СОБИРАЕМ РОДСТВЕННИКОВ
методическая разработка (русский язык, 2 класс) по теме

Володина Ирина Николаевна

КОНСПЕКТ  УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "СОБИРАЕМ РОДСТВЕННИКОВ" , 2 КЛАСС УМК "ГАРМОНИЯ". САМОАНАЛИЗ ДАННОГО УРОКА. ПРЕЗЕНТАЦИЯ  К УРОКУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №5»

г.Саратова

Конспект урока русского языка

2 класс

«Собираем родственников»

УМК «Гармония»

                                        Работу выполнила:

учитель начальных классов

Володина Ирина Николаевна

                               

                                         2013г.

                             

 

Цель урока: познакомить учащихся с понятиями: родственные слова, корень слова.

Задачи урока.

      Образовательные:

  1. Сформировать понятие родственные слова; ввести понятие корень слова, провести осмысление этих понятий на основе разграничения родственных слов тех же семантических групп.
  2. «Открыть» способ действия по нахождению в слове корня.
  1. Организовать усвоение нового материала учащимися  в условиях проблемной ситуации, применяя имеющиеся у них знания и накопленный опыт;

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес, активность, наблюдательность учащихся.
  2. Развивать орфографическую зоркость детей.

          Воспитательные:

  1. Формировать ценностное отношение к русскому языку.
  2. Воспитывать уважительное отношение к труду.

                               Ход урока:

  1. Орг.момент.

-  Надеюсь, что  новые знания, полученные сегодня на уроке расширят ваши знания о русском языке.

  1. Объяснение нового материала.

СЛАЙД1

-Как вы считаете, люди на фотографии похожи между собой?

(Нет)

-СЛАЙД 2.

- Сравните людей на следующем снимке. Они похожи? А могут быть родственниками?

(Да)

- Если люди происходят из одного рода, семьи, то часто бывают, похожи между собой. Их называют родственниками. Подобное явление  наблюдается и в языке.

 3.Сообщение темы и задач урока.

-С этим явлением мы и познакомимся сегодня на уроке. Узнаем что такое родственные слова,  корень слова и научимся находить его  в слове.

СЛАЙД 3.

-Тема урока: «Собираем родственников»

-О некоторых словах говорят, что они родственные. 

-Как вы считаете, что может означать это название?

(Похожие между собой слова)

СЛАЙД 4.

-Почему слово сахарница так называется?

 (В ней хранят сахар)

-А варенье?

(Его варят из ягод)

-А что значит солить?

(Посыпать солью)

-  Кто скажет, чем похожи эти слова?

(Одинаковая часть)

СЛАЙД 5.

Проблемный вопрос.

- А  кто скажет, слова сахар и конфета родственные? Ведь конфета сладкая?

-А варенье и компот? Они же их ягод?

Работа с учебником. С.7

- А как учёные определяют, что такое родственные слова. Давайте прочтём важные сведения из учебника.

(работа с правилом)

- Так какие слова называют родственными?

(Родственные слова- это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова.)

- Кто скажет, что есть у родственных слов?

(У родственных слов есть общая часть и общее значение.)

- Давайте проанализируем и определим: являются ли слова конфета и сахар, варенье и компот родственными?

- Кто поделится своим мнением: есть  ли в этих словах общая часть?
(Нет)

-Есть общее значение?(можно объяснить слова, с помощью одного и того же слова)

(Нет)

 -Сейчас  поучимся находить родственные слова.

-Образуйте группу слов, связанных со словом рыба.

1.Небольшая мелкая рыба

2. Рыбная ловля.

3. Человек, занимающийся рыбной ловлей.

4. Ловить рыбу.

5. Хищная речная рыба.

Рыба

Рыбка                                                       щука

Рыбёшка

Рыбак

рыбачить

Интерактивная доска.

 (выслушать устные ответы)

- Давайте соберём и запишем в столбик родственные слова.

Рыба

Рыбка

Рыбка

Рыбёшка

Рыбачить

- Какое слово осталось? Почему?

(щука, нет общей части)

-Кто рыбачит на реке с тонкой удочкой в руке?

- Составьте предложение – ответ, используя не менее 2х родственных слов.

-Запишите предложение. Отметьте все орфограммы.

(Рыбак поймал золотую рыбку)

-К  оставшемуся слову щука, подберите родственные слова.

(щучка-какое значение у этого слова;

щучий- принадлежащий щуке)

-А знакомо ли вам выражение: По щучьему велению…?

-Кто может объяснить?

СЛАЙД 6.

- А в жизни так бывает?

-В нашей жизни нужно потрудиться, чтобы, что либо сделать, чего либо добиться.

-По щучьему велению, по моему хотению…появись следующий слайд

СЛАЙД 7.

Физкульминутка.

Введение понятия - корень слова.

-Вернёмся к записанным нами словам.

-Найдите общую часть родственных слов.

-Как вы  думаете, почему эту часть в слове считают главной?

Работа с правилом.

-Давайте узнаем, что учёные  думают по этому поводу. Как называют эту часть. Прочитаем правило.

-Так что называется корнем?

(Общая часть родственных слов)

-Кто скажет: что хранит в себе корень?

(Корень хранит в себе общее для всех слов значение)

Проблемный вопрос.

-А  кто знает, как же искать в слове корень?

 

СЛАЙД 8.

-Как же будем действовать?

Интерактивная доска.

-Давайте отметим корень, в записанных словах.

Закрепление.

Работа по учебника. Упр. 285.(2 ученика за доску)

-Сейчас  поучимся находить родственные слова и выделять корень.

