Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц» Система Л.В.Занкова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Сорокина Ольга Владимировна2

Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц»

 

Система Л.В.Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt-uroka.docx93.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц»

Система Л.В.Занкова

Тип урока

Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

Цель:

Задачи:

Освоение правописания «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]

  • познакомить учащихся с правописанием «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц];
  • освоить алгоритм правописания «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц];
  • развивать орфографическую зоркость, умение строить речевые высказывания
  • воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам одноклассников, личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Планируемые

результаты

Метапредметные:

Личностные УУД:

- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, реализовывать творческий потенциал в предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше».

Регулятивные УУД

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

- Уметьоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других;  учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

- Уметь использовать в речи  речевые единицы,

- Уметь сравнивать разные  формы имен существительных, делать вывод на основе наблюдений за изменением формы слова;

- Знать  правописание окончаний имен существительных при изменении существительных по падежам.

Основные понятия

 Склонение, название падежей, вопросы к падежам, суффикс, окончание;

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Н.В.Нечаева Русский язык учебник для 3-го класса. Часть II

-  тетрадь

- проектор, экран, компьютер, карточки  для самостоятельной работы, цветные полоски бумаги  c напечатанными словами, тетрадь, карточки  с алгоритмом выполнения задания

Организация

пространства

Эвристическая беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

Ход урока

Этап урока и его цели

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Содержание урока

Планируемые

результаты

I. Вводно-мотивационный этап

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности.

Организует быстрое включение учащихся в урок. Мотивирует к учебной деятельности.

Слайд 1

Эпиграфом нашего урока станут строки.

Русский язык – язык,  созданный для поэзии,  он необычайно богат и примечателен, главным  образом, тонкостью  оттенков.

                                  Проспер Мериме

- Какую часть речи мы изучаем?

  (имя существительное)

Развитие самоорганизации в учебном действии, самопроверке. (Личностные УУД)

Оформлять свои мысли в устной форме.

Проговаривают ответы.

            Слайд 2

Начнём наш урок с повторения

 грамматических признаков имени существительного.

Словарно– орфографическая работа. 

Цели:

-  создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - организовать актуализацию умений.

 

Актуализация знаний о имени существительном.

Выполняют задание, проговаривая  ответы.

           

            Слайд 3

         

               Слайд 4              

                Слайд 5

- Раз мы заговорили о поэзии, прочитайте текст. 

Лес тянет ветви тонкие к рассвету,
Восход весны приветствуя душОй.
И колокольца ландышЕй приветом
Звенят над зеленеющей межОй!*

 

(Межа – это нераспаханная узкая полоса между полями. Пример: Прямая линия ярко-зеленой межи…уходила вдаль. Л.Толстой “).

- О каком времени года говорится в этом стихотворении?

- Какие приметы весны вы увидели?

- Прочитайте слова, которые также характеризуют весну.

- Значение каких слов вам не знакомы?

 (Ростепель – то же, что и оттепель – тёплая погода с таянием снега и льда.)

- Какой частью речи являются все эти слова? (существительные)

- Докажите.

- Спишите. Обозначьте часть слова, в которой находится орфограмма.

- Объясните орфограммы.

- Какие грамматические признаки имени существительного вы знаете?

Развитие самоорганизации в учебном действии, самопроверке. (Личностные УУД)

 Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Введение в тему урока.

Цели:

- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

Проговаривают ответы.

Высказывают своё предположение.

Фиксируют индивидуальное затруднение.

Организует  актуализацию умений определять склонение существительных, записывать правильное окончание;

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

         

1.Постановка учебной проблемы.

-На доске записаны слова. В чем будет состоять ваша задача? (Вставить орфограммы, объяснить их)

-А что поможет нам не ошибиться в выборе букв? (необходимо определить склонение имени существительного и падеж, в котором оно стоит)

- Если орфограмма вызвала затруднение – пропустите её.

На доске:

солнц…        

над меж…

с ландыш …

с душ ...

пейзаж ...

с птиц…

над рощ …

Ученики записывают слова в тетради, выделяя части слова с орфограммами, объясняя их.

-Проверка. (учащиеся называют склонение, падеж)

Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме (Коммуникативные УУД)

Выявление места и причины затруднения. Постановка темы и цели урока.

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения;

-     организовать постановку цели урока.

Под руководством  учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

С помощью учителя ставят цель урока.

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

           

        Слайд 6

Организует постановку цели урока.

- В каком месте возникло затруднение?

- Что особенного вы заметили в словах? (обратить внимание учащихся на основу данных слов)

- На какие буквы оканчивается основа?

- Сформулируйте тему и цель нашего урока.

 («Правописание О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц»)

Ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

Операционно-содержательный этап

 Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Цели:

- организовать составление совместного плана действий;

-    определить средства;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

С помощью учителя ставят цель урока.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Организует составление совместного плана действий.

Организует определение средств.

- Какую проблему ставим?

 (Когда в окончаниях существительных будем  писать «Е» и «О»?)

-Чтобы решить проблему и не ошибиться, я  предлагаю вам поработать в группах, провести исследовательскую  работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях в существительных после шипящих  и Ц в окончаниях  пишется О, а в каких Е.

- У вас на столах карточки со словами и карточка-информатор, которая поможет вам идти правильным путем.

КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР

  1. Прочитай слово.
  2. Поставь знак ударения.
  3. Выдели окончание.
  4. Выдели основу. Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву.

