Урок русского языка "Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Кушеева Елена Буянтуевна

Тип урока - изучение новой темы. Цель реализуется через использование информационно- коммуникативных, здоровьесберегающих технологий.  Для решения учебной задачи, самостоятельной возможности открытия новой информации, активизации  учащихся  созданы проблемные ситуации. Урок построен с использованием ЭОР, позволяющих  младшим школьникам легче воспринимать новый материал и  применять на практике, оптимизировать содержание урока, проводить самоконтроль, обеспечивать обратную связь, повышать интерес к предмету, учить  выбирать нужную  информацию.  Работа в парах, малых группах  способствует   формированию  учебной мотивации,  УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

План конспект урока.

Тема: Понятие о местоимении, личные местоимения.

 Обучающие цели  урока:  

  1. Ознакомление  с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи.
  2. Формирование  представления  о личных местоимениях и их классификации.
  3.  Формирование  умения  распознавать местоимения в речи (устной и письменной),  правильно употреблять их.
  4.  Создание условий по организации деятельность учащихся, направленных на формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности; на умение разрешать поставленные проблемы.
  5. Расширение активного и пассивного словаря детей.

Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:

  1.  Создание условия для развития у школьников основных психических процессов – памяти (оперативной), внимания, мышления.
  2.  Создание условий для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;
  3.  Развития умения кратко излагать свои мысли.
  4.  Создание условий для развития   наблюдательности,   умения давать полный, связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные цели:

  1.  Обучение умению общаться между собой.
  2.  Воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки, учить детей сотрудничать.
  3. Воспитывать интерес к русскому языку, трудолюбие.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с текстом, 

Ход урока:

этапы

t

деятельность учителя

деятельность учащихся

примечание

Орг.

момент.

2

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Встаньте дети, подтянитесь

 И друг другу улыбнитесь!

Выполняют действия

Актуали зация

ЗУН

6'

а) зрительный диктант

б) - Найдите в диктанте слово по заданной характеристике. Подчеркните.

 

в) обобщающие вопросы по теме имя существительные

а) пишут зрительный диктант  №11

б)  о сове - н.ф.(кто?) … - сущ., одуш., нариц., ж.р., ед.ч.

в) – самостоятельная часть речи

- обозначает предмет

-отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

Постоянные признаки:

- одушевленные и неодушевленные

-собственные и нарицательные

-мужской, женский, средний род

Непостоянные признаки:

-единственное и множественное число

ЗД №11

ЭОР приложение 1

Постановка

учебной задачи

4

Мальчик написал рассказ о сове. 

Прочитайте  и скажите в чем учитель был не согласен с автором.

-Как исправить  текст, чтобы избежать повтора?

-отредактируйте текст, заменив существительное «сова» словами другой части речи. Запишите их над словами.

-прочитайте исправленный текст.

-назовите  записанные слова.

-на кого в тексте они указывают?

-к какой части речи можно отнести эти слова?

- определите тему и цель нашего урока.

Экран:

Местоимение – часть речи

Читают текст «Сова».

Работа в парах.

(повторы в тексте)

(заменить другими словами)

Редактируют текст.

Читают текст.

Она, у нее, они.

Они указывают на существительное «сова»

(предположения детей)

-узнать что за слова;

-зачем они нужны в речи;

-научиться правильно употреблять в речи.

карточка 1

Работа в парах.

Слайд 1

Постановка и решение проблемы

8

-Попробуйте определить значение этого слова

- посмотрим  на примере    4  предложения зрительного диктанта.

Запишите получившееся предложение.

На кого указывает местоимение он?

-вместо какой части речи вы употребили местоимение?

-на какой вопрос отвечает местоимение?

-Какое это интересное местоимение! Может заменять существительные, как запасной игрок…

-Как вы думаете, можно ли все существительные заменить местоимением?

-предлагаю прочитать текст на стр 54 упр 289.

-кто герой этого текста?

-О ком или о чем мечтает герой? Можно ли это определить?

-почему?

- какие  слова нужно заменить в тексте, чтобы стало понятно?

-итак, что мы можем сказать о местоимениях

- любое ли существительное они могут заменить?

Какой вывод сделаем?

Ставится «вместо + имение= местоимение

Это сложное слово.

 4)Медвежонок (он)  гулял по полянке.

 

кто?

Он гулял по полянке.

Указывает на медвежонка.

-вместо имени существительного.

-местоимение отвечает на вопрос кто?

  Местоимение-часть речи

-кто? что?

(предположения детей)

- читает ….