-Работаем по вариантам. 1 вариант запишет слово солонка, а второй сахарница.

Солонка        сахарница

Соль              сахар

Солить          сахарить

Солёный       сахарный

Выберите для каждого слова родственные слова и допишите их в свои столбики.

-Кто скажет: все ли слова подошли?

(Нет)

- В родственных словах выделить корень.

-Как будем действовать?

СЛАЙД 7.(оставить тот же)

Укажите над словами, что они называют: предмет, признак, действие.

- Кто знает: есть ли у этих слов общее значение?

( Да, их можно объяснить с помощью одного и того же слова)

Проверка.

-Произнесите слова 1 варианта и послушайте, всегда ли в одном и том же корне одинаковые звуки?

(Нет)

 -А буквы?

(Да)

-Об этом мы будем говорить на следующих уроках.

Творческая работа.

СЛАЙД 8.

-Сейчас  поработаем  над составлением предложений с родственными словами.

-К каждому предложению составьте и запишите подобное. Не забывайте про «окошки».

В лесу работает лесник.    В саду….

Под осиной растёт подосиновик.   Под берёзой….

Итог урока. СЛАЙД 9.

Литература.

  1. М.С.Соловейчик. Учебник «К тайнам нашего языка», 2 класс.
  2. М.С.Соловейчик. Методические рекомендации к учебнику «Тайны нашего языка», 2 класс.
  3. Фразеологический словарь.



Предварительный просмотр:

                   

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №5» г. Саратова

Самоанализ урока

русского языка

УМК «Гармония»

                                                          Работу выполнила:

                                                         учитель начальных классов

   Володина Ирина Николаевна

                                         2013г.

                           

                    Самоанализ урока

              Урок русого языка во 2 классе по УМК «Гармония». Автор учебника русского языка М.С.Соловейчик. Данный урок в разделе «Размышляем о словах» второй.

               Тип урока- открытие новых знаний. Уроки именно этого типа в большей мере соответствуют моему педагогическому кредо: «Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».

При подготовке к уроку были учтены программные требования:

-по работе над орфограммой;

- по развитию устной и письменной речи;

-валеологии (физкультминутка, смена видов деятельности)

-особенности учебной деятельности;

-активность, осознанность, системность;

-психологические особенности младших школьников.

Исходя из этого, были поставлены цели и задачи:

Цель урока: познакомить учащихся с понятиями: родственные слова, корень слова.

Задачи урока.

      Образовательные:

  1. Сформировать понятие родственные слова; ввести понятие корень слова, провести осмысление этих понятий на основе разграничения родственных слов тех же семантических групп.
  2. «Открыть» способ действия по нахождению в слове корня.
  1. Организовать усвоение нового материала учащимися  в условиях проблемной ситуации, применяя имеющиеся у них знания и накопленный опыт;

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес, активность, наблюдательность учащихся .
  2. Развивать орфографическую зоркость детей.

          Воспитательные:

  1. Формировать ценностное отношение к русскому языку.
  2. Воспитывать уважительное отношение к труду.

  Выбранный ход урока считаю логичным и наиболее оптимальным:

  1. Была создана проблемная ситуация, побуждающая диалог – мотив для изучения учебного материала.
  2. Организованна работа по отработке и закреплению нового материала.

Основные виды работы: коллективный и индивидуальный, групповой(по рядам).

При построении урока пользовалась принципами:

- научности, наглядности, активности, доступности, системности и последовательности.

Для достижения поставленных цели и задач, мною выбраны методы и средства:

- проблемные( наглядно-иллюстративный материал);

-контроля( взаимопроверка, сверка с доской);

-практические;

-словесные.

На уроке проводилась работа:

- по расширению словарного запаса;

- по овладению навыками  письменной и устной речи;

- по орфографии( на протяжении всего урока);

- с лексическим значением слова, с устойчивым выражением.

                   Применение ТСО позволило более полно сочетать наглядные, словесные и практические средства обучения. Наглядный доминирующий метод помогал удерживать внимание всего класса, более образно представить учебный материал, поддерживать высокую работоспособность учащихся в течении всего урока, словесный метод обучения позволил в короткий срок передать большую по объёму информацию в условиях проблемного преподавания знаний, а практический метод обучения применялся для формирования умения использовать теоретические знания в условиях решения учебных задач.

                Каждая из форм была направлена на организацию самостоятельной деятельности учащихся и на решение задач урока. Знания не передавались школьникам в готовом виде, а приобретались ими в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации. Был разработан алгоритм нахождения и выделения в слове корня.

 

  Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив мотивацию учения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собираем родственников

Урок русского языка, 2 класс М.С.Соловейчик. К тайнам нашего языка. Программа «Гармония»Тема.  Задача данного урока – формирование понятия «родственные слова», уточнение опознавательных приз...

Собираем родственников. Русский язык.2 класс Гармония.

Тема: Собираем родственников.Цели: 1) ознакомить  с родственными словами, развивать умение распознавать однокоренные слова, формировать понятие «корень»;            2)развивать умение решать орфографи...

собираем родственников

конспект урока русского языка  УМК Гармония по теме собираем родственников...

Урок русского языка 2 класс. "Собираем родственников"

: 1. Развитие  умения распознавать  однокоренные  слова  по     двум  признакам, находить  в  слове  корень.2..Ра...

"Собираем родственников" презентация к уроку русского языка

Презентация к уроку русского языка 2 класс Умк "Гармония"....

Собираем родственников гармония 2 класс

Методическая разработка урока Русского языка 2 класс программа грамония....