Урок-игра. Сочиним загадку
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Вострикова Инесса Онисифоровна

С загадками мы знакомимся с самого раннего детства, знаем их великое множество, любим отгадывать, пытаемся придумывать свои.

  Посмотрим, как вы их умеете отгадывать и сочинять

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra.docx54.75 КБ

Предварительный просмотр:

        

Урок –игра  

ЗАГАДКИ – ОПИСАНИЯ

                                                                             Подготовила учитель нач. классов

                                                                                                     Юрловской средней школы

                                                                                   Вострикова И.О.

 Учим детей      -развивать творческие способности

                                - приемам конструирования загадок;

                      - сочинять загадки.

ХОД УРОКА

1.Орг момент.                  2. Речевая разминка.

- Прочитайте хором загадку, отгадайте её.

 Набирает воду носом,

 Будто шлангом и насосом.

Ставьте зонтиков заслон:

 Всех сейчас окатит .. (Слон)

- Прочитайте, разделив слова на слоги.

- Прочитайте орфографически. (орфоэпически).

- Прочитайте с вопросительной (с утвердительной) интонацией.

- Прочитайте с интонацией. восхищения.

- Прочитайте сердито, весело.

- По каким признакам вы узнали, что речь идёт о слоне?

3. Работа по теме. Отгадьвание загадок.

1.- С загадками мы знакомимся с самого раннего детства, знаем их великое множество, любим отгадывать, пытаемся придумывать свои.

  Посмотрим, как вы их умеете отгадывать. Слушайте загадку:

  а)            «Кругла, а не месяц,

               Желта, а не масло,

              С хвостом, а не мышь». – Что это? (Репка.)

- Почему вы решили, что это репка? (Называются ее признаки: круглая, желтая и с хвостиком.)

- В загадке этот овощ называется? (Нет.)

- В этом-то все дело: сам предмет «спрятан», называются его только самые главные признаки, по которым его можно отгадать.

б) А вот другая загадка:

                    «Два коня у меня, два коня.

                      По воде они возят меня.

                    А вода тверда, словно каменная». (Коньки.)

- С каким предметом сравниваются коньки? (С конями.)

- Почему? (Коньки такие же быстрые, как и кони.)

- Правильно. Коньки похожи на коней. Какие еще признаки помогли отгадать загадку? (Эти кони носят меня по твердой воде, т.е. по льду.)

   в) - А Д.Хармс в одном из своих стихотворений написал так:

                            «Я шел зимою вдоль болота

                              В галошах, в шляпе и в очках.

                              Вдруг по реке пронесся кто-то

                                       На металлических крючках».

- На что похожи коньки у Д.Хармса? (На металлические крючки.)

- Чем они напоминают крючки? них передняя часть чуть приподнята и загнута. и они сделаны из металла.)

        - Верно.

2 Риторический анализ. Работа по учебнику. - Прочитайте загадки в учебнике (стр. 183). На кого похож ежик? (На подушечку с иголками), стрекоза (на голубой аэропланчик), кузнечик (на пружинку.)

- Что помогло вам отгадать каждую загадку? (У кузнечика спинка зеленая, и он прыгает, как пружинка; стрекоза часто голубого цвета; ее прозрачные голубые крылышки и плавный полет напоминают нам аэроплан. Спинка ежика похожа на подушечку с иголками.)

5.Риторические задачи, игры. Игра «Отгадай-ка»

- А теперь поиграем. Кто больше вспомнит интересных загадок?

 Кто быстрее их отгадает?

            1. «Вот иголки и булавки

         …………..   ( Выползают из-под лавки )

        На меня они глядят,

         ………….     .( Молока они хотят.) (Ежик)

    2. «Серовато, зубовато,

          По полю рыщет, ...

           (Телят, ребят ищет.)» (Волк)

    3. «Стоит Егорка

            …………….(В красной ермолке)

          Кто ни пройдет,

 .. ………….            (Всяк поклонится) (Земляника)

3.  Письменное задание. Творческая работа.

    1.Допиши загадки, если получится в рифму, отгадай их.

 а) « Удивительный ребенок!

        Только вышел из (пеленок).

         Может плавать и нырять,

         Как его родная (мать).» (Утенок)

     б) «Желтый Антошка

                Вертится на ножке.

               Где солнце стоит,

              Туда он (глядит).» (Подсолнух)

    в) Поле не (мерено),

        Овцы не (считаны),

        Пастух (рогат)» (Небо, месяц, звезды)

     г) «Домовитая хозяйка

          Полетела над (лужайкой).» (Белка)

      д)  «Душистое, белое облачко

             В воздухе стоит,

            Ароматом (пьянит).» (Черемуха)  Проверка

4. Введение нового, закрепление.- Если мы наблюдательны и предельно внимательны, если видим в предмете его самые главные, яркие признаки, по которым его можно узнать, значит, ... мы можем не только отгадывать загадки, но и сочинять их.

. Попробуем!

      Речевые игры

1) Подберите рифму к словам: багаж (гараж, саквояж),белка (грелка, мелко, стрелка),  бор(спор, затор, сор), Вова (слово), ворона (корона), врач (грач), весна (красна).

