"Безударные гласные в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Урок русского языка во 2 классе. ОС " Школа 2100". Тема урока" "Безударные гласные в корне слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_22_marta.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:



«Правописание безударных гласных в корне слова»

Ход урока.

  1. Организационный момент.


        2.Актуализация знаний.

Начнем с небольшой разминки:

Если высказывание истинное – поднимаем руки, ложное – скрещиваем:

- общая часть родственных слов – корень

- в русском языке ударение падает на первый слог

- ударный слог в слове может быть только один

-ударными бывают и гласные и согласные звуки

-слова могут состоять из 1, 2 и более слогов.

-сколько в слове звуков , столько и слогов.

- слове цветы безударный гласный в 1 слоге


3.Введение в тему урока:

Разгадайте ребусы и  сформулируйте тему урока:                            



 









 

У          



-Что общего у этих слов?  



-Какая орфограмма спряталась в этих словах?




-Да уж, безударный гласный звук причиняет много мук.



    4. Сообщение цели и  темы урока.

- Сегодня на уроке мы будем совершенствовать умение  проверять безударную гласную в корне слова.

И ответить на следующие вопросы:


-что проверть?

-где проверть?

- как проверять?

- когда проверять?


записать дату сегодняшнего  урока в тетради указать

 где, мы  эту работу   выполняем.


-Вспомните, какие гласные буквы были в словах,

 которые мы разгадали в ребусах.  

 

   5. Чистописание.

-      - Соединения этих букв потренируемся писать.

    ( На  доске   даны образцы соединений).

   - Объявляю минутку чистописания. 

Опасных гласных всего пять,

 Их и буду проверять.

 Не спеши! А, О, И, Е, Я-

 Не проверил - не пиши!

Запомните

 чередования этих букв. Списывайте внимательно, старайтесь.


-      - Молодцы, все очень постарались. Минутка

 чистописания закончена и я надеюсь, что вы и дальше будете так же красиво писать. 

6.  

А теперь пришло время узнать, какая работа нам предстоит дальше. Ответим на следующий вопрос КАК ПРОВЕРЯТЬ?

Сообщение на тему : «Безударные гласные в корне слова»

1 ученик:        

Хорошо живется ударным гласным в корне: все их отчетливо слышат и правильно пишут. А как быть безударной бедняжке?

2 ученик:        

Помоги ей, поставь ее под ударение, и она в благодарность так отчетливо зазвучит, что правильно написать ее не составит труда.

3 ученик:

Безударные гласные мы произносим очень быстро и так неотчётливо, что легко один звук мы можем принять за другой. Непросто услышать различие .


4 ученик:

Проведем эксперимент: в слове водовоз заменим букву о на яблоко. В ударном слоге воз яблоко сохранят форму, цвет и аромат, в слоге до яблоко теряет свою прежнюю форму, цвет и аромат, а в слоге во вообще превращается в сухофрукт и почти невозможно определить , что это было раньше.

1 ученик:

Вот почему для проверки безударные гласные надо ставить под ударение.

2 ученик:

Золотое правило ПРОВЕРЯЙ БЕЗУДАРНУЮ ГЛАСНУЮ УДАРЕНИЕМ действует не во всех словах. Нельзя , например, проверить букву О в слове собака или букву А в слове стакан. Правописание таких слов надо запомнить.

3 ученик: А что делать, если не запомнил слово или услышал его впервые?

4 ученик: Тогда обратись к орфографическому словарю и он подскажет тебе написание не только этого, но и любого другого трудного слова.

5 ученик:

Безударный – гласный слабый,
Плохо слышный и усталый,
Он не может нам сказать,
Какую букву написать.
Сильный звук – ударный гласный –
В каждом слове лишь один.
Слышен громко, четко, ясно.
Прочь, опасность, уходи,
Прочь, тревоги и сомнения!
Ставим звук под ударение!
Ударение в корне слышим –
Смело гласную напишем.


  1. Словарная работа

Лесенка: прочитай слова, вставь пропущенные буквы, объясни написание. К какому слову нельзя подобрать проверочное?

Каникулы – любимое слово всех учеников. Но когда-то это латинское слово к школе не имело никакого отношения. В Древнем Риме «каникулой» называли самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В переводе слово буквально означает «собачка», «щенок». В период наиболее жарких дней в году (в июле–августе) солнце проходило через это созвездие, тогда и делали перерыв в занятиях и работе.

Это время так и стали называть – «каникулы».


- Обратите внимание, какие буквы  вставляли? Сколько слов разобрали?

Запись слов по памяти. Проверка.

Составьте предложение со словом КАНИКУЛЫ.


8. Работа в группе:        

1.Подберите проверочные слова.

2.Зачеркни ненужные буквы.

3. выдели часть слова, в которой находится орфограмма

 4.Выберите двух выступающих.

1 группа:

Скв(о/а)рец - _______________________

Зв(о/а)нок - ________________________

Пч(е/и) ла - __________________________

С(о/а)ды - ___________________________

Р(о/а)СА - ___________________________

Л(и/е)цо - ___________________________

2 группа:

Ст(е/и)на - ___________________________

С(е/и)стра - __________________________

З(е/и) мля - ___________________________

Гр(о/а) за - ___________________________

П(е/и)ла - _____________________________

С(а/о)сна - ____________________________

3группа:

Сн(е/и)гирь - _____________________________

М(о/а)ря - _______________________________

Пр(е/я)мой - ______________________________

В(о/а)здушный - ___________________________

Кр(и/е)вой - ______________________________

Д(о/а)ждевой - ____________________________



Проверка.

