Проверяемые и непроверяемые орфограммы корня
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Урок русского языка во 2 классе. УМК "Планета знаний". 2-е полугодие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proveryaemye_i_neproveryaemye_orfogrammy_kornya.rar | 185.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Валяева Жанна Васильевна
Класс: 2
Предмет: русский язык
УМК «Планета знаний»
Тема урока: Проверяемые и непроверяемые орфограммы корня
Место урока в программе: первый урок в теме « Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова»
Тип урока: урок контроля и оценки
Цели урока:
- Образовательные: создать условия для проверки обучающимися заполнять орфограммы слабых позиций (ОСП) гласных и согласных по сильной позиции.
- Развивающие: развивать умения детей самостоятельно оценивать выполненные задания по выработанным критериям и планировать коррекционную работу.
- Воспитательные: создать условие для воспитания культуры общения между обучающимися в паре, в группе.
Ожидаемый результат:
Для обучающегося:
- получить представление о собственном уровне усвоения данной темы;
- осознать причины собственных трудностей (если они есть).
Для учителя:
- получить представление об уровне достижений каждого обучающегося и класса в целом;
- спланировать серию упражнений (может быть, и коррекционных) с учётом индивидуальных потребностей каждого обучающегося и всего класса.
Литература к уроку:
Л.Я. Желтовская «Русский язык». 2 класс. Часть 2.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Контроль | УУД |
1. Организацион-ный момент. | Приветствует уч-ся, определяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места. | Фронтальный. | Регулятивные: осуществляют контроль. |
2. Постановка цели урока. | 1. На минутке «чистописания» создаёт проблемную ситуацию («Что вы можете проконтролировать у себя при письме?»). 2. Создаёт условия для формировки темы, цели урока и её осознания детьми. | Дети выдвигают гипотезы. Формулируют тему, цель урока. | Записи в РТ (рабочей тетради), заслушивание ответов. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; принимают инструкцию педагога и чётко следуют ей; осуществляют пошаговый и итоговый контроль. Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о чередовании звуков; логические – осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение. |
3. Первичная рефлексия (самооценка). | Создаёт условия для первичной рефлексии с обсуждением составленной ранее таблицы с вопросами контроля. | Обсуждают, осуществляют рефлексию своих знаний по теме. | Вынесение таблицы на доску (слайд) | Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: осознают свои возможности в учении. |
4. Основная часть (решение учебной задачи). | Предлагает задания, в которых надо воспользоваться общим способом проверки ОСП: 1) предлагает выполнить задание в парах, работая с таблицей «Орфограммы в корне слова»; 2) организует индивидуальную работу по подбору слов к изученным орфограммам; 3) организует групповую работу по подготовке к письму под диктовку (выбор способа действий при записи слов); 4) предлагает записать слова под диктовку. | 1) В ходе парной работы обсуждают, определяют способы проверки орфограмм. 2) Подбирают слова, записывают в тетради. 3) В ходе групповой работы обсуждают, как действовать при записи слов по диктовку. 4) Записывают слова под диктовку учителя. | 1) Взаимоконтроль в парах. 2) Записи в РТ, взаимопроверка, самоконтроль. 3) Взаимоконтроль в группах. 4) Записи в РТ, самоконтроль. | Познавательные: общеучебные – используют схемы для решения учебной задачи; логические – осуществляют поиск необходимой информации; дополняют и расширяют свои знания и представления об изучаемых орфограммах Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение; допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; принимают инструкцию педагога и чётко следуют ей; осуществляют пошаговый и итоговый контроль. |
5. Промежуточ-ная рефлексия (самоконтроль). | Создаёт условия для промежуточной рефлексии с заполнением составленной ранее таблицы с вопросами контроля. | Осуществляют рефлексию своих знаний по теме. | Вынесение таблицы на доску (слайд). | Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: осознают свои возможности в учении. |
6. Тестовая работа. | Предлагает выполнить дифференцированную тестовую работу на листах, объясняя этапы работы. Организует самопроверку по образцу. | Выполняют тестовую работу. Выполняют самопроверку по образцу. | Самоконтроль. | Регулятивные: действуют точно по инструкции, в соответствии с алгоритмом, применяют освоенные способы действия; осуществляют пошаговый и итоговый контроль. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. |
7. Заключитель-ная рефлексия. | Создаёт условия для заключительной рефлексии. Организует обсуждение проделанной работы. | Осуществляют рефлексию своих знаний, планируют дальнейшую работу. | Вынесение таблицы на доску (слайд). | Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. |
8. Домашнее задание | Предлагает домашнее задание (по выбору) на следующий урок.. | Записывают задание в дневник. | Записи в дневнике. |
Урок контроля и оценки
по теме « Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова»
Цель: создание условий для проверки умения учащихся заполнять орфограммы слабых позиций гласных и согласных (ОСП) по сильной позиции.
Задачи:
- Способствовать становлению универсальных познавательных учебных действий в процессе работы над орфограммами слабой позиции гласных и согласных по сильной позиции.
