Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Правописание букв о/е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Баукина Юлия Александровна

Урок разработан для учащихся 3 класса, изучающих русский язык по УМК «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Это урок открытия нового знания.  В ходе изучения темы учащиеся должны научиться определять опознавательные признаки данной орфограммы, на основе наблюдения вывести правило, составить алгоритм его применения. На уроке учащиеся учатся применять новые знания на основе составленного алгоритма, а также самостоятельно использовать сформированные умения и навыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №17»

г.о. Электросталь

Технологическая карта урока

 русского языка в 3 классе:

«Правописание гласных о, е в окончаниях

 имён существительных после шипящих и ц»

                                                         Разработала:

учитель начальных классов

Баукина Юлия Александровна

2017- 2018г.

Пояснительная записка

Учитель:Баукина Юлия Александровна

Предмет: русский язык

Раздел: Блок «Правописание»

Тема урока: «Правописание гласных о, е в окончанияхимён существительных после шипящих и ц»

Класс: 3

УМК: «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебник: С.В. Иванов «Русский язык», в двух частях, Издательский центр «Вентана – Граф», 2014.

Тип урока: открытие нового знания

Цели:

Образовательные:

- наблюдать за словами с орфограммой «Буквы о//е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных»;

- научить обосновывать выбор гласных о-е  после шипящих и ц в окончаниях существительных;

- формировать умение применения орфограммы при выполнении упражнений и решении орфографических задач.

Развивающие:

- развивать интерес к познавательной деятельности;

- развивать наблюдательность, внимание, умение анализировать информацию и делать выводы;

- формировать навыки работы в паре, в группе.

- содействовать развитию интереса к изучению русского языка.

Воспитательные:

- формирование устойчивой мотивации к обучению;

- воспитывать чувство товарищества, чувства уважения к одноклассникам;

- воспитывать аккуратность в выполнении письменных работ.

Оборудование: презентация « Правописание  гласныхо и е в окончаниях имён существительных», карточки для работы в паре, в группе, для самостоятельной работы.

Технологии:  проблемно-диалогического обучения: разрешение проблемных вопросов, применение знаний в новой ситуации, выполнение заданий творческого характера;

 информационно – коммуникативная: использование на уроке презентации, карточек;

игровая: использование игровых упражнений  с активными формами взаимодействия;

здоровьесберегающая: создание психологического комфорта на уроке, создание ситуации успеха для каждого ученика, физминутка.

Методы: словесный, наглядный, наблюдения, проблемно - поисковый, практический.

Формы работы: фронтальная, работа в паре, в группе, самостоятельная работа, самоконтроль и самопроверка

Планируемые результаты:

Предметные:

-вывести правило написания о-е после шипящих и ц на основе наблюдения над словами с данной орфограммой;

-составить алгоритм применения правила;

-владеть терминологией;

-применять новые знания на основе составленного алгоритма

Метапредметные:

Формируемые УУД:

Регулятивные:

-формулировать проблему и цели урока;

-искать пути решения проблемы;

-высказывать предположения на основе наблюдений;

- умение объяснять и обосновывать своё действие, выбранное для решения задачи;

-практиковать способы преодоления затруднений в обучении через включение в деятельность и сферы сотрудничества;

- планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- определять степень успешности работы.

Познавательные:

- объяснять языковые явления, выявляемые в процессе наблюдения и в ходе исследования;

-выделять главное, работать с ключевыми словами;

- преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему)

- строить  логическую  цепь рассуждений;

Коммуникативные:

- использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия;

- уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других;

- корректировать свою точку зрения;

- проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться.

Личностный результат:

-формирование устойчивой мотивации к обучению;

- умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Методическое обоснование урока:

Урок разработан для учащихся 3 класса, изучающих русский язык по УМК «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Это урок открытия нового знания.  В ходе изучения темы учащиеся должны научиться определять опознавательные признаки данной орфограммы, на основе наблюдения вывести правило, составить алгоритм его применения. На уроке учащиеся учатся применять новые знания на основе составленного алгоритма, а также самостоятельно использовать сформированные умения и навыки.

На данном уроке реализуется системно – деятельностный подход.

