«Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса - ок - после шипящих.»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Светлана Владимировна Мищенко

Тип урока - комбинированный. Использована технология деятельностного подхода. Составлена презентация урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.docx_.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

  1. Тема урока «Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса  - ок - после шипящих.»
  2. Предмет – русский язык

3.Класс  - 3 «б»

4. Автор разработки – Мищенко Светлана Владимировна, учитель начальных классов

5. МКОУ «Сорочинская СОШ»

6. Калачинский  район

7. Краткое описание:  Работа спланирована по УМК ПНШ, по учебнику  «Русский язык» 3 класс, часть 3, автор М.Л.Каленчук , Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова, тетрадь для самостоятельной работы №2  «Русский язык тетрадь для самостоятельной работ» Т.А.Байкова (Т2). Использована технология деятельностного подхода.  Составлена  презентация урока.

8. Тип урока  - комбинированный

9. Форма организации - урок

10. Представление о результатах:

Личностные результаты: продолжить формировать

- внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты школьной деятельности и принятие образца «хорошего ученика»;

- навык сотрудничества со сверстниками, воспитание чувства товарищества.

Метапредметные результаты: обучающиеся научатся или получат возможность научиться

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- сравнивать слова с различными орфограммами в суффиксах

- устанавливать причинно-следственные связи.

Предметные результаты:

- правильно писать суффикс – ок в существительных после шипящих

-

 11. Цель урока: создать условия для формирования  знаний учащихся в написании суффикса – ок после шипящих

№ п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Организационный момент

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

-Здравствуйте ребята, садитесь. 

Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнем сейчас,
Раз все у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны и наблюдательны.
Чтобы русский язык познавать,
Нужно серьезно все изучать.

- Сегодня мы с вами будем работать по группам.
– В ходе урока каждая группа будет получать жетоны за правильные ответы. Группа, которая сможет за урок набрать наибольшее количество жетонов, побеждает! Также ,ребята, не забывайте про наши листики. В нужный момент вы можете ими воспользоваться.

- Проверьте, все ли готово к уроку?

На доске эпиграф:

«С малой удачи начинается успех!»

- Какое ключевое слово в этом высказывании?

- Что необходимо для успешной работы на уроке?

- Пожмите друг другу руку и пожелайте успеха!

Проверяют, всё ли приготовили к уроку  на столе.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.













-Успех.

- Внимательно слушать учителя, аккуратно и грамотно выполнять задания и т.д.

Слайд 1

Организовано рабочее место

Самооценка готовности к уроку.

Установлен контакт с одноклассниками


Слайд 2







Слайд 3

Актуализация знаний.










Актуализировать необходимые и достаточные знания о суффиксе –ок-

Cоздать условия для повторения правильного написания суффикса -ок




Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

- Приступим к работе. Откройте тетради и запишите число, классная работа.  

Итак, приступаем к словарной работе.  

Диктую: Аптека, библиотека, болото, дорога, запад, молоток, ракета, трамвай, шофёр.

-Проверьте, пожалуйста, правильно ли вы написали слова. Каким словарём мы воспользуемся для проверки?

 А теперь посмотрите внимательно на доску. Что за буквы составляют этот узор?

- Что вы знаете о них?

 - Скажите, а если соединить их парами, что мы можем увидеть? Что это?                                

- Пропишите это соединение  у себя в тетради.

- Ребята, для того, чтобы  продолжить урок нам нужно вспомнить  основное  правило написания суффиксов в именах существительных. А чтобы мы смогли это сделать, давайте понаблюдаем за суффиксом – ок. –

Каждая группа получает карточку 1  со словами:  

Адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок

 Вы должны посовещаться и постараться дать правильный ответ.


- Удалось ли вам заметить особенности этого суффикса?


- Правильно ответившие группы получают жетон.



Дети пишут под диктовку слова.




Проверяют по словарю «Пиши правильно» стр 160


окикек

                                                     

 

- Это суффиксы.









Работа в группах






Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный,

во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о.



Устные ответы, работа в группе.




Слайд 4



Слайд 5


Актуализированные знания о суффиксе –ок.

Формулирование собственного мнения и аргументирование его.






Слайд 6

Постановка учебной задачи

Организовать побуждающий диалог к формулировке темы, цели урока.

– Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

–  Упражняться правильно писать слова – существительные с суффиксом  - ок-Будем соревноваться, размышлять, делать выводы.

– Будем работать в группах.

Слайд 7

Формирование учебной мотивации

Сознательная формулировка темы и цели урока.

Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков

Организовать практическую  самостоятельную  работу по правильному написанию суффикса –ок.

Организовать работу  в группах обеспечить контроль за выполнением задания


- Сейчас каждая группа получит  задание. Вы должны будете внимательно прочитать задания и письменно его выполнить.