- Создавать условия для формирования коммуникативных и регулятивных учебных действий, обучая способам сотрудничества и распределению работы по заранее составленному плану; прогнозирования результатов уровня усвоения изучаемого материала; осуществлению пошагового и итогового контроля.
- Способствовать формированию личностных учебных действий (умению слышать другого, принимать или не принимать его позицию, работать в группе, паре и коллективно).
Ход урока
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали мы у парт красиво,
Улыбнулись всем на диво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда!
Так начнём урок, друзья.
Будем слушать? Рассуждать?
И друг другу помогать?
- Ребята, для чего мы с вами изучаем русский язык? Где нам могут пригодиться знания и умения, полученные на уроке?
- А вы умеете писать красиво?
- Откроем тетради. Запишем дату сегодняшнего дня.
Минутка чистописания. (Слайд)
Запишите следующие буквосочетания в одну строку:
глас - е – ны
со – ны – е – глас
грам – ор – мы – фо
- Какое ещё задание можете предложить? (Составить слова)
- Какие слова здесь спрятались? Запишите их красиво в тетради на новой строке.
- Как вы думаете, почему именно их я предложила для минутки чистописания? Определите тему нашего урока. (Слайд)
- Что мы знаем по данной теме?
(Что такое орфограмма, что такое гласная в слабой позиции, что такое согласная в слабой позиции) (Слайд)
- Какие орфограммы вы можете проконтролировать у себя при письме? Для чего нам это нужно делать? (Безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные. Чтобы писать грамотно, без ошибок.)
Рефлексия 1
- Значит, тема вам знакома. Тогда я вам предлагаю оценить свои умения и заполнить таблицу с вопросами контроля (Слайд) +(См. приложение):
№ | Я умею | С/О | С\К | К |
1. | Проверять написание слов по словарю | |||
2. | Находить безударные гласные и проверять их | |||
3. | Находить парные согласные и проверять их | |||
4. | Находить непроизносимые согласные и проверять их |
Поставьте в первом столбике самооценка знак:
+ умею хорошо;
? сомневаюсь, нужно повторить;
- не умею.
- Ребята, мы будем работать со словами, содержащими эти орфограммы сразу, или вы считаете, что сначала нужно повторить правила?
Работа в паре.
Откроем учебники на странице 22. Рассмотрите схему.
Найдите ответы на вопросы: (Слайд)
«Какие звуки нужно проверять?»
«Как проверять?» для всех видов орфограмм, которые вы назвали.
Если схема вам непонятна, то вы можете воспользоваться карточками на столе помощи. (См. приложение).
- Запишите свои примеры по каждой орфограмме. Если затрудняетесь, то можете воспользоваться карточками на столе помощи. (См. приложение)
- Какое задание предлагают нам выполнить авторы учебника в упражнении № 2 на стр. 23? Кто уверен, что он сам может справиться? Кому нужна помощь?
Работа в группах с консультантами.
- Сейчас я продиктую вам строчку слов из упражнения, вы запишите, после проверите свои записи по учебнику.
Рефлексия 2 (Слайд)
- Заполним второй столбик таблицы с вопросами контроля.
Поставьте во втором столбике самоконтроль знак:
+ умею хорошо;
? сомневаюсь, нужно повторить;
- не умею.
- Ребята, вы желаете проверить, чему сегодня научились, как далеко шагнули в своих умениях? Выполним тестовую работу. (Слайд) +(См. приложение)
Рефлексия 3
- Проверьте свою работу по образцу. Оцените. (Слайд)
Итог урока.
- Подведём итог нашего урока. Закончите фразу: (Слайд)
«Я понял…»
«Я узнал…»
«Я научился…»
«Я запомнил…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова. 2 класс
Презентация к уроку: Обобщение раздела. Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова. 2 класс....
Урок русского языка.Проверяемые и непроверяемые орфограммы корня.
Цели урока:Ø Образовательные: создать условия для проверки обучающимися заполнять орфограммы слабых позиций (ОСП) гласных и согласных по сильной позиции. Ø Развивающие: развивать умен...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе Правила записи слов (проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова). Правила переноса.
Работа на уроке по теме « Правила записи слов (проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова). Правила переноса.» начинается с организационного момента, который мотивирует деятельность уч...
Урок русского языка «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы».
Урок русского языка «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы»....
Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова
Урок русского языка разработан по программе "Планета знаний"....
Конспект урока по русскому языку во 2 «в» классе по теме: «Проверяемые и непроверяемые орфограммы.Представление об орфограмме». (УМК "Школа России")
Задачи урока направлены на закрепление умения «видеть» орфограмму в корне слова с безударной гласной и объяснять её написание;развивать умение пользоваться правилом написания бе...
урок русского языка по теме «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы».
Формирование умения видеть орфограмму проверяемый и непроверяемый безударный гласный в корне слова, формирование умения проверять безударный гласный звук в корне слова....