Системно-деятельностный подход предполагает:

- появление у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели(понимание того, что именно нужно выяснить, освоить);

- выполнение учениками определённых действий для приобретения знаний, умений;

- выявление и освоение учащимися  способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

- формирование у школьников умения контролировать свои действия;

Моя педагогическая инициатива:

Задача: оформление и укрепление заинтересованного, произвольного желания учиться.

Для успешного вхождения в учебную деятельность ученик должен получить полноценный  опыт учебного действия. Этот опыт складывается, на мой взгляд, из создания для ребенка возможности:

  1. В открытии  нового.
  2. В применении новых знаний при выполнении заданий.
  3. В представлении результата работы.

В своей педагогической инициативе, я придерживаюсь двух условий:

1)  возможность учащихся изменять ход урока  под детские вопросы или запросы.

2)многовариантность ответов на любой вопрос, когда не расставляются приоритеты, каждый определяет  правильный ответ сам для себя.

Организация творческой деятельности  учащихся на уроке.

Творческая деятельность учащихся была организована на уроке при помощи приёма «Тик-тэк -тоу»  (из Сингапурской методики)в групповой форме. Детям было предоставлено право распределения по группам по желанию. Каждый ребёнок, оценив свои силы и возможности, определил, в какой группе он будет работать.  Дети в виде игрового упражнения «Крестики-нолики» составляли с выбранными словами предложения. Результаты работы каждой группы были продемонстрированы выбранным ребятами представителем группы.

Ход урока

Этапы урока и цель этапов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мобилизующее начало урока

Цель этапа: включение учащихся в деятельность.

 Приём «Эмоциональное вхождение в урок»

Наш урок хочу начать с притчи.

"Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?”

А сам думает: "Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках”.

Какая мысль заключена в этой притче?

Я вам желаю, чтобы сегодня на уроках всё было в ваших руках.

Ученики слушают притчу и определяют её главную мысль: всё в твоих руках.

Настраиваются урок.

2. Актуализация  и фиксирование  затруднения в пробном действии, ситуация разрыва.

Цель этапа:

подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Приём «Словесный микс»

1. На слайде появляются слова с пропущенными орфограммами.

Ш…пот, жуч…к, пч…лы, друж…к,  ш..рты, ВРАЧ…М, КРЫШ..Й, СЕРДЦ…М, ПЛАЩ…М

Решите орфографическую задачу (объясните орфограмму, вставьте пропущенные буквы).

Запишите слова, выделите часть слова, в которой пропущена буква. Буквы подчеркните.

С помощью анимации в словах появляются буквы.

Приём «Яркое пятно»

Как вы думаете, почему слова ВРАЧ…М, КРЫШ…Й, СЕРДЦ…М, ПЛАЩ…М

выделены?

В случае затруднения задаётся наводящий вопрос:

Вы знаете такую орфограмму?

Приём «Подводящий диалог»

Это область нашего незнания.

А эту ситуацию можно назвать проблемной?

В какой части слова орфограмма в этих словах?

После каких звуков идёт орфограмма?

Попробуйте вывести из проблемной ситуации проблему в виде вопросительного предложения.

Учащиеся читают слова. Решают орфографическую задачу.

Записывают слова, объясняя орфограммы, выделяют часть слова, в которой находится орфограмма (до выделенных слов)

Отвечают на вопросы учителя:

В них новая орфограмма, и мы не знаем, какую букву вставлять в эти слова.

Учащиеся отвечают на вопрос.

Да, это проблемная ситуация.

В окончании

После шипящих и ц

Формулируют проблему:

«Какие буквы надо писать в окончаниях существительных после шипящих и ц?»

3.Постановка цели урока.

Цель этапа:

постановка цели учебной деятельности, выбор способов и средств её реализации.

Подумайте, какие буквы можно вставить в  данные слова?

Да,в окончания этих слов можно вставить  буквы О или Е

Какова цель нашего урока?

Обозначить цель урока можно так:

?         сущ. после шипящих и ц

                о                         е

А что ещё предстоит  сделать?

Дополните предложения.

Приём «Домысливание»

  1. Понаблюдаем …
  2. Сформулируем…
  3. Составим….