 Неизвестно.

Не совсем понятно.

Нет.

-предмет   не назван.

- я, о нем, его, мне, он, меня.

Вывод: местоимение только указывает на предмет, но не называет его.

Местоимение-часть речи.

-не называет, только указывает на предмет.

-отвечает - кто? что?

-

Слайд 1

5

Как вы думаете, много ли в нашей речи местоимений?

Предлагаю выполнить упражнение  упр 290.

На кого указывают все эти местоимения?

Это лишь небольшая часть местоимений русского языка.

Ученые лингвисты назвали их Личные местоимения. Почему?

Оказывается в русском языке 69 местоимений, по частоте употреблений они занимают третье место среди других частей речи.

Почему же так часто употребляют местоимения?

Предположения детей  

Выписывают в тетради: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они

Я – Афанасий

 Ты – сынок

 Он - воробей

 Она - ворона

 Оно-солнце

 Мы – я, Петя, Саша

 Вы - дети

Они - книги

Указывают на лицо, которое участвует в речи.

Местоимение-часть речи.

-не называет, только указывает на предмет.

-отвечает - кто? что?

- я, ты, он, она, оно, мы, вы, они –личные местоимения.

 (они быстро произносятся, экономят время, делают речь более правильной,   заменяя другие части речи)

         

Слайд 2

Слайд 1

Медвежонок-он, сова –она, мы – я, Юля, Слава,  Денис и т.д.

Физминутка.

2

Динамическая игра: «Зоопарк»

Выполняют движения, одновременно при распознавании местоимения,  хлопают в ладоши.

Наблюдения над  местоимениями.

7

-прочитайте реплики диалога.  

-кто первое говорящее лицо в диалоге?

-как себя он назвал?

-кто другой участник диалога

-какое местоимение указывает на него?

-о каких других лицах разговаривают участники диалога?

-какие слова указывают на них?

-посмотрите, как называются эти лица?

-

 Диалог. (разговор по телефону)

- тот, который позвонил первый

-тот, кому позвонили, второе лицо

-ты

- Маше, Саше, третьи лица.

-Она, он.

1-е, 2-е, 3-е.

2 слайд -таблица

закрепление

5

Игра «Кто быстрее?»

-Эксперты в каждой группе проверяют правильность выполнения задания.

Прочитай предложения. Какие слова вы вставите  вместо точек?

1.  … люблю русскую берёзу.

2.Недавно  …  были в берёзовом лесу.

3.Какой  Ваня молодец! Столько  … подберёзовиков  нашёл!

4.А  .., ребята сколько нашли?

5. Почему   улетают?

6.Весной  … снова услышим их песни.

7. Что … вырезает из бумаги?

8 . .. любим наблюдать за птицами, … помогают нам узнавать новое.

Групповая работа.

Элементы дифференциации.

(варианты: он,она)

оценка

4

 Используя личные местоимения оцените наш урок.

Варианты:

 «Ты работал активно»

«Мы очень старались

«Он иногда допускал ошибки»

подведение итогов

2

-С какой частью речи познакомились?

-почему эта часть речи получила такое название?          

-чему научились?

- что нового для себя узнали?

- о себе местоимение говорит так:

- вы согласны?

- Мы узнали новую часть речи – местоимение.

-Оно используется в речи «вместо имени».

-Заменять существительные местоимением, использовать в речи.

Слайд 4:

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь  сполна,

Я заменяю имена!

-да

Слайд 4

дз

1

Д/з стр 62, 63 правила выучить,стр70  упр 1

 

Приложение

Карточка 1.

Сова.

Сова – хищная птица. Сова (она) считается лучшим охотником. У совы (у нее)  мощные когти и чуткие уши. Совы живут по всему свету. Совы (они) обитают в лесах, пустынях, горах.

Карточка 2

группа ____

1.  … люблю русскую берёзу.

2.  Недавно …  были в берёзовом лесу.

3.  Какой  Ваня молодец! Столько  … подберёзовиков  нашёл!

4.  А  …,  ребята,  сколько нашли?

5.  Почему  …  улетают?

6. Весной  …  снова услышим их песни.

7.  Что … вырезает из бумаги?

8.  …  любим наблюдать за птицами,

 … помогают нам узнавать новое.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

Тема урока «Формы наклонения глаголов в русском и английском языках» 4 класс (интегрированный урок: русский и английский языки)

Цель урока: закрепить представление у уч-ся о  формах наклонения глагола (изъявительная, условная, повелительная) в предложении; развивать орфографическую зоркость через  написание форм накл...