Использование моделирования при углубленной работе над словом и предложением на уроках письма и развития речи.
методическая разработка по русскому языку по теме

Яблокова Валентина Николаевна

 

Игры и упражнения на закрепление понятия «слова-предметы»

 

Игры и упражнения на закрепление понятия

«слово-действие предмета»

 

Игры и упражнения на закрепление понятия

"слова-признаки предметов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование моделирования при углубленной работе над словом и предложением на уроках письма и развития речи.

Яблокова Валентина Николаевна-учительница начальных классов

.

Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных классов и как ребенку с нарушением речи и звукопроизношения трудно ее осваивать.

При нормальном развитии речи у детей шестилетнего возраста самостоятельная речь довольно высокого уровня. Они могут свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями окружающей жизни.

Этого нельзя сказать о детях, приходящих в логопедические группы детского сада. Словарный запас их беден. Они не могут составлять простейшие рассказы, правильно строить фразы. Кроме того, большинство детей страдает нарушением внимания, несовершенством логического мышления. Без специальной коррекции эти дети будут испытывать большие трудности при овладении грамматикой в школе.

С целью коррекции этих нарушений и предлагается система специальных упражнений и игр для углубленной работы над словом и предложением.

Упражнения рассчитаны на детей, не владеющих грамотой, поэтому отсутствуют задания, связанные с письмом. Их заменяют символы слов –фишки.

В какой последовательности проводить работу?

К усвоению этого материала детей готовят постепенно, используя систему все более усложняющихся заданий.

Для такого вида работы у каждого ребенка имеется комплект фишек с условными обозначениями: квадрат белый – неодушевленное существительное; квадрат красный – одушевленное существительное; треугольник – глагол; круг – прилагательное; прямоугольник маленький – предлог.

Начальное представление о значении слова начинают с беседы о словах, обозначающих предметы и явления природы.

«Нас повсюду окружают предметы. Они имеют свои названия: стол, дом, девочка, улица и т. д.. Свои названия имеют и различные явления природы: гроза, дождь, снег. Это все слова. Посмотрите вокруг и назовите предметы, которые окружают нас». Уточняется, что предметы могут быть «живыми» и «неживыми». Среди картинок выбираются картинки с изображением «живых» и «неживых» предметов. К «живым» предметам ставится вопрос «Кто это?», к «неживым» - «Что это?».

Вводятся фишки:       - «живые» предметы,        - «неживые» предметы.

Игры и упражнения на закрепление понятия «слова-предметы»:

  1. Поставь вопрос к картинке и ответь на него.
  2. На обобщение понятий: какие из слов обозначают овощи, фрукты, домашних животных, диких животных, транспорт и т.д.

Например:

Детям даются картинки: грузовик, метро, самолет, скамейка, крапива, укроп, морковь и дети выбирают их согласно заданиям.

  1. Подберите 5 картинок, к которым можно поставить вопрос – Кто это? И 5 картинок – Что это?
  2. Отгадайте загадки по описанию и скажите, на какой вопрос отвечают эти слова.

Например:

Человек, который сторожит, охраняет границу, строит из камня, учит в школе и т.д.

  1. Игра «Отгадай вопрос».

Бросают ребенку мяч и называю имя существительное, а ребенок, бросая обратно – вопрос к нему (кто? что?)

  1. Игра «Внимательные руки»

Читают текст, делая паузы после каждого слова. Если к слову подходит вопрос «кто?» - дети поднимают правую руку; если «что?» - левую; если оба не подходят – руки лежат на столе.

  1. Игра «Кто больше?»

Детям предлагается за одну минуту назвать как можно больше слов:

1-ый ряд отвечает на вопрос «Кто?»

2-ой ряд – на вопрос «Что?»

  1. Фишечный диктант с использованием 2-х фишек: читаю детям ряд слов, а дети выкладывают их, заменяя фишками.

Например: лось, книга, друг, врач

Вопросы:

- Сколько слов я сказала?

- Назови «живые» слова.