2) Игра «Шторм». Помогите поставить слова на свои места.

Разыгралась буря. Волны обрушились на палубу корабля. Всё перепуталось, книги рассыпались.

   Из одного стих-я исчезли слова: август, аппетит, астры, апельсины. Попробуйте вернуть их на место.

… выпал жаркий-жаркий.

Ах, как душно в зоопарке!

… пропал у пони,

… астры вянут на газоне.

А мартышка не страдает –

… уплетает!

5. Риторические задачи.  Закрепление. Работа по учебнику

а) Задание 148    - Ты, конечно же, догадался, кто эти храбрые морячки? (Это мыши).

- Найди и прочитай их описание в тексте. («У них ушки на макушке, у них

длинные хвосты. И страшны им только кошки, только кошки и коты!»)

- Обратите внимание, ребята! Последние две строчки не помогают нам представить морячков, плывущих на кораблике, но вы их все-таки прочитали.

Значит, они нужны? Почему? (Они нам подсказывают, о ком идет речь: ведь именно мыши очень боятся кошек.)

 б )- Сочинение загадок

 А теперь попробуем вместе с вами составить для малышей загадку о мышах. Помните: мы не можем в загадке употребить слово «мыши», а можем только перечислить их внешние признаки. Начало придумала я:

 «Это что за страшный зверь постучался нынче в дверь?»

 Какие внешние признаки этих зверьков мы отразим в загадке? Посмотрите на рисунок (см. приложение), он подскажет вам эти признаки. (Ушки, глаза, зубы, хвост, цвет, размер.)

- На что похожи глазки у мышонка? (На бусинки.)

- Какие у мышей зубы? (Острые, как шило.)

- Какой хвост? (Длинный тонкий серый)

. - Вы знаете, что у мышей очень хороший слух? Их слуховой аппарат ус-

троен так, что они воспринимают малейший шорох. Кто знает, как называется такой прибор, который с легкостью улавливает все звуки, обнаруживает самолеты, корабли? (Это локатор.)

- Значит, ушки мышей мы можем сравнить с локатором. Дети пытаются сочинить загадку

3

«Это что за страшный зверь

Постучался нынче в дверь?

Ушки, как локаторы, торчат на голове.

 Глазки как бусинки,

Зубы как шило,

Длинный серый тонкий хвост ... »

в) Сочиним загадку о цыпленке. Какой он? (Маленький, желтенький, пищит тоненьким голоском.)

- На что похож цыпленок? (На комочек, он кругленький, маленький.)

- Комочек не простой, а желтенький ... (Золотистый.)

- Назовем цыпленка золотистым комочком и сочиним загадку:

«Маленький, пушистый,

 С тонким голоском,

Комочек золотистый!  Это я о ком?»

- Вот какую загадку сочинили ребята о хлебе: «Золотистый, теплый, мягкий, в каждом доме на столе!» Легко ли догадаться, что это хлеб? (Да. Он бывает на столе в каждом доме. Он золотистый, т.е. поджаренный. Как будто только что из печки.)

- Вспомните, как выглядит колокольчик. Назовите его отличительные признаки: какого он цвета? С чем можно сравнить цветы колокольчика? Почему этот цветок так называется?

Может получиться такая загадка: «Фиолетовые головки на ветру качаются, дрожат, а дотронешься, прислушаешься - звенят».

6. Итог

 Итак, чтобы сочинять загадки, стихи нужно уметь наблюдать, замечать вокруг самое яркое, и необычное, уметь подбирать выразительные слова, и главное, надо уметь рифмовать

7.Домашнее задание .- Все вы наверняка любите фрукты. Сочините загадку о персике. Какой он (по вкусу, по цвету)? Какая у него одежда? С чем его можно сравнить?

2

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Сочиним загадку

Фрагмент занятия кружка «Занимательная грамматика»....

Разработка урока по русскому языку (развитие речи) "Учимся сочинять загадки"

Урок русского языка направлен на формирование умения составлять загадки. Образовательный процесс ориентирован на расширение кругозора учащихся. В ходе урока формируются умения сравнивать, обобщать, де...

Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе по теме: "Пробуем сочинять загадки"

Конспект урока развития речи по русскому языку  во 2 классе, тема урока:  "Пробуем сочинять загадки". Автор учебника С.В. Иванов "Русский язык" 2 класс, изд. "Вентана-Граф"( УМК "Начальная ш...

Презентация "Как сочинить загадку"

В презентации раскрываются простые способы сочинения загадок на уроке. Презентация создана на основе шаблонаDrag and Drop.2 КЛАСС ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, РИТОРИКА....

Открытый урок по русскому языку «Что такое загадка? Учимся сочинять загадки» ( по учебнику М.С.Соловейчик )

Методическая разработка открытого урока русского языка во 2 классе в форме презентации....

Методическая разработка урока по детской риторике по теме "Загадки-описания. Сочини загадку"

Разработка урока по детской риторике для 2 класса по теме "Загадки-описания. Сочини загадку"...