Проверяемые и непроверяемые орфограммы корня
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Валяева Жанна Васильевна

Урок русского языка  во 2 классе. УМК "Планета знаний".  2-е полугодие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proveryaemye_i_neproveryaemye_orfogrammy_kornya.rar185.01 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Валяева Жанна Васильевна

Класс: 2

Предмет: русский язык

УМК «Планета знаний»

Тема урока: Проверяемые и непроверяемые орфограммы корня

Место урока в программе: первый урок в теме « Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова»

Тип урока: урок контроля и оценки

Цели урока:

  1. Образовательные: создать условия для проверки обучающимися заполнять орфограммы слабых позиций (ОСП) гласных и согласных по сильной позиции.

  1. Развивающие: развивать умения детей самостоятельно оценивать выполненные задания по выработанным критериям и планировать коррекционную работу.

  1. Воспитательные: создать условие для воспитания культуры общения между обучающимися в паре, в группе.

Ожидаемый результат:

Для обучающегося:

  1. получить представление о собственном уровне усвоения данной темы;
  2. осознать причины собственных трудностей (если они есть).

Для учителя:

  1. получить представление об уровне достижений каждого обучающегося и класса в целом;
  2. спланировать серию упражнений (может быть, и коррекционных) с учётом индивидуальных потребностей каждого обучающегося и всего класса.

Литература к уроку:

Л.Я. Желтовская «Русский язык».  2 класс. Часть 2.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Контроль

УУД

1. Организацион-ный момент.

Приветствует уч-ся, определяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.

Фронтальный.

Регулятивные: осуществляют контроль.

2. Постановка цели урока.

1. На минутке «чистописания» создаёт проблемную ситуацию («Что вы можете проконтролировать у себя при письме?»).

2. Создаёт условия для формировки темы, цели урока и её осознания детьми.

Дети выдвигают гипотезы. Формулируют тему, цель урока.

Записи в РТ (рабочей тетради), заслушивание ответов.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; принимают инструкцию педагога и чётко следуют ей; осуществляют пошаговый и итоговый контроль.

Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о чередовании звуков; логические – осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.

3. Первичная рефлексия (самооценка).

Создаёт условия для первичной рефлексии с обсуждением составленной ранее таблицы с вопросами контроля.

Обсуждают, осуществляют рефлексию своих знаний по теме.

Вынесение таблицы на доску (слайд)

Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: осознают свои возможности в учении.

4. Основная часть (решение учебной задачи).

Предлагает задания, в которых надо воспользоваться общим способом проверки ОСП:

1) предлагает выполнить задание в парах, работая с таблицей «Орфограммы в корне слова»;

2) организует индивидуальную работу по подбору слов к изученным орфограммам;

3) организует групповую работу по подготовке к письму под диктовку (выбор способа действий при записи слов);

4) предлагает записать слова под диктовку.

1) В ходе парной работы обсуждают, определяют способы проверки орфограмм.

2) Подбирают слова, записывают в тетради.

3) В ходе групповой работы обсуждают, как действовать при записи слов по диктовку.

4) Записывают слова под диктовку учителя.

1) Взаимоконтроль в парах.

2) Записи в РТ, взаимопроверка, самоконтроль.

3) Взаимоконтроль в группах.

4) Записи в РТ, самоконтроль.

Познавательные: общеучебные – используют схемы для решения учебной задачи; логические – осуществляют поиск необходимой информации; дополняют и расширяют свои знания и представления об изучаемых орфограммах

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение; допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; принимают инструкцию педагога и чётко следуют ей; осуществляют пошаговый и итоговый контроль.

5. Промежуточ-ная рефлексия (самоконтроль).

Создаёт условия для промежуточной рефлексии с заполнением  составленной ранее таблицы с вопросами контроля.

Осуществляют рефлексию своих знаний по теме.

Вынесение таблицы на доску (слайд).

Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: осознают свои возможности в учении.

6. Тестовая работа.

Предлагает выполнить дифференцированную тестовую работу на листах, объясняя этапы работы. Организует самопроверку по образцу.

Выполняют тестовую работу.

Выполняют самопроверку по образцу.

Самоконтроль.

Регулятивные: действуют точно по инструкции, в соответствии с алгоритмом, применяют освоенные способы действия; осуществляют пошаговый и итоговый контроль.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

7. Заключитель-ная рефлексия.

Создаёт условия для заключительной рефлексии. Организует обсуждение проделанной работы.

Осуществляют рефлексию своих знаний, планируют дальнейшую работу.

Вынесение таблицы на доску (слайд).

Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

8. Домашнее задание

Предлагает домашнее задание (по выбору) на следующий урок..

Записывают задание в дневник.

Записи в дневнике.

Урок контроля и оценки

по теме « Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова»

Цель: создание условий для проверки умения учащихся заполнять орфограммы слабых позиций гласных и согласных (ОСП) по сильной позиции.

