собираем родственников
план-конспект урока по русскому языку по теме

конспект урока русского языка  УМК Гармония по теме собираем родственников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobiraem_rodstvennikov.doc46 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt1.45 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Собираем родственников

Цель: рассмотреть понятия «родственные слова», «корень слова»; научить способу действий для определения корня слова в родственных (однокоренных) словах.

Ууд:

Познаваельные: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

–находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

–делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Регулятивные: –проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему(заголовок), ключевые слова; учиться работать в паре, группе;

Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей; обращать внимание на   особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Оборудование: УМК Гармония, мультимедия

Ход урока

этап урока

деятельность учителя

деятельноссть учеников

начало урока

(приветствие детей)


- при проверки ваших домашних тетрадей я увидела, что не все буквы (соединения) удачно написаны.  Запишите буквы которые, я у вас отметила в тетради на новой строке по середине.



- запишите с новой строчки следующие слова с помощью слоговой схемы, поставьте ударение и отметьте все орфограммы. ка-ран-даш, ре-зин-ка,  аль-бом, блок-нот, пе-нал, тет-радь.

(дети занимают сои рабочие места)

(записывают буквы и соединения на новой строке по середине)








(записывает с помощью слоговой схемы, показывает ударение и отмечает в схеме все орфограммы)

проверка домашнего задания

- всё ли удалось сделать, были ли трудности при выполнении домашнего задания, нуж-

но ли в чём-то вместе разобраться, надо ли какую-то часть работы проверить?

актуализация прошлых знаний и умений

упр. 290

- почему сахарница так называется?

- а варенье?

- а что значит солить?

- давайте посмотрим, что нам говорит Антошка об этих словах?


(варианты ответов уч-ся)




(один из учеников вслух читает)


изучение нового материала

упр. 291 (слайд)

- сейчас я вам прочитаю, а вы внимательно слушайте меня и следите пальчиком за текстом, где я читаю. Родственные - это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Его часть живет во всех словах-родственниках. Поэтому у родственных слов обязательно есть общаю часть, в которой хранится общее значение.

- и так сахар и конфета, варенье и компот – родственные слова?

- что можно сказать о словах  сахар и сахарница? варенье и варить? Соль и солить?

упр. 292.

- собери вместе родственные слова и запиши их в тетрадь

упр. 293

- прочитайте и скажите, как называется главная часть слова. Объясни почему она главная.

- назови корень записанных тобою слов в упр. 292. Выдели их


- чтобы найти корень, нужно: побобрать родственные слова и выделить в них корень


(слушают и следят за текстом)












- нет они не родситвенные слова



- они родственные. их можно объяснить с помощью одного и того же слова, есть общая часть


(уч-ся записывают. Сахар и сахарница, варенье и варить, соль и солить)

(уч-ся читаю правило)


- она содержит общее значение всех слов.


(называют корни слов)

- сахар, вар, сол. (выделяют их над словами)

(читаем все вместе хором)

первичное закрепление

упр. 294 (СЛАЙД)

- узнай родственников слова мыло и запиши их.


- выделите корень

- давайте проверим (слайд)


(записывают в книге)

мыло, мыльце, мыльница, мыльные, мылить.

- мыл

вторичное закрепление

упр. 295

- из слов каждой строки выпиши только родственные слова. Выдели в них корень.

- помните: у родственных слов не один признак, а два. Какие?












- провери (слайд)

- как думаешь все ли родственные слова нужны нам в речи?

- зачем так много?







- общее значение и корень

(выполняют задание)

  1. Курица, куриный, курочка. Корень. Кур.
  2. Гусыня, гусь, гусиный, гусяты. Корень гус.
  3. Корова, коровушка, коровенка, коровник, корове. Корень

коров.

(варианты ответов уч-ся)

тренинг

- Конкурс: Какая группа сумеет за 5 минут вырастить большее  количество родственных слов из корня. Группы будут состоять из двух радом стоящих парт.


I   группа – рыб

II группа – цвет

III группа – бел

IV группа – бол

V группа – вар

итог урока

- Я хочу вам рассказать сказку об этом кустике.

    Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появились новые слова - веточки, и назвали их однокоренными. А так как они все были дети одного корня – папы, то ещё их называют родственными.

   Общую главную часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем.

   Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный.

- найдите в вашей работе буквы и соединения которые мы написаи в самом начале. Где хорошо написано поставьте простым карандашом плюс, где плохо минус. Дома еще раз пропишите эти буквы  и соединения.


























(ищут и отмечают знаом плюс и минус)

домашнее задание

запишите в дневник домашнее задание. Упр. 296


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родственные - это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова . Его часть живет во всех словах-родственниках. Поэтому у родственных слов обязательно есть общая часть , в которой хранится общее значение .

Слайд 2

1) … ; 2) ласковое название или маленький кусочек мыла - …; 3) то, в чем мыло лежит - …; 4) пузыри из мыла (какие?) - … ; 5) потереть руки мылом (что сделать?) - … .

Слайд 3

1) МЫЛО; 2) ласковое название или маленький кусочек мыла - МЫЛЬЦЕ; 3) то, в чем мыло лежит - МЫЛЬНИЦА; 4) пузыри из мыла (какие?) - МЫЛЬНЫЕ; 5) потереть руки мылом (что сделать?) - МЫЛИТЬ.

Слайд 4

Курица, куриный, курочка. Гусыня, гусь, гусиный, гусята. Корова, коровушка, коровенка, коровник, корове.

Слайд 5

I группа – рыб II группа – цвет III группа – бел IV группа – бол V группа – вар

Слайд 6

рассада посадка садик посадить садовод сад


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собираем родственников

Урок русского языка, 2 класс М.С.Соловейчик. К тайнам нашего языка. Программа «Гармония»Тема.  Задача данного урока – формирование понятия «родственные слова», уточнение опознавательных приз...

Собираем родственников. Русский язык.2 класс Гармония.

Тема: Собираем родственников.Цели: 1) ознакомить  с родственными словами, развивать умение распознавать однокоренные слова, формировать понятие «корень»;            2)развивать умение решать орфографи...

СОБИРАЕМ РОДСТВЕННИКОВ

КОНСПЕКТ  УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "СОБИРАЕМ РОДСТВЕННИКОВ" , 2 КЛАСС УМК "ГАРМОНИЯ". САМОАНАЛИЗ ДАННОГО УРОКА. ПРЕЗЕНТАЦИЯ  К УРОКУ....

Урок русского языка 2 класс. "Собираем родственников"

: 1. Развитие  умения распознавать  однокоренные  слова  по     двум  признакам, находить  в  слове  корень.2..Ра...

"Собираем родственников" презентация к уроку русского языка

Презентация к уроку русского языка 2 класс Умк "Гармония"....

Собираем родственников гармония 2 класс

Методическая разработка урока Русского языка 2 класс программа грамония....