Главные вкладки

    «Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса - ок - после шипящих.»
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

    Светлана Владимировна Мищенко

    Тип урока - комбинированный. Использована технология деятельностного подхода. Составлена презентация урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.docx_.doc78.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока

    1. Тема урока «Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса  - ок - после шипящих.»
    2. Предмет – русский язык

    3.Класс  - 3 «б»

    4. Автор разработки – Мищенко Светлана Владимировна, учитель начальных классов

    5. МКОУ «Сорочинская СОШ»

    6. Калачинский  район

    7. Краткое описание:  Работа спланирована по УМК ПНШ, по учебнику  «Русский язык» 3 класс, часть 3, автор М.Л.Каленчук , Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова, тетрадь для самостоятельной работы №2  «Русский язык тетрадь для самостоятельной работ» Т.А.Байкова (Т2). Использована технология деятельностного подхода.  Составлена  презентация урока.

    8. Тип урока  - комбинированный

    9. Форма организации - урок

    10. Представление о результатах:

    Личностные результаты: продолжить формировать

    - внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты школьной деятельности и принятие образца «хорошего ученика»;

    - навык сотрудничества со сверстниками, воспитание чувства товарищества.

    Метапредметные результаты: обучающиеся научатся или получат возможность научиться

    - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

    - сравнивать слова с различными орфограммами в суффиксах

    - устанавливать причинно-следственные связи.

    Предметные результаты:

    - правильно писать суффикс – ок в существительных после шипящих

    -

     11. Цель урока: создать условия для формирования  знаний учащихся в написании суффикса – ок после шипящих

    № п/п

    Этап урока

    Цель

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Результат

    Организационный момент

    Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

    -Здравствуйте ребята, садитесь. 

    Учебник на столе у вас?
    А ручки и тетрадки?
    Тогда урок начнем сейчас,
    Раз все у вас в порядке.
    Будьте внимательны,
    Послушны и наблюдательны.
    Чтобы русский язык познавать,
    Нужно серьезно все изучать.

    - Сегодня мы с вами будем работать по группам.
    – В ходе урока каждая группа будет получать жетоны за правильные ответы. Группа, которая сможет за урок набрать наибольшее количество жетонов, побеждает! Также ,ребята, не забывайте про наши листики. В нужный момент вы можете ими воспользоваться.

    - Проверьте, все ли готово к уроку?

    На доске эпиграф:

    «С малой удачи начинается успех!»

    - Какое ключевое слово в этом высказывании?

    - Что необходимо для успешной работы на уроке?

    - Пожмите друг другу руку и пожелайте успеха!

    Проверяют, всё ли приготовили к уроку  на столе.

    Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.













    -Успех.

    - Внимательно слушать учителя, аккуратно и грамотно выполнять задания и т.д.

    Слайд 1

    Организовано рабочее место

    Самооценка готовности к уроку.

    Установлен контакт с одноклассниками


    Слайд 2







    Слайд 3

    Актуализация знаний.










    Актуализировать необходимые и достаточные знания о суффиксе –ок-

    Cоздать условия для повторения правильного написания суффикса -ок




    Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

    - Приступим к работе. Откройте тетради и запишите число, классная работа.  

    Итак, приступаем к словарной работе.  

    Диктую: Аптека, библиотека, болото, дорога, запад, молоток, ракета, трамвай, шофёр.

    -Проверьте, пожалуйста, правильно ли вы написали слова. Каким словарём мы воспользуемся для проверки?

     А теперь посмотрите внимательно на доску. Что за буквы составляют этот узор?

    - Что вы знаете о них?

     - Скажите, а если соединить их парами, что мы можем увидеть? Что это?                                

    - Пропишите это соединение  у себя в тетради.

    - Ребята, для того, чтобы  продолжить урок нам нужно вспомнить  основное  правило написания суффиксов в именах существительных. А чтобы мы смогли это сделать, давайте понаблюдаем за суффиксом – ок. –

    Каждая группа получает карточку 1  со словами:  

    Адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок

     Вы должны посовещаться и постараться дать правильный ответ.


    - Удалось ли вам заметить особенности этого суффикса?


    - Правильно ответившие группы получают жетон.



    Дети пишут под диктовку слова.




    Проверяют по словарю «Пиши правильно» стр 160


    окикек

                                                         

     

    - Это суффиксы.









    Работа в группах






    Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный,

    во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о.



    Устные ответы, работа в группе.




    Слайд 4



    Слайд 5


    Актуализированные знания о суффиксе –ок.

    Формулирование собственного мнения и аргументирование его.






    Слайд 6

    Постановка учебной задачи

    Организовать побуждающий диалог к формулировке темы, цели урока.

    – Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

    –  Упражняться правильно писать слова – существительные с суффиксом  - ок-Будем соревноваться, размышлять, делать выводы.

    – Будем работать в группах.

    Слайд 7

    Формирование учебной мотивации

    Сознательная формулировка темы и цели урока.

    Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков

    Организовать практическую  самостоятельную  работу по правильному написанию суффикса –ок.

    Организовать работу  в группах обеспечить контроль за выполнением задания


    - Сейчас каждая группа получит  задание. Вы должны будете внимательно прочитать задания и письменно его выполнить.

