конспект урока в 1 классе по русскому языку тема "Алфавит"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Бастрыгина Виктория Игоревна

конспект урока в 1 классе по русскому языку тема "Алфавит"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alfavit.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Алфавит, или азбука

Цели: познакомить учащихся с алфавитом и его ролью в жизни людей; обобщить знания о предложении; развивать навыки плавного безотрывного письма; развивать мышление, речь, внимание, орфографическую зоркость; воспитывать чувства товарищества, взаимопонимания, добрые качества человека.

Ход урока

I. Организация начала урока.

– Сейчас у нас урок обучения грамоте. Посмотрите, всё ли у вас готово к этому уроку. Давайте настроимся на работу, на красивое письмо.

– А теперь, как всегда, каллиграфическая минутка. Откройте тетради.

М..дведь, п..льто, уч..тель.

– Посмотрите внимательно, как соединяются элементы (наклонная линия с петлей вверху и внизу) с мягким знаком.

– В каких буквах вы встречали такие элементы?

– Обратите внимание, что петельки пересекаются точно на рабочей строке. Петельки находятся на одном уровне.

– Ниже напишите словарные слова до конца строки.

II. Повторение изученного.

1. С о с т а в л е н и е   п р е д л о ж е н и й  на тему «В школе».

– Сегодня у нас в гостях кот Матроскин. Он тоже хочет учиться и потому пришёл в вашу школу. И ему очень хочется узнать, чем же вы тут занимаетесь. Расскажите коту о вашей школе, о своих делах в ней.

– Давайте каждый из вас составит одно предложение для кота Матроскина.

– А сейчас самое лучшее предложение запишем в тетради с комментарием.

– Начинаем писать с красной строки, с большой буквы.

2. О б о б щ е н и е   н а   т е м у  «Предложение».

– Найдите, о ком говорится в этом предложении.

– Что делает?

– Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)

– Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

– Вы согласитесь, если я скажу, что предложение выражает законченную мысль?

– В предложении говорится о чём-  или о ком-либо.

– Какой знак ставится в конце предложения?

3. П о в т о р е н и е   о   г л а с н ы х   и   с о г л а с н ы х   б у к в а х.

– Послушайте меня внимательно. Вам нужно будет угадать, о каких буквах я веду речь.

На доске записаны эти буквы, но закрыты.

– Эти буквы можно пропеть, при их произношении воздух легко и свободно проходит через рот, не встречая на пути никаких преград.

– Итак, о каких буквах я говорю? (О гласных.)

– Сколько всего гласных букв в русском языке? (Десять.)

– А теперь назовите в нашем предложении гласные буквы.

– Какие буквы вы ещё знаете? (Согласные.)

– Какие согласные бывают? (Твёрдые и мягкие.)

– Какие буквы звуков не обозначают?

III. Объяснение новой темы.

– Запишите в тетради несколько слов:

дежурный, лопата, медведь.

– Какие это слова? (Словарные.)

– Проверьте написание этих слов по орфографическому словарю.

– Кто заметил, какова особенность расположения слов в этом словаре? (Сначала  идут  слова,  которые  начинаются  с  буквы  «А»,  потом  с «Б» и т. д.)

– То есть буквы расположены в определённом порядке.

Вывешивается плакат «Алфавит», но слово «Алфавит» закрыто.

– Здесь записаны все буквы, их 33. Буквы здесь расположены в определённом порядке.

– А как называется такой порядок букв, вы отгадаете сами.

Буквы – значки, как

Бойцы на парад,

В строгом порядке

Построены в ряд,

Каждый в условленном

Месте стоит

И называется всё …

                (Алфавит.)

Учитель открывает слово «Алфавит».

– Ребята, а вы знаете, что слово алфавит составлено из греческих букв «альфа» и «вита»? Иначе алфавит можно назвать «азбука» (из славянских букв «аз» и «буки»).

Если вы посмотрите, то в нашем журнале фамилии стоят в алфавитном порядке.

– Как вы думаете, для чего нам нужен алфавит?

– А теперь откройте учебники и прочитайте алфавит хором.

– Обратите внимание, как правильно произносятся буквы.

– Сколько же букв в русской азбуке? (Тридцать три буквы.)

– Послушайте, как можно выучить алфавит.

Дети повторяют хором по строчке.

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё                –    постираем всё бельё.

Ж, З, И, Й, К, Л, М                –    апельсинку быстро съем.

Н, О, П, Р, С, Т, У                –    погуляем на мосту.

Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ                –    ах, какая чаща!

Ъ, Ы, Ь                                –    не запомнятся  никак.

Э, Ю, Я                                –    вот и все мои друзья!

IV. Закрепление изученного.

– А теперь выполним упражнение из учебника. Прочитайте внимательно задание.

Записать слова в алфавитном порядке.

– Итак, какое слово будет первым? На какую букву? Найдём это слово среди других.

– Какое это слово? (Арбуз.)

– Ребята, чтобы правильно выполнить задание, необходимо пользоваться алфавитом.

Это упражнение выполняется коллективно.

– А теперь отгадайте загадку.

Ты с этой буквою знаком:

Стоят два колышка рядком,

А между ними поясок,

Протянутый наискосок.

– О какой букве идёт речь?

– Назовите слова, которые начинаются на эту букву, и запишите.

– Послушайте ещё загадку.

Эта буква широка

И похожа на жука.

– Какая это буква?

– Давайте вспомним слова на эту букву и запишем их.

– Скажите, какая буква стоит перед буквой «Ж»? А после «Ж»?

V. Итог урока.

– Что нового узнали сегодня на уроке?

– Для чего нам надо знать алфавит?

– Надеюсь, что знание алфавита вам всегда пригодится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе по теме: "Пробуем сочинять загадки"

Конспект урока развития речи по русскому языку  во 2 классе, тема урока:  "Пробуем сочинять загадки". Автор учебника С.В. Иванов "Русский язык" 2 класс, изд. "Вентана-Граф"( УМК "Начальная ш...

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме: Правописание частицы не с глаголами.

Программа  Русский язык. Т. Г. Рамзаева.  Тема: Правописание частицы не с глаголами ....

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 4 классе по теме: Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Т.Г.   Рамзаева Русский язык.  4 класс. Использование образовательных технологий на уроке русского языка....

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 1 классе на тему "Предложение"

Материал содержит конспект урока с мультимедийной презентацией...

Тема текста. Конспект урока с презентацией по русскому языку. 2 класс.

Урок с презентацией по  русскому языку во 2 классе по теме "Тема текста". Образовательная система "Гармония"....

Русский язык.Конспект урока по теме : " Волшебный русский язык"

В процессе проведения урока в игровой форме происходит закрепление полученных знаний  , расширение и их углубление  учащимися, формирование умения работать в группе."Сегодня наш урок бу...