Отвечают на вопрос.

Буквы О и Е

Формулируют цель урока

«Узнать, когда  пишется О, а когда Е в окончаниях существительных после шипящих и ц».

Используя опорные слова, отвечают на вопрос.

Понаблюдаем за словами.

Сформулируем правило.

Составим алгоритм его применения.

4.Открытие нового знания

Цель этапа:

построение и фиксация нового знания.

Групповая работа

Приём «Наблюдение»

Возьмите карточку, № 1

Понаблюдайте за словами

Приложение № 1

1.Наблюдаем и сравниваем

На слайде пары слов

Прочитайте пары слов

свечой-тучей

карандашом–душем

ужом-пейзажем

борцом-пальцем

плащом-товарищем

В какой части слова орфограмма?

Что заметили у первых слов в парах?

Что заметили у вторых слов в парах?

Значит, на какой момент надо обращать внимание?

А теперь самостоятельно сделайте вывод, когда в окончаниях существительных после шипящих и ц пишется О, а когда Е.

Приём « Своя опора-шпаргалка»

Приложение № 1

2. Формулируем правило

Возьмите карточку, № 2. Дополните недостающие слова,  и вас  получится  правило.

В окончаниях имён существительных после _________ под ударением пишется__________, без ударения _____________

Прочитайте, что у вас получилось.

А теперь сверим с правилом в учебнике стр.69.

На слайде появляется правило в виде схемы.

Правило знать мало.

Давайте составим алгоритм применения правила.

Работать будете в группах по 4 человека.

Приём «Ключевые слова»

Приложение № 2

Работа в группах

Каждой группе даю карточки

Составьте и запишите алгоритм применения правила, опираясь на ключевые слова, которые даны.

Карточка

Ключевые слова: определить, часть слова, после какого звука, после шипящего и ц,  ударение.

Алгоритм применения правила

Прочитать слово

Проверка.

 Представитель от каждой группызачитывает по одному пункту алгоритма(ответы корректируются).

Сравните с алгоритмом на экране.

На слайде появляется алгоритм.

Алгоритм  применения правила

Сравните с алгоритмом, который составили вы.

Наблюдают за парами слов.

Отвечают на вопросы.

Читают пары слов

В первых словах ударение падает на окончание, а во вторых ударение не падает на окончание.

На ударение

Работают с правилом, вписывают недостающие слова: «В окончаниях имён существительных после шипящих и ц под ударением пишется о, без ударения е»

Делятся на группы, распределяют работу, составляют алгоритм применения правила.

При проверке один член от каждой группы зачитывает  по 1 пункту составленного алгоритма.

5. Физминутка

А сейчас отдохнём.

Музыкально-танцевальный ролик

«Если весело живётся, делай так»

Учащиеся выполняют движения из танцевального ролика

6. Применение новых знаний по изученному алгоритму.

Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях.

Работа в парах

Групповая работа

1. А теперь вернёмся к  выделенным словам.

На слайде появляются слова

ВРАЧ…М, КРЫШ…Й, СЕРДЦ…М, ПЛАЩ…М.

Вставьте пропущенные буквы, объясните, используя алгоритм применения правила. Слова запишите в тетрадь. Поставьте ударение, выделите окончания.

Историческая справка: сердце получило название по своему местоположению в теле-в середине. Значит, слова сердце, середина и среда ( третий день недели) раньше были однокоренными, потому что все они называют середину чего-либо.

2. А теперь работать будете в парах.

Приём «Клок Баддис» - друзья «по времени»

Приложение  №1

3. Работаем в парах «Друзья по времени»

Найдите на карточкециферблаты часов.  Обведите в кружок время 3 часа и 9 часов. Назначьте себе встречу с кем-то из одноклассников на  3 часа и на 9 часов, написав его имя около этого времени.

Помощь в объединении в пары.

Кто не смог найти пару на 3 часа? На 9 часов?

А теперь объединитесь в пару с тем, с кем вы назначили встречу на 3 часа, взяв с собой карточку.

Прочитайте задание для 3 часов.

Задание для 3 часов.

Дополните предложения подходящим по смыслу словом.

