- Молодцы!

2. Загадки.

- Отгадайте загадки. Назовите звук с которого начинается слово.

Любимая детская игрушка,
Озорной шутник (петрушка)

В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души. (пенал)

Холод лютый эта птица

В Антарктиде не боится,

Посреди снегов и льдин

В море плавает (пингвин!)

Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные. (портфель)

- Разделите слова-отгадки на слоги. Давайте проверим. Посмотрите на экран.

-Почему в слове петрушка три слога? (три гласные буквы)

- Запишите слово пенал в тетрадь. Сделайте звуко-буквенный разбор этого слова. (один ученик у доски)

-Посмотрите на экран. Проверьте. Молодцы!

3. Помощь Пете Ошибкину.

-К нам за помощью снова обратился Петя Ошибкин. Поможем?

- Посмотрите, как он выполнил задание. Проверьте его работу и исправьте ошибки, если они есть. Возьмите доски и поработайте в парах.

- Докажите свои исправления.

-Молодцы. Я думаю, что Петя остался очень доволен.

4. Слоговой аукцион.

- Придумайте слова, в которых слог пи был бы первым.

- Придумайте слова, в которых слог па был вторым.

    9. Подведение итогов. Рефлексия.

- Что для вас на уроке было новым?

- Какое задание было сложным?

- Какое задание было интересным?

- О чем расскажите дома родителям?

- У вас на партах лежат смайлики. Поднимите тот, который оценивает вашу работу.

- Спасибо вам за урок. Я считаю, что вы все сегодня поработали очень хорошо.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ПТИЦЫ сова попугай дятел снегирь ЗВЕРИ слон панда лев тигр

Слайд 3

сова – 2 слога Попугай – 3 слога дятел – 2 слога снегирь – 2 слога с лон – 1 слог п анда – 2 слога л ев – 1 слог т игр – 1 слог

Слайд 4

п опугай – панда – [ п ] [ п ]

Слайд 5

ЦЕЛИ: Познакомиться… Учиться отличать… Учиться читать…

Слайд 6

ЦЕЛИ: Познакомиться со звуками [ п ], [ пʼ ] и буквой, которая их обозначает Учиться отличать отличать звуки [ п ], [ пʼ ] от других звуков Учиться читать слоги и слова с новой буквой

Слайд 7

Перепел – полевая птица, родственная куропатке.

Слайд 8

пе-тру-шка [ пʼ ] пе-нал [пʼ ] пор-тфель [ п ] пин-гвин [ пʼ ]

Слайд 9

Петя Ошибкин пу ́ ля - [ п у ́ л й ʹ а]- О ́ льга - [о л ́ ь г а ]- ́ • • • •

Слайд 10

У меня все получилось. Я испытывал затруднения. Мне было очень сложно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте Урок “Согласные звонкие звуки [в], [в,], отличающиеся по признаку мягкости - твердости. Буквы В, в”.

Тезисы к уроку обучение грамоте по теме: “Согласные звонкие звуки [в], [в,], отличающиеся по признаку мягкости - твердости. Буквы В, в”. Урок направлен на совершенствование звуко-буквенного анализ...

Разработка урока по литературному чтению на тему: "«Согласные глухие звуки [т] [т’], отличающиеся по признаку мягкости – твердости. Буквы Т т».

Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" 1 класс. Дети познакомятся со звуками [т] [т]\' и буквами  Т, т....

Фрагмент урока обучения грамоте (1 класс ПНШ) СОГЛАСНЫЕ ГЛУХИЕ ЗВУКИ [х], [х’], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ Х, х

Реализация деятельностного подхода на уроках обучения грамоте младших школьников. Цель: познакомить учащихся с условным обозначением глухих твёрдых и мягких звуков при помощи букв Х, х, создать на уро...

Согласные звуки [c], [c*], отличающиеся по признаку мягкости – твердости. Буквы С,с.

Урок обучения грамоте по программе "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока обучения грамоте. Тема "Согласные глухие звуки [к], [к,], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы К, к."

Урок обучения грамоте (Перспективная начальная школа)Тема "Согласные глухие звуки [к], [к,], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы К, к." Цели: 1.   познакомить с глух...

«Согласные глухие звуки [ф], [ ф\'], отличающиеся по признаку мягкости - твердости. Буквы Ф, ф»

Урок  обучения грамоте (чтение)«Согласные глухие звуки [ф], [ ф\'], отличающиеся по признаку мягкости - твердости. Буквы Ф, ф»...