конспект урока в 1 классе по русскому языку тема "Алфавит"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
конспект урока в 1 классе по русскому языку тема "Алфавит"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alfavit.docx | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Алфавит, или азбука
Цели: познакомить учащихся с алфавитом и его ролью в жизни людей; обобщить знания о предложении; развивать навыки плавного безотрывного письма; развивать мышление, речь, внимание, орфографическую зоркость; воспитывать чувства товарищества, взаимопонимания, добрые качества человека.
Ход урока
I. Организация начала урока.
– Сейчас у нас урок обучения грамоте. Посмотрите, всё ли у вас готово к этому уроку. Давайте настроимся на работу, на красивое письмо.
– А теперь, как всегда, каллиграфическая минутка. Откройте тетради.
М..дведь, п..льто, уч..тель.
– Посмотрите внимательно, как соединяются элементы (наклонная линия с петлей вверху и внизу) с мягким знаком.
– В каких буквах вы встречали такие элементы?
– Обратите внимание, что петельки пересекаются точно на рабочей строке. Петельки находятся на одном уровне.
– Ниже напишите словарные слова до конца строки.
II. Повторение изученного.
1. С о с т а в л е н и е п р е д л о ж е н и й на тему «В школе».
– Сегодня у нас в гостях кот Матроскин. Он тоже хочет учиться и потому пришёл в вашу школу. И ему очень хочется узнать, чем же вы тут занимаетесь. Расскажите коту о вашей школе, о своих делах в ней.
– Давайте каждый из вас составит одно предложение для кота Матроскина.
– А сейчас самое лучшее предложение запишем в тетради с комментарием.
– Начинаем писать с красной строки, с большой буквы.
2. О б о б щ е н и е н а т е м у «Предложение».
– Найдите, о ком говорится в этом предложении.
– Что делает?
– Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)
– Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)
– Вы согласитесь, если я скажу, что предложение выражает законченную мысль?
– В предложении говорится о чём- или о ком-либо.
– Какой знак ставится в конце предложения?
3. П о в т о р е н и е о г л а с н ы х и с о г л а с н ы х б у к в а х.
– Послушайте меня внимательно. Вам нужно будет угадать, о каких буквах я веду речь.
На доске записаны эти буквы, но закрыты.
– Эти буквы можно пропеть, при их произношении воздух легко и свободно проходит через рот, не встречая на пути никаких преград.
– Итак, о каких буквах я говорю? (О гласных.)
– Сколько всего гласных букв в русском языке? (Десять.)
– А теперь назовите в нашем предложении гласные буквы.
– Какие буквы вы ещё знаете? (Согласные.)
– Какие согласные бывают? (Твёрдые и мягкие.)
– Какие буквы звуков не обозначают?
III. Объяснение новой темы.
– Запишите в тетради несколько слов:
дежурный, лопата, медведь.
– Какие это слова? (Словарные.)
– Проверьте написание этих слов по орфографическому словарю.
– Кто заметил, какова особенность расположения слов в этом словаре? (Сначала идут слова, которые начинаются с буквы «А», потом с «Б» и т. д.)
– То есть буквы расположены в определённом порядке.
Вывешивается плакат «Алфавит», но слово «Алфавит» закрыто.
– Здесь записаны все буквы, их 33. Буквы здесь расположены в определённом порядке.
– А как называется такой порядок букв, вы отгадаете сами.
Буквы – значки, как
Бойцы на парад,
В строгом порядке
Построены в ряд,
Каждый в условленном
Месте стоит
И называется всё …
(Алфавит.)
Учитель открывает слово «Алфавит».
– Ребята, а вы знаете, что слово алфавит составлено из греческих букв «альфа» и «вита»? Иначе алфавит можно назвать «азбука» (из славянских букв «аз» и «буки»).
Если вы посмотрите, то в нашем журнале фамилии стоят в алфавитном порядке.
– Как вы думаете, для чего нам нужен алфавит?
– А теперь откройте учебники и прочитайте алфавит хором.
– Обратите внимание, как правильно произносятся буквы.
– Сколько же букв в русской азбуке? (Тридцать три буквы.)
– Послушайте, как можно выучить алфавит.
Дети повторяют хором по строчке.
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё – постираем всё бельё.
Ж, З, И, Й, К, Л, М – апельсинку быстро съем.
Н, О, П, Р, С, Т, У – погуляем на мосту.
Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ – ах, какая чаща!
Ъ, Ы, Ь – не запомнятся никак.
Э, Ю, Я – вот и все мои друзья!
IV. Закрепление изученного.
– А теперь выполним упражнение из учебника. Прочитайте внимательно задание.
Записать слова в алфавитном порядке.
– Итак, какое слово будет первым? На какую букву? Найдём это слово среди других.
– Какое это слово? (Арбуз.)
– Ребята, чтобы правильно выполнить задание, необходимо пользоваться алфавитом.
Это упражнение выполняется коллективно.
– А теперь отгадайте загадку.
Ты с этой буквою знаком:
Стоят два колышка рядком,
А между ними поясок,
Протянутый наискосок.
– О какой букве идёт речь?
– Назовите слова, которые начинаются на эту букву, и запишите.
– Послушайте ещё загадку.
Эта буква широка
И похожа на жука.
– Какая это буква?
– Давайте вспомним слова на эту букву и запишем их.
– Скажите, какая буква стоит перед буквой «Ж»? А после «Ж»?
V. Итог урока.
– Что нового узнали сегодня на уроке?
– Для чего нам надо знать алфавит?
– Надеюсь, что знание алфавита вам всегда пригодится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе по теме: "Пробуем сочинять загадки"
Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе, тема урока: "Пробуем сочинять загадки". Автор учебника С.В. Иванов "Русский язык" 2 класс, изд. "Вентана-Граф"( УМК "Начальная ш...
Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме: Правописание частицы не с глаголами.
Программа Русский язык. Т. Г. Рамзаева. Тема: Правописание частицы не с глаголами ....
Конспект урока с презентацией по русскому языку в 4 классе по теме: Склонение имён прилагательных во множественном числе.
Т.Г. Рамзаева Русский язык. 4 класс. Использование образовательных технологий на уроке русского языка....
Конспект урока с презентацией по русскому языку в 1 классе на тему "Предложение"
Материал содержит конспект урока с мультимедийной презентацией...
Тема текста. Конспект урока с презентацией по русскому языку. 2 класс.
Урок с презентацией по русскому языку во 2 классе по теме "Тема текста". Образовательная система "Гармония"....
конспект урока 2 класс по русскому языку "Фразеологизмы"
конспект урока по русскому языку...
Русский язык.Конспект урока по теме : " Волшебный русский язык"
В процессе проведения урока в игровой форме происходит закрепление полученных знаний , расширение и их углубление учащимися, формирование умения работать в группе."Сегодня наш урок бу...