Образовательная программа "Школа 2100" Урок русского языка (ФГОС), 2 класс, раздел: "Связь слов в предложении"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Михайлова Ирина Александровна

Тема: развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении.

Цель: развитие умений устанавливать связь слов в предложении с помощью вопросов и графически её изображать;

           обогащать словарный запас и грамматический строй речи обучающихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx48.91 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Тема: Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении.

Цель:

  развитие умений устанавливать связь слов в предложении по вопросам и изображать её графически;

  дальнейшее обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Символы: Необходимый Программный Максимальный

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока

Ι. Актуализация знаний.

 Н     – Откройте тетрадь.

         – Что надо записать? (Дату.)

                           Комментированная запись числа.

          – Какую запись должны сделать дальше?

         – Напишите слова «Классная работа».

                                           3. Выявлять особенность объектов.

                                           4. На основе анализа объектов делать выводы.

Работа по учебнику.

 П     – Прочитайте тему раздела.

         – Посмотрите на центральный кадр киноплёнки.         

– Как наши друзья его понимают? (Ребята взялись за руки, они дружат, значит, и слова в предложении «дружат», они связаны между собой.) 

                                           1. Развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций.

– Как думаете, чем будем заниматься на последующих уроках? (Определять, как могут быть связаны слова, находить, какие слова связаны.)

                                           7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

– Есть ли у нас знания и умения для решения этих задач? (Да, мы знаем, что связаны слова-названия предметов и признаков, предметов и действий – грамматическая основа.) 

                                            1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

– Но о связях слов мы будем узнавать и что-то новое.

                                            3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

– Составим план урока.

План (примерный).

  1. Учиться устанавливать связь между словами по вопросам.
  2. Изображать графически связь между словами.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

                                           3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

            Создание проблемной ситуации.

На слайде  два набора слов.

– Прочитайте.

1. Кузнечик порхать трава.

2. Бабочка прыгать цветы.

– Составьте из каждого набора слов предложения.

– Удалось это сделать? Почему? (Не получается составить предложения, потому что так не бывает, слова не сочетаются между собой.)

                                            3. Оформлять свои мысли в устной форме.

             Открытие новых знаний с элементами актуализации.

– Какой можете предложить выход, чтобы составить предложение?

                                           2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставлен- ными задачами. 

              а) Поменять местами слова порхать и прыгать.

              б) Подобрать другие слова – стрекотать, летатьи соединить их.

– Составьте свои предложения.

Кузнечик прыгает в траве. / Кузнечик стрекочет в траве.

Бабочка порхает над цветами./ Бабочка летает над цветами.

– Что же мы сделали, чтобы предложение «ожило»? (Связали, соединили слова по смыслу.)

                                            1. Развиваем умение слушать и понимать других.

                                            2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставлен -ной задачей.

– А с самими словами что-то произошло? (Они тоже изменились, появились новые слова, между ними появилась связь.)

– Как можно проверить, что слова связаны между собой? (Подсказка: Как мы уже делали это? Задать вопросы от одного слова к другому.)

– Попробуйте установить связь между словами.

                                            4. На основе анализа объектов делать выводы.

                                            5. Обобщать и классифицировать по признакам.

– С каких слов нужно начать? (С главных – с грамматической основы. Поставить вопрос кто? и что делает?)

– Выполняйте (можно делать по вариантам).

                                                 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Дети записывают вопросы и слова, которые на них отвечают:

(Кто?) Кузнечик (что делает?) прыгает.

(Кто?) Бабочка (что делает?) порхает.

– Попробуйте задать вопрос к следующим словам. (Если, дети затрудняются с вопросом, учитель помогает.)

                                           1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, текстов.

Прыгает (где?) в траве. / Порхает (где?) над цветами.

– От какого слова задавали вопрос? (От слова-названия действия.)

– А теперь попробуйте добавить слово-признак. Где оно должно будет находиться? (Рядом со словом-предметом – кузнечик и бабочка.)

                                           7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

                                           2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставлен -ной задачей.

М

– Выполните это задание устно. (Кузнечик (какой?) зелёный. / Бабочка (какая?) красивая.)

– Сделайте вывод: как слова связаны в предложении?

                                           4. На основе анализа объектов делать выводы.

                                                4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

   Сравните  его с авторским в учебнике.

                           Делают вывод и читают текст учебника в рамке.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

 

1. Работа по учебнику.

Упр. 92 – развивается умение устанавливать связь между словами по вопросам и изображать графически.

               На  материале этого упражнения отрабатывается навык графического обозначения зависимости между словами в предложении. Учителю следует обратить внимание детей на то, что связь между главными членами предложения взаимная.

                                         1. Развиваем умения извлекать информацию из текстов.

                                         3. Выявлять сущность, особенности объектов.

                                         5. Обобщать и классифицировать по признакам.

                                         1. Развиваем умение слушать и понимать других.

                                         3. Оформлять свои мысли в устной форме.

          Образец рассуждения (алгоритм) после чтения предложения.

Тихий дождик моросит.

  1. В предложении говорится о дождике.

(Что?) Дождик.

Дождик (что делает?) моросит.

Дождик моросит – это грамматическая основа предложения. Связь показываем двумя стрелками.

  1. Поставлю вопрос к оставшемуся слову. 

Дождик (какой?) тихий. Связь покажу стрелкой к тому слову, к которому ставился вопрос.

  1. Составлю схему предложения.

 В нём три слова, вместо слова напишу вопрос, на который отвечает это слово.

М         Можно дать творческое задание на применение нового знания – обогащения смысла предложения новыми словами, отвечающими на вопрос где?, или когда?, или как? 

          Например, достроить предложение 

Тихий дождик моросит (где?) за окном / (когда?) с утра.

Старые часы тикают (где?) за стеной /(как?) тихо.

2. Дополнительный материал.

Упр. 77 («Дидактический материал»). Устно.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

ΙV.  Итог урока.

– Задайте вопросы по теме урока.

– Как связаны слова в предложении? (По смыслу.)

– Как показать эту связь? (С помощью вопроса и стрелками.)  4   4

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

V. Домашнее задание.

Упр. 78 («Дидактический материал»).

                                               Деятельность учеников:

                                               – Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет.

                                               – Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы.

                                               – Группировать слова по вопросам.

                                               – Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по русскому языку "Упражнение в установлении связи слов в предложении"

конспект "Упражнение в установлении связи слов в предложении"...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: «Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?»

Основная цель:  Сформировать у учащихся умение составлять сочетание слов по схемам. ЗадачиОбразовательные задачи:1) Систематизировать знания учащихся о словах, которые отвечают на вопр...

Русский язык. 1 класс. Работа над алгоритмом списывания предложения. Запись слов под диктовку.

Русский язык. 1 класс." Работа над алгоритмом списывания предложения. Запись слов под диктовку." по УМК "Перспективная начальная школа".Тема: Работа над алгоритмом списывания предложения. Запись слов ...

Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме: " Текст и предложение" (в соответствии с ФГОС)

На данном уроке учащиеся научатся распознавать текст, отдельные предложения; выделять предложения из текста; оформлять предложения на письме....

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....

Русский язык,2 класс.Повторение пройденного. Слово. Словосочетание. Предложение»

Цель  урока Формирование предметных  и универсальных учебных действий  на основе применения ранее сформированных знаний, формирование позитивного опыта применения ранее сформирова...