Конспект урока "Существиетльное с суффиксом -ок-. Написание суффикса -ок- после шипящих", 3 класс, ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Бобылева Нина Андреевна

Тема урока: «Существительное с суффиксом -ок-. Написание суффикса –ок- после шипящих»

 

Цель: создать условия для формирования  знаний учащихся о написании суффикса – ок после шипящих.

Планируемые  результаты:

Личностные: - формировать навыки самоконтроля и самопроверки; 

- развивать навыки исследовательской деятельности, умение работать с «Обратным словарём»;

- формировать умение оценивать свою деятельность.

 Предметные: - познакомить с правилом написания суффикса -ок- в словах с корнем, оканчивающимся на шипящий;

- оказать помощь при создании алгоритма правописания  суффикса -ок- в словах, у которых корень оканчивается на шипящую.

Тип урока: комбинированный

Методы и формы обучения: фронтальный.

Оборудование: учебник по русскому языку (М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова; 2, 3 часть), презентация, карточки.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sushchestvitelnoe_s_suf_ok.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

ЭТАП УРОКА

МЕТОД И ПРИЕМЫ

Хро-номет-раж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

УУД

1.

Организационный момент

Словесный: ответы на вопросы

3 мин

Приветствие

-Здравствуйте, меня зовут Мария Валерьевна!

Урок русского языка сегодня проведу я!

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться:

«Доброе утро!»

- Добрый день, ребята!

- Я скажу слова «Добрый день…» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие.

- Попробуем?

- Добрый день, ребята!

- Добрый день всем, кто присутствует на нашем уроке!

- Добрый день всем девочкам!

- Добрый день всем мальчикам!

- Добрый день всем, кто любит русский язык!

- Добрый день всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке!

Переключают внимание на учителя. Настраиваются на работу.

Л.: Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

2.

Актуализация знаний

Словесный.

Практический: грамматические упражнения.

 3 мин

Откройте тетради и запишите число, классная работа.

- Запишите предложение.

Во время зимних каникул Маша прочитала три рассказа Бианки.

- О ком говорится в предложении? (о Маше, которая прочитала 3 рассказа)

- Выпишите из предложения слово «рассказ». 

- Ребята, что означает слово «рассказ»? (Художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера.)

- Давайте прочитаем орфографически это слово.

- Давайте прочитаем его, выделяя ударение.

- Где в этом слове ошибка опасное место? (удвоенная с, -з)

- Запишите это слово в словарь и подчеркните зеленой ручкой ошибка опасное место.

- Какая это часть речи? (существительное)

- Что такое существительное? (часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?)

- Какие бывают существительные? (одуш., неодуш.)

- Какие звуки называются шипящими? (ч, щ, ж, ш)

- А что такое прилагательное?

- Что такое суффикс?

Записывают число, классная работа в тетрадь.

Отвечают на вопросы.

Объясняют орфограмму.

П.: осмысленно читают текст.
Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

3.

Мотивационный

Практический: упражнение

 6 мин

- Спишите, выделите часть слова, где находится орфограмма, вставьте пропущенную букву.

ключ?к,зайч?нок,мудр?ц, каблуч?к

Проверяем.
ключик, зайчонок, мудрец, каблучок

- У кого написание слова каблучок вызывает затруднение?

- Кто написал с буквой «о»?

- Кто написал с буквой «ё»?

- Можем ли мы утвердительно сказать, кто прав?

-Ребята, а что такое -ок? Почему? (суффикс)

- К какой части речи относится слово каблучок?( сущ.)

Записывают слова, вставляя пропущенную букву.  Выделяют орфограмму.

Отвечают на вопросы.

П: осмысленно читают текст.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

Л: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

24.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словесный: ответы на вопросы

Практический.

Физминутка

14 мин

2 мин

4 мин

Сообщение темы урока.

- А кто-нибудь догадался, какая тема урока?

Тема: Суффикс -ок в именах существительных.

- Какую цель мы можем поставить на урок?

Цель: учиться писать суффикс -ок в именах существительных. 

- Откройте обратный словарь в учебнике. На –к, и найдите на –ок. Посмотрите на все слова.

- Какой суффикс есть во многих словах списка? (-ок)

- Среди этих слов найдите и выпишите, слова в которых суффикс –ок идет после корня, оканчивающегося на шипящий.

- Запишите с ними словосочетания: прил. + сущ.

- Например: красный флажок.

- Не забудьте поставить ударение в существительных, подчеркните букву шипящего, выделите суффикс.

-Давайте проверим, какие словосочетания вы записали.

-Итак, ребята, в каких

-Давайте посмотрим на табл. На стр. 97. Как называется табличка? (Произноси правильно)

-Давайте прочитаем эти слова по цепочке. Читаем по 2 слова в ед. числе и во мн. ч. Правильно ставим ударение!

- Какого рода все существительные в 1 столбике? (мужского)

- Какие окончания имеют существительные м.р. во мн. ч. И. п.?

(-а(я) и -ы(и))

- Как вы думаете, есть ли правило когда -а(я), а когда -ы(и)?

- Нет, нужно запомнить или проверить по словарю!

Учебник стр. 96 №108

-Откройте словарь на букву –к, на – чок. Выпишите только одушевленные существительные. выделите суффикс.

