Круглый стол "ЕГЭ в начальной школе"
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Алипченкова Татьяна Владимировна

 

     В настоящее время в начальных классах одновременно с существующей традиционной системой оценки и контроля результатов обучения начала складываться новая система, основанная на использовании тестовых технологий. Много споров на сей счет, хорошо ли это, плохо ли. Новое всегда противоречиво. Так было и будет всегда. Наша задача сейчас не спорить, а строить.  Поэтому целью внедрения в мою практику работы, как учителя начальных классов, тестовой технологии - обеспечение преемственности внутришкольного и внешнего контроля учебного процесса, проводимого с использованием тестовых методик: при тестировании учащихся 9 и 11 классов, при сдаче единого государственного экзамена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ege_v_nachalnoy_shkole.ppt391 КБ
Microsoft Office document icon ege_v_nachalnoy_shkole._kruglyy_stol.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Круглый стол «ЕГЭ в начальной школе»

1. Психологический  настрой  “Все в твоих руках”    (Притча)

     Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

         В наших руках возможность формировать личность. Какую,  я у вас спрошу?

  1. любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
  2. уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
  3. доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;
  4. готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
  5. умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности

В настоящее время остро встал вопрос о ЕГЭ в начальной школе

                    Слайд  «ЕГЭ в начальной школе»

 2. Вхождение в тему (метод «Ассоциации»)

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «ЕГЭ»

            Напишите (Слова должны начинаться с букв данного слова).

Е – единомышленники, единодушный, единогласный

Г – гений, гармония, гуманность

Э – эрудированность, эффективность, энтузиасты

3. Теоретический ввод

     Может ли учитель начальных классов начать подготовку к ЕГЭ детей младшего школьного возраста? Этот вопрос я задала себе. Для этого сначала нужно разобраться, что представляет собой ЕГЭ. Как известно, в течение нескольких последних лет Министерство образования РФ проводило  эксперимент, нацеленный на поиск новых форм проведения выпускных экзаменов в XI классе. Выбор был  сделан на форме  Единого государственного экзамена. Проанализировав задания ЕГЭ за несколько лет, можно сделать вывод о возможности начала подготовки к этому виду проверки знаний уже в начальной школе. Отметим, что экзамен по русскому языку  состоит из трёх частей:

- тесты по основным разделам школьного курса (фонетике, орфографии, орфоэпии, словообразованию и. т. д.);

- анализ текста;

- создание небольшого письменного высказывания.

 Задания по математике составлены по той же логике: часть А – тесты, ученик выполняет задание, выбирает правильный ответ из 4-х возможных и записывает только букву или цифру на бланке ответов в блоке А. Блок Б – ученик выполняет задание и записывает ответ в блоке Б. Блок С – ученик решает задачу и записывает её решение и ответ в бланке ответов блока С.

     В настоящее время в начальных классах одновременно с существующей традиционной системой оценки и контроля результатов обучения начала складываться новая система, основанная на использовании тестовых технологий. Много споров на сей счет, хорошо ли это, плохо ли. Новое всегда противоречиво. Так было и будет всегда. Наша задача сейчас не спорить, а строить.  

Поэтому целью внедрения в мою практику работы, как учителя начальных классов, тестовой технологии - обеспечение преемственности внутришкольного и внешнего контроля учебного процесса, проводимого с использованием тестовых методик: при тестировании учащихся 9 и 11 классов, при сдаче единого государственного экзамена.

Каковы же преимущества тестовой технологии контроля?

  Тестовая  технология дополняет традиционную систему текущего контроля системой тестов различного назначения, что позволит получить достоверную и оперативную информацию об уровне усвоения знаний, достигнутом каждым учащимся, позволяет  не только выявить пробелы  в усвоении материала, но и закрепить, обобщить полученные знания.

Слайд №2 «Преимущества тестового контроля»


 Часть первая заданий ЕГЭ представляет собой перечень текстовых заданий по основным разделам русского языка и по пройденному материалу по математике. Все задания – это тесты с выбором ответа; в каждом дано 4 варианта ответов, из которых правильным является только один. Таким образом, учащиеся имеют возможность познакомиться с новым видом заданий уже в 1 классе начальной школы. Сначала, это можно сделать в игровой форме.

         В начале работы по ознакомлению с тестами нет необходимости заготавливать тестовые задания каждому ученику, даже наоборот, коллективная работа в этот период будет продуктивнее. Тут на помощь учителю приходит компьютер и мультимедиапроектор.

                                               Тест 1 класс математика  

( показ презентации, а затем на интерактивной доске)

  В дальнейшем  желательно каждому ученику готовить задание. Чтобы процесс  усвоения алгоритма работы с тестовыми заданиями шел эффективнее необходимо начинать с безотметочной  проверки заданий. Задача учителя – научить ребенка оценивать свои действия, результаты, видеть свои ошибки, свое продвижение вперед.  

 Сличение своего результата с правильным ответом становится инструментом анализа ошибки, её причины, возникших затруднений и т.д.

     


                 
Слайд № 3 «Виды тестов по их назначению»


Система тестовой технологии  включает тесты следующих видов (в зависимости от назначения):

БАЗОВЫЕ ТЕСТЫ - тесты, позволяющие проверить усвоение базовых понятий на репродуктивном и алгоритмическом уровнях; время проведения - 10-15 минут;
 

                                                                 
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ - тесты, дающие возможность выявить не только пробелы в знаниях по теме, но и уровень ее усвоения  учебные возможности обучаемого;

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ - тесты для проведения в конце изучения темы, позволяющие зафиксировать объем и уровень ее усвоения;


ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ - тесты для проведения в конце полугодия, года, за курс основной  школы с целью выявления объема и уровня усвоения материала.

                                          Слайд № 4 «Лестница деятельности»


      Итоговый контроль (полугодие и год) уровня усвоения учебных знаний учащихся лишь констатирует определенный результат, но не дает способа достижения учащимся необходимого уровня знаний. Базовые, диагностические и тематические тесты предназначены для проведения учащегося по "лестнице деятельности" в ходе подготовке к итоговому контролю. Проведение базовых, диагностических и тематических тестов позволяет осуществлять проектирование продвижения учащегося с уровня на уровень на основе объективных показателей (результатов тестирования) с целью подготовки его к итоговому тестированию как форме внешнего контроля.

Тест № 5 «Методика разработки педагогического теста»

1. Определение цели тестирования:

 - стартовый контроль

 - текущий контроль

 - тематический контроль

 - рубежный контроль

 - итоговый контроль.

2. Определение контингента учащихся.

3. Определение программы, для которой делаем тест.

4. Определить время, на которое рассчитан тест.

5. Определение длины теста.

6. Отбор содержания.

Слайд № 6 «Классификация тестовых заданий»

     Рассмотрим наиболее популярную классификацию тестовых заданий. В рамках данной классификации тестовые задания можно разделить на две группы:

- тестовые задания закрытого типа (с предписанными ответами, когда необходимо выбрать из предложенных вариантов ответа тот или иной вариант);

- тестовые задания открытого типа (со свободными ответами, когда  необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д.).                          

   В рамках каждого типа можно выделить несколько видов тестовых заданий в зависимости от формы вариантов ответов. Выбор типа и вида тестового задания определяется, прежде всего, целями, в соответствии с которыми проводится тестирование, характером материала, усвоение которого необходимо выявить, возрастными особенностями. Немаловажное значение играет финансовое, кадровое и ресурсное обеспечение, а также запас времени, которым располагает разработчик.  Виды тестовых заданий представлены в таблице:

                                                 Виды тестовых заданий

 

Форма тестового задания

Инструкция

Закрытого типа

альтернативный выбор

испытуемый должен ответить «да» или «нет»

установление соответствия

испытуемому предлагается установить соответствие элементов двух списков

множественный выбор

испытуемому необходимо выбрать один или несколько правильных ответов из приведенного списка

установление последовательности

испытуемый должен расположить элементы списка в определенной последовательности

Открытого типа

дополнение

испытуемый должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных в задании ограничений (например, дополнить предложение)

свободное изложение

испытуемый должен самостоятельно сформулировать ответ; никакие ограничения на них в задании не накладываются

                       

Переходим к практической части нашего занятия.

4. Деление на группы (метод “Классические тройки”)        

 

Участники берут карточку, на которой написано слово и ищут еще двоих, чтобы получилась “классическая тройка”.

вера – надежда – любовь;

солнце – воздух – вода;

ум – честь – совесть;

мама - папа – я;

лебедь – рак – щука.

5.  Разработка группами  тестовых заданий  (метод “Мозговой штурм”)

                                                                         

                                                               

                                                           Закрытый тип тестов

Слайд № 7  «Альтернативный выбор»

  1. Задания с альтернативным типом ответа предлагают наличие двух вариантов ответов (да – нет, правильно – неправильно) и способствуют выявлению уровня усвоения сложных развернутых определений, правил. Этот вид заданий используется для выявления таких показателей, как умение определять назначение фактов, подводить под понятие, устанавливать причину.

Слайд альтернативного выбора

 Обведи в кружок  правильный ответ.

1. Приставка служит для образования новых родственных слов.

         Да.                  Нет

2. Между предлогом и другими словами можно вставить какое-нибудь слово, а между приставкой и словом – нельзя.

        Да.                  Нет

- Приведите пример альтернативного выбора в математике.

1.  Сумма  чисел 8 и 6 равна  15.

       Да                Нет

Слайд №  8 «Восстановление соответствия»

  1. Задания на восстановление соответствия предусматривают смысловое соединение элементов двух списков, где какому-либо слову, символу, фразе в одной колонке необходимо найти ответ в другой колонке. Задания этого вида могут состоять из двух следующих друг за другом частей, между пунктами которого также требуется установить соответствие. Главное преимущество заданий-соответствий – компактная форма, которая дает возможность в относительно короткое время проконтролировать усвоение большого количества учебного материала.

 

Слайд соответствия

1. Соедини линиями слова и вопросы, на которые они отвечают:

мальчик
улыбался
дерево
светлый
заснул
большая

что делал?
какой?
кто?
что сделал?
что?
какая?

Приведите пример на восстановление соответствия  в математике

  объём                    кг                           100см              10 см

  масса                    см                           1дм                  1м

  длина                    л                             10мм                1000м

  площадь               м2                                         1км                   1см

 

Слайд № 9 «Множественный выбор»

  1. Задания с множественным выбором отличаются вариативностью выбора ответа. Школьнику необходимо  отметить номер ответа, который он считает правильным.. Этот вид заданий обычно состоит из собственно задания и списка ответов на него (наиболее рациональным считается набор из 4 ответов). Ответ ученика заключается в выборе того варианта из предложенного набора, который, по его мнению, является наиболее правильным, лучшим или единственным в решении поставленной задачи или вопроса.

             

   

Слайд    множественного выбора

Имена существительные – это

  1. Часть речи, которая отвечает на вопрос что?
  2. Часть речи, которая отвечает на вопрос кто?
  3. Часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?
  4. Часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет

   Приведите пример  с множественным  выбором в математике

   

  1. Какие из перечисленных признаков величины
  1. цвет, объём, длина  
  2. масса, длина, материал
  3. масса, длина, объём

Слайд  №  10    «Установление последовательности»

Слайд   последовательности

  1. Задание с установление последовательности

Найди и укажи правильный порядок слов в предложении.

1.осенний

2. кружит

3. листья

4. ветер

5. опавшие

1) 2 3 4 5 1           2) 5 2 4 1 3     3) 1 4 2 5 3       4) 3  1  2 5 4

 

      Приведите пример   на установление последовательности  в математике

  1. Укажите правильный порядок действий в выражении:  210: 14 – 13 + 23х17

1)    х  -   +  :                         3) :   х   -  +  

2)   -   :    +   х                       4)  х   :    +   -

                                      Открытый тип тестов

Слайд № 11   «Задания-  дополнения»

  1. Задания-дополнения, в которых учащимся предлагается один возможный вариант ответа, который необходимо вписать в форме слова-ответа, символа или знака.

Слайд  дополнения

1. Вставьте нужное слово.
Предлоги со словами пишутся __________, а приставки ___________.

  1. Дополни предложение, словом из словаря.
    Бабушка набросила на плечи теплый _________.

Приведите пример   задания – дополнения   в математике

  1. Масса, объём, длина – это ____________________.
  2. Если из  _____________  вычесть разность, то получится вычитаемое.

Слайд № 12  «Задания свободного изложения»

  1. Задания свободного изложения, которые характеризуются отсутствием ограничений в ответах по сути задания при строгом соблюдении требования однозначности правильного ответа (в форме вписывания словосочетания, фразы, предложения).

1. Впиши правильный ответ:

Слайд  изложения

1. Имя существительное – это _____________________________________________________.

2.Окончание – это изменяемая часть слова, стоящая после корня и служащая для _____________________________________________________________.

Приведите пример   задания –  свободного изложения   в математике

1.Запиши, как называется число, которое получается в результате деления.

 ________________________________________________________________

          С помощью тестов можно не только проверить необходимый базовый уровень знаний, умений и навыков, но и научить правильно, оформлять работу по принципам ЕГЭ. Старшие школьники испытывают трудности во время ЕГЭ не только с быстрым и правильным решением задания, но и способом его оформления. Ведь для записи ответа перед учеником целый лист незнакомых, непонятных клеток, граф, обозначений и сокращений. Поэтому важная цель наша, учителей начальных классов, приучать школьника к одному из ведущих принципов контроля за успеваемостью – тестированию и научить правильному и грамотному оформлению ответов.

Начиная со 2 класса, наши дети принимают участие в конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно», ЭМУ. Там тоже тестовые задания и бланки заполнения ответов. Посмотрите, какие я использую бланки ответов.

6. Рефлексия (“Все в твоих руках”)

         Несомненно, в начальной школе нет единой системы составления данных тестовых работ.  Много попыток сделано в поисках идеальной формы таких тестов. Кто-то даже придумал проводить такие тесты по разным дисциплинам на одном тексте. Тем не менее, если мы не будем искать, мы никогда не найдем тот приемлемый вариант. Но тот, кто не ищет и не пробует, у того ничего и не получится. И не наша  в том вина, что не совершенно. Повторюсь, все новое именно так и пробивается. Всё в твоих руках!

- Покажите, пожалуйста, на руках была ли польза для вас от сегодняшнего занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол. "Использование ИКТ как одно из средств оптимизации образовательного процесса в начальной школе"

Презентация. Показаны разнообразные приёмы использования ИКТ на различных уроках для обобщения знаний, для отработки техники чтения, для развития зрительной памяти и орфографической зоркости на уроках...

Конспект интегрированного урока в 3 классе по программе Перспективная начальная школа" математика: "Умножение круглого числа на однозначное", русский язык "Именительный падеж", окружающий мир "Вода - необыкновенное вещество"

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 3 КЛАССЕ (МАТЕМАТИКА, РУССКИЙ ЯЗЫК, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)по программе «Перспективная начальная школа» МАТЕМАТИКА. ТЕМА: «Умножение круглого  числа на однозначное»РУССКИ...

Городской круглый стол "Конструирование и моделирование как фактор достижения метапредметных результатов ФГОС в начальной школе"

В данном разделе опубликована программа круглого стола "Конструирование и моделирование как фактор достижения метапредметных результатов ФГОС в начальной школе"...

Круглый стол «Формирование УУД в начальной школе»

Круглый стол «Формирование УУД в начальной школе»...

Круглый стол учителей начальной школы ВАО - "Работа в информационном пространстве LEARNING"

Cоздание единого образовательного пространства, которое олицетворяет LEARNING, в общеобразовательной школе стало в последнее время достаточно популярной темой. Никто не отрицает, что электронные ресур...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема: Вычитание «круглых» сотен, УМК «Перспективная начальная школа»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: Вычитание «круглых» сотен Цели деятельности учителя: формирование представлений о процессе вычитание «круглых» сотен, развитие знаний о с...

Технологическая карта урока по математике"Вычитание из круглого числа" (УМК "Начальная школа XXI века,2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования умения вычитать из круглого числа. Задачи урока Дидактические:1. Повторить понятие «к...