(карточка 2)


Образовать от данных слов слова с суффиксом – ок.

1 группа:   Сапог, бык, пирог, старик, друг, паук, снег, корень.


2 группа: Чердак, кулак, башмак, судак, стих, смех, пастух, пух.







- Какая группа справилась с заданием, давайте проверять.

Каждый ответ сверяется с ответом на слайде.

- Правильно ответившие группы получают жетон.

С первым заданием обе группы справились. А теперь я предлагаю вам следующее задание. Откройте, пожалуйста, учебник ч.3, стр.108. Прочтите задание и выполните его.

Читают задание Образовать от данных слов слова с суффиксом –ок. и выполняют его.



Проверка с места с комментированием (по два примера от группы), остальные по слайдам





























Дети выполняют упражнение, пользуясь ч.2 обратным словарём.





Проверка (по одному представителю с каждой группы к доске)


Дети учатся работать в разноуровневых  группах,  оценивают правильность решения учебной задачи, осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать  в группе). 

Проверка по слайду 8, 9

Корректируют  работу и переживают ситуацию успеха.











Слайд 10





Слайд 11

Голосистый петушок,

Маленький паучок.

Динамическая пауза

Снять мышечное напряжение, переключить внимание

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три нагнулась и присела, 
На четыре – улетела.

(Дети выполняют упражнение)

Слайд 12


Дети отдохнули

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков




























Рефлексия деятельности






























Организовать деятельность учащихся по решению поставленной задачи





Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик– , отработка анализа состава слова.









Организовать ситуацию рефлексии












Оценивание работы ребят


- Продолжаем с вами работу в тетради для самостоятельных работ. Откройте тетрадь на странице 54, №59. Прочитаем задания.



С этим заданием все справились! Молодцы!





- Предлагаю вам следующее задание

Карточка 3

Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке

Снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.








- Ребята, давайте вспомним цель нашего урока.

- Как вы думаете, мы её достигли?

-  А теперь посчитайте, сколько жетонов набрала каждая группа?

- Вспомните эпиграф нашего урока. Слайд                                 -   На ваш взгляд, вы достигли успеха?  Оцените результат своей работы  нашими листиками.

-Кто хочет пояснить свою оценку?

- А кто постарался больше всех, чтобы ваша группа была успешной?
-
Подарите друг другу комплимент за работу на уроке.


Читают задание, затем  работают в группах.


Самый быстрый проверяет у своей группы






Учащиеся выполняют задания по карточке 3.












Совершенствовать знания в написании суффикса – ок.




- «С малой удачи начинается успех!»

Слайд 13

 стр.54, №59


Слайд 14

Проверка по слайду

текста.

Слайд 15 проверка задания


Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать  в группе) 

Слайд 16

Проверка по слайду

Мотивируют свою позицию

Переживание ситуации успеха.












Слайд 17


Анализируют свою работу на уроке

Переживание ситуации успеха.

Домашнее задание

-Спасибо, ребята за работу!

Запишите домашнее задание: У с. 99 №111

Запись д/з.

Слайд 18

Слайд 19

Приложения к уроку

Карточка 1

В чём особенности суффикса –ок?

Адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок.

Карточка 2

Образовать от данных слов слова с суффиксом –ок.

1 группа:   Сапог, бык, пирог, старик, друг, паук, снег, корень.

2 группа: Чердак, кулак, башмак, судак, стих, смех, пастух, пух.

Карточка 3

Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке

Снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад, звон, шажок, садочек, звонок, шаг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажёр "Написание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных"

Тренажёр в виде мультимедийной презентации для проверки усвоения  темы "Мягкий знак после шипящих у имен существительных" создан в ходе работы над проектом по русскому языку "Буква мягкий знак" ....

«Существительные с суффиксом -ок. Написание суффикса –ок после шипящих».

Данная презентация составлена к уроку русского языка....

Технологическая карта урока по русскому языку на тему:"Существительные с суффиксом -ок. Написание суффикса-ок-после шипящих" 3 класс(Перспективная начальная школа)

Конспект урока по русскому языку на тему:"Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса  - ок - после шипящих"....

Конспект урока "Существиетльное с суффиксом -ок-. Написание суффикса -ок- после шипящих", 3 класс, ПНШ

Тема урока: «Существительное с суффиксом -ок-. Написание суффикса –ок- после шипящих» Цель: создать условия для формирования  знаний учащихся о написании суффикса – о...

Конспект урока русского языка на тему «Существительные с суффиксом -ок-.Написание суффикса -ок- после шипящих.»

Технологическая карта урока русского языка на тему: "Существительные с суффиксом -ок-. Написание суффикса -ок- после шипящих."  3 класс УМК "Перспективная начальная школа "...