- Какие слова вы записали?

- Куда падает ударение во всех этих словах?

- Какая буква пишется в суффиксах после корня, который оканчивается на шипящую?

А у вас есть предположения почему пишется эта буква?

- От чего это зависит?

- Давайте сравним ваши выводы с правилом в учебнике. Кто прочитает?

-Как вы думаете распространяется ли это правило на слова корень, которых окачивается на букву Ш?

- Как правильно мы напишем слово: ГРЕБЕШоК или ГРЕБЕШёК?

Почему?

Учебник стр. 99 № 110

- Откройте словарь на –К, на –шок. Какой суффикс есть во всех этих словах? (-ок)

- Какую букву надо писать во всех этих словах?

- Какую букву надо писать после щипящего, на который оканчивается корни во всех этих словах? (о) Почему?

-Запишите только те слова, в которых есть чередование х/ш в  корне слова.

Например: слух – слушок.

 - Какие слова вы выписали?

-Давайте выполним словообразовательный разбор слова пастушок.

_____________________________________________________

- Ребята, а давайте предположим, какой суффикс нужно писать в словах, корень которых оканчивается на шипящий, - -онок- или -ёнок-? Почему?

- Кто может привести пример?

- Давайте встанем и немного отдохнем. Слушайте песню и повторяйте движения.

Учебник стр. 99 № 111

- Давайте откроем обратный словарь на –к.

Найдите слова на –ёнок-?

Найдите слова на –онок-?

Среди слов на –онок- выпишите 2 слова, корни которых оканчиваются на –Ж, Ч,Ш. Правильно выделите  суффикс –онок-.

- Ребята, что обозначают все эти слова? (детеныши животных)

- А давайте посмотрим на суффикс –ёнок-. Эти слова означают то же самое?

- Какой мы можем сделать вывод?

(-онок- суффикс обозначающий значение  животного характеризующее детскостью, невзрослостью)

А суффикс -енок (сущ. М .р. с уменьшительно-ласкательным суффиксом).

Определяют тему и цели урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают слова с суффиксом –ок.

Ставят ударение, выделяют суффикс.

Читают слова из таблицы.

Отвечают на вопросы.

Выписывают слова. Выделяют суффикс.

Выдвигают свои предположения.

Сравнивают с правилом в учебнике.

Отвечают на вопросы.  Повторяют правило.

Выписывают слова с чередованием х/ш в корне слова.

Выполняют словообразовательный разбор на доске.

Выдвигают свои предположения.

Выполняют двигательные упражнения.

Выписывают слова.

Выделяют суффикс.

Делают вывод.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

Л:ориентируются в текущей учебной книге; умение находить нужную информацию

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

Л: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Выполнение действия по образцу

О6.

Решение частных задач

Словесный: ответы на вопросы

5 мин

-Давайте откроем печатную тетрадь на стр. 54 и выполним  № 59.

- Что нужно сделать в этом задании?

- Выпишите из текста 2 пары родственных слов, поставив их в начальную форму. В каждой паре покажи стрелками, какое слово дало жизнь другому. Подчеркните чередования в корне.

- Какие пары вы записали? Чередование каких букв в этом слове?

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют упражнение самостоятельно.

П: анализируют объекты с выделением существенных  признаков;

Р: планируют свое действие в соответствии с задачей

57.

Рефлексия

Словесный: ответы на вопросы, самоанализ

5 мин

- Как называлась тема нашего урока?

- Достигли ли вы цель, которую мы ставили в начале уроке?

- Кто может повторить правило?
- Давайте  оценим свою работу на уроке. У вас на парте лежат карточки, которые нужно заполнить. Подпишите свое Имя и Фамилию.

(Я работал на уроке на оценку…..

Задания были: Легкие  

                          Трудные

                Мне под силу.

Я научился……..

Мое настроение…….)

- Запишите домашнее задание.

Рабочая тетрадь стр. 55 № 60

Отвечают на вопросы. Делают вывод.

Повторяют правило.

П: строят речевое высказывание

П: осуществляют синтез

Р: осуществляют итоговый контроль

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата:24 февраля 2017г., пятница

Школа: НОУ  СОШ №95

Класс: 3 «3»

Урок: 3

Время: 10:00 – 10:45

Кабинет: 206

Учитель: Белоярова Т. В.

Методист: Астахова А. А.

Студент: Сарапулова Мария, 32гр.

Тема урока: «Существительное с суффиксом -ок-. Написание суффикса –ок- после шипящих»

Цель: создать условия для формирования  знаний учащихся о написании суффикса – ок после шипящих.

Планируемые  результаты:

Личностные: - формировать навыки самоконтроля и самопроверки;  

- развивать навыки исследовательской деятельности, умение работать с «Обратным словарём»;

- формировать умение оценивать свою деятельность.

 Предметные: - познакомить с правилом написания суффикса -ок- в словах с корнем, оканчивающимся на шипящий;

- оказать помощь при создании алгоритма правописания  суффикса -ок- в словах, у которых корень оканчивается на шипящую.

Тип урока: комбинированный

Методы и формы обучения: фронтальный.

Оборудование: учебник по русскому языку (М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова; 2, 3 часть), презентация, карточки.