- Назови «неживые» слова.

- Назови первое слово, последнее.

- Поставь вопрос к слову.

При работе над словами особое внимание обращают на слова малопонятные, незнакомые. Хорошо специально включать их в фишечный диктант, чтобы порассуждать о значении этих слов, ввести их в лексикон детей.

После того, как дети хорошо усвоят понятие «слово-предмет», одушевленное и неодушевленное существительное, приступают к формированию понятия о словах, обозначающих действия.

Предлагают им игру «Угадай, что я делаю». По демонстрации действия дети угадывают и называют слова-действия.

Раздают картинки, на которых нарисовано: бабушка спит, вяжет; мальчик читает и т.д.

Задают вопросы: что делает бабушка? Мальчик что делает?

Подводят детей к тому, что слова, отвечающие на вопрос «Что делает?» обозначают действие предмета. В зависимости от картинки изменяют вопросы: что делают? Что я делаю?

Игры и упражнения на закрепление понятия

«слово-действие предмета»:

  1. Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем»
  2. Упражнение: к словам отвечающим на вопрос кто? что? подобрать слова, отвечающие на вопрос что делает?

Например: девочка - читает, рисует, прыгает, плачет...

Ветер - воет, дует, свищет, задувает...

3. Упражнение: к словам, обозначающим действие предмета подобрать слова, обозначающие предметы и наоборот.

Например: 

Дует - ветер

Бежит - волк

Лает - собака

Кошка - лакает

Врач – лечит

Белка – прыгает

4. Упражнение: Послушайте слова, обозначающие действия. Объясните значение этих слов:

Например:         Пишет - написал         Цветет - отцвел         Чистит - вычистил

5. Послушайте загадки и отгадайте кто это? или что это?

Например: Сторожит, грызет, лает- (собака)

Летает, жужжит, жалит - (оса)

Ржет, бегает, скачет - (лошадь)

  1. Придумать самостоятельно подобные загадки.
  2. Посмотреть на картинки и найти одинаковые действия:

Например: Летит - самолёт, бабочка, шар.

Бежит - мальчик, собака, волк.

Идет - дождь, человек.

8.        Игра «Мячик с путаницей»

Бросают мяч и называют одушевленное существительное, а ребенок, бросая мяч обратно, отвечает неподходящим глаголом.

Например:  Ворона...мычит, врач... чирикает.

9.Упражнение «Подбери словечко»

Подобрать слова-действия к картинкам, на которых изображены человеческие эмоции

Например: что делает человек, если он испытывает грусть?(грустит), радость(радуется),тоску(тоскует),обиду(обижается),злость(злится),удивление (удивляется).

10.Игра «Вопрос-ответ»

Дети делятся на пары. У всех картинки с изображением действия какого-либо предмета. Каждый играющий должен спросить про действие предмета, который изображен на картинке товарища.

11.Игра «Жмурки»

Дети выбирают водящего, завязывают ему глаза косынкой. Водящий медленно кружится на месте. Дети идут по кругу со словами: ,, Слушай, слушай, не зевай кто предмет (действие, признак) назвал- узнай”. Водящий должен назвать того, кто произнес слово.

12.Упражнение «Что делает птичка?»

а) Слушая стихотворение, дети откладывают камешки, когда прозвучит слово, обозначающее действие, совершаемое птицей. После прочтения дети вспоминают все названные действия.

«Птичка летает, птичка порхает,

Плавно кружится. на ветку садится.

Ветку нагнули, птичку спугнули,

Быстро взлетает и улетает»

б) Слушая стихотворение, детям нужно запомнить и объяснить, чем отличаются действия, совершаемые синичкой.

«Странная синичка ростом невеличка.

У окна летала и в окно стучала.

Подлетела, смотрит – кто же там живет?

Почему ей сальца никто не дает?

Испугалась шума, отлетела вдруг,

Облетела дворик, сделав ровный круг.

На рябину села, тинь-тинь-тинь запела.

А потом взлетела, дальше полетела».