Суп со свёклой называют _________.

Доктора по-другому называют _____.

Картину, изображающую природу называют________________.

Упрямого человека называют______,

Маленький, зелёный, квакает – это_____________________.

Проверка.

Прочитайте получившиеся предложения, написание вставленных слов объясните по алгоритму.

В последнем предложении «ловушка»

В какой части слова орфограмма в слове лягушонок?

Когда пишется суффикс -онок?

Разойдитесь по своим местам.  Запишите в тетрадь два понравившихся предложения. В словах, которыми дополнили предложения, поставьте ударение, выделите окончания.

Проверка.

Какие предложения записали?

А теперь объединитесь в пару с тем, с кем вы назначили встречу на 9 часов, взяв с собой карточку.

Прочитайте задание для 9 часов.

Задание для 9 часов.

Вставьте в пословицы подходящие слова, используя слова для справок.

Вставьте пропущенные буквы, выбор буквы объясните.

Долг …. красен. Лучше орлом биться, чем … жить.С…… водиться – в оба глаза глядеть.  

Слова для справок: упрямц…м, зайц…м,  платеж…м, молодц…м, хитрец…м, плач…м.

Самопроверка.

На слайде пословицы с вставленными словами.

Проверьте себя сами.

Долг платеж…м красен. Лучше орлом биться, чем зайц..м жить. Схитрец…м водиться – в оба глаза глядеть.

Объясните смысл пословиц.

Какие буквы вставили в словах? Объясните.

При помощи анимации в словах появляются буквы.

Найдите слова с безударными гласными в корне. Объясните написание.

Разойдитесь по своим местам. Первую и вторую пословицы запишите в тетрадь.

3.А теперь снова будете работать в группах.

Выйдите к доске со своей тетрадью, ручкой и карандашом  и двигайтесь под музыку. Когда музыка остановится, замрите.

Отгадайте загадку.

Лето, осень и зима.
И красавица весна!
Если мы их сосчитаем,
Что за цифру получаем?

Отгадкой является число 4. Значит, по сколько человек разделитесь на группы?

Разделитесь на группы по 4 человека так, как хотите. Сядьте по группам.

Сыграем в тэк-тик-тоу «Крестики-нолики».

Каждой группе даю набор из 9 карточек со словами.

Слова:ландыш..м, плющ..м, дворц…м,рощ..й, камыш..м, крыш…й, тучей , задач…й, учительниц…й

 Перемешайте карточки, не поворачивая, и выложите их в виде  таблицы из игры «Крестики-нолики», 3 на 3.

Переверните карточки и посмотрите, что у вас получилось. Выберите 3 карточки по горизонтали, или по вертикали, или по диагонали.

Вставьте в слова пропущенные  буквы. Составьте предложения со словами.  Можно составить с каждым словом предложение. Можно попробовать объединить два слова в одно предложение, а если сможете, то и все три.

Проверка.

Проверить две–три группы. Записать в тетрадь два наиболее удачных предложения. Первое с комментированием с места, второе по памяти.

Вставляют пропущенные буквы, действуя по алгоритму, записывают слова, ставят ударение, выделяют окончания.

Делятся на пары, назначая встречу на 3 часа и 9 часов.

Записывают на циферблате имена одноклассников.

Рассаживаются парами с тем, с кем назначена встреча на 3 часа.

Дополняют предложения подходящими по смыслу словами.

Читают получившиеся предложения. В словах, которые вставили, объясняют орфограмму.

Находят слово-«ловушку».

После проверки расходятся по местам, записывают два любых предложения в тетрадь, в словах с изученной орфограммой выделяют окончание, ставят ударение.

Несколько человек зачитывают записанные предложения.

Рассаживаются парами с тем, с кем назначена встреча на 9 часов.

Работают с пословицами.

Выбирают из слов для справок подходящие по смыслу слова и вставляют их в пословицы. Вставляют пропущенные буквы.

Сверяют свою работу с работой на слайде. Объясняют смысл 2 и 3 пословицы. Вставляют пропущенные буквы.

Рассаживаются по своим местам. Записывают 1-ую и 2-ую пословицы.

