урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Шимбулина  Наталья Ивановна

открытый урок на окружном семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse_.docx123.82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц»

Система Л.В.Занкова

Тип урока

Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

Цель:

Задачи:

Освоение  правописания «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]

  1. познакомить учащихся с правописанием «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц];
  2. освоить алгоритм правописания «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц];
  3. развивать орфографическую зоркость, умение строить речевые высказывания
  4. воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам одноклассников, личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Планируемые

результаты

Метапредметные:

Личностные УУД: 

- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, реализовывать творческий потенциал в предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше».

Регулятивные УУД

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

- Уметь использовать в речи  речевые единицы,

- Уметь сравнивать разные  формы имен существительных, делать вывод на основе наблюдений за изменением формы слова;

- Знать  правописание окончаний имен существительных при изменении существительных по падежам.

Основные понятия

 Склонение, название падежей, вопросы к падежам, суффикс, окончание;

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

А.В.Полякова Русский язык учебник для 3-го класса. Часть II

-  тетрадь

- проектор, экран, компьютер, карточки  для самостоятельной работы, цветные полоски бумаги  c напечатанными словами, тетрадь, карточки  с алгоритмом выполнения задания, перфокарты для вывода привила написания окончаний существительных в творительном падеже;

- презентация Power Point

Организация

пространства

Эвристическая беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах;

Ход урока

Этап урока и его цели

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Содержание урока

Планируемые

результаты

I. Вводно-мотивационный этап

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Учащиеся вписывают по памяти буквы в те фигуры в которых они были написаны.

Организует быстрое включение учащихся в

урок. Мотивирует к учебной деятельности.

Слайд 1

                  Слайд 1

- О том, что знаешь ты,

О том, что мне известно

Поговорим? (ответ: Поговорим!)

Вам будет интересно

Сейчас вы сможете проверить кто в нашем классе самый внимательный. Внимательно посмотрите на фигуры и буквы запомните – воспроизведите. (слайд скрыт – проверка).

Впишите в нужные фигуры - соответствующие буквы.

Самопроверка.

-Какие буквы вы вписали в геометрические фигуры?

-На какие группы их можно разбить? (звонкие – глухие, шипящие – не шипящие).

Поднимите руку, кто справился с заданием без ошибки.

Развитие самоорганизации в учебном действии, самопроверке. (Личностные УУД)

Оформлять свои мысли в устной форме.

 Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цели:

- организовать актуализацию умений;

- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.

Проговаривают ответы.

Высказывают своё предположение.

Фиксируют индивидуальное затруднение.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

Организует  актуализацию умений определять склонение существительных, записывать правильное окончание;

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

Слайд 2

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

1.Постановка учебной проблемы.

-На доске записаны слова. В чем будет состоять ваша задача? (Вставить орфограммы, объяснить их)

-А что поможет нам не ошибиться в выборе букв? (необходимо определить склонение имени существительного и падеж, в котором оно стоит)

На доске:

..с багаж…        

с экипаж..

с задач. …

с камыш..

под кож..

за куриц…

Ученики записывают слова в тетради, выделяя части слова с орфограммами, объясняя их.

-Проверку мы будем осуществлять условными сигналами. Если вы считаете, что нужно вставить букву «О», показываем замкнутое кольцо из пальцев, если «Е»- показываем открытую ладошку.

Проверка условными знаками

Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме (Коммуникативные УУД)

Выявление места и причины затруднения

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

 

Под руководством  учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

Слайд 3

Слайд 4

В каком месте возникло затруднение?

-А как же быть со словом «курицей»? какую букву надо вставить?

-Сколько же в классе мнений? Почему?

Возникает спор в написании нужного окончания, учитель предлагает нарисовать  смайлик

на полях тетради (знаю - не знаю – хочу узнать)

-.

-Что особенного вы заметили в словах? ( Мы не можем объяснить написание)


(
обратить внимание детей на основу данных слов. На какие буквы оканчивается основа. (На шипящие и Ц)

-Кто же сформулирует тему урока? (Правописание О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц). (Вывешивается слайд с названием темы)

 

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

Операционно-содержательный этап

 Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

-    определить средства;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности. 

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

С помощью учителя ставят цель урока.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Организует постановку цели урока.

Организует составление совместного плана действий.

Организует определение средств.

Какую проблему ставим? (Когда в окончаниях сущ-х будем писать «Е» и «О»?

-Чтобы решить проблему и не ошибиться, мы будем работать в группах (повторить правила работы в группе)

Составление плана работы

1. Прочитаем слово.

2. Найдем ударную гласную, поставим знак ударения.

3 Выделим окончание.

4.Выделим основу. Обратим внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркнем букву.

6. Делаем вывод.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

Реализация построенного проекта

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

Под руководством учителя выполняет составленный план действий.

Высказывают свои версии решения проблемы, фиксируют на листочке; выбирают, кто будет отвечать.

Сопоставляют свои версии решения проблемы с учебником.

Выполняют задание на карточках.

Проговаривают тему урока.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Организует групповую работу.

Организует сопоставление версий решения проблемы с учебником.

Организует устранение затруднения.