Выводы: ГДЕ находятся безударные гласные

Когда их надо проверять?


Упражнение 233.стр. 148

-Прочитайте текст.

- Назовите слова с безударным гласным в корне, объясните их написание, подобрав проверочные слова.

-Закройте учебник, запиши под диктовку.

      6 физминутка

Нарисовать

А - рукой

О - носом

И- ногой

Е- взглядом

Я – одновременно двумя руками

Проверь написанное.



Итоги: работа с таблицей



      7.Выполнение теста.  

       -Пришло время проверить свои знания. Сможет ли

      каждый из вас справиться с проверкой безударной

      гласной в корне слова?

      -У вас на столах лежат листочки.       Положите перед собой и подпишите.

На них  задания двух уровней:

1- 1- более простое, но выполнив его правильно можно получить 4

2- сложнее, это задание на 5.

Выберите любое задание 1 или 2.

Подумайте, справитесь ли вы с ним. Если уверены, что справитесь- поставьте +, если нет - -. Если не уверены в своих возможностях – поставьте ?.

      -Поставьте  +, тот, кто считает, что справится  с      

       заданием;  знак -, если не справитесь, а    если

     сомневаетесь, то поставьте знак ? 

  Задания, которые затрудняетесь выполнить - пропускайте.

ТЕСТ.

Уровень 1.

  1. Вставьте безударные гласные.

море – м__ряк                             хлеб – хл__ба

сёстры – с__стра                         стадо – ст__да

зимы – з___ма                              стены – ст___на

  1. Найди и подчеркни слова, в которых надо проверить безударную гласную.

Дожди, гриб, рыбак, снег, земля, шубка, живёт, голубь, слова, лесник.

  1. Вставь пропущенные буквы:

Б__рёза, вес__ло, веет____р, д ___ревня, за___ц, к___ньки, л___пата, м___шина, м___роз.


2 уровень.

  1. Вставь букву , допиши проверочное слово:

В__лчата - _______________________

К___шачий - ______________________

М____сной - ______________________

Т___шина - ________________________

Т____пло - ________________________

Ч___сло - ____________________________

2. Обведи в каждом ряду слово, которое является проверочным к данному, поставь в нём ударение.

Повар – поварёнок, сварил, варит.

Реветь – ревел, рёв, зареветь.

Вершина – верх, верхушка, наверх.

Далекий – далеко, дальний.

3.Запиши слова, противоположные по смыслу, отметь в них букву безударного гласного.

Друзья - ____________________________

Близко - _____________________________

Лето - ________________________________

Маленький - ______________________________




       -Сдайте листочки с тестами.

 

         11.Итог урока.

-Что особенно удалось на уроке? В чем были затруднения?

-Е.  -Ещё один подарок я вам дарю - это кроссворд-это ваше

     домашнее задание.

Дома отгадаете, когда встретимся,  проверим.

   Ребята, спасибо вам за работу на уроке. Гостям - за внимание. Урок окончен. До свидания.

.

Безударные гласные в корне слова.

По горизонтали: 

1. На глазах – по колесу
И сиделка на носу.

3..Площадь круглая,
Площадь важная
Между ухом и ртом раскинулась.

5. Серый длинноух “иа-иа!” кричит.

7. Утром бусы засверкали,
всю траву собой заткали,
И пошли искать их днём:
Ищем-ищем – не найдём.

9. Ходит – бродит среди льдин
Птица важная…

11. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год?

13. Кафтан на мне зелёный,
А сердце, как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
На вид похож на мяч.

15. Течет, течет – не вытечет.
Бежит. Бежит – не выбежит.

16. Птица длинноклювая
Дом на крыше свила,
Счастье с собой привела.

По вертикали: 

2. Мы день идём, мы ночь идём,
Но никуда мы не уйдём.

4. Ею траву косят
И девчата носят.

6. Рыжая птичница
Пришла в курятник
Наводить порядок.

7. Ягоды – красненькие
Листья – рябенькие.

8. Вот магазин. Не для красы
Прилавок, а на нём …

10. С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык.
Доят, а не корова.

12. Одна сестрица
Всю жизнь другую обгоняет,
А обогнать не может.

14. Что олень на голове носит?

Список литературы.

1. В.В Волина. Весёлая грамматика. -М.: Знание, 1995.

2. Н.М Бетенькова  . Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. - М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство ACT", 2002.

3.Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители: М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева. - Спб, "Дельта", 1999.

4. Н.М. Бетенькова Орфография и грамматика в рифмовках. - М.: ООО "Издательство ACT": ООО "Издательство Астрель", 2002.

5. В.В. Лайло Развитие памяти и повышение грамотности: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2001.

6. Г.А. Бакулина Интеллектуальное развитие младших школьников на ур.русск.яз. (1-3). - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

7. Е.В Бунеева., М.А. Яковлева  Русский язык. 2  класс (1-4). Методические рекомендации для учителя. - М.: "Баласс", 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

Развивать умения анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму....

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Урок русского языка (3 класс) УМК "Школа 2100" Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.

     На уроке учащиеся учатся распознавать какие гласные буквы надо писать, если в корне слова есть два безударных гласных звука; составляют   алгоритм написания буквы безуд...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...