Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Зинченко Ольга Владимировна

Учащиеся научатся классифицировать одушевленные и неодушевлённые имена существительные

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odush._i_neodush_sushch._2klass.docx31.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                Урок  русского языка

Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Цель: формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто7 от слов , отвечающих на вопрос что?; учить находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно; классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; вырабатывать навыки грамотного письма.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить имена существительные в тексте; использовать специальную терминологию при определении части речи; самостоятельно подбирать имена существительные; классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые; делать звуко – буквенный разбор слов, соотносить произношение и написание; подбирать синонимы, пользуясь словарём

Оборудование: компьютер, проектор.

Деятельность педагога

Деятельность детей

УУД

1Организационный момент.

Цель этапа: психологический настрой к уроку

-Ребята, давайте улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

Включение в деловой ритм.

Готовность к уроку.

Личностные:

Самоопределение.

Регулятивные:

целеполагание.

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2 Актуализация знаний

Цель этапа: выявление уровня знаний, определение типичных ошибок.

Орфографическая минутка.

– Узнайте, о каких буквах идет речь.
Эти буквы согласные коварные и опасные

И с ними дружат не все гласные.

Что объединяет буквы?

Чем отличаются?

Шарик, Чудов, Женя.

– Что вспомнили?

(Дети вспоминают правила.)

Жж Шш Чч Щщ (на доске)

(они согласные шипящие)

([ж], [ш] – всегда твердые

[ч'] [щ'] – всегда мягкие).

Имена, фамилии,

Клички, города

Все с заглавной буквы
Пишутся всегда

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:

Логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные:

Контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание.

3 Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: анализировать знания учащихся. Создание проблемной ситуации

1. Словарная работа

- Отгадайте загадки, запишите отгадки.

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь.)

Сидит дед,

Многими шубами одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук.)

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи,

Меня ищи. (Капуста.)

Желта, а не масло,

Кругла, а не луна,

С хвостом, а не мышь. (Репа.)

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка.)

– Запишите слова - отгадки, которые вы сейчас проговаривали.

– Что объединяет эти слова?

- что такое существительное?

 

Как назвать эти имена существительные одним словом? Запишите. 

- Сделайте звуко-буквенный анализ слова овощи по образцу на с. 130.

- В каком месте слова написание и произношение расходятся?

- Запомните, как пишется слово.

2. Орфографическая минутка

(Письмо под диктовку.)

Повар заправил овощной суп капустой, морковкой, картофелем.

- Подчеркните орфограммы.

- Откройте учебник на с. 47 и прочитайте информацию ни «Страничке для любознательных». (Учащиеся читают текст по цепочке. По ходу чтения учитель задаёт вопросы на усвоение прочитанного.)

- Почему эта часть речи получила такое название?

- Придумайте свой пример в группу слов с общим лексическим значением.

В какую группу вы отнесете слова из домашнего задания?

(На доске записаны слова.) 

Стол                                

гроза        белка

праздник        слон

- Посмотрите на доску. По какому признаку имена существительные распределены на две группы? 

 

Какая же тема нашего сегодняшнего урока?

- Сегодня на уроке мы будем учиться классифицировать слова по этому признаку

Физкультминутка

Хома, хома, хомячок, полосатенький  бочок (трут бока руками)
хомка раненько встает, (потягиваются)
щечки моет (тереть щеки руками)
лапки трет (движения мытья рук)
Подметает Хомка хатку (метут воображаемыми метлами)
и выходит на зарядку (маршируют)
Раз (руки вперед)
два (руки вверх)
три (руки в стороны)
четыре, пять (трясут кистями рук)
хомка хочет сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).

(это имена существительные).

( Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что?, называются именами существительными. )

(Овощи.)

(работает у доски ученик, подробно объясняет каждый этап)

( [о в а щ и] )

(ученик объясняет  написание слов ,с встретивщимися орфограммами)

(

потому, что обозначает всякий предмет, который существует в окружающем мире)

( приводят свои примеры)

(Качества людей.)

(Слова, отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие на вопрос что?.)