Выходят к доске и двигаются под музыку. Когда музыка останавливается, замирают на месте.

Отгадывают загадку и делятся на группы по 4 человека по своему усмотрению и рассаживаются.

Получают набор из 9 карточек, перемешивают их, раскладывают в виде таблицы из игры «Крестики-нолики» 3 на 3.

Переворачивают карточки и рассматривают получившуюся комбинацию слов.Выбирают три карточки (по горизонтали или по вертикали, или по диагонали). Вставляют в слова пропущенные буквы и составляют со словами предложения.

Отвечают две группы: говорят, какие слова выбрали, какие буквы вставили (в соответствии с алгоритмом) и какие предложения составили.

7. Обобщение

   и  итог урока

Цель этапа: обобщить знания, полученные на  уроке.

А сейчас подведём итог нашему уроку- блиц-опрос.

Приём «Беру тебя с собой»

  •  Пишется ли в окончаниях существительных после шипящих и ц буква ё?
  • Нужно ли ставить ударение, чтобы узнать какую букву писать в окончаниях существительных после шипящих и ц?
  • Зависит ли выбор буквы от склонения?

Отвечают на вопросы, говоря «берут ли они данное понятие с собой»

8. Рефлексия

Цель этапа: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.

Определите,  какое  у вас настроение, и выберите соответствующий  вашему настроению смайлик (улыбающийся, нейтральный, грустный).

Оцените себя сами.

Найдите на карточке лесенку успеха. На какую ступеньку вы бы себя поставили к концу урока. Нарисуйте смайлик на выбранной ступеньке.

        

        

Урок окончен. Всем спасибо!

Выбирают смайлик, соответствующий настроению и определяют его на выбранную ступеньку лесенки успеха.

 

Приложение.    Задания по русскому языку

1.Наблюдаем и сравниваем

свечой-тучей        

карандашом–душем

ужом-пейзажем

борцом-пальцем

плащом-товарищем

2. Формулируем правило

В окончаниях имён существительных после ______________________ под ударением пишется________________, без ударения ________________

3. Работаем в парах «Друзья по времени»

D:\РАБОЧИЙ СТОЛ ЮЛЯ\Desktop\Программы 3 класс\Документы\clock-face-printable-classic.jpg

Дополните предложения подходящим по смыслу словом.

Суп со свёклой называют _____________________.

Доктора по-другому называют ___________________.

Картину, изображающую природу называют__________________.

Упрямого человека называют____________________,

Задание для 3 часов

Маленький, зелёный, квакает – это_____________________

Задание для 9 часов.

Вставьте в пословицы подходящие слова, используя слова для справок.

Вставьте пропущенные буквы, выбор буквы объясните.

Долг__________красен. Лучше орлом биться, чем____________ жить.С_____________водиться –

в оба глаза глядеть.  

Слова для справок: упрямц…м, зайц…м,  платеж…м, молодц…м, хитрец…м, плач…м.

  1. Лесенка успеха

Работаем в группах

Ключевые слова: определить, часть слова, после какого звука, после шипящего и ц,  ударение.

Алгоритм применения правила

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

Конспект урока по русскому языку 3 класс.Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих....

Технологическая карта урока русского языка,3 класс. Тема: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Технологическая карта урока русского языка, 3 класс. Тема:"Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих". Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями современного у...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе. ТЕМА: ПРОВЕРКА БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1-го, 2-го, 3-го СКЛОНЕНИЯ

Конспект урока по русскому языку в 4 классе. ТЕМА: ПРОВЕРКА БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ  ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1-го, 2-го, 3-го СКЛОНЕНИЯ...

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих." 3 класс УМК "Школа России"

Тема: Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящихКласс: 3Урок открытия нового знанияОборудование: учебник УМК «Школа России», часть 2, В.П. Канакина; презентация; раздаточн...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»

Конспект урока открытия новых знаний по теме «Мягкий знак  (Ь) на конце имен существительных после шипящих»  в 3 классе по программе "Школа России"....

Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему: «Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3 склонения»

Тема: «Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3 склонения»Тип урока: закреплениеЦель: создать условия для закрепления знаний учащихся о зависимости склонения имён существитель...