Задачи:

  1. Способствовать становлению универсальных познавательных учебных действий в процессе работы  над орфограммами слабой позиции гласных и согласных по сильной позиции.
  2. Создавать условия для формирования коммуникативных и регулятивных учебных действий, обучая способам сотрудничества и распределению работы по заранее составленному плану; прогнозирования результатов уровня усвоения изучаемого материала; осуществлению пошагового и итогового контроля.
  3. Способствовать формированию личностных учебных действий (умению слышать другого, принимать или не принимать его позицию, работать в группе, паре и коллективно).

Ход урока

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали мы у парт красиво,

Улыбнулись всем на диво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда!

Так начнём урок, друзья.

Будем слушать? Рассуждать?

И друг другу помогать?

- Ребята, для чего мы с вами изучаем русский язык? Где нам могут пригодиться знания и умения, полученные на уроке?

- А вы умеете писать красиво?

 - Откроем тетради. Запишем дату сегодняшнего дня.

Минутка чистописания. (Слайд)

Запишите следующие буквосочетания в одну строку:

глас - е – ны

со – ны – е – глас

грам – ор – мы – фо

  - Какое ещё задание можете предложить? (Составить слова)

 - Какие слова здесь спрятались? Запишите их красиво в тетради на новой строке.

 - Как вы думаете, почему именно их я предложила для минутки чистописания? Определите тему нашего урока. (Слайд)

 - Что мы знаем по данной теме?

(Что такое орфограмма, что такое гласная в слабой позиции, что такое согласная в слабой позиции) (Слайд)

 - Какие орфограммы вы можете проконтролировать у себя при письме? Для чего нам это нужно делать? (Безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные. Чтобы писать грамотно, без ошибок.)

Рефлексия 1

 - Значит, тема вам знакома. Тогда я вам предлагаю оценить свои умения и заполнить таблицу с вопросами контроля  (Слайд) +(См. приложение):

Я умею

С/О

С\К

К

1.

Проверять написание слов по словарю

2.

Находить безударные гласные и проверять их

3.

Находить парные согласные и проверять их

4.

Находить непроизносимые согласные и проверять их

Поставьте в первом столбике самооценка  знак:

+ умею хорошо;

? сомневаюсь, нужно повторить;

- не умею.

  - Ребята, мы будем работать со словами, содержащими эти орфограммы сразу, или вы считаете, что сначала нужно повторить правила?

Работа в паре.

Откроем учебники на странице 22. Рассмотрите схему.

Найдите ответы на вопросы: (Слайд)

«Какие звуки нужно проверять?»

«Как проверять?» для всех видов орфограмм, которые вы назвали.

Если схема вам непонятна, то вы можете воспользоваться карточками на столе помощи. (См. приложение).

 - Запишите свои примеры по каждой орфограмме. Если затрудняетесь, то можете воспользоваться карточками на столе помощи. (См. приложение)

- Какое задание предлагают нам выполнить авторы учебника в упражнении № 2 на стр. 23? Кто уверен, что он сам может справиться? Кому нужна помощь?

Работа в группах с консультантами.

 - Сейчас я продиктую вам строчку слов из упражнения, вы запишите, после проверите свои записи по учебнику.

Рефлексия 2 (Слайд)

 - Заполним второй столбик таблицы с вопросами контроля.

Поставьте во втором столбике самоконтроль знак:

+ умею хорошо;

? сомневаюсь, нужно повторить;

- не умею.

 - Ребята, вы желаете проверить, чему сегодня научились, как далеко шагнули в своих умениях? Выполним тестовую работу. (Слайд) +(См. приложение)

Рефлексия 3

 - Проверьте свою работу по образцу. Оцените. (Слайд)

Итог урока.

 - Подведём итог нашего урока. Закончите фразу: (Слайд)

«Я понял…»

«Я узнал…»

«Я научился…»

«Я запомнил…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова. 2 класс

Презентация к уроку: Обобщение раздела. Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова. 2 класс....

Урок русского языка.Проверяемые и непроверяемые орфограммы корня.

Цели урока:Ø  Образовательные: создать условия для проверки обучающимися заполнять орфограммы слабых позиций (ОСП) гласных и согласных по сильной позиции. Ø  Развивающие: развивать умен...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе Правила записи слов (проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова). Правила переноса.

Работа на уроке по теме « Правила записи слов (проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова). Правила переноса.» начинается с организационного момента, который  мотивирует деятельность уч...

Урок русского языка «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы».

Урок русского языка «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы»....

Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова

Урок русского языка разработан  по  программе "Планета знаний"....

Конспект урока по русскому языку во 2 «в» классе по теме: «Проверяемые и непроверяемые орфограммы.Представление об орфограмме». (УМК "Школа России")

Задачи урока направлены на закрепление  умения «видеть» орфограмму в  корне  слова с безударной гласной и объяснять её написание;развивать умение пользоваться правилом написания бе...

урок русского языка по теме «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы».

Формирование  умения видеть орфограмму проверяемый и непроверяемый безударный гласный в корне слова, формирование умения проверять безударный гласный звук в корне слова....