 

(одушевленные и неодушевленные имена существительные)

Регулятивные:

 целеполагание.

Коммуникативные:

постановка вопросов.

Познавательные:

общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели;

логические – формулирование проблемы.

4 Первичное закрепление

Цель этапа: устанавливать осознанность восприятия.

Работа по учебнику. Упр.80 (с.48 )

(Выполняется с комментированием)

 - Найдите в предложениях имена  существительные.

 - Измените выделенные существительные так, чтобы они отвечали на вопрос кто? ----Запишите имена существительные в этой форме.

 - Прочитайте  правило от тётушки Совы на с.48.

 - Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос «кто?»

 - Прочитайте правило от тетушки Совы на с. 50 .

 - Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос «что?»

Делаем вывод: Вопрос “кто?” ставится, когда речь идет о людях и животных. Такие существительные называются одушевленными.

Вопрос “что?” ставится, когда речь идет не о людях и животных. Такие существительные называются неодушевлёнными.

 

 - А сейчас ребята, мы с вами поиграем.

- Я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать, и сказать какое это существительное одушевленное или неодушевленное.

1 Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.      (Зима.

2.В самолет меня не сажают.

Говорят, лети рядом, раз мотор есть. (Карлсон.)

3.Махнула птица крылом

Закрыла свет одним пером. (Ночь.)

4.Кто сказал бы:  «купил печку «На «Жигули» денег не хватило»?  (Емеля.)

5.Белый зайчик прыгает по черному полю. (Мел.)

6.Какого мальчика звали Дядя?  (Федор)

7.Лошадь – не лошадь, матрос – не матрос,

Вроде в тельняшке, копыта и хвост. (Зебра.)

- Молодцы! Вы хорошо справились с загадками!

( работники, столяры, плотники)

( столяр, инженер, доктор, кондуктор, шофёр)

( Такие имена существительные называются одушевлёнными)

( Такие имена существительные называются неодушевлёнными)

Зима.

(Неодушевленное существительное)

(Карлсон.)

(Одушевленное существительное)

Ночь.

(Неодушевленное существительное)

(Емеля.)

(Одушевленное существительное)

Мел.)

(Неодушевленное существительное)

(Федор)

(Одушевленное существительное)

(Зебра.)

(Одушевленное существительное)

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные:

Моделирование;

Логические – решение проблемы,построение логической  цепочки рассуждений, доказательство,выдвижение гипотез и их обоснование.

5 Закрепление знаний и способов действий.

Цель этапа: обеспечить закрепление в памяти уч – ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы

Упр.81 (с.49)

(Работа в парах. Одна пара после выполнения работы выходит для отчета к доске. Дети называют слова, которые подобрали в каждую группу. Остальные учащиеся делают хлопок в ладоши, если согласны.)

Упр. 84 (с. 50).

(Самостоятельная работа. Фронтальная проверка.)

- Какое словарное слово встретилось в стихотворении?

- Проговорите его хором.

 -Назовите непроверяемую гласную.

(несколько учащихся читают свои тексты)

(Картина.)

(проговаривают хором)

(а)

Регулятивные:

целеполагание, прогнозирование, коррекция.

Познавательные:

общеучебные –самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные:

 планироние учебного сотрудничества

6 Рефлексия.

Цель этапа: осуществлять самооценку  собственной учебной деятельности. Соотносить цель и результаты, степень их соответствия

- Что интересного вы узнали об именах существительных?

 - Какое  задание показалось трудным?

 - Кто справился с проверкой знаний?

 - Кому нужно объяснить тему ещё раз?

(Дают полные ответы на конкретно поставленные вопросы.)

Коммуникативные: с достаточной полнотой и тосностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

7 Домашнее задание.

Цель этапа: обеспечить понимание уч – ся цели, содержания и способов  выполнения д\з.

Выполнить упр.82 (с.49)

8 Итог урока

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

- Чем был полезен для вас урок?

( Надо знать правила правописания, правильно строить предложение, классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, уметь отвечать на вопросы полным предложением, правильно проводить звуко – буквенныё анализ слова)

Регулятивные: контроль, оценка. коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнёра.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....