    (карточка 2)


    Образовать от данных слов слова с суффиксом – ок.

    1 группа:   Сапог, бык, пирог, старик, друг, паук, снег, корень.


    2 группа: Чердак, кулак, башмак, судак, стих, смех, пастух, пух.







    - Какая группа справилась с заданием, давайте проверять.

    Каждый ответ сверяется с ответом на слайде.

    - Правильно ответившие группы получают жетон.

    С первым заданием обе группы справились. А теперь я предлагаю вам следующее задание. Откройте, пожалуйста, учебник ч.3, стр.108. Прочтите задание и выполните его.

    Читают задание Образовать от данных слов слова с суффиксом –ок. и выполняют его.



    Проверка с места с комментированием (по два примера от группы), остальные по слайдам





























    Дети выполняют упражнение, пользуясь ч.2 обратным словарём.





    Проверка (по одному представителю с каждой группы к доске)


    Дети учатся работать в разноуровневых  группах,  оценивают правильность решения учебной задачи, осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать  в группе). 

    Проверка по слайду 8, 9

    Корректируют  работу и переживают ситуацию успеха.











    Слайд 10





    Слайд 11

    Голосистый петушок,

    Маленький паучок.

    Динамическая пауза

    Снять мышечное напряжение, переключить внимание

    Утром бабочка проснулась,
    Потянулась, улыбнулась.
    Раз – росой она умылась,
    Два – изящно покружилась.
    Три нагнулась и присела, 
    На четыре – улетела.

    (Дети выполняют упражнение)

    Слайд 12


    Дети отдохнули

    Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков




























    Рефлексия деятельности






























    Организовать деятельность учащихся по решению поставленной задачи





    Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик– , отработка анализа состава слова.









    Организовать ситуацию рефлексии












    Оценивание работы ребят


    - Продолжаем с вами работу в тетради для самостоятельных работ. Откройте тетрадь на странице 54, №59. Прочитаем задания.



    С этим заданием все справились! Молодцы!





    - Предлагаю вам следующее задание

    Карточка 3

    Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке

    Снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.








    - Ребята, давайте вспомним цель нашего урока.

    - Как вы думаете, мы её достигли?

    -  А теперь посчитайте, сколько жетонов набрала каждая группа?

    - Вспомните эпиграф нашего урока. Слайд                                 -   На ваш взгляд, вы достигли успеха?  Оцените результат своей работы  нашими листиками.

    -Кто хочет пояснить свою оценку?

    - А кто постарался больше всех, чтобы ваша группа была успешной?
    -
    Подарите друг другу комплимент за работу на уроке.


    Читают задание, затем  работают в группах.


    Самый быстрый проверяет у своей группы






    Учащиеся выполняют задания по карточке 3.












    Совершенствовать знания в написании суффикса – ок.




    - «С малой удачи начинается успех!»

    Слайд 13

     стр.54, №59


    Слайд 14

    Проверка по слайду

    текста.

    Слайд 15 проверка задания


    Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать  в группе) 

    Слайд 16

    Проверка по слайду

    Мотивируют свою позицию

    Переживание ситуации успеха.












    Слайд 17


    Анализируют свою работу на уроке

    Переживание ситуации успеха.

    Домашнее задание

    -Спасибо, ребята за работу!

    Запишите домашнее задание: У с. 99 №111

    Запись д/з.

    Слайд 18

    Слайд 19

    Приложения к уроку

    Карточка 1

    В чём особенности суффикса –ок?

    Адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок.

    Карточка 2

    Образовать от данных слов слова с суффиксом –ок.

    1 группа:   Сапог, бык, пирог, старик, друг, паук, снег, корень.

    2 группа: Чердак, кулак, башмак, судак, стих, смех, пастух, пух.

    Карточка 3

    Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке

    Снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад, звон, шажок, садочек, звонок, шаг.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тренажёр "Написание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных"

    Тренажёр в виде мультимедийной презентации для проверки усвоения  темы "Мягкий знак после шипящих у имен существительных" создан в ходе работы над проектом по русскому языку "Буква мягкий знак" ....

    «Существительные с суффиксом -ок. Написание суффикса –ок после шипящих».

    Данная презентация составлена к уроку русского языка....

    Технологическая карта урока по русскому языку на тему:"Существительные с суффиксом -ок. Написание суффикса-ок-после шипящих" 3 класс(Перспективная начальная школа)

    Конспект урока по русскому языку на тему:"Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса  - ок - после шипящих"....

    Конспект урока "Существиетльное с суффиксом -ок-. Написание суффикса -ок- после шипящих", 3 класс, ПНШ

    Тема урока: «Существительное с суффиксом -ок-. Написание суффикса –ок- после шипящих» Цель: создать условия для формирования  знаний учащихся о написании суффикса – о...

    Конспект урока русского языка на тему «Существительные с суффиксом -ок-.Написание суффикса -ок- после шипящих.»

    Технологическая карта урока русского языка на тему: "Существительные с суффиксом -ок-. Написание суффикса -ок- после шипящих."  3 класс УМК "Перспективная начальная школа "...