Разработка урока по русскому языку в 3 классе по теме:"Правописание О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц." (система Л.В.Занкова)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Разработка урока по русскому языку в 3 классе по теме:"Правописание О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц." (система Л.В.Занкова).

Оборудование:

Компьютерная презентация, раздаточный материал.

Форма урока:

       Изучение нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация к уроку1.69 МБ
Файл Конспект урока32 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Разработка урока по русскому языку

Афанасьева Арина Георгиевна
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
ГБОУ СОШ №529
г. Санкт-Петербург, Петродворец

Тема: Правописание О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц.

Цели:

Предметные: формировать умение правильно писать О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц.

Метапредметные:

  1. создать условия  для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения);
  2. создать условия для формирования регулятивных универсальных действий, развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности;
  3. создать условия для формирования познавательных универсальных действий.

Личностные:  создать условия  для формирования умения проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

 Оборудование:

Компьютерная презентация, раздаточный материал.

Форма урока:

       Изучение нового материала.


Ход урока. 

Этапы урока

Наглядность

Учитель

Учащиеся

  1. Организация внимания всех учащихся, настрой на работу.

На экране: Сильнейший тот, кто улыбается.

 На экране учащиеся видят слово: Лутоша.

  1.  Актуализация прежних знаний.

  1. Постановка темы и цели урока

На экране написаны слова: Наташ..й,  туч..й, с мяч..м,  птенц..м, обруч..м, свеч..й, рош..й, лисиц..й,  карандаш..м.

  1. Формирование новых понятий. Этап введения новых знаний.

Самостоятельная работа с проверкой в группе.

Карточка-помощник

1. Запиши слова в 2 группы: с гласной О в окончании и с гласной Е в окончании;

2.  Определи падеж имен существительных;

3.  Поставь ударение;

4.  Сделай вывод о написании окончаний имен существительных.

5. Обсудите результаты работы в группе.

Карточка со словами

1 группа:             Над чертежом, с кирпичом,  за ландышем, с врачом,  пейзажем, за тучей, камышом.

2 группа:         За тучей,  над рощей,  со свечой,  с лапшой,  перед встречей, мудрецом,   гаражом.

3 группа:         С  овцой,  моржом,  за больницей,  над  задачей,   синицей,  за удачей,  пловцом.

4 группа:   Перед пляжем, сердцем,  овощем, лещом, птицей, с кольцом, сторожем.

Схема - опора

  1. Формирование умений и навыков.

  1. Физкультурная пауза.
  2. Отработка навыка.

Работа в группах: найди 4 –е  лишнее.

1 группа:  дочь         ключ          помощь         печь

2 группа: товарищ        пейзаж        карандаш                ландыши

3 группа: циркач  роща   Катюша          птенец

4 группа:        малина  малыш        малиновый                малинник

На экране поочередно появляются  слова: ключ, товарищ, Катюша, малыш.

Составление словосочетаний и предложений (разноуровневое задание).

Учащиеся выбирают и выполняют задание соответствующего уровня сложности.

1 уровень сложности: составь и запиши со словами  ключ, товарищ, Катюша, малыш словосочетания: ГЛ + СУЩ. Т.П.

 2 уровень сложности: составь и запиши предложения с существительными  ключ, товарищ, Катюша, малыш в форме творительного падежа.

На экране: открыл ключом, зашел за товарищем, дружу с Катюшей, малыш плачет. 

  • Тестовая работа с последующей проверкой.

1.Чтобы проверить написание гласных о, е после шипящих и ц в окончаниях существительных надо:

    а) определить падеж
   в) определить ударный звук
   с) определить склонение

2.В каких словах пропущена буква е?

    а) под  крыш..й
   б) перед камыш..м
   в) за туч..й

    г) над  кирпич..м

3. В каких словах пропущена буква о?

    а) с Маш…й
   б) скворц…м

    в) за зайц…м

  г)  с мяч…м

  4.В какой строчке на месте пропусков пишется буква Е?

   а) шалаш...м,   врач...м, синиц…й
  б) камыш...м, cвинц...м, полотенц...м
  в) рощ...й, репортаж...м, ландыш...м

5.В какой строке на месте пропусков пишется буква О?

  а) чертеж...м, левш...й, свеч...й

  б) товарищ...м, задач...й, этаж...м

  в) улиц...й, луч…м, куриц...й

6.В каком слове допущена ошибка в окончании?

а) багажом
б) мудрецом
в) ковшом
г) столицой

Работа проверяется по экрану.

1.- б                 2.-  а, в                3.-  б, г                4.- в                5. - а                6.- г

  • Подведение итогов. Самооценка. Рефлексия.

«Цветок настроения»

        

        

Дети смотрят клип на песню  «Улыбка» и подпевают.

Давайте будем сильными, улыбнемся друг другу и нашим гостям.

-Что можете сказать об этом слове?

-Что может обозначать это слово?

-Вы правильно догадались, это имя нашего сегодняшнего гостя. Он пришел не с пустыми руками. Вот, что у него в мешочке: Ч, Ш, Щ, Ж, Ц.

- Что можно сказать об этих буквах?  

 

-Как вы думаете, почему эти буквы принес наш гость? Какие орфограммы, связанные с этими согласными, вы знаете?