Организует уточнение темы урока

              Слайд

На доске

1 группа        

  Перед передачей, с лапшой, под крышей, перед свечой, за тучей, над рощей.

2 группа

   За лисицей, с овцой, столицей, пыльцой, за больницей, перед птицей.

3 группа

   За ключом, перед гаражом, за сторожем, над ландышем, над чертежом, с малышом.

4 группа

  За перцем, перед незнакомцем, за крыльцом, над скворцом, под сердцем.

Когда группы готовы к ответу, еще раз повторяем тему урока)

Один человек от каждой группы

даёт ответ.

Проверка

(После ответа групп, делается общий вывод.

Сопоставление версий решения проблемы с учебником с 65-правило.

 

Мы оказались правы? Это открытие?

Мало вывести правило, нужно уметь им пользоваться. Давайте составим алгоритм.

Какое же новое знание мы открыли?

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,

свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им

(Коммуникативные УУД).

Регулятивные УУД

VI. Первичное закрепление.

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

- создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

 

Физкультминутка

Выполняют задание, проговаривая новые понятия.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Физминутка

Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме (Коммуникативные УУД).

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать взаимопроверку по эталону с последующей оценкой результатов;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Выполняют задание самостоятельно.

Выполняют взаимопроверку по эталону. Фиксируют результаты.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину,  исправляют ошибки.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Организует самопроверку по эталону.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Работа по учебнику упр. №395

Предлагаю самостоятельно разбить слова в 2 столбика.

-Учащиеся обмениваются тетрадями и проводят взаимопроверку выполненной работы.

( результат фиксируют смайлом)

У кого всё правильно?

У кого есть ошибки?

В каком месте ошибки?

В чём причина?

Исправьте ошибки.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД)

Рефлексивно-оценочный этап

 Включение в систему знаний и работа в группе

Цели:

- выявить границы применимости нового знания и выполнить задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Выполняют задание под руководством учителя в тетради.

Организует повторение умений дописывать окончания имен существительных в творительном падеже с опорой на правило.

Слайд  

Выполнение  работы в группе:

Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Запишите предложения в исправленном виде. Выделите окончания существительных.

Мой друг доволен своей удачий. Аркадий живет этажом выше. Герасим стал боком перед дверью, толкнул ее плечём и ввалился в дом со своею ношой. Я открыл дверь ключём. Народ называет землю кормилицой. Между гаражём и кузницей была мастерская. Важно только одно – любить народ, Родину – служить ей сердцим и душёй.

Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника  (Коммуникативные УУД)

Умение выслушать мнение своего товарища, работать в паре, проводить аналогии, анализировать.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Цели:

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Делают самооценку.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Слайд 15

Организует самооценку учебной деятельности.

Какую цель ставили? Достигли цели?

Какая тема урока была?

Вернемся к началу урока. Вспомните, какое задание у нас вызвало затруднение, сможем ли мы изменить смайлик на полях и решить эту орфографическую задачу. (Дети вписывают правильные окончания, рядом рисуют смайлик «знаю»).

Оцените свою деятельность на уроке. работу в группе фразеологизмом.

                                                                             

Ответы

Д.з. разноуровневые карточки

1 УРОВЕНЬ. Перепишите, вставив пропущенные орфограммы в окончаниях имен существительных.

Над трудным чертеж..м, под тяжелой нош..й, с опытным врач..м, за лиловой туч..й, без хороших гребц..в, за ближнее болотц.., гордиться столиц..й, любоваться пейзаж..м, уехать с товарищ..м, наблюдать за птиц..й, ждать лесных певц..в, играть с мяч..м.

2 УРОВЕНЬ

Перепишите, вставив пропущенные орфограммы в окончаниях имен существительных. Объясните смысл одной из пословиц

Лучше биться орлом, чем жить зайц..м. По семи молодц..в на овсяный блин. Долг платеж..м красен. С хитрец..м водиться1 – в оба глаза глядеть. Иной смех плач..м отзывается. Темна вода во облац..х. От огня вода ключ..м кипит, а водою и огонь заливают. Бог и пальц..в на руке не уравнял

(пальчики, мы молодцы, у нас все получилось)

Спасибо за урок.

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык ( 3 класс) :"Правописание О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц». .

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по системе Л.В.Занкова....

Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц» Система Л.В.Занкова

Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц» Система Л.В.Занкова...

Разработка урока по русскому языку в 3 классе по теме:"Правописание О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц." (система Л.В.Занкова)

Разработка урока по русскому языку в 3 классе по теме:"Правописание О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц." (система Л.В.Занкова).Оборудование: Компьютерная презентация, раздаточны...

«Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц»

Знакомство учащихся с новым способом действия: правописание  "о" - "е" в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук[ц]...

Технологическая карта урока русского языка в 3 - ем классе (УМК "21 век") на тему «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имён существительных после шипящих и « Ц»

Урок был составлен в рамках конкурса в сетевом издании "Образование:эффективность,качество,инновации"...

Урок русского языка 4 класс по теме: Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

На уроке учащиеся научатся обосновывать и писать безударные личные окончания глаголов....


 

Комментарии