Конспект урока русского языка "Сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Подорога Оксана Владимировна

Конспект урока русского языка "Сложные слова", 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_slozhnye_slova.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока:

Познакомить с понятием «сложные слова», образованием сложных слов; повторить понятия «корень», «однокоренные слова».

Обогащать словарный запас учащихся, развивать коммуникативные умения, творческие способности через исследовательскую деятельность на уроке.

Прививать интерес к русскому языку; воспитывать культуру интеллектуального труда.

Тип урока: урок открытия новых знаний через исследовательскую деятельность.

Методы обучения: проблемный, исследовательский, практический.

Формы организации деятельности: индивидуальная, дифференцированная,

групповая.

I. Организационный момент.

 Мы сегодня снова будем писать,

 Делать выводы и рассуждать.

 А чтобы урок пошёл каждому впрок,

 Активно в работу включайся, дружок!

ΙΙ. Актуализация знаний:

  1) Прежде чем начнем совершать открытия, вспомним то, что знаем.

1-ый ряд – ваша зрительная точка№3

2- ой ряд – ваша зрительная точка № 1

3- ий ряд - ваша зрительная точка № 2

  Запишите слова,  соответствующие вашим схемам. (проверка выборочно)

   2) Как-то много лет тому назад

 Посадили странный сад:

 Не был сад фруктовым –

 Был он только словом.

 Это слово- слово- корень-

 Разрастаться стало вскоре

 И плоды нам принесло…     (СЛАЙД 3)

- Прочитайте внимательно текст.  Прочитайте выразительно текст.

– Что заметили?

- Какое задание вы могли бы предложить? (выписать однокоренные слова и разобрать их по составу)

III. Знакомство с новой темой. (СЛАЙД  4 )

- Прочитайте  предложение.

Мухолфвка – маленкая птичька, жывущая в нашей месности.

Какое задание вы можете предложить?

- найди ошибки, исправь;

- спиши без ошибок;

- обозначь орфограммы.

Коллективная проверка, оценивание. (СЛАЙД 5)

 Предлагается выделить морфемы в слове мухоловка. Ставится проблемный вопрос. Возникает вопрос: Сколько корней в слове мухоловка? Выясняют, почему эту птицу так назвали?

                                                      (2 ученика у доски на табличках слова)

 Кристина:  

Жил да был на свете ПАР,

С виду был он сед и стар,

 Но с кипящею водой

 Он плясал как молодой.

 Он из чайников струился,

 Над кастрюлями клубился,

 Никаких полезных дел

 Делать вовсе не умел

Ангелина:

 Жило – было слово ХОД

 В слове ВЫХОД, в слове ВХОД,

 В слове ХОДИКИ стучало,

 И в ПОХОДЕ вдаль шагало.

Учитель:

 Так и жили ПАР и ХОД.  ( СЛАЙД 6)

 Жили врозь они, но вот

 Вместе их соединили –

 По воде они поплыли.

 Паром ходит ПАРОХОД,

 В паре ходят ПАР и ХОД.(Е.Измайлова)

IV. Наблюдение над сложными словами. ( СЛАЙДЫ  7, 8, 9)

 Запишите по три слова с каждого слайда.

Выясняют значения слов, как они образованы, записывают слова, выделяют корни.  

Делают вывод (какие слова называются сложными), читают определение по СЛАЙДУ 10.

V. Работа с предложением. (СЛАЙД 11)

На экране записаны слова:

Др…бил, мощный, льдины, л..д…кол.

 - Какие задания вы хотите выполнить? ( вставить пропущенные буквы и собрать предложение). Проверка.

                           Физминутка для глаз (СЛАЙД 12)

V. Карточки с разноуровневыми заданиями.

1 гр. (минимальный уровень  ЗЕЛЁНЫЕ) – выделите корни слов,

самовар, рыболов, свинопас, вертолет, самолюбие, одноклассники;

2 гр. (средний уровень ЖЁЛТЫЕ) – соберите сложные слова из рассыпавшихся корней: снег пад ; снег кат; сам кол; лед руб; лес парк.

3 гр. (средний уровень ГОЛУБЫЕ) – образуйте и запишите сложные слова, из слов: листья, падать сад, водить, пар, возить голый, лед, ходить

4 гр. (высокий уровень КРАСНЫЕ) – подберите и запишите сложные слова с корнем - вод-.

VI. Закрепление. Работа в парах. (СЛАЙД 13)

Замените данные словосочетания одним словом. Запишите слова, разберите их по составу.

 Образец: рубить мясо – мясорубка.

 1.Резать овощи - ……………..

 2.Варить кофе - ……………..

 3.Ловить мышей -……………

 4.Любитель книг - ……………

 5.Ходит по луне - ……………..

(взаимопроверка)

VII. Итог урока. ( СЛАЙД 14)

- С написанием и образованием каких слов познакомились на уроке?

 - Как образуются сложные слова?

- Для чего люди используют такие слова?

VIII. Рефлексия урока.

Не хочу держать в секрете

Этот маленький секрет.

Вертословы есть на свете,

А без –верто- слова нет.

Ты родился вертословом?

Может зря хвалился тут?

Слова не путаешь на свете?

Знаменитый словопут?

- Сегодня среди вас не было ни одного словопута.

Активными вертословами были:…             Им за урок – 5.

 IX.  Домашнее задание.

Посмотрите дома в словаре, есть слова в русском языке: словопут и вертослов. Упражнение 173 или 174 по выбору.

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?"

На этом уроке дети познакомятся со словами, отвечающими на вопросы Кто? и Что? В неформальной обстановке сделают для себя новое открытие. На уроке используются парные и групповые методы работы....

Конспект урока русского языка "Слова признаки"

Конспект урока русского языка во 2 классе.УМК "Школа 2100"...

Конспект урока русского языка «Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука»

Конспект урока русского языка «Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука»...

Конспект урока русского языка "Слова -названия предметов, у которых нет окончаний"

Урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс. "Слова - иностранцы"...

Конспект урока русского языка "Слова - помощники" 1 класс ПНШ

Урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" ФГОС НОО...

Конспект урока русского языка "Слова-омонимы"

Конспект урока с презентацией и приложениями по теме "Слова-омонимы. 2 класс. 21 век....