-Посмотрите, с какой проблемой столкнулся наш герой. Он обратился к нам за помощью. Что вы можете сказать об этих словах?

– Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

-Какую цель мы поставим перед собой?

-Чтобы помочь Лутоше. Надо самим разобраться в этом вопросе и вывести правило правописание гласных О и Е  после шипящих и Ц.

Самостоятельная работа с проверкой в группе.

-Сделайте вывод и сформулируйте правило, как проверить написание О, Е после шипящих и  Ц в окончаниях имён существительных.

-Проверим наш вывод с  выводом учебника.

Упражнение 475.

-Теперь мы сможем помочь нашему гостю?

-Объясните выбор орфограммы.

Письмо данных слов по памяти.

Самопроверка по экрану.

-Назовите лишнее слово и объясните свой выбор.

-А вот какие слова задумал Лутоша:

  1. Существительное, односложное, количество букв соответствует количеству звуков.
  2. Существительное, 2 склонения, трехсложное, в единственном числе, одушевленное.
  3. Существительное, одушевлённое, с ударным вторым слогом, имя собственное.
  4. Слово состоит из корня, суффикса и нулевого окончания, одушевленное.

На карточках записано задание, выберите любой уровень сложности и выполните его.

 

Проверка работы.

Проверим вариант гостя. Что составил Лутоша?

Проверьте свои ответы.

-Урок подошел к концу. Оцените свою работу.

  • У меня хорошее настроения, потому что я  все понял и доволен своей работой (зеленый кружок).
  • Я был не так активен, но мне всё понятно (желтый кружок).
  • Я ничего не понял и работой не доволен (синий кружок).

В заключение учитель подводит итоги работы групп.

-Мы начали урок с улыбки. Давайте улыбкой его и закончим.

Учащиеся дарят всем улыбки.

-Имя существительное, собственное, одушевленное, мужского или женского рода, 1 склонения, трехсложное, 6 букв и 6 звуков.

-Зверек, волшебный человечек.

-Согласные, все кроме ц обозначают  шипящие звуки. Буквы Ч, Щ обозначают только мягкие согласные звуки, а буквы Ц, Ж, Ш – только твердые согласные.

Учащиеся называют орфограммы. А учитель вывешивает на доску соответствующие схемы-опоры.

-Это имена существительные в

форме единственного числа, творительного падежа.

-Пропущена гласная О или Е в окончании.

-Пропущенная гласная стоит после шипящих или Ц.

- О, Е после шипящих и  Ц в окончаниях имён существительных.

-Определить в каких случаях в именах существительных после шипящих и Ц пишется О, а в каких Е и научиться грамотно писать.

Самостоятельная работа с проверкой в группе.

-В окончаниях существительных после шипящих и Ц под ударением пишется О. без ударения Е.

Учащиеся зачитывают правило из учебника.

Работа в группах по составлению схемы-опоры.

-Да.

Учащиеся комментируют написание слов: Наташ..й,  туч..й, с мяч..м,  птенц..м, обруч..м, свеч..й, рощ..й,  лисиц..й,  карандаш..м.

Учащиеся называют различные варианты и аргументируют свой выбор.

1 группа:

  • печь – слово может быть и глаголом и существительным;
  • ключ, т.к. это существительное мужского рода;
  • помощь – это двусложное слово.

2 группа:

  • ландыши, т.к. сущ. стоит в форме множественного числа;
  • товарищ – сущ. одушевленное;
  • пейзаж – слово двусложное.

3 группа:

  • роща – сущ. неодушевленное;
  • Катюша – имя собственное.

4 группа:

  • малыш – не однокоренное слово;
  • малиновый – имя прилагательное.

Ключ

Товарищ

Катюша

Малыш

Учащиеся выбирают и выполняют задание соответствующего уровня сложности.

Учащиеся зачитывают свои словосочетания и предложения и объясняют правильность написания окончаний.

Например:

Мама открыла дверь ключом.

Мы с товарищем пошли в кино.

Учительница довольна Катюшей.

Играю с малышом.

Малыш плачет – грамматическая основа,  которая не является словосочетанием. Надо гуляю с малышом.

Далее идет проверка правильности написания окончаний.

Учащиеся в группе анализируют свое состояние и составляют цветок- -настроения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц» Система Л.В.Занкова

Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц» Система Л.В.Занкова...

Презентация к уроку по русскому языку «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имён существительных после шипящих и «Ц» 3 класс

Презентация к уроку по русскому языку «Правописание «О» и «Е»  в окончаниях имён существительных  после шипящих и «Ц» 3  класс...

Технологическая карта урока русского языка в 3 - ем классе (УМК "21 век") на тему «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имён существительных после шипящих и « Ц»

Урок был составлен в рамках конкурса в сетевом издании "Образование:эффективность,качество,инновации"...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Правописание букв о/е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц"

Урок разработан для учащихся 3 класса, изучающих русский язык по УМК «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Это урок открытия нового знания.  В ходе изучения темы ...

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему" Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже". Школа России

Познакомить с правилом написания окончаний имён существительных в дательном падеже, научить правильно писать безударные окончания существительных в дательном падеже, определять склонение существительн...