 

Повторить правила работы в группе)

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

Реализация построенного проекта

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

Под руководством учителя выполняют составленный план действий.

Выполняют задание на карточках

Проговаривают тему урока.

Высказывают свои версии решения проблемы, фиксируют на листочке; выбирают, кто будет отвечать.

Сопоставляют свои версии решения проблемы с учебником.

Под руководством учителя составляют план действий.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Организует групповую работу.

Организует устранение затруднения.

Организует уточнение темы урока

        Слайд 7

       

      Слайд 8

   Организует работу по учебнику.

   

     

  Слайд 9

Организует составление порядка работы с новой орфограммой.

1 группа        

  Перед передачей, с лапшой, под крышей, перед свечой, за тучей, над рощей.

2 группа

   За лисицей, с овцой, столицей, пыльцой, за больницей, перед птицей.

3 группа

   За ключом, перед гаражом, за сторожем, над ландышем, над чертежом, с малышом.

4 группа

  За перцем, перед незнакомцем, за крыльцом, над скворцом, под сердцем.

- Когда группы готовы к ответу, еще раз повторяем тему урока.

Проверка. Один человек от каждой группы даёт ответ.

Описание: http://festival.1september.ru/articles/518206/img4.gif

(После ответа групп, делается общий вывод.

Рисунок4 

- Но, ребята, к этому выводу пришли мы с вами, а вдруг оно ошибочное?

Как же об этом говорится в учебнике. Сверим наши выводы? Правы ли мы с вами?      (с.108 учебника)

- Мы оказались правы?

- Это открытие?

- Какое же новое знание мы открыли?

- Мало вывести правило, нужно уметь им пользоваться.

 

-Давайте составим алгоритм.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,

свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им

(Коммуникативные УУД).

Регулятивные УУД

 Первичное закрепление.

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи;

- создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Физкультминутка

Выполняют задание, проговаривая новые понятия.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Физминутка

 

- Пользуясь данным алгоритмом, поиграем.

- Если в окончании пишем О - встаём, если Е – сидим.

лицом

над крышей

мечом

зарницей

рубежом

шалашом

тучей

грачом

лучом

Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме (Коммуникативные УУД).

Вторичное закрепление.

Самостоятельная работа в группе с самопроверкой по эталону

Цели:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать взаимопроверку по эталону с последующей оценкой результатов;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Выполняют задание самостоятельно.

Выполняют взаимопроверку по эталону. Фиксируют результаты.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину,  исправляют ошибки.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Организует самопроверку по эталону.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

        Слайд 10

Выполнение  работы в группе (разноуровневые задания):

1 УРОВЕНЬ.

Перепишите, вставив пропущенные орфограммы в окончаниях имен существительных.

Над трудным чертеж..м, под тяжелой нош..й, за лиловой туч..й, без хороших гребц..в, за ближнее болотц.., гордиться столиц..й, любоваться пейзаж..м, наблюдать за птиц..й, ждать лесных певц..в, играть с мяч..м.

2 УРОВЕНЬ

Работа по учебнику упр. 469, с.109 учебника

3 УРОВЕНЬ

Творческого характера.

Пользуясь карточкой с опорными словами, составьте свой текст о весне. Какой вы себе её представляете.

много певц…

повисшие под круч…

несёт за плеч…

пронеслась над рощ…

горячее солнце

волшебным ключ..

Проверка.

 Оцените свою работу в группах.

Ответы.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД)

Рефлексивно-оценочный этап (итог)

Цели:

- выявить границы применимости нового знания и выполнить задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг;

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

 - соотнести ее цель и результаты.

Выполняют задание под руководством учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Организует повторение изученного.

 

        Слайд 11

- Исключите лишнее слово.

- Каким алгоритмом пользовались?

- Какое открытие вы сделали сегодня на уроке?

- Чему научились?

Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника  (Коммуникативные УУД)

Умение выслушать мнение своего товарища, работать в паре, проводить аналогии, анализировать.

 Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Домашнее задание Цели:

- организовать закрепление изученного материала;

- создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Делают самооценку.

.

Организует рефлексию.

       Слайд 12

Организует самооценку учебной деятельности. 

        Слайд 13

- Тема весны звучала на нашем уроке.

- А с чем у вас ассоциируется весна?

- Возьмите лучики, которые попали из нашего окошка на вашу парту и напишите на них к свои чувства, которые появились у вас после нашего урока.

Спасибо за урок.

Дифференцированное:

- правило на с.108;

- у.471;

- подобрать отрывки из стихотворений, в которых встречается новая орфограмма.

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык ( 3 класс) :"Правописание О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц». .

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по системе Л.В.Занкова....

Разработка урока по русскому языку в 3 классе по теме:"Правописание О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц." (система Л.В.Занкова)

Разработка урока по русскому языку в 3 классе по теме:"Правописание О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц." (система Л.В.Занкова).Оборудование: Компьютерная презентация, раздаточны...

«Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц»

Знакомство учащихся с новым способом действия: правописание  "о" - "е" в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук[ц]...

Технологическая карта урока русского языка в 3 - ем классе (УМК "21 век") на тему «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имён существительных после шипящих и « Ц»

Урок был составлен в рамках конкурса в сетевом издании "Образование:эффективность,качество,инновации"...

Урок русского языка 4 класс по теме: Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

На уроке учащиеся научатся обосновывать и писать безударные личные окончания глаголов....