13.Вводят понятие «предложение - законченная мысль».

Составление предложений по картинкам из двух слов.

Вопросы к картинкам:

  1. Кто нарисован? (кот)
  2. Что делает кот? (спит)

14. Фишечный диктант с использованием 3-х фишек.

Вначале обговариваем, что слова, обозначающие действия будем обозначать  

Например:   Врач лечит. Листья опали. Идёт дождь.

Вопросы :

а)        Сколько слов в предложении?

б)        Назови первое слово, поставь вопрос?

в)        Назови второе слово, поставь вопрос?

г)        Назови "живые" слова, "неживые" слова.

Прежде, чем перейти к новой теме по формированию понятий о словах, обозначающих признаки предметов, детям предлагается нарисовать флажок. Дети рисуют разные флажки по форме, по цвету. Уточняется, почему флажки получились разные. Затем просят нарисовать красный мяч. Мячи у всех получаются примерно одинаковые. Спрашивают, какое слово, вам подсказало, какой мяч надо нарисовать. Показывают мяч и предлагают назвать, какой он. Отвечая на вопрос, какой?, дети называют: резиновый, полосатый, мягкий, гладкий, круглый, разноцветный. В заключение беседы обращают внимание детей на то, что слова, отвечающие на вопрос "Какой? Какая? Какое? Какие?" помогут нам лучше, ярче представить предметы и явления, о которых говорится в предложении. Помогают нам в этом руки (на ощупь), глаза, уши, язык (на вкус) и др.

Загадывают загадку:

Круглый, круглый,

Сладкий, сладкий,

С полосатой кожей   гладкой.

А разрежешь - посмотри:

Красный, красный он внутри.    (Арбуз)

Вопросы:

- Какие слова помогли догадаться, что это арбуз?

- Какие слова указывают на форму арбуза,  цвет?

Вводится фишка -        - слова, обозначающие признаки предмета.

Игры и упражнения на закрепление понятия

"слова-признаки предметов":

  1. Упражнение: сравни предметы по форме, по цвету, размеру, вкусовым качествам.
  2. Упражнение: к картинке подобрать слова, отвечающие на вопрос какая? -ое? - ие? - ой?
  1. Упражнение: скажи слова «наоборот» (слова-антонимы): слон - большой, а мышка маленькая; сладкий - кислый.
  2. Упражнение: к словам, обозначающим признаки, подобрать слова-предметы (картинки)

Например:  Звонкий - дождь

                Сильный - слон

                Добрый - человек

                Вкусная - каша

                Холодная - зима

При выполнении задания требуют правильного согласования прилагательного с существительным.

  1. Упражнение: выбрать картинки, которые отвечают на вопрос - какой? Какая? Какое?
  2. Игра «Кто больше?»

Придумать как можно больше определений, т.е. слов, отвечающих на вопрос «какой?» к предмету.

Кошка (какая?) - пушистая, красивая, ласковая, домашняя...

7.        Упражнение, придумать описательную загадку про животное:

Например: трусливый, длинноухий, короткохвостый, косой, пугливый и т.д. Кто это? (заяц)

  1. Упражнение: прослушать предложение, текст. Назвать слова, обозначающие признаки предметов.
  2. Фишечный диктант (4 фишки)

Например:    Летнее утро. Катится красный мяч.

Маша надела новое платье.

Вопрос: Назовите слова, обозначающие признаки предмета.

Такие задания направлены на формирование умения последовательно выделять существенные признаки предметов и явлений. И чем больше ребенок найдет, подберет определений, тем лучшей словесной оценки (похвалы) он заслужит.

В процессе работы над предложением и словосочетанием необходимо уделить внимание предлогам. Для детей называют: предлоги - «маленькие слова».

С предлогами знакомят в такой последовательности: В, НА, НАД, ПОД, ЗА, У, ИЗ, К.

Предлагают детям выполнить задание: «Возьмите карандаш и положите его ... стол». Дети не могут правильно выполнить задание, так как оно им непонятно. Тогда спрашивают «Почему?», «Какое слово я пропустила». Выясняем, что пропущено слово «В» или «НА». Проводят упражнение «Какое слово пропущено». Диктуют предложения с пропущенными предлогами: Высоко ... небе летит самолет. Дети купаются ... речке. Ребята катаются...лыжах. И другие. Дети по смыслу догадываются, какое слово пропущено. Договариваются, что «маленькие» слова будем отмечать

Игры и упражнения на закрепление пройденною материала.

1.        Упражнение: выполнить действия по заданию .

Например: мяч на стуле, под стулом, около стула и т.д.

Уточняются "маленькие слова", которые помогли правильно выполнить задание.

2.        Игра «Присоедини слово»

Бросают мяч и называют предлог, а ребенок, бросая мяч обратно - слово с этим предлогом.

Например: в реке, из реки, к реке.

Производимое ребенком при каждом ответном броске мяча изменение слова помогает ему чётче осознать связь меняющегося окончания слова с предлогом.

3.        Фишечный диктант.

Например: В   огороде   вырос  хороший урожай.

Красивая бабочка летает над цветком.

4 Упражнение: самостоятельно придумать предложения и выложить его схему с помощью фишек.

5. Игра «Компьютер» составить предложения по сюжетной картинке и выложить его схемы.

6. Упражнение: составить предложение по заданной схеме.

Детям дается схема предложения, например,                          

                                               

и другие, а  они придумывают предложения. Порядок слов в предложении должен быть такой, как задан в схеме.

Такие упражнения способствуют совершенствованию и обогащению синтаксической стороны речи.

В дальнейшем до конца учебного года занимаемся закреплением полученных знаний. В конце занятия включают контрольно-тренировочные упражнения, фишечный диктант с использованием пяти фишек, составление предложений по заданной схеме.

Такая работа над словом и предложением позволяет сформировать у детей ряд мыслительных операций, развивать внимательное отношение к своей речи, совершенствовать память, внимание.

В результате всей этой работы, проводившейся в такой системе с помощью игр и упражнений, решаются следующие задачи:

  1. Коррекция речи и звукопроизношения.
  2. Развитие фонематического слуха.
  3. Обогащение активного и пассивного словаря.
  4. Коррекция грамматического строя речи.
  5. Развитие связной речи.
  6. Развитие психических процессов: восприятие, внимание, мышление, память.
  7. Развитие самостоятельности и познавательных интересов ребенка.
  8. Профилактика дисграфии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма и развития речи во 2 классе специальной коррекционной школы VIII вида . Тема урока: "Различение слов, отвечающих на вопросы "кто?" и "что?"

Урок письма и развития речи  во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вид.. Тема урока: "Различение слов, отвечающих на вопросы "кто?" и "что?"...

урок письма и развития речи для 2 класса "Письмо слов с мягкими согласными на конце"

урок письма и развития речи для 2 класса "Письмо слов с мягкими согласными на конце" Нестандартный урок в форме новогоднего путешествия....

Урок письма и развития речи 3 класс Тема урока «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»

Урок письма и развития речи  3 класс Тема урока «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»Цель урока: закрепить умение различать парные звонкие и глухие согласные в конце слов....

Конспект урока письма и развития речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по программе В. В. Воронковой. Тема: «Установление связи слов в предложении.»

Тема урока: «Установление связи слов в предложении.»Цели:·        Обобщение и закрепление знаний учащихся о предложении;·        Ф...

Конспект урока письма и развития речи в 3 специальном (коррекционном) классе VIII вида на тему : "Употребление простого предложения".

Тема:Употребление простого предложения.Задачи:1.Повторить пройденный материал о предложении,2.формировать представления о предложении как о единице речи, выражающей законченную мысль;3.развивать слухо...

Конспект урока письма и развития речи в 3 специальном (коррекционном) классе VIII вида на тему : "Правило написания предложения".

Тема: Правило написания предложения.Задачи:1.        Продолжать учить определять разницу между предложением и группой слов,2....