Работа над ошибками
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Ильина Ирина Рашитовна

Со второго полугодия 2-го класса я начинаю ребят приучать к выполнению работы над ошибками и умению правильно формулировать орфограммы. Номер орфограммы указываю на полях в той строке, где допущена ошибка. Во 2-3 классах ребята выполняют пункты А и Б, в 4-ом классе добавляется и пункт В. Данная памятка находится у  каждого ученика в своей рабочей папке. Плюсы в том, что: * количество ошибок значительно снижается, т.к. помимо домашней работы приходится выполнять еще и работу над ошибками, * отрабатываются умения находить в предложении или тексте слова на изученные правила, * а также умения правильно называть орфограмму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_oshibkami.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над ошибками

  1. Заглавная буква в начале предложения.

Начало предложения пишется с большой буквы.

     А) Мальчики играли во дворе.

     Б)  Запиши предложение правильно.

     В) Придумай и запиши 1 предложение, выдели заглавную букву.

      2.   Заглавная буква в имени собственном.

Названия рек, городов, деревень, морей, имена людей, клички животных называются именами собственными. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

     А) Марина, Волга, Москва

     Б) Запиши слово правильно, выдели заглавную букву.

     В) Напиши ещё 3 имени собственных, выдели заглавную букву.

  1. Слог. Деление слова на слоги.

Запомни! Сколько гласных в слове, столько и слогов.

     А) уиель

     Б) Раздели слово правильно.

     В) Запиши любое слово, разделив его на слоги.

      4.   Правила переноса.

            Переноси слова по слогам

                 А) школь-ная

                 Б) Раздели слово для переноса правильно

                 В) Запиши любое слово, разделив его для переноса

      5.   Ь знак, обозначающий мягкость согласных.

                 А) лось, мальчик.

                 Б) Запиши слово правильно, подчеркни орфограмму

                 В) Запиши 3 слова с этой орфограммой.

      6.   Сочетание – ОРО -.

                 А) ворона

                 Б) Запиши слово правильно, выдели орфограмму.

                 В) Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой

      7.  Проверяемая безударная в корне слова.

           Подбери однокоренное слово или измени слово так, чтобы на эту гласную падало ударение

                 А) моря – море

                 Б) Запиши слово правильно, подбери проверочное слово

                 В) Запиши 2 слова с этой орфограммой, укажи проверочные слова.

      8.  Непроверяемая безударная гласная в корне слова. Словарные слова.

           Запомни написание слова из словаря

                 А) пенал, собака

                 Б) Запиши слово целую строчку, подчеркни орфограмму

      9.  Парные звонкие и глухие согласные

           Подбери однокоренное слово или измени слово так, чтобы после согласного стоял гласный

                 А) завод – заводы

                 Б) Запиши слово правильно, подбери проверочное слово

                 В) Запиши 2 слова с этой орфограммой, укажи проверочные слова

     10.  Правописание предлогов со словами

            Предлоги пишутся отдельно. Между предлогом и словом можно вставить слово. У глаголов

            нет предлогов

                А) Сосна росла у берега. -  Сосна росла у крутого берега.

                Б) Запиши предлог со словом правильно, между ними поставь любое слово.

                В) Запиши любое слово с предлогом

     11.  Ь знак – разделительный

            Мягкий знак (ь) разделяет согласный от гласного, пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И

                А) платье

                Б) Запиши слово правильно, подчеркни букву после Ь знака

                В) Запиши 2 слова с этой орфограммой

  1. Разделительный Ъ знак

Ъ знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных Е, Ё, Ю, Я

     А) разъяснение, съезд, предъюбилейный, подъем

     Б) Запиши слово правильно, выдели приставку, подчеркни первую букву корня

     В) Запиши 2 слова с этой орфограммой

     13.  Гласные после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу)

            ЧА-ЩА пиши с А, ЧУ-ЩУ пиши с У, ЖИ-ШИ пиши с И

                 А) чашка, роща, щука, учу, мыши, живет  

                 Б) Запиши правильно, выдели орфограмму

                 В) Запиши 2 слова с этой орфограммой

     14.  Сочетания ЧК-ЧН, НЧ-НЩ пиши без мягкого знака

                 А) ручка, ночной, кончик, банщик

                 Б) Запиши правильно, выдели орфограмму

                 В) Запиши 2 слова с этой орфограммой

     15.  Состав слова

                 А) Выпиши слово, разбери его по составу

                 Б) Подбери 1-2 однокоренных слова

     16.  Буквы Е, И в суффиксах существительных –ек, -ик

            Если при изменении слова буква в суффиксе выпадает, то пишется Е, если не выпадает – то И

                 А) ключик – ключика, замочек – замочка

                 Б) Запиши слово правильно

                 В) Запиши 1 пару слов на эту орфограмму

     17.  Гласные и согласные в приставках

                 А) Выпиши слово правильно, выдели в нем приставку

                 Б) Запиши 2 слова с этой приставкой

     18.  Правописание приставки со словом

            Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом

                А) приехал, уехал

                Б) Выпиши слово правильно, выдели приставку

                В) Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками

     19.  Двойная согласная

                А) Запиши слово правильно, подчеркни двойную согласную

                Б) Запиши 2 слова с двойными согласными

     20.  Соединительные гласные в сложных словах (о, е)

                А) Выпиши слово правильно, выдели корни, подчеркни соединительную гласную

                Б) Запиши слово на эту орфограмму

     21.  Непроизносимые согласные

            В некоторых словах согласные Д, Т, Л, В пишутся, но не произносятся. Эти слова нужно

            проверять.

                А) честный –честь, звёздный – звезда, солнце – солнышко

                Б) Запиши слово правильно, напиши проверочное слово

                В) Запиши 2 слова на эту орфограмму

     22.  Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных

            В существительных после шипящих и Ц под ударением пишется О, без ударения – Е

                А) тучей, ключом, улицей, овцой

                Б) Запиши слово правильно, поставь знак ударения

                В) Запиши еще 1 слово с этой орфограммой

     23.  Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

                А) Выпиши существительное, поставь его в начальную форму, определи тип склонения.

                     Выдели окончание. Проверь с помощью слов – помощников.

  1. Однородные члены предложения.

           А) Выпиши предложение. Обозначь однородные члены предложения и слово от которого они

                зависят. Правильно поставь знаки препинания.

  1. Союзы (и, а, да, но) пишутся отдельно

           А) Запиши слова, соединенные союзами правильно. Выдели союз.

26.  Мягкий знак на конце существительных после букв шипящих согласных

       Мягкий знак пишется только на конце существительных 3-его склонения

           А) рожь, помощь, ночь

           Б) Запиши слово правильно

           В) Запиши 2 слова с этой орфограммой

27.  Сложное предложение

           А) Выпиши предложение правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему.

                Подчеркни запятую.

  1. Союзы в сложном предложении

           А) Выпиши предложение правильно, выдели союз.

29.  Предлог с местоимением

            Предлоги с местоимениями пишутся отдельно

                А) Выпиши местоимение с предлогом

                Б) Запиши 2 слова на эту орфограмму

     30.  Мягкий знак у глаголов неопределенной формы.

            Что делать? Что сделать?

                А) Запиши слово правильно, выдели мягкий знак

                Б) Запиши 2 слова на эту орфограмму

     31.  НЕ с глаголом

            НЕ с глаголами пишется раздельно

                А) не пришел, не знал

                Б) Запиши НЕ с глаголом правильно

                В) Запиши 2 слова на эту орфограмму

     32.  Правописание безударных личных окончаний глаголов

            Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределенную)

            форму. Посмотри на гласную перед –ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую

            следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

                Пишет – писать, ставит – ставить

  1. Буквы О и Е после букв шипящих на конце наречий

Под ударением пишется О, без ударения –Е

    А) хорошо, неуклюже

    Б) Запиши правильно

    В) Запиши 2 слова на эту орфограмму

     34.  Буквы О –А на конце наречий

            После приставок из, до, с на конце наречий пишется – А, после приставок в, на, за – О

                А) справа, издалека, досуха, вправо, набело, засветло

                Б) Запиши правильно, выдели приставку, подчеркни последнюю букву

                В) Запиши 2 слова на эту орфограмму

     35.  Безударные гласные в родовых окончаниях имен прилагательных

            Выпиши словосочетание «существительное + прилагательное». Задай вопрос от

            существительного к прилагательному. По окончанию вопроса определи окончание

            прилагательного.

                А) В доме (каком?) новом

                Б) Запиши прилагательное правильно, выдели окончание

                В) Запиши 2 слова на эту орфограмму

     36.  Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных (№35)

  1. Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак

                А) рисуешь, придешь

                Б) Запиши правильно, выдели орфограмму

                В) Запиши 2 слова на эту орфограмму

     38.  – ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

            Что делает? учится, но (что делать?) учиться  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая работа на уроке русского языка. Тема: Работа над ошибками.

Цель: провести анализ контрольных работ (тестов), учить находить ошибки в своих работах, провести работу над ошибками, формировать УУД. Подготовительная работа:На предыдущем уроке дети напи...

Работа над ошибками (из опыта работы учителей начальных классов)

Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе....

Работа над ошибками в контрольной работе по математике.

Работа над ошибками после изучения темы "Сложение и вычитание чисел в пределах 20". На данном уроке проводится анализ заданий, в которых учащиеся чаще всего допускают ошибки....

"Роль разнообразия приёмов работы над ошибками по русскому языку в повышении самостоятельности учащихся в этом виде работы".

Статья "Роль разнообразия приёмов работы над ошибками по русскому языку в повышении самостоятельности учащихся в этом виде работы"...

Приемы работы над ошибками ( из опыта работы)

В данной статье представлены приёмы работы над ошибками по русскому языку в начальной школе....

Работа над ошибками в комплексной работе 3 класс.Осень в лесу.(И.Соколов –Микитов )

Эту презентацию можно  использовать после того , как ребята выполнят комплексную работу в 3 классе (Абросимова Е.Е.,Мурашкина И.А) по тексту " Осень в лесу."(И.Соколов-Микитов).  Иллюстрации...

Памятка"Как работать над ошибками". Работай над ошибками регулярно!

Памятка "Как работать над ошибками в начальной школе" предназначена для учеников, родителей и учителей.В данном пособии представлены  основные разделы